Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сертификация систем качества



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
Сертификация систем качества 0.00 из 5.00 0 оценок




Конечная оценка качества изготовления продукции, успешная ее реа­лизация на внутреннем и внешнем рынке осуществляется с помощью сертификацш — системы мер и действий тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия фактических характерис­тик товара (продукции, изделий) требованиям, установленным норматив­ными актами и соответствующими стандартами, действующими как внутри данной страны, так и в стране-импортере. Сертификации подлежит про­дукция предприятий (учреждений, организаций и т.п.) всех форм собствен­ности и видов деятельности. Ее объектом может быть и состояние произ­водства, система управления качеством.

Работа по сертификации предполагает:

§ обоснование критериев, по которым можно утверждать, что про­дукция отвечает интересам потребителя (покупателя), требованиям импор­тера, возможностям изготовителя;

§ выбор системы сертификации, определяющейся авторитетом орга­низации, выполняющей сертификацию, беспристрастностью и компетен­цией ее персонала, надежностью используемого оборудования;

§ стабильность технологических процессов производства продукции, использования системы управления ее качеством, способов оценки и конт­роля;

§ независимость результатов сертификации.

Сертификация может быть обязательной и добровольной.

 Обязатель­ной сертификации подлежит та продукция или ее показатели (парамет­ры) качества, которые могут оказывать нежелательные воздействия на че­ловека или окружающую среду, или значения которых ограничиваются специальными положениями (регламентами и т.п.), например, продукты питания, самолеты, автомобили, электрооборудование, газовые приборы, строительные и другие материалы. Решение об обязательной сертифика­ции принимается специальным органом. Реализация такой продукции без сертификации не допускается.

Добровольная сертификация выполняется по поводу установления со­ответствия продукции показателям, не предусмотренным обязательной сер­тификацией. Это, как правило, технико-эксплуатационные характеристики товара, определяющие его надежность и долговечность, безотказность, эргономические, эстетические и другие показатели, выгодно отличаю­щие одну продукцию от другой. Выполняется она по инициативе юриди­ческих лиц или граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.

По порядку выполнения различают самосертификацию и сертифика­цию третьей стороной. Самосертификация или заявление поставщика о соответствии продукции требованиям стандартов заключается в том, что все действия по установлению соответствия ее качества осуществляют­ся изготовителем (производителем) без участия сторонних организаций. Допускается она для надежного партнера и распространена в промышленно развитых странах, например, в Японии, США, Германии и др. Связана она с организацией на этих предприятиях высокоэффективных систем обеспечения высокого качества продукции, включая контроль качества сырья, материалов, технологических процессов, готовой про­дукции, упаковки и маркировки, а также полную ответственность, в т.ч. и юридическую, за качество сертификации, соответствие товара требо­ваниям стандартов и другой нормативно-технической документации.

Сертификация третьей стороной (посредническая сертификация) осуществляется сторонней организацией, имеющей высокий междуна­родный авторитет (отечественной, зарубежной), или с ее участием. Такая сертификация предусматривает аттестацию предприятий, оценку органи­зации на них контрольных испытаний, типовые испытания образцов про­дукции в испытательных центрах, а также последующий контроль качест­ва продукции посредством испытания образцов, взятых из торговли или из производства, надзора за функционированием систем обеспечения качества продукции на предприятиях. Сертификация третьей стороной— лучшая реклама для товара (продукции, изделия).

На продукцию, которая прошла сертификацию, выдается сертификат соответствия, либо она заносится в список изделий, разрешенных к про­даже, с выдачей предприятию свидетельства о признании сертификата. Сертификатом соответствия является документ, выданный по прави­лам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифици­рованной продукции требованиям конкретных стандартов и других нор­мативных документов. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие данной про­дукции необходимым требованиям.

Совокупность элементов, располагающих собственными правила­ми процедуры подтверждения товара установленным требованиям, на­зывают системой сертификации. Она независима, поскольку не от­носится ни к изготовителю, ни к потребителю. Важным ее элементом является испытательный орган (центр), правомочный осуществлять конк­ретные типы испытаний и выдачу соответствующего документа (сер­тификата), регистрационного номера. В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, в которых таким орга­ном является национальная организация по сертификации (стандартизации).

 В 1987г. после выхода первого издания стандартов серии ИСО 9000 начался бум по использованию этих стандартов в ме­неджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой сис­темы качества и использования процедуры сертификации в кон­курентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои сис­темы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Евро­пы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия.

С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем каче­ства не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отелей, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государствен­ных органов управления. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний.

Например, в России сертификация по ИСО 9000 началась с 1991 г. Участ­никами сертификации являются крупные промышленные пред­приятия: "Чайка" (часы), "Кристалл" (водка), "Белэнергомаш" (трубопроводы), “УралАЗ" (автомобили), "Уралэлектромедь" (медь электролитическая) (всего около 30). Основным первоначаль­ными побудительным мотивом являлось повышение конкурен­тоспособности экспортной продукции и упрощение процедуры сертификации выпускаемой продукции.

По прогнозам, число компаний и организаций, сертифици­ровавших свою систему качества, к 1998 г. будет превышать 300 000. Основные принципы международной политики в об­ласти качества:

1. Открытость и доступность информации для потребителей, производителей и государства о требованиях, предъявляемых к качеству продукции, методам ее испытаний и сертификации.

2. Создание единого правового и технического пространства с учетом национального законодательства в области качества путем унификации требований к качеству.

3. Повышение конкурентоспособности товаров за счет наибо­лее полного удовлетворения ожиданий потребителя.

4. Повышение роли человеческого фактора в обеспечении ка­чества.

5. Создание инфраструктуры качества в виде международных институтов, обществ, тесного сотрудничества между ними.

6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех работников предприятия в процесс непрерывного улучшения всех стадий производственного цикла. В этом случае каждый работник является клиентом для того, кто стоит перед ним в производственном цикле, и поставщиком для тех, кто стоит после него.

 Порядок организации и выполнения работ по сертификации должен осу­ществляться таким образом, чтобы обеспечить ее объективность, достовер­ность и воспроизводимость результатов испытаний, быть экономически приемлемым для изготовителей и потребителей продукции. Во многих стра­нах мира действуют определенные требования, позволяющие защитить свой рынок от продукции, включая и импортную, несоответствующую нацио­нальным стандартам, другим нормативным документам. Продукция мно­гих изготовителей пользуется повышенным спросом, если подтверждено, что она сертифицирована независимой высококвалифицированной автори­тетной третьей стороной. Вместе с тем, не всегда эти подтверждения следу­ет принимать на веру, а поэтому потребитель организует зачастую собствен­ную проверку, что, естественно, требует определенных затрат.[3, c. 51-55]


2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО “Кровля”

2.1 Анализ производства и качества продукции на ОАО “Кровля”

Анализ начинаем с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста по следующей аналитической таблице:

Таблица 2.1

Динамика производства кирпича керамического за 2008 г

Квартал

Объем производства,

 тыс.м2.

 Темпы роста, %

базисные цепные
1 2 3 4   15851 21430 21300 20419 100 135,20 134,38 128,82 100 135,20 99,39 95,86

 

Из таблицы видно, что за четыре квартала объем производства увеличился на 28,82%. Причиной наибольшего значения темпов роста во 2-ом и 3-ем кварталах является сезонность производства керамического кирпича: в эти периоды наблюдается максимальный спрос на данный вид продукции.

 

Среднегодовой темп роста (Тр) и темп прироста (Тпр) можно рассчитать по среднегеометрической:

В данном случае среднегодовой темп роста выпуска продукции составляет 108,81%, а среднегодовой темп прироста – 8,81%.

Для большей наглядности динамику производства продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).

Рис. 2.1.Динамика производства биполикрина за период с 1 по 4 квартала

 

Оценку выполнения плана по производству продукции за отчетный период (год) проводим по следующей аналитической таблице:

 

Таблица 2.2.

Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 2007 год

Продукция

 Объем производства продукции в плановых

 ценах, млн.руб.

 План  Факт  +,-  % к плану
Биполикрин Кровляэласт Камни бортовые Рубероид Обувной картон 5681,06 1594,40 118,33 65,31 324,19 5834,80 1458,64 121,28 41,60 219,00 +153,74 -135,76 +2,95 -23,71 -105,19 +2,71 -8,51 +2,49 -36,30 -32,49
Итого 7783,29 7675,32 -107,97 -1,39

 

Из таблицы видно, что плановый объем производства превышает фактический на 107,97 млн.руб., т.е. план недовыполнен на 1,39%. Это связано с невыполнением плана по производству кровляэласта на 135,76 млн.руб. (8,51%), а также перлита на 23,71 млн.руб. (36,30%) и глины на 105,19 млн.руб. (32,49%).

Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру.

Для анализа выполнения плана по ассортименту продукции используем следующую аналитическую таблицу:

 

Таблица 2.3.

Выполнение плана по ассортименту продукции

 

Продукция

Объем выпуска продукции в

плановых ценах, млн. руб.

Удельный вес

выпуска, %

Выполнение плана, %

Отклонение удельного веса, +

Засчитывается в выполнение

плана

План Факт План Факт
Биполикрин Кровляэласт Камни бортовые Рубероид Обувной картон 5681,06 1594,40 118,33 65,31 324,19 5834,80 1458,64 121,28 41,60 219,00 72,99 20,48 1,52 0,84 4,17 76,02 19,00 1,58 0,54 2,86 102,71 91,49 102,49 63,70 67,55 +3,03 -1,48 +0,06 -0,30 -1,31 5681,06 1458,64 118,33 41,60 219,00
Итого 7783,29 7675,32 100 100 98,61 - 7518,63

 

Как видно из таблицы, план выпуска продукции выполнен только на 98,61%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по биполикрину и камням бортовым план перевыполнен соответственно на 2,71% и 2,49%, а по кровляэласту, рубероиду и картону недовыполнен соответственно на 8,51%; 36,30% и 32,45%.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

1)

 

с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:

2) по способу наименьшего процента – согласно данным таблицы 11 она составляет 63,70%;

3) по удельному весу изделий, по которым план выполнен, в данном случае она составляет 77,6% (76,02+1,58).

Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что план по ассортименту продукции выполнен только на 96,60%. В первую очередь это связано с невыполнением плана по производству перлита – план выполнен только на 63,70%. Причинами этого могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, а также недостатки в организации производства и ошибки в планировании.

Анализ выполнения плана по структуре выпускаемой продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по структуре, на общий фактический выпуск продукции. Для расчета данного коэффициента используется следующая аналитическая таблица:

 


Таблица 2.4

Выполнение плана по структуре продукции

Продукция

Выпуск продукции,

 млн.руб.

Удельный вес

продукции, %

Объем факти-

ческий при

 плановой

 структуре

Засчиты-

вантся в

выполне-

ние плана

по струк-

туре

План Факт План Факт
Биполикрин Кровляэласт Камни бортовые 1594,40 65,31 118,33 1458,64 41,60 121,28 89,67 3,67 6,66 89,96 2,57 7,48 1452,02 59,51 107,99 1454,02 41,69 107,99
Итого 1778,04 1621,52 100 100 1621,52 1603,61

 

 

Коэффициент выполнения плана по структуре (Кстр) составит:

 

Кстр=1603,61/1621,52*100=98,89%.

 

Таким образом, плана по структуре выполнен только на 98,89% (или недовыполнен на 1,11%). Это связано со снижением объема производства кровляэласта и бортовых камней.

Расчет влияния структурных сдвигов на экономические показатели деятельности предприятия произведем различными методами. В первую очередь проведем расчет способом цепной подстановки следующим образом:


При этом коэффициент выполнения плана составит:

 Квп=Qф/Qпл=75714/83600=0,9057.

Данные расчетов представим в следующей аналитической таблице:

 

 


Таблица 2.5

Анализ структуры произведенной продукции

 

Продукция

 

Опто-

вая

цена

за 1м,

тыс.р.

Объем произ-

водства про-

 дукции, м

Структура

продукции, %

Выпуск продукции в ценах

плана, млн.руб.

План Факт План Факт План Факт при плановой структуре Факт
Биполикрин Кровляэласт Камни бортовые Рубероид 19,93 21,77 197,21 80000 3000 600 73188 1911 615 95,69 3,59 0,72 96,66 2,52 0,82 1594,40 65,31 118,33 1444,05 59,15 107,17 1458,58 41,54 122,44
Итого  - 83600 75714 100 100 1778,04 1610,37 1622,56

 

Таким образом, если бы план производства был равномерно недовыполнен на 90,57% по всем видам продукции (т.е. по трем рассматриваемым видам) и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 1610,37 млн.руб. При фактической структуре он выше на 12,19 млн.руб.

 

Такой же результат можно получить способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных показателей умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении:

 

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства можно использовать также способ абсолютных разниц. Для этого сначала определим, как изменится средний уровень цены 1 м3 продукции за счет структуры:

Расчетов проведем на основании данных таблицы6.6.

 

Затем определяем изменение объема товарной продукции по следующей формуле:

 

Расчета влияния структурного фактора на объем производства можно определить

 

также с помощью средневзвешенных цен следующим образом:

 

Таблица 2.6

Расчет измерения средней цены изделия за счет структурного фактора

Продукция

Оптовая

цена, тыс.р.

Структура продукции, %

Изменение сред-

ней цены за счет

структуры, тыс.р.

План Факт +,-
Биполикрин Кровляэласт Камни бортовые  19,93  21,77  197,21  95,69  3,59  0,72  96,66  2,52  0,82 +0,97 -1,07 +0,10 +0,19 -0,23 +0,20
Итого  -  100  100  - +0,16

 

Таким образом, в результате структурных сдвигов средняя цена 1 м3 продукции возросла на 160 руб., а производство товарной продукции за счет структурных сдвигов в ассортименте увеличилось на 12,19 млн.руб.

Для оценки выполнения плана по ритмичности рассчитываются такие показатели, как коэффициент ритмичности производства, коэффициент выпуска продукции, коэффициент вариации, а также коэффициент аритмичности. Расчеты показателей будут производиться на основании данных следующей таблицы:

Таблица 2.7.

Ритмичность выпуска продукции по декадам

 

Декада

Выпуск продукции за год,

млн.руб.

Удельный вес

продукции, %

Выпол-нение

плана,

коэф-

фици-

 ент

Засчитывается в выполнение плана по ритмичности

 

производства

млн.р.

выпуск

продук-

 ции,

млн.руб

 План

Фактический при плановой структуре  Факт  План

Факт

1

2

3

1895,40 2397,25 3490,64 1868,94 2364,00 3442,38 1858,33 2246,15 3570,84

24,35

30,80

44,85

24,21 29,27 46,52 0,9804 0,9370 1,0230

1858,33

2246,15

3490,64

1858,33 2246,15 3442,38  

Итого

7783,29 7675,32 7675,32

100

100 0,9861

7595,12

7546,86  
                         

 

 

Коэффициент ритмичности производства составит:

 

Данные таблицы показывают, что предприятие работало недостаточно ритмично (план выполнен только на 97,58%), допускались значительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в 1-ой и 2-ой декадах, что пришлось компенсировать в 3-ей декаде.

Коэффициент ритмичности выпуска продукции рассчитаем следующим образом:

 

Коэффициент ритмичности выпуска продукции составил 98,33%, т.е. производственные мощности предприятия использовались по отрезкам планового периода достаточно пропорционально.

Далее рассчитаем коэффициент вариации по формуле

В данном случае коэффициент вариации составляет 0,0390. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 3,90%.

Для оценки ритмичности производства рассчитаем также коэффициент аритмичности как сумму положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждую декаду:

При строгом соблюдении запланированных суточных заданий коэффициент аритмичности равен нулю. В нашем случае он составляет 0,1056. Это также говорит о нечетком соблюдении графиков выпуска продукции.

Необходимо также подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднедекадного объема производства:

Таким образом, потери предприятия в связи с неритмичной работой составили 3037,20 млн.руб.

На ОАО “Кровля” к качеству выпускаемой продукции претензий нет, поэтому в данной курсовой работе анализ качества продукции не проводится.

В 2003 году на ОАО “Кровля” планируется установить новую печь обжига кирпича. Рассчитаем приращение продукции в результате ввода нового оборудования:

Таким образом, в результате установки новой печи обжига кирпича выпуск продукции предприятия увеличится на 861,90 млн. руб.

2.2 Организация управления качеством продукции на ОАО “Кровля”

Служба качества (далее по тексту- СК) создается для:

- руководства функционированием системы качества на комбинате;

- представления отчетов уполномоченному представителю генерального директора комбината о состоянии системы качества;

-руководства корректировкой системы качества в процессе ее внедрения и эксплуатации.

 Руководитель СК назначается на должность приказом генерального директора комбината по согласованию с уполномоченным представителем директора. Руководитель СК в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, документами системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и организационно-распорядительными документами комбината.

Обязанности

1 Определение требований к составу и содержанию отдельных документов системы качества.

2 Определение состава уполномоченных представителей по системе качества и др.

3 Выдача заданий разработчикам документов системы качества, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий, координация работ.

4 Контроль качества документов системы управления качеством для обеспечения их соответствия техническому заданию.

5 Консультирование разработчиков документов системы управления качеством.

6 Сбор, систематизация и накопление данных об улучшении качества выпускаемой продукции в процессе внедрения документов системы управления качеством и информирование об этом работников комбината.

7 Подготовка проекта плана повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями системы качества. Проведение занятий по повышению квалификации персонала.

8 Участие во внедрении системы управления качеством, принятие решений о корректировке документов системы качества по результатам внедрения.

9 Проведение внутренних проверок системы качества и принятие решения о возможности проведения внешнего аудита.

10 Участие в работе с внешними аудиторами при проведении сертификационного аудита и надзорных аудиторов.

11 Участие в работе Совета по качеству.

12 Подготовка предложений о стимулировании разработчиков документов системы качества.

13 Подготовка информационных материалов, способствующих формированию репутации комбината, связанных с внедрением системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000.

14 Ведение регистрации документов системы управления качеством.

Служба качества имеет право:

- самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

- отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ей работниками и привлекаемыми специалистами;

- представлять комбинат в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества;

- принимать решения и вести переписку по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества.

Служба качества несет ответственность за выполнение возложенных обязанностей по разработке, внедрению и сертификации системы качества.

В случае невыполнения обязанностей или не использования предоставленных прав, а также нарушения правил трудового распорядка сотрудники СК несут ответственность в виде потери премий, надбавок, либо несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
Сертификация систем качества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сертификация систем качества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)