Фискальная политика и виды налогов
Фискальная политика тоже тесно связана с государственным бюджетом, но у нее при этом свой особый (налоговый) «акцент». Именно поэтому другое ее название – налогово-бюджетная политика. Исходя из этого, фискальной политикой можно назвать политику государства в области налогов как главного источника доходов госбюджета. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты. Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся: Объект налога (за что платят) – это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. Субъект налога (кто платит) – это налогоплательщик, т.е. физическое и юридическое лицо. Источник налог (из чего платят) – доход, из которого выплачивается налог (источник может совпадать с объектом). Единица налогообложения – единица измерения объекта налогообложения. Налоговые льготы – уменьшение налоговых ставок или полное освобождение от налогов. Ставка налога (размер налога) – величина налога с единицы объекта налога. Может быть твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения) и долевой (устанавливается определенная доля налога). Подразделяются на пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины) и прогрессивные (объекты группируются). Современные налоговые системы используют целый ряд принципов: Всеобщность, т.е. охват всех экономических субъектов, получающих доходы. Стабильность, т.е. устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени. Равнонапряженность, т.е. взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам. Обязательность, т.е. принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога. Основные виды налогов можно сгруппировать по следующим признакам: По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары и прочее); налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома) и налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг (скажем, при покупке вина, водки, сигарет). По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Рассмотрим подробно каждый из этих видов. Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, или поимущественный налог). В отличие от прямых косвенные налоги включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Здесь выделяют две позиции – акцизы и таможенные пошлины. Акцизы – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Они бывают в двух вариантах: индивидуальные акцизы (надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак). Их еще называют фискальными монопольными налогами, поскольку производство и сбыт облагаемых ими товаров часто являются монополией государства) и универсальные акцизы (налоги на общую стоимость (или ее часть) реализуемых товаров и услуг, примерами могут быть налог с продаж, НДС). Таможенные пошлины- это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; они взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу. По способу определения размера различают три основные системы: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги. Пропорциональными – называют налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. У прогрессивных налогов ставка по мере роста, скажем, доходов растет. Регрессивный – налог, ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. По уровню бюджета, в который поступают налоговые суммы (или, говоря иначе, по уровню налогообложения), выделяют налоги республиканские (идущие в государственный бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краев, областей) и местные, пополняющие бюджеты районного или городского уровней. По порядку использования необходимо различать общие налоги, которые поступают в единую кассу страны и целевые (специальные), имеющие свое конкретное назначение (например, сборы с владельцев собак, платежи за парковку автомобилей, за пользование мостами, дорогами). В Республике Казахстан налоговая система прошла три этапа реформирования: Указом президента КазССР «О создании государственной налоговой службы КазССР». Был принят пакет законодательных актов по налогам, который предусматривал 16 общегосударственных и 27 местных налогов. Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 24 апреля 1995 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» способствовал формированию нашей собственной финансовой системы. Главным было существенное упрощение системы налогообложения и сокращение числа налогов от 45 до 11, был введен налог на добавленную стоимость. 12 июня 2001 г. был принят новый Налоговый кодекс РК, который начал действовать с 1 января 2002 г. В новой редакции предусмотрены следующие положения: изменение действующего налогообложения (число налогов – 9); сближение положений законодательства по НДС с положениями в европейских странах, введена единая ставка 16% вместо 20% и 10%, установлены требования к постановке на учет, что позволит улучшить налоговое администрирование; реализация идеи стимулирования производства через особенности налогообложения приоритетных отраслей экономики (аграрный сектор, малый бизнес), социальной сферы; введение особых положений, касающихся международного налогообложения, - предполагается упрощенная процедура получения, в определенных случаях преимуществ по налоговым конвенциям. В Республике Казахстан установлены следующие налоги: · корпоративный подоходный налог; · индивидуальный подоходный налог; · налог на добавленную стоимость (НДС); · акцизы; · налоги и специальные платежи недропользователей; · социальный земельный налог; · налог на транспортные средства; · налог на имущество.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |