Глава 3. Резервы улучшения и мероприятия по их реализации.
3.1 Оценка и анализ финансовых результатов деятельности ООО "Матрица"
Прибыль и рентабельность отражают эффективность процесса производства. Прибыль – это, с одной стороны, основной источник финансирования деятельности предприятия, а с другой – источник доходов бюджетов различных уровней. В статье 50 ГК РФ указано, что извлечение прибыли является основной целью деятельности коммерческих организаций. Поэтому на исследовании прибыли остановлюсь более подробно.
Оценку и анализ изменения прибыли и источников ее формирования за отчетный и предыдущий период произведу на основании абсолютных и относительных показателей динамики прибыли до налогообложения и ее составляющих. Анализ состава прибыли до налогообложения в динамике показан в табл. 16. По данным этой табл. видно, что на величину налогооблагаемой прибыли повлияли все ее составляющие, но главным источником ее формирования была прибыль от продажи товаров. Причем налогооблагаемая прибыль снизилась в отчетном году на 17098 тыс. руб., когда прибыль от продажи товаров – на 13461 тыс. руб. Это явилось следствием того, что отрицательное влияние операционных расходов превысило положительное влияние внереализационных доходов на 6311 тыс. руб. (-7273-962) и снизило влияние прибыли от продаж на прибыль до налогообложения.
Таблица 16 Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения ООО "Матрица"
Увеличение отрицательного сальдо операционных доходов и расходов произошло в основном из-за резкого роста прочих операционных расходов. Их доля на конец года увеличилась на 68,18% и составила 79,61%, что снизило налогооблагаемую прибыль. Рост вышеуказанной статьи был связан с высокими расходами на списание устаревшего оборудования. Также на предприятии в связи с уменьшением величины краткосрочных вложений снизились проценты к получению, что также повлияло на изменение налогооблагаемой прибыли в меньшую сторону.
Анализ влияния факторов на прибыль от продаж ООО “Матрица”
Объектом особого внимания в организации является прибыль от продажи продукции (работ, услуг). Проведение факторного анализа указанной прибыли позволит оценить резервы повышения эффективности производства. Для этого составлю табл. 17. Также динамику прибыли от продажи и факторов, влияющих на нее, наглядно можно увидеть в прил. 12 (рис. 16). Таблица 17 Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО "Матрица"
Прибыль от продаж определяется следующим расчетом: Ппр = Впр – Спр - Рк – Ру (2) Используя данные табл. 17, установлю влияние всех факторов на изменение прибыли. – Влияние изменения объема продаж на прибыль (ΔПпр1) определяется по формуле: ΔПпр1 =Ппр0 * Jпр- Ппр0= Ппр0 (Jпр - 1) (3) где: Ппр1 и Ппр0 – прибыль от продаж за 2008 и 2009 г.г. J пр - индекс роста объема продаж, руб. Индекс роста объема продаж определяется отношением выручки от продаж за отчетный период к выручке от продаж предыдущего периода. Jпр = 106969/120017=0,89 ΔПпр1 = 34022*(0,89–1)= –3698,8 тыс. руб. – Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль (ΔПпр2) рассчитывается по формуле: ΔПпр2 = С0 × Jпр - С1 (4) ΔПпр2 = 85203*0,89–77744= – 1804,09 тыс. руб. Влияние на изменение прибыли уровня коммерческих (ΔПпр3) и управленческих расходов (ΔПпр4) рассчитаю аналогично. – Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль ΔПпр3 = 594*0,89–5562= – 5032,6 тыс. руб. – Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль ΔПпр4 = 198*0,89–3102= – 2925,5 тыс. руб. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за анализируемый период, что выражается формулой: ΔПпр = ΔПпр1+ ΔПпр2+ ΔПпр3+ ΔПпр4 = – 13461 тыс. руб. Как видно из расчетов, на анализируемом предприятии на сокращение суммы прибыли на 13461 тыс. руб. повлияли все вышеперечисленные факторы. Особенно настораживает увеличение коммерческих расходов на 4968 тыс. руб., в результате чего прибыль от продаж снизилась на 5032,6 тыс. руб. А так как управленческие, как и коммерческие расходы относятся к постоянным, следует узнать, что было бы, если данные расходы не изменились бы. Таким образом, прибыль от продаж = 28433 тыс. руб. (106969–77744–594–198). То же самое можно сказать и о переменных затратах, которые именуются в бухгалтерском балансе, как «себестоимость проданных товаров». Если бы они пропорционально снизились объему продажи продукции, т.е. на 0,89% и составляли 75940 тыс. руб., прибыль от продаж составила бы 106969-75940-594-198=30237 тыс. руб. Конечно, она все равно отстает от прибыли за 2005 г., но разница между ними была бы существенно меньше (-3785 тыс. руб.). Сравнить более наглядно разницу в снижении прибыли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. можно в прил. 13 (рис. 17,18). На данном этапе можно еще раз оценить деловую активность предприятия по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных активов (Такт), объема продаж (Тпрод) и прибыли (Тприб): На анализируемом предприятии темп роста активов за исследуемый период составил 120%, темп роста объема продаж – 89%, темп роста прибыли от продаж – 60%. Данный расчет еще раз подтверждает, что в отчетном периоде хотя и наблюдалось наращивание масштабов своей деятельности, но произошел спад деловой активности предприятия, так как темп роста прибыли от продаж значительно меньше темпа роста объема продаж, и, следовательно, темпа роста совокупных активов. Если прибыль – абсолютный показатель финансовых результатов, то рентабельность – относительный показатель, отражающий финансовый результат, определяемый, как отношение прибыли к затратам или ресурсам предприятия. Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Расчет и анализ показателей рентабельности затрат и продаж выполняется в табл. 18.
Таблица 18 Расчет и анализ показателей рентабельности продукции ООО "Матрица"
Из данных табл. 18 следует, что показатели рентабельности за 2009 г. по сравнению с показателями 2008 г. значительно уменьшились, что говорит о снижении эффективности деятельности ООО "Матрица". Так, предприятие с каждого рубля, затраченного на реализацию продукции, стало иметь прибыли на 15,77% меньше, чем в предыдущем периоде. А с рубля продаж стало иметь меньше прибыли от продаж на 9,13% и меньше чистой прибыли на 9,73%. Снижение уровня рентабельности затрат, а следовательно снижение уровня рентабельности продаж могло измениться за счет изменения суммы выручки, за счет изменения суммы переменных и постоянных затрат. Поэтому узнаю влияние выше перечисленных факторов на изменение этих показателей. Для расчета использую способ цепной подстановки: ; ; ; ; .
Изменение уровня рентабельности затрат общее: 23,8%–36,56% = –15,77%. В т. ч.: за счет суммы выручки: 24,39–36,56=–15,17%; суммы переменных затрат: 36,2–24,39=+11,81%; –15,77% суммы коммерческих расходов: 28,1–36,2=–8,1%; суммы управленческих расходов: 23,8–28,1=–4,31. В итоге, в отчетном периоде на снижение уровня рентабельности затрат, а следовательно на снижение рентабельности продаж повлияло в основном резкое снижение выручки. Уровень рентабельности в данном случае снизился на 15,17%. Также можно отметить снижение рентабельности затрат на 12,41% за счет увеличения суммы постоянных расходов (коммерческих + управленческих) в отчетном периоде. Все это говорит не только о возникших трудностях сбыта продукции, но еще раз и о необдуманном увеличении постоянных затрат на предприятии. Кроме проанализированных коэффициентов рентабельности различают рентабельность всего капитала, собственного капитала, основной деятельности (табл. 19). Таблица 19 Расчет показателей рентабельности авансированных средств ООО "Матрица"
Из данных табл. 19 следует, что и здесь показатели рентабельности за 2009 г. по сравнению с показателями 2008 г. уменьшились: – получение прибыли с каждого рубля, вложенного в имущество предприятия, уменьшилось на 4,44%; – получение прибыли от основной деятельности с каждого рубля, вложенного в имущество основной деятельности, уменьшилось на 10,57%. – в 2009 г. собственники предприятия получили с каждого вложенного рубля на 7,08% меньше, чем в 2008/ г. Таким образом, резкое увеличение полной себестоимости готовой продукции, снижение уровня продаж, излишняя затоваренность готовой продукции на складе, рост дебиторской задолженности, снижение показателей оборачиваемости – все это факторы, прямо или косвенно повлияли на снижение прибыли, а, следовательно, и на снижение рентабельности ООО "Матрица".
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |