Анализ прибыли и рентабельности
Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы. Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов. Структура доходов от основной деятельности ГТПУП «Белрыба» представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Структура доходов от основной деятельности
Из данных таблицы 2.6 следует, что структура цены продукта с 2007 по 2009 гг. практически не изменилась. В абсолютном выражении выручка от реализации увеличилась на 33,6 % в 2008 г. и уменьшилась на 6,1 % в 2009 г., доля себестоимости реализации товаров продукции, услуг в выручке от реализации, уменьшилась на 0,4 % в 2008 г. и увеличилась на 2,2 % в 2009 г., доля коммерческих расходов в выручке от реализации уменьшились на 2,03 % , что стало результатом сокращения бюджета на рекламу. Рентабельность продаж осталась на уровне 2007 г.. Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение прибыли от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с прибылью, полученной в 2008 г., а также изменение рентабельности проведем факторный анализ. Анализ прибыли предприятия. Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли, выявить резервы роста прибыли и рентабельности. В таблице 2.7 приведены основные финансовые результаты деятельности предприятия
Таблица 2.7 - Структура финансовых результатов предприятия
Как видно из таблицы 2.7, балансовая прибыль предприятия с 2007 по 2008 гг. увеличилась на 33,5 % и уменьшилась на 10,9 % с 2008 по 2009 гг., что связано с уменьшением выручки от реализации и увеличением убытка от внереализационных операций. Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение прибыли от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с прибылью, полученной в 2008 г., проведем ее факторный анализ, используя данные таблицы 2.8.
Таблица 2.8 - Исходные данные для анализа прибыли от реализации
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию, П, млн. р., зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, VРП, млн.р., ее структуры, Удi, себестоимости, Сi, млн. р., и уровня отпускных цен, Цi, млн. р., и рассчитывается по формуле
(2.1) Изменение прибыли от реализации за счет изменения объема и структуры реализованной продукции, , млн. р., определяется по формуле
(2.2)
где – плановое значение прибыли от реализации продукции, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.; – плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р. млн. р. Изменение прибыли от реализации за счет изменения только объема продаж, , млн. р., рассчитывается по формуле
(2.3)
где – коэффициент выполнения плана по реализации продукции; –плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р
(2.4)
где – плановый объем реализованной продукции, млн. р.; – фактический объем реализованной продукции, млн. р.
; млн. р. Изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры реализованной продукции, , млн. р., рассчитывается по формуле
(2.5) млн. р.
Изменение прибыли от реализации за счет изменения полной себестоимости, , млн. р., рассчитывается по формуле
,(2.6)
где - плановое значение себестоимости, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.; - фактическое значение себестоимости, млн. р.
млн. р.
Изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен, , млн. р., рассчитывается по формуле
,(2.7)
где - плановое значение выручки от реализации, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.; - фактическое значение выручки от реализации, млн. р.
млн. р. Данные, полученные в результате расчетов представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Результаты расчетов факторов первого уровня на сумму прибыли от реализации продукции, 2009 г.
Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли от реализации в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло за счет изменения себестоимости на продукцию (минус 3874 млн. р.). Наиболее сильное положительное влияние на значение анализируемого показателя оказала цена реализованной продукции (+ 3043 млн. р.). То есть, имеем увеличение прибыли за счет изменения цены и негативное влияние на размер прибыли с изменением себестоимости на продукцию. Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, чтоглавным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости на продукцию. Анализ рентабельности предприятия . Анализ рентабельности предприятия включает: - анализ рентабельности производства; - анализ рентабельности продаж; - анализ рентабельности предприятия. Анализ рентабельности производства продукции. Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции. Рентабельность производства продукции, , %, определяется по формуле % , (2.8)
где – прибыль от производства товарной продукции, р.; – себестоимость товарной продукции, р. Прибыль от производства товарной продукции, Птп, млн. р., определяется по формуле
,(2.9)
где – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия, р. Данные для анализа рентабельности собственного производства представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Рентабельность собственного производства продукции
Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2009 г. выше рентабельности в 2008 г. на 10,1 %. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли от производства на 1,87 % и снижение затрат на 1000 р. произведенной продукции на восемь процентов. Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое. Анализ рентабельности продаж. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя, таблица 2.11.
Таблица 2.11 - Рентабельность продаж
Рентабельность продаж, Рп, %, – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, рассчитывается по формуле
Рп = (В – С – КР – ) / В×100 % = Пр / В×100 %,(2.10)
где В-выручка от реализации продукции, р; КР - коммерческие расходы, р; Пр – прибыль от реализации, р; C – себестоимость реализации товаров, продукции, услуг, р. Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты. В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения: В1 и Во – отчетная и базисная выручка, р; С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость, р; КР1 и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы, р; 1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж, DРпв, %, рассчитывается по формуле
DРпв = [(В1 – Со – КРо)/ В1 – (Во – Со – КРо / Во) / Во] × 100 %. (2.11) DРпв =((168567 - 157297 - 19 459) / 168567 - (2836 / 179 592)) × 100 % = - 6,4 % В связи с уменьшением выручки от реализации в отчетном году рентабельность снизилась на 6,4 %. 2. Влияние изменения себестоимости продукции, DРпс, %, рассчитывается по формуле
DРпс = [(В1 – С1 – КРо ) / В1 – (В1 – Со – КРо) / В1] 100 %. (2.12) DРпс =(((168567 – 151205 - 19459) / 168567) - (168567 - 157297 -19459) / 168567)) × 100 % = + 3,6 %
Изменение себестоимости продукции привело к повышению рентабельности продаж на 3,6 %. 3.Влияние изменения коммерческих расходов, DРпкр, %, рассчитывается по формуле
DРпкр = [(В1 – С1 – КР1) / В1 – (В1 – С1 – КРо) / В1] 100 %. (2.13) DРпкр = (2529 / 168567 - ((168567 – 151205 - 19459) / 168567)) × 100 % =2,74 %
За счет уменьшения коммерческих расходов рентабельность продаж увеличилась на 2,74 %. Общее влияние всех факторов составит:
DРпобщ = - 6,4 % + 3,6 % + 2,74 % = - 0,06 % На изменение рентабельности продаж наибольшее отрицательное влияние оказала уменьшение выручки от реализации продукции (минус 6,4 %), а положительное – изменение себестоимости (+3,6 %). Анализ рентабельности предприятия. По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Оценку эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности капитала и оборота, представленные в таблице 2.12.
Таблица 2.12 - Рентабельности капитала и оборота
Средний собственный капитал с 2007 по 2008 гг. увеличился на 2810 млн. р. или на 32,8 % и на 178 млн. р. или на 1,6 % с 2008 по 2009 гг. Выручка от реализации возросла на 45248 млн. р. или на 33,7 % с 2007 по 2008 гг., что связано с наращиванием мощностей в г. Браслав с ростом производства консерв и объемом их реализации, и уменьшилась на 6,2 % с 2008 по 2009 гг. в результате снижения объемов реализации продукции. Скорость оборота собственного капитала в 2009 г. снизилась до 14,6 по сравнению с 2008 г., где она составляла 15,8, в результате увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, а время оборачиваемости всего капитала на 11 дней. Рентабельность всего капитала снизилась и составила 6,6 %. Рентабельность собственного капитала также снизилась и составила 23,06 %, что на 12,4 % меньше, чем в 2008 г. Рентабельность оборота осталась практически на уровне 2007 г. и составила 1,6 %. Анализ прибыли показал, что наибольшее положительное влияние на нее оказывает изменение цен на продукцию. Так изменение цены повлекло за собой увеличение прибыли от реализации продукции на 3074 млн.р. В свою очередь, изменение себестоимости привело к уменьшению прибыли на 3874 млн. р. Балансовая прибыль уменьшается в результате уменьшения прибыли от реализации, так уменьшившись на 10,8 % в 2009 г., повлекла за собой снижение балансовой прибыли на 10,9 %. Хоть рентабельность собственного производства увеличилась на 10,1 % в 2009 г., все равно имеются резервы по ее увеличению. Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн. р. повлияло на уменьшение рентабельности продаж на 6,4 %, а снижение себестоимости на 3,9 % привело к повышению рентабельности на 3,6 %. Также благоприятно повлияло снижение коммерческих расходов на рентабельность продаж, увеличив ее тем самым на 2,74 %. Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн.р. отрицательно повлияло на скорость оборота собственного капитала, уменьшив его на 1,2 % и тем самым увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, что повлекло за собой увеличение оборота всего капитала на 11 дней. Так как один оборот капитала переходит из денежной формы в производительную, затем в товарную, из товарной — вновь в денежную. То в результате увеличения оборота, предприятие теряет время, и возможность увеличения прибыли. Снижение рентабельности всего капитала на 1,4 % и на 3,3 % по сравнению с 2008 и 2007 гг. соответственно, характеризует снижение эффективности использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности собственного капитала на 2,9 % в 2009 г., показывает снижение эффективности использования собственных средств.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |