Экономическая оценка повышения качества продукции
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Качество продукции — это совокупность ее свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений (или личного потребления). Требования к качеству продукции формируются потребителем (покупателем, заказчиком), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.[1, c. 94-96] Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических рычагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции. Свойство продукции — объективная особенность продукции , проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении, т.е. при разработке, производстве (изготовлении, добыче, выращивании), испытаниях, хранении, транспортировании, ремонте, техническом обслуживании и использовании. Ее условно делят на простые и сложные. Пример сложного (для средств труда) — надежность изделия, обусловленная относительно простыми свойствами, такими как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Показатель качества продукции - это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Он рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации, или потребления, количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности, может быть безмерным или выражаться в различных единицах (км в час, часах на отказ, баллах и т.п.), должен иметь наименование (например, интенсивность отказов) и числовое значение. Номенклатура показателей зависит от назначения продукции, у многоцелевой она может быть многочисленной. Показатели качества могут быть: § единичными, характеризующими одно из свойств продукции; § комплексными (обобщающими), характеризующими несколько простых ее свойств или одно сложное (состоящее из нескольких простых); § определяющими (единичными или комплексными), по которым принимают решение оценивать качество продукции; § интегральными, определяемыми отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Система показателей качества должна отвечать следующим основным требованиям: § характеризовать свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; § отражать технический уровень продукции, ее совершенство и безопасность; § обеспечивать возможность планирования повышения качества продукции в целом и ее элементов на различных уровнях управления, а также оценки уровня качества и контроля при потреблении по различным назначениям; § содержать показатели, отражающие стабильность качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, и экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, обращение и реализацию, потребление (эксплуатацию). Качество продукции оказывает существенное влияние на сбалансированность и пропорциональность развития республики, касается всех сторон деятельности предприятия (фирмы). Так, повышение качества лесозаготовительной техники, особенно таких ее показателей, как надежность, долговечность, производительность и многих других, с национальных позиций оказывается более целесообразным, чем расширение объемов производства техники прежнего качества. Использование машин, оборудования с улучшенными качественными характеристиками, позволяет полнее и с меньшими затратами удовлетворить потребности лесопромышленных предприятий. Повышение качества продукции не только равнозначно увеличению объемов ее производства, но и означает сбережение трудовых и материальных ресурсов, рост экспортных возможностей, более полное удовлетворение различных потребностей потребителя (покупателя). Это и предопределило на современном этапе объективную необходимость выдвижения проблемы качества продукции в одну из важных задач. Расширение выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, неотъемлемая черта научно-технического прогресса, сбалансированности и пропорциональности развития народного хозяйства. Действия, осуществляемые при разработке, производстве и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечение и поддержания необходимого уровня ее качества, составляют основ; управления качеством продукции. Оно заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на объекты управления — процессы (условия, факторы), от которых зависит качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. [3, c. 27-29] Управление качеством продукции основано на стандартизации, представляющей нормативно-техническую базу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национальной хозяйства, населения, обороны, экспорта. Работу по повышению качества следует вести в рамках системного подхода, охватывающего весь жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и потребления продукции определенного вида от начала исследования возможности ее производства до прекращения потребления. На предприятиях должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуру, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. Управление качеством следует рассматривать как комплексную систему, состоящую из совокупности управляющих органов и объектов управления, как неотъемлемую, а не автономную часть управления предприятием. Поэтому все организационные вопросы управления качеством необходимо решать с учетом конкретных особенностей не только каждого вида продукции, но и отдельного предприятия.[6, c. 83-85]
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |