Сертификация систем качества
Конечная оценка качества изготовления продукции, успешная ее реализация на внутреннем и внешнем рынке осуществляется с помощью сертификацш — системы мер и действий тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия фактических характеристик товара (продукции, изделий) требованиям, установленным нормативными актами и соответствующими стандартами, действующими как внутри данной страны, так и в стране-импортере. Сертификации подлежит продукция предприятий (учреждений, организаций и т.п.) всех форм собственности и видов деятельности. Ее объектом может быть и состояние производства, система управления качеством. Работа по сертификации предполагает: § обоснование критериев, по которым можно утверждать, что продукция отвечает интересам потребителя (покупателя), требованиям импортера, возможностям изготовителя; § выбор системы сертификации, определяющейся авторитетом организации, выполняющей сертификацию, беспристрастностью и компетенцией ее персонала, надежностью используемого оборудования; § стабильность технологических процессов производства продукции, использования системы управления ее качеством, способов оценки и контроля; § независимость результатов сертификации. Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательной сертификации подлежит та продукция или ее показатели (параметры) качества, которые могут оказывать нежелательные воздействия на человека или окружающую среду, или значения которых ограничиваются специальными положениями (регламентами и т.п.), например, продукты питания, самолеты, автомобили, электрооборудование, газовые приборы, строительные и другие материалы. Решение об обязательной сертификации принимается специальным органом. Реализация такой продукции без сертификации не допускается. Добровольная сертификация выполняется по поводу установления соответствия продукции показателям, не предусмотренным обязательной сертификацией. Это, как правило, технико-эксплуатационные характеристики товара, определяющие его надежность и долговечность, безотказность, эргономические, эстетические и другие показатели, выгодно отличающие одну продукцию от другой. Выполняется она по инициативе юридических лиц или граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации. По порядку выполнения различают самосертификацию и сертификацию третьей стороной. Самосертификация или заявление поставщика о соответствии продукции требованиям стандартов заключается в том, что все действия по установлению соответствия ее качества осуществляются изготовителем (производителем) без участия сторонних организаций. Допускается она для надежного партнера и распространена в промышленно развитых странах, например, в Японии, США, Германии и др. Связана она с организацией на этих предприятиях высокоэффективных систем обеспечения высокого качества продукции, включая контроль качества сырья, материалов, технологических процессов, готовой продукции, упаковки и маркировки, а также полную ответственность, в т.ч. и юридическую, за качество сертификации, соответствие товара требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации. Сертификация третьей стороной (посредническая сертификация) осуществляется сторонней организацией, имеющей высокий международный авторитет (отечественной, зарубежной), или с ее участием. Такая сертификация предусматривает аттестацию предприятий, оценку организации на них контрольных испытаний, типовые испытания образцов продукции в испытательных центрах, а также последующий контроль качества продукции посредством испытания образцов, взятых из торговли или из производства, надзора за функционированием систем обеспечения качества продукции на предприятиях. Сертификация третьей стороной— лучшая реклама для товара (продукции, изделия). На продукцию, которая прошла сертификацию, выдается сертификат соответствия, либо она заносится в список изделий, разрешенных к продаже, с выдачей предприятию свидетельства о признании сертификата. Сертификатом соответствия является документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям конкретных стандартов и других нормативных документов. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие данной продукции необходимым требованиям. Совокупность элементов, располагающих собственными правилами процедуры подтверждения товара установленным требованиям, называют системой сертификации. Она независима, поскольку не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Важным ее элементом является испытательный орган (центр), правомочный осуществлять конкретные типы испытаний и выдачу соответствующего документа (сертификата), регистрационного номера. В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, в которых таким органом является национальная организация по сертификации (стандартизации). В 1987г. после выхода первого издания стандартов серии ИСО 9000 начался бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой системы качества и использования процедуры сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия. С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем качества не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отелей, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государственных органов управления. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний. Например, в России сертификация по ИСО 9000 началась с 1991 г. Участниками сертификации являются крупные промышленные предприятия: "Чайка" (часы), "Кристалл" (водка), "Белэнергомаш" (трубопроводы), “УралАЗ" (автомобили), "Уралэлектромедь" (медь электролитическая) (всего около 30). Основным первоначальными побудительным мотивом являлось повышение конкурентоспособности экспортной продукции и упрощение процедуры сертификации выпускаемой продукции. По прогнозам, число компаний и организаций, сертифицировавших свою систему качества, к 1998 г. будет превышать 300 000. Основные принципы международной политики в области качества: 1. Открытость и доступность информации для потребителей, производителей и государства о требованиях, предъявляемых к качеству продукции, методам ее испытаний и сертификации. 2. Создание единого правового и технического пространства с учетом национального законодательства в области качества путем унификации требований к качеству. 3. Повышение конкурентоспособности товаров за счет наиболее полного удовлетворения ожиданий потребителя. 4. Повышение роли человеческого фактора в обеспечении качества. 5. Создание инфраструктуры качества в виде международных институтов, обществ, тесного сотрудничества между ними. 6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех работников предприятия в процесс непрерывного улучшения всех стадий производственного цикла. В этом случае каждый работник является клиентом для того, кто стоит перед ним в производственном цикле, и поставщиком для тех, кто стоит после него. Порядок организации и выполнения работ по сертификации должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить ее объективность, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний, быть экономически приемлемым для изготовителей и потребителей продукции. Во многих странах мира действуют определенные требования, позволяющие защитить свой рынок от продукции, включая и импортную, несоответствующую национальным стандартам, другим нормативным документам. Продукция многих изготовителей пользуется повышенным спросом, если подтверждено, что она сертифицирована независимой высококвалифицированной авторитетной третьей стороной. Вместе с тем, не всегда эти подтверждения следует принимать на веру, а поэтому потребитель организует зачастую собственную проверку, что, естественно, требует определенных затрат.[3, c. 51-55] 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО “Кровля” 2.1 Анализ производства и качества продукции на ОАО “Кровля” Анализ начинаем с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста по следующей аналитической таблице: Таблица 2.1 Динамика производства кирпича керамического за 2008 г
Из таблицы видно, что за четыре квартала объем производства увеличился на 28,82%. Причиной наибольшего значения темпов роста во 2-ом и 3-ем кварталах является сезонность производства керамического кирпича: в эти периоды наблюдается максимальный спрос на данный вид продукции. Среднегодовой темп роста (Тр) и темп прироста (Тпр) можно рассчитать по среднегеометрической: В данном случае среднегодовой темп роста выпуска продукции составляет 108,81%, а среднегодовой темп прироста – 8,81%. Для большей наглядности динамику производства продукции можно изобразить графически (рис. 2.1). Рис. 2.1.Динамика производства биполикрина за период с 1 по 4 квартала
Оценку выполнения плана по производству продукции за отчетный период (год) проводим по следующей аналитической таблице:
Таблица 2.2. Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 2007 год
Из таблицы видно, что плановый объем производства превышает фактический на 107,97 млн.руб., т.е. план недовыполнен на 1,39%. Это связано с невыполнением плана по производству кровляэласта на 135,76 млн.руб. (8,51%), а также перлита на 23,71 млн.руб. (36,30%) и глины на 105,19 млн.руб. (32,49%). Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру. Для анализа выполнения плана по ассортименту продукции используем следующую аналитическую таблицу:
Таблица 2.3. Выполнение плана по ассортименту продукции
Как видно из таблицы, план выпуска продукции выполнен только на 98,61%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по биполикрину и камням бортовым план перевыполнен соответственно на 2,71% и 2,49%, а по кровляэласту, рубероиду и картону недовыполнен соответственно на 8,51%; 36,30% и 32,45%. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться: 1) с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции: 2) по способу наименьшего процента – согласно данным таблицы 11 она составляет 63,70%; 3) по удельному весу изделий, по которым план выполнен, в данном случае она составляет 77,6% (76,02+1,58). Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что план по ассортименту продукции выполнен только на 96,60%. В первую очередь это связано с невыполнением плана по производству перлита – план выполнен только на 63,70%. Причинами этого могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, а также недостатки в организации производства и ошибки в планировании. Анализ выполнения плана по структуре выпускаемой продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по структуре, на общий фактический выпуск продукции. Для расчета данного коэффициента используется следующая аналитическая таблица:
Таблица 2.4 Выполнение плана по структуре продукции
Коэффициент выполнения плана по структуре (Кстр) составит:
Кстр=1603,61/1621,52*100=98,89%.
Таким образом, плана по структуре выполнен только на 98,89% (или недовыполнен на 1,11%). Это связано со снижением объема производства кровляэласта и бортовых камней. Расчет влияния структурных сдвигов на экономические показатели деятельности предприятия произведем различными методами. В первую очередь проведем расчет способом цепной подстановки следующим образом: При этом коэффициент выполнения плана составит: Квп=Qф/Qпл=75714/83600=0,9057. Данные расчетов представим в следующей аналитической таблице:
Таблица 2.5 Анализ структуры произведенной продукции
Таким образом, если бы план производства был равномерно недовыполнен на 90,57% по всем видам продукции (т.е. по трем рассматриваемым видам) и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 1610,37 млн.руб. При фактической структуре он выше на 12,19 млн.руб. Такой же результат можно получить способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных показателей умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении:
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства можно использовать также способ абсолютных разниц. Для этого сначала определим, как изменится средний уровень цены 1 м3 продукции за счет структуры: Расчетов проведем на основании данных таблицы6.6. Затем определяем изменение объема товарной продукции по следующей формуле:
Расчета влияния структурного фактора на объем производства можно определить также с помощью средневзвешенных цен следующим образом: Таблица 2.6 Расчет измерения средней цены изделия за счет структурного фактора
Таким образом, в результате структурных сдвигов средняя цена 1 м3 продукции возросла на 160 руб., а производство товарной продукции за счет структурных сдвигов в ассортименте увеличилось на 12,19 млн.руб. Для оценки выполнения плана по ритмичности рассчитываются такие показатели, как коэффициент ритмичности производства, коэффициент выпуска продукции, коэффициент вариации, а также коэффициент аритмичности. Расчеты показателей будут производиться на основании данных следующей таблицы: Таблица 2.7. Ритмичность выпуска продукции по декадам
Коэффициент ритмичности производства составит: Данные таблицы показывают, что предприятие работало недостаточно ритмично (план выполнен только на 97,58%), допускались значительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в 1-ой и 2-ой декадах, что пришлось компенсировать в 3-ей декаде. Коэффициент ритмичности выпуска продукции рассчитаем следующим образом:
Коэффициент ритмичности выпуска продукции составил 98,33%, т.е. производственные мощности предприятия использовались по отрезкам планового периода достаточно пропорционально. Далее рассчитаем коэффициент вариации по формуле В данном случае коэффициент вариации составляет 0,0390. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 3,90%. Для оценки ритмичности производства рассчитаем также коэффициент аритмичности как сумму положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждую декаду: При строгом соблюдении запланированных суточных заданий коэффициент аритмичности равен нулю. В нашем случае он составляет 0,1056. Это также говорит о нечетком соблюдении графиков выпуска продукции. Необходимо также подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднедекадного объема производства: Таким образом, потери предприятия в связи с неритмичной работой составили 3037,20 млн.руб. На ОАО “Кровля” к качеству выпускаемой продукции претензий нет, поэтому в данной курсовой работе анализ качества продукции не проводится. В 2003 году на ОАО “Кровля” планируется установить новую печь обжига кирпича. Рассчитаем приращение продукции в результате ввода нового оборудования: Таким образом, в результате установки новой печи обжига кирпича выпуск продукции предприятия увеличится на 861,90 млн. руб. 2.2 Организация управления качеством продукции на ОАО “Кровля” Служба качества (далее по тексту- СК) создается для: - руководства функционированием системы качества на комбинате; - представления отчетов уполномоченному представителю генерального директора комбината о состоянии системы качества; -руководства корректировкой системы качества в процессе ее внедрения и эксплуатации. Руководитель СК назначается на должность приказом генерального директора комбината по согласованию с уполномоченным представителем директора. Руководитель СК в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, документами системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и организационно-распорядительными документами комбината. Обязанности 1 Определение требований к составу и содержанию отдельных документов системы качества. 2 Определение состава уполномоченных представителей по системе качества и др. 3 Выдача заданий разработчикам документов системы качества, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий, координация работ. 4 Контроль качества документов системы управления качеством для обеспечения их соответствия техническому заданию. 5 Консультирование разработчиков документов системы управления качеством. 6 Сбор, систематизация и накопление данных об улучшении качества выпускаемой продукции в процессе внедрения документов системы управления качеством и информирование об этом работников комбината. 7 Подготовка проекта плана повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями системы качества. Проведение занятий по повышению квалификации персонала. 8 Участие во внедрении системы управления качеством, принятие решений о корректировке документов системы качества по результатам внедрения. 9 Проведение внутренних проверок системы качества и принятие решения о возможности проведения внешнего аудита. 10 Участие в работе с внешними аудиторами при проведении сертификационного аудита и надзорных аудиторов. 11 Участие в работе Совета по качеству. 12 Подготовка предложений о стимулировании разработчиков документов системы качества. 13 Подготовка информационных материалов, способствующих формированию репутации комбината, связанных с внедрением системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000. 14 Ведение регистрации документов системы управления качеством. Служба качества имеет право: - самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции; - отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ей работниками и привлекаемыми специалистами; - представлять комбинат в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества; - принимать решения и вести переписку по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества. Служба качества несет ответственность за выполнение возложенных обязанностей по разработке, внедрению и сертификации системы качества. В случае невыполнения обязанностей или не использования предоставленных прав, а также нарушения правил трудового распорядка сотрудники СК несут ответственность в виде потери премий, надбавок, либо несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |