Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности технологического процесса предприятий химчистки (прачечных) и их влияние на организацию бухгалтерского учета



2020-02-04 959 Обсуждений (0)
Особенности технологического процесса предприятий химчистки (прачечных) и их влияние на организацию бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подотрасль прачечных услуг и услуг химической чистки является важнейшей составной частью отрасли бытового обслуживания населения, предназначенной для:

поддержания в надлежащем состоянии санитарно-гигиенического уровня жизни населения;

обслуживания организаций здравоохранения, народного образования, социальной защиты;

оказания услуг военнослужащим и другим подобным организациям;

обеспечения защиты от последствий возможных природных и техногенных катастроф путем дезинфекции одежды, белья, других изделий.

Предприятия по химической чистке одежды и вещей бытового назначения создавались в России давно, их массовое появление относится к 70-80-м годам, когда бытовая химия достигла достаточного уровня. Услуга химчистки в рейтинге услуг 80-х годов значительно определила услуги прачечных, говоря, с одной стороны, о повышении уровня жизни людей, с другой - о культуре пользования предметами личного обихода.

В дореформенный период отрасль прачечных услуг и химчистки была хорошо развита и обеспечивала большой объем услуг. На начало 1991 г. в системе коммунального хозяйства и бытового обслуживания РФ находились в эксплуатации 1900 фабрик-прачечных, в том числе 957 прачечных самообслуживания. В то же время действовало 1690 предприятий химчистки, более 650 из которых - в районных центрах.

Развал бытового обслуживания 90-х годов не обошел стороной предприятия химчистки. Началось все с закрытия комплексных приемных пунктов в сельской местности, а затем города и областные центры сузили их сферу обслуживания до минимума, отразившего обнищание населения, которому не под силу оказалась плата за услугу.

В настоящее время отрасль переживает структурный кризис и спад объемов производства. За прошедшее с 1990 г. время количество предприятий в целом по России сократилось в 4-5 раз, объем оказания услуг многократно снизился. Произошло закрытие и перепрофилирование многих фабрик-прачечных, химчисток и приемных пунктов. В критическом состоянии оказался технологический парк данной отрасли, следствием чего явилось существенное сокращение производственных мощностей. Произошедшие перемены в отрасли негативно повлияли на возможность удовлетворения потребностей населения в стирке и чистке белья и привели к резкому снижению предложения в области прачечных услуг. Плохое техническое состояние отрасли серьезно отразилось на качестве оказываемых услуг прачечных и химчисток. В настоящее время региональные предприятия подотрасли, в основном, низко рентабельны.

Причинами, обусловившими нынешнее кризисное состояние подотрасли стирки белья и химической чистки одежды, являются субъективные и объективные факторы:

быстрый рост цен на оборудование, запчасти, химические материалы;

повышение стоимости энергоресурсов, воды, арендной платы, транспорта, связи;

появление разного рода "дополнительных затрат" - получение разрешений, налоги, возможные штрафы, пени и т.д.;

моральное и физическое старение существующего парка технологического оборудования, разрушение системы обеспечения оборудованием и запчастями;

потеря предприятиями прачечных услуг "социальных ориентиров";

серьезная нехватка производственного опыта;

недооценка властными структурами специфических особенностей данной наиболее сложной (с технической и ресурсной точек зрения) подотрасли бытового обслуживания населения.

Спрос на услуги прачечных определяется необходимостью в периодической санитарно-гигиенической обработке белья и одежды. До начала экономических реформ в России частое обращение всех слоев населения к услугам прачечных и химчисток было весьма характерным. Достигнутый к началу 1990 г. уровень предоставления услуг на 1 человека составил 5,2 кг по России. Санитарный норматив стирки белья составляет 72 кг на человека в год (включая общественный сектор). Норматив в отношении химической чистки составлял 4 кг на человека в год. Фактический же объем услуг на одного городского жителя РФ на начало 1990 г. составлял 1,03 кг. Для сравнения, в США в начале 90-х годов действовало 20 тыс. химчисток, а ежегодный объем услуг на одного американца составлял 12 кг одежды.

Объем реализации бытовых услуг прачечными до 1991 г. составлял в целом по РФ 830 тыс. т белья ежегодно.

Следует отметить, что в период до 90-х годов получение прибыли и ее максимизация не являлось главной задачей государственных прачечных и химчисток, поэтому цены на оказываемые услуги были относительно небольшими за счет дотаций местного бюджета. В целом, с начала экономической реформы в стране темпы роста цен на услуги по стирке и химчистке белья практически соразмерные общими темпами инфляции. При этом за годы реформ сильно вырос удельный вес стоимости услуг в реальных доходах населения. Стирка и химическая чистка белья из общедоступной санитарно-гигиенической услуги превратилась в вид сервиса для ограниченной части населения. Если во времена плановой экономики стоимость бытовых услуг была практически одинакова у различных предприятий, то в настоящее время на рынке существует большой разброс по ценам на прачечные услуги. К примеру, в 1987 г. стоимость стирки 1 кг белья в прачечной составляла 0,27 руб., что соответствовало 0,2% к размеру зарплаты в 150 руб.

Тем не менее, в 90-х годах, наряду со снижением покупательской способности основной части населения, в области бытовых услуг определился платежеспособный спрос некоторой части потребителей. При этом произошло повышение стандартов потребительских требований к качеству услуг и рост спроса на высококачественные услуги прачечных и химчисток.

Оживление экономики повлекло некоторое повышение уровня жизни людей. Потребность в услугах стала возрастать. На этом этапе возрождение предприятий быта (в том числе химчисток) - процесс объективный и необходимый. В первую очередь, реанимировались те предприятия, которые не потеряли своей производственной базы и кадрового потенциала. Сегодня они в движении. Путем неимоверных усилий им приходится, преодолевая экономические трудности, отвоевывать территории обслуживания, своими результатами доказывать право на законное место в системе бытовых услуг. Нынешние химчистки - это не возрожденные старые предприятия, это принципиально новые технологические комплексы, применяющие в своей работе новейшие вспомогательные материалы, эффективность которых соответствует запросам потребителей.

Сегодня рынок прачечных услуг является растущим и имеет хорошие перспективы, связанные со следующими факторами:

произошедшее сильное снижение "предложения" со стороны предприятий-прачечных;

наличие большого нереализованного в настоящее время рыночного потенциала;

стабилизация и некоторый рост доходов целевых сегментов потребителей;

высокий уровень и широкий диапазон потребительских запросов клиентов;

стремление все большего числа населения иметь бытовые услуги на уровне аналогичных развитых стран.

Потребители услуг прачечных сегодня делятся на две основные группы:

общественный сектор (организации и предприятия);

индивидуальные потребители (население).

Для прачечных услуг в целом, в отличие от услуг химической чистки, характерно доминирование общественного сектора потребителей. В общероссийских объемах удельный вес стирки белья организаций-потребителей составляет около 80%.

К общественному сектору относятся гостиницы, парикмахерские, салоны красоты, бани, предприятия общепита, учреждения городского хозяйства, здравоохранения и т.д.

К числу индивидуальных потребителей услуг прачечных и химчисток относятся преуспевающие предприниматели, а также представители интеллигенции, рабочих и служащих, имеющих доходы выше среднего уровня, т.е. те, кто в состоянии оплатить эти услуги. Необходимо заметить, что многие российские семьи со средними и высокими доходами в настоящее время приобрели автоматические стиральные машины, поэтому число реальных пользователей прачечных будет объективно меньше, чем в дореформенные годы.

В качестве еще одной группы потенциальных потребителей можно рассматривать предоставление услуг по стирке малообеспеченным слоям населения, пенсионерам, ветеранам. Условия предоставления льгот при оплате прачечных услуг этим потребителям возможно при наличии программы по предоставлению соответствующих услуг социально незащищенным категориям граждан с компенсацией недополученной части прибыли предприятиям посредством льготного налогообложения.

Химчистка и стирка являются одними из самых "индустриальных" областей бытового обслуживания. Они наиболее фондо- и энергоемкие, являются мощными потребителями воды, нуждаются в высококвалифицированных дисциплинированных кадрах, в специальных очистных системах, занимают большие производственные площади. Рентабельность крупных производств, как правило, составляет 5-10%. Однако современные предприятия по улучшенной стирке белья и мужских сорочек достигают рентабельности 40% и более, что является мощным стимулом для предпринимателей по созданию новых производств по этим видам услуг.

Таким образом, в настоящее время в целях дальнейшего развития подотрасли прачечных услуг и химчисток основные задачи, стоящие перед ней, заключаются в:

реконструкции и техническом перевооружении предприятий за счет долгосрочных инвестиционных кредитов и лизинга технологического оборудования;

более эффективном использовании недвижимого имущества предприятий;

внедрении прогрессивных технологий, новых видов и форм обслуживания;

сокращении затрат на обработку одного килограмма (единицы) одежды и белья.

Предприятия химчистки и крашения одежды заняты выполнением работ по химчистке и крашению одежды, химической чистке ковров, пухо-перовых и других изделий. Кроме того, они осуществляют стирку белья в порядке самообслуживания. Химическая чистка одежды может осуществляться как силами соответствующих предприятий, так и в порядке самообслуживания.

Указанные предприятия выполняют также отдельные дополнительные операции, сопутствующие общему процессу химической чистке одежды или стирки белья, например, выведению отдельных пятен, антимолевой обработке, мелкому ремонту и другим видам работ.

Предприятия химчистки и крашения одежды выполняют услуги как для населения, так и для предприятий и организаций. При этом различают два вида исполнения работ: обычное и срочное. В настоящее время большинство работ выполняется как срочное.

Специфические технологические особенности оказания услуг химчистки (прачечных) оказывают влияние на методологию и организацию бухгалтерского учета на данных предприятиях (табл.4).

Формирование учетной информации на предприятиях химчистки (прачечных) в значительной степени определяется размерами и формой организации бизнеса. Основной его формой на данных предприятиях выступает малое предпринимательство, основанное на частной и коллективной собственности. Этот фактор в значительной степени определяет выбор методов и форм ведения бухгалтерского учета, а также выбор системы налогообложения.

Технологический процесс, связанный с осуществлением услуг по химчистке и крашению одежды, является высокомеханизированным и состоит из следующих стадий: прием изделий; сортировка изделий и комплектация партий; предварительная обработка (выведение пятен, зачистка); обезжиривание (при химчистке) и крашение (при окраске изделий); предварительный контроль за качеством выполненных работ; обработка изделий в среде органических растворителей; сушка; глажение и выполнение дополнительных операций; выполнение работ, связанных с осуществлением мелкого ремонта; повторный контроль качества и сдача выполненных работ на склад.

При поступлении изделий в химчистку необходима сортировка и комплектование партий. При этом основными критериями подбора является цвет изделий, степень загрязнения, весовая категория.

При осуществлении предварительной обработки нужно учитывать тип изделия. Если это текстиль, то необходима подача пара и воздуха под давлением. Обработка мехового велюра и одежной кожи может производиться механическими и химическими методами. Механическая обработка проводится с помощью специальных ластиков, губок, щеток, а также шлифовальных полотен различной зернистости. Использование специальных химических средств является более эффективным, но необходимо учитывать чувствительность кожи к химическим реагентам. Выведение пятен на изделиях из натурального меха проводится, как правило, в исключительных случаях, предварительная обработка предполагает проведение тщательной зачистки наиболее загрязненных участков изделий.

 

Таблица 4. Особенности технологического процесса предприятий химчистки (прачечных) и их влияние на организацию и методологию бухгалтерского учета

Влияющий фактор

Химчистка

и крашение одежды

Стирка белья

обычное срочное в порядке самообслужи-вания обычное срочное в порядке самообслужи-вания
1 2 3 4 5 6 7
Особенности деятельности предприятия: размер предпринимательства технология и организация производства разветвленная сеть предприятий + + + + + +
Государственное регулирование + + + - - -
Фактор сезонности + + + - - -
Использование первичной учетной документации + + + + + +
Незначительный процент незавершенных операций + + + + + +
Отсутствие НЗП + + + + + +
Совпадение себестоимости произведенных и реализованных услуг + + + + + +
Незначительная доля физических активов + + + + + +
Отсутствие возвратных отходов + + + + + +
Использование товарных ценностей населения + + + + + +
Объекты калькулирования + + + + + +
Методы учета затрат + + + + + +
Наличие косвенных затрат + + + + + +
Наличие основного и вспомогательных производств + + + + + +
Особенности налогообложения + + + + + +

 

Сразу после зачистки изделия следует загружать в машину для проведения основной чистки. Процесс обезжиривания выступает в качестве основного процесса при химчистке изделий.

Обработка изделий в среде органических удобрений производится отдельными партиями, комплектуемыми в зависимости от вида обрабатываемых изделий и их загрязненности. Вес партии определяется в зависимости от емкости обезжиривающих и красильных машин. На каждую партию изделий выписывается отдельный наряд, который сопровождает ее по всем операциям обработки. При этом в наряде указываются наименование обрабатываемых изделий и номера заказов, что обеспечивает контроль за их сохранностью. Наряд выступает в качестве основного документа не только для начисления заработной платы, но и последующего списания израсходованных материалов.

Предприятия химчистки имеют ряд технологических особенностей, которые проявляются в специфике потребления электроэнергии, воды и химикатов. Наибольший удельный вес расхода приходится на химикаты. На обработку каждого вида изделий требуется определенное количество химических средств.

Технологический процесс обработки белья в прачечных состоит из следующих стадий: прием белья; метка белья; сортировка; стирка; отжим; растряска; сушка; механическое и ручное глажение; упаковка и выдача.

Прием белья производится в часы и дни, удобные для населения, в специальном помещении, изолированном от помещения с чистым бельем. Белье населения принимается на приемных пунктах или при обслуживании заказчиков на дому.

Принятое белье сортируется на приемных пунктах на прямое с крахмалением, прямое без крахмаления, фасонное и рубашки и укладывается в специальные мешки, каждый из которых имеет свой номер.

На фабрике-прачечной белье передается вместе с документацией на склад грязного белья. Белье организаций и учреждений принимается и сортируется во время приема непосредственно на фабрике. Формирование технологических партий проводится сразу непосредственно при приеме белья.

В настоящее время в связи с ростом бизнеса в подотрасли химчистки (прачечных) начала развиваться разветвленная сеть этих предприятий. Примером этого может послужить самый известный "бренд" на московском рынке услуг химчистки-прачечной - объединение "Диана", работающее на рынке услуг около десяти лет. Сеть химчисток-прачечных "Диана" состоит из 12 фабрик и около 150 приемных пунктов, расположенных в различных районах г. Москвы и Подмосковья. Данное производственное объединение предлагает своим клиентам услуги по стирке белья, одежды и химической чистке всех видов одежды. Высокое качество услуг сети "Диана" обусловлено применением новейшего оборудования с использованием западных технологий и химикатов. Прием заказов производится как в помещениях салонов, так и по адресам заказчиков. В число услуг компании входит и корпоративное обслуживание организаций по договорам, гибкая система ценообразования, предусматривающая широкую систему скидок. Предоставляемый режим чистки и стирки: 3, 2, 1 день и 2 часа ("экспресс", только химчистка - в присутствии заказчика).

Предприятия химчистки и крашения одежды относятся к экономическим субъектам, деятельность которых подлежит государственному регулированию. Характер такого регулирования в данном случае состоит в сертификации услуг и защите прав потребителей. При этом стоимость работ по сертификации услуг оплачивают предприятия химчистки.

Следует отметить, что чистка различных видов одежды имеет сезонный характер. Осень и весна - самые загруженные периоды. Объем услуг иногда увеличивается в несколько раз. Наибольшее количество заказов приходится на одежду из кожи, замши и дубленой кожи.

Значительные особенности на предприятиях химчистки (прачечных) имеются в использовании отраслевой первичной документации: квитанция формы БО-5 - на услуги химической чистки и крашения изделий; БО-3, БО-12 стирка - на услуги прачечных, а также реестр-накладная, маршрутные листы с наряд-заказами.

В целом для всех предприятий по оказанию услуг химчистки (прачечных) характерен незначительный процент незавершенных операций из-за кратковременности производственного цикла.

Поскольку длительность производственного цикла на предприятиях химчистки (прачечных) не превышает одних суток, на них отсутствует незавершенное производство, переходящее из одного отчетного периода в другой. Процесс оказания услуг на этих предприятиях состоит из трех этапов: прием заказов на услуги от населения, выполнение услуг, реализация услуг. Кроме этого оплата услуг производится по мере их выполнения.

На предприятиях химчистки (прачечных) процесс производства одновременно является и процессом потребления. Так как услуги этих предприятий потребляются сразу после их производства, т.е. выполнение заказов совмещается с их реализацией потребителю без посредничества торговых организаций, поэтому на данных предприятиях отсутствует необходимость в использовании счетов 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" и 43 "Готовая продукция". Фактическая себестоимость при этом непосредственно списывается на счет 90 "Продажи".

Большинство предприятий химчистки (прачечные) обладают незначительными физическими активами и сравнительно невысокой потребностью в основных средствах.

Номенклатура материалов на данных предприятиях довольно ограниченная, и, как правило, отсутствуют возвратные отходы.

Предприятия по оказанию услуг химчистки и стирки белья в процессе производства используют товарные ценности населения, т.е. вещи, принимаемые в химчистку, обработку и стирку.

Объектами калькулирования на данных предприятиях выступают группы изделий определенного вида или группа заказов на определенный вид обработки. Калькуляционной единицей являются 1 рубль выручки или 1 кг (1 шт) обработанного белья.

Метод учета затрат, как правило, позаказно-поиздельный или позаказно-групповой.

Косвенные расходы учитываются по местам их возникновения с последующим их распределением пропорционально:

заработной плате производственных рабочих;

выручке;

массе обработанных изделий;

сметным ставкам и коэффициенто-машино-часам;

времени работы оборудования (с учетом его ремонтной сложности);

сумме прямых затрат.

В большинстве случаев на каждом предприятии, кроме основного производства, имеется вспомогательное (ремонтно-механическая мастерская, котельная). В связи с этим возникает необходимость применения счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы". На всех предприятиях химчистки (прачечных) применяется, как правило, бесцеховая структура управления, поэтому все расходы, связанные с организаций и управлением производством, собирают и учитывают непосредственно на счете 26 "Общехозяйственные расходы".

Предприятия химчистки (прачечные) выполняют работы как для организаций, так и для населения, что оказывает влияние на организацию их налогообложения. При этом реализация услуг населению облагается единым налогом на вмененный доход, а выручка от реализации услуг организациям осуществляется в рамках традиционной системы учета и налогообложения. Таким образом, на предприятиях химчистки (прачечных) учет реализации услуг, облагаемых и не облагаемых единым налогом на вмененный доход, ведется раздельно.

 



2020-02-04 959 Обсуждений (0)
Особенности технологического процесса предприятий химчистки (прачечных) и их влияние на организацию бухгалтерского учета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности технологического процесса предприятий химчистки (прачечных) и их влияние на организацию бухгалтерского учета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (959)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)