Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля»



2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля» 0.00 из 5.00 0 оценок




Создание системы менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 9001:2001 включает в себя разработку необходимой документации. После внедрения СМК необходимо провести ее сертификацию, поэтому в данном разделе целесообразно рассмотреть процедуру сертификации СМК, разработанной на ОАО «Кровля» в соответствии с требованиями стандарта

СТБ ИСО 9001:2001.

Требования к порядку проведения работ по сертификации СМК на соответствие СТБ ИСО 9001:2001 установлены в СТБ 5.1.05-99.

Сертификация СМК включает:

-предварительную оценку СМК;

-окончательную проверку и оценку СМК;

-рассмотрение результатов проверки и принятие решения о выдаче сертификата;

-инспекционный контроль за сертифицированн

Сертификация СМК проводится по инициативе предприятия.

При проведении СМК на предприятии определяется соответствие элементовсистемы качества требованиям стандарта на СМК (СТБ ИСО 9001:2001).

При проведении сертификации СМК должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

Блок – схема проведения сертификации приведена на рисунке 2.2.

При желании и готовности предприятия сертифицировать СМК его уполномоченный представитель посещает орган по сертификации систем менеджмента качества (далее орган) и с ним проводится предварительное собеседование ответственным представителем органа.

В процессе данного собеседования обе стороны уточняют все интересующие их вопросы и по его результатам предприятие принимает окончательное решение о возможности подачи заявки на сертификацию, а орган определяется с составом исходной информации, которую надо будет затребовать от данного предприятия в случае подачи им официальной заявки на сертификацию.

Инженер группы сертификации органа регистрирует заявку. Регистрация осуществляется в журнале регистрации заявок на сертификацию системы менеджмента качества.

В течение семи дней после этого орган направляет предприятию перечень исходной информации, которую оно должно представить в орган.

 Предприятие подготавливает и направляет в орган исходную информацию для предварительной оценки системы менеджмента качества.

В процессе предварительной оценки системы менеджмента качества проводится анализ заявки и полученной от предприятия запрашиваемой исходной информации, проверяется соответствие документов системы менеджмента качества предприятия требованиям стандарта на систему менеджмента качества.

Для предварительной оценки системы менеджмента качества руководитель органа приказом назначает комиссию, состоящую из главного эксперта-аудитора и одного – четырёх (в зависимости от объёмов производства и заявленной номенклатуры продукции) экспертов-аудиторов. К работе при необходимости могут привлекаться в качестве консультантов технические эксперты.

Данная комиссия при положительных результатах предварительной оценки и продолжении работ будет проводить и окончательную проверку и оценку системы менеджмента качества.

В состав аудиторской группы не включаются представители предприятия-заявителя и специалисты, которые ранее оказывали предприятию консультационные услуги по созданию системы менеджмента качества.

Заявитель заблаговременно информируется о фамилиях членов комиссии, которая будет проводить оценку его деятельности, и имеет право получить достаточную информацию о каждом из них и высказаться при желании против назначения какого-либо из назначенных аудиторов или технических специалистов.

Отказ от кого-либо из членов комиссии должен быть аргументирован и обоснован.


 

     
Предварительное собеседование
 

 


Рис. 2.2. Блок – схема порядка проведения сертификации СМК

 

Комиссия проводит проверку адекватности руководства по качеству и стандарта на систему менеджмента качества. При этом проверяется наличие всех необходимых процессов системы менеджмента качества на предприятии и их соответствие стандарту на систему менеджмента качества.

При предварительной оценке системы менеджмента качества устанавливается обоснованность выбора определённых процедур в каждом процессе системы менеджмента качества и их эффективность исходя из:

-требований нормативной документации на продукцию;

-сведений о качестве продукции, полученных от предприятий торговли, от Общества защиты прав потребителей и из других независимых источников.

Орган может запросить у предприятия сведения о сырье и вспомогательных материалах, их производителях или направить на предприятие представителя для сбора этой информации и изучения образцов-эталонов непосредственно на предприятии.

Предварительная оценка завершается подготовкой письменного заключения о целесообразности проведения окончательной проверки и оценки системы менеджмента качества.

Заключение составляется в двух экземплярах: один остаётся в органе, другой передаётся заявителю.

В случае отрицательного результата в заключении приводятся выявленные несоответствия (с их обоснованием) проверяемых документов системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001:2001, либо обоснование неэффективности принимаемых предприятием мер для достижения стабильного качества.

После доработки системы менеджмента качества по замечаниям органа заявитель при желании продолжения работ должен представить заявку на сертификацию повторно согласно описанной процедуры.

Главным экспертом-аудитором разрабатывается программа окончательной проверки системы менеджмента качества.

Комиссия подготавливает документы, которые требуется в процессе работы.

Программа проверки системы менеджмента качества допускает внесение изменений в ходе проверки.

Программа проверки за 14 дней до начала проверки передаётся предприятию.

Рабочие документы используются в процессе проверки для оформления заключительных результатов и содержат:

-контрольные листы с перечнем вопросов для оценки процессов системы менеджмента качества;

-формы для составления отчёта по проверяемым процессам системы менеджмента качества;

-протоколы несоответствий.

Контрольные листы с вопросами, используемыми для оценки процессов системы менеджмента качества, разрабатываются экспертами-аудиторами, назначен­ными для проверки конкретного процесса (или подразделения) под руководством главного эксперта-аудитора.

В контрольных листах должны быть учтены требования безопасности труда, радиационной и пожаробезопасности, требования охраны окружающей среды и должны иметься незаполненные графы для вопросов, возникающих во время про­верки системы менеджмента качества.

Формы для составления отчёта о результатах проверки выдаются главным экспертом-аудитором членам комиссии с заполненной верхней частью, включающей номер проверяемого процесса системы менеджмента качества, срок проверки.

Проверка системы менеджмента качества включает:

- ознакомление с предприятием;

- предварительное совещание;

- проведение проверки;

- заключительное совещание;

- отчёт о проверке.

Ознакомление с предприятием с целью получения представления о нём и его важнейших подразделениях производится комиссией в сопровождении ответственного сотрудника предприятия. По результатам ознакомления с предприятием может быть уточнена программа окончательной проверки.

Предварительное совещание проводится с целью:

- представить членов комиссии руководству и специалистам проверяемого предприятия, назначенным для участия в проверке;

- рассмотрения цели проверки, программы и методов проверки;

- определения официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемого предприятия;

- предоставления в распоряжение комиссии необходимых средств для проведения проверки;

- уточнения и подтверждения даты проведения заключительного совещания и промежуточных совещаний (при необходимости их проведения).

Проведение проверки включает:

- обследование;

- анализ результатов обследования;

- подготовку предварительных выводов для заключительного совещания.

Обследование проводится путём опроса работников предприятия, изучения нормативной документации, в том числе и документов системы менеджмента качества, изучения результатов регистрации информации о качестве и наблюдений на проверяемых участках.

Факты, указывающие на несоответствия, должны регистрироваться в кон­трольных листах даже в том случае, когда они не входят в перечень контрольных вопросов.

В ходе проверки главный эксперт-аудитор может вносить изменения в распределение обязанностей между членами комиссии и в программу проверки (с согласия проверяемого предприятия), если это необходимо для достижения цели проверки.

Информация, полученная в процессе обследования, должна проверяться путём сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчётов и др.).

После обследования всех подлежащих проверке участков предприятия комиссия должна тщательно проанализировать результаты обследования с целью разделения зарегистрированных несоответствий по значимости. Несоответствия при этом делят на существенные и несущественные.

Существенное несоответствие – это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо процесса системы менеджмента качества или его составной части, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры предприятия, больших материальных затрат, длительного времени и которое существенно повлияет на качество продукции.

Несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, которое не связано с изменением организационной структуры предприятия, большими материальными затратами и может быть устранено в течение месяца с момента выявления.

При разделении несоответствий на категории комиссия учитывает их вид, влияние на качество, а также является ли это единичным случаем, систематической ошибкой, несоблюдением требований.

Окончательное решение о категориях несоответствий принимает главный эксперт-аудитор.

Существенные и несущественные несоответствия регистрируется в протоколах несоответствий, в которых обнаруженные несоответствия идентифицируются с требованиями, установленными в стандартах или документах на систему качества поставщика.

Протоколы несоответствий рассматриваются главным экспертом-аудитором совместно с ответственным представителем руководства предприятия по ним принимаются решения.

На основании результатов анализа подготавливается заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям

СТБ ИСО 9001:2001.

На заключительном совещании руководству проверяемого предприятия доводятся замечания, сделанные при проверке, в порядке их значимости, а также предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001:2001.

Протоколы несоответствий обсуждаются и подписываются главным экспер­том-аудитором и руководителем предприятия.

Если не достигается соглашение о правомерности установленного отклоне­ния, то на это указывается в отчёте о проверке с изложением различных точек зрения.

В процессе сертификации эксперты-аудиторы не должны давать никаких указаний и разъяснений того, как должно быть.

По результатам проверки и оценки системы менеджмента качества с учётом результатов заключительного совещания составляется акт, который представляет собой сшитые контрольные листы с титульным листом.

Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководству предприятия.

Один экземпляр акта остаётся на предприятии, другой хранится в органе.

Отчёт о проверке подготавливается комиссией под руководством главного эксперта-аудитора, который несёт ответственность за его достоверность и полноту. При этом все члены комиссии представляют главному эксперту-аудитору заполненные формы отчётов по процессам системы менеджмента качества, которые они проверяли. Отчёт должен быть датирован и подписан главным экспертом-аудитором.

В отчёте по результатам проверки должна быть дана чёткая оценка соответствия проверяемой системы менеджмента качества требованиям

СТБ ИСО 9001:2001. В отчёте должны быть полностью отражены замечания и выводы заключительного совещания.

Отчёт составляется и направляется предприятию в месячный срок после заключительного совещания. Если отчёт не может быть закончен в установленный срок, то по согласованию с предприятием устанавливают пересмотренную дату представления отчёта.

В результатах проверки и оценки системы менеджмента качества возможны следующие выводы:

а) система полностью соответствует стандарту СТБ ИСО 9001:2001 или имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы комиссии или в течение месяца со дня их выявления. При этом органу может быть достаточно письменного сообщения предприятия об устранении выявленных несоответствий, либо устранение выявленных несоответствий проверяется органом при повторной выборочной проверке или инспекционном контроле.

б) система в целом соответствует СТБ ИСО 9001:2001, но обнаружены менее трёх существенных и несущественные несоответствия. В этом случае главный эксперт-аудитор совместно с руководителем предприятия определяют сроки доработки системы менеджмента качества (не более 6 мес.), ориентировочную дату повторной проверки. После устранения выявленных несоответствий предприятие уведомляет об этом орган. По усмотрению органа проверка может проходить по упрощённой схеме, т.е. проверяются те процессы системы менеджмента качества, по которым были выявлены несоответствия.

в) система содержит три и более существенных и несущественные несоответствия, которые возможно устранить в течение достаточно длительного срока. В этом случае оценка системы менеджмента качества предприятия осуществляется после устранения всех несоответствий по полной схеме, описанной выше.

При положительных результатах проверки главный эксперт-аудитор докладывает на Управляющем совете органа о результатах проверки и возможности сертифицировать систему менеджмента качества. Управляющий совет органа принимает решение о выдаче сертификата. Решение о выдаче сертификата может быть принято лишь после подтверждения предприятием устранения несоответствий. Допускается выдача сертификата при наличии трёх и менее несущественных несоответствий. Лица, принимающие решения о сертификации не должны участвовать в рассмотрении аудиторской проверки.

Срок действия сертификата – три года.

При положительном решении Управляющего совета органа главный эксперт-аудитор обеспечивает оформление сертификата и выдачу его предприятию.

При выдаче сертификата с предприятием заключается соглашение по серти­фикации, в котором устанавливаются обязательства предприятия и органа.

Орган осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества предприятия в течение всего срока действия сертификата.

Инспекционный контроль проводит комиссия, назначенная приказом руководителя. Состав комиссии определяется по усмотрению руководителя органа.

Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган, но не менее одного раза в год, при этом в течение срока действия сертификата на систему менеджмента качества все её процессы должны быть проверены не менее одного раза. Программу инспекционного контроля ежегодно разрабатывает главный эксперт-аудитор, утверждает руководитель органа.

Внеплановый инспекционный контроль проводят в следующих случаях:

- при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству продукции;

- при внесении существенных изменений в документы системы менеджмента качества, технологическую и нормативную документацию, организационную структуру предприятия и других изменениях, влияющих на стабильность уровня качества изготавливаемой продукции.

Результаты инспекционного контроля в течение двух недель после окончания инспекционного контроля оформляется актом, который подписывается главным экспертом-аудитором, утверждается руководителем органа и направляется предприятию.

При положительных результатах инспекционного контроля в акте делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.

Орган может временно приостановить или отменить действие сертификата на систему менеджмента качества в случае выявления при инспекционном контроле несоответствий требованиям СТБ ИСО 9001:2001, при появлении обоснованных претензий к качеству продукции со стороны потребителя, а также при отказе от инспекционного контроля или неоплате работ по сертификации системы менеджмента качества.

Решение о временном приостановлении или отмене действия сертификата принимает Управляющий совет органа.

Решение о приостановлении действия сертификата принимается в случае выявления при инспекционном контроле несоответствий, которые предприятие мо­жет устранить в согласованные с органом сроки, при отказе предприятия от инспек­ционного контроля, а также при срыве сроков оплаты работ по сертификации системы менеджмента качества.

Решение об отмене действия сертификата принимается в случае выявления при инспекционном контроле существенных несоответствий, при срыве предприятием согласованных с органом сроков устранения несоответствий, обнаруженных при инспекционном контроле.

Информация о приостановлении или отмене действия сертификата с указанием причин письменно доводится органом до сведения предприятия, Республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации и других заинтересованных организаций.

Отмена действия сертификата вступает в силу с момента исключения его из Реестра Национальной системы сертификации Республики Беларусь.

Система менеджмента качества содействует предприятию в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. СМК в свою очередь может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Процедура сертификации обеспечивает признание системы менеджмента качества предприятия в Национальной системе сертификации Республики Беларусь. Наличие у поставщика сертификата на систему менеджмента качества является гарантией получения от него продукции необходимого качества по приемлемой цене. Сертифицированная система качества дает уверенность в том, что на предприятии созданы условия, обеспечивающие его эффективную работу.


Заключение

Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки.

Являясь главным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические и экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителей. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке не возможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и среди отраслей. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологий производства продукции и повышение ее экономичности. Повышение же качества продукции имеет значение для автоматизации хозяйственных процессов в других отраслях.

До недавнего времени считалось что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обуславливает необходимость изучения опыта ведущих компаний мира в достижении высокого качества, считающих, что на достижение качества должны быть направлены усилия всех служб. Ключевую роль в повышении качества играют оценки и требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление браков.

Обеспечение качества требует не мало затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть гармоничное сочетание всех составляющих профессионального влияния на качество.

Общество пришло к таким удивительным достижениям цивилизации – научны, техническим, в области культуры, этики, законодательства, государственного регулирования многих сфер своей деятельности, - что уже в состоянии подойти к решению столь сложной и неоднозначной проблемы , как качество жизни.

Известно, что ряд стран на разных континентах и в Европе, ив Америке, ив Азии, - достигли высокого уровня качества жизни благодаря обостренному вниманию к этой проблеме их правительств, руководств фирм и компаний, каждого специалиста , наконец, каждого жителя страны. Особенно показателен в этом отношении опыт Японии и Германии, оказавшихся в послевоенные годы в кризисной ситуации и сумевших благодаря вниманию к качеству к совершенствованию методов управления, преодолеть разруху, голод, обеспечить возрождение экономики и занять достойное место в мировой хозяйственной системе.

Поэтому в нашей стране , экономика которой переживает сегодня не легкие времена, именно качество работ , продукции и услуг видится как одно из наиболее эффективных средств преодоления кризисных явлений, призванное сыграть роль определяющего фактора в успехе проводимых рыночных реформ.

Высокий уровень качества продукции может обеспечить ее конкурентоспособность на рынках, а следовательно, привести к экономической стабилизации. Для многих отраслей и предприятий - это, по существу, единственный путь к выживанию в условиях формирующегося рынка.

Мы должны понимать, что лишь высокий уровень качества белорусских товаров может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединение к Европейскому союзу и Всемирной торговой организации.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что проблема качества многогранна. В ней можно выделить социально-экономический, технический, экологический, международный и даже политический аспекты. Сложившееся в Беларуси положение дел с качеством требует объединения и концентрации усилий многих специалистов, ученых, и деловых людей.




2020-02-04 169 Обсуждений (0)
Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (169)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)