Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ прибыли и рентабельности



2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.

Прибыль влияет на такой обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов.

Структура доходов от основной деятельности ГТПУП «Белрыба» представлена в таблице 2.6.

 


Таблица 2.6 - Структура доходов от основной деятельности

Показатели 2007 г. % 2008 г. % 2009 г. %
Выручка от реализации (без налогов), млн.р. 134 344 100 179 592 100 168 567 100
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн.р. 118 202 87,9 157 297 87,5 151 205 89,7
Коммерческие расходы, млн.р. 14083 10,48 19 459 10,83 14 833 8,8
Прибыль от реализации продукции, млн.р. 2 059 1,53 2 836 1,57 2 529 1,5
Рентабельность продаж, %

1,5

1,6

1,5

 

Из данных таблицы 2.6 следует, что структура цены продукта с 2007 по 2009 гг. практически не изменилась. В абсолютном выражении выручка от реализации увеличилась на 33,6 % в 2008 г. и уменьшилась на 6,1 % в 2009 г., доля себестоимости реализации товаров продукции, услуг в выручке от реализации, уменьшилась на 0,4 % в 2008 г. и увеличилась на 2,2 % в 2009 г., доля коммерческих расходов в выручке от реализации уменьшились на 2,03 % , что стало результатом сокращения бюджета на рекламу. Рентабельность продаж осталась на уровне 2007 г..

Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение прибыли от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с прибылью, полученной в 2008 г., а также изменение рентабельности проведем факторный анализ.

Анализ прибыли предприятия. Задача экономического анализа состоит в том, чтобы дать оценку общей величины прибыли и ее состава, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

В таблице 2.7 приведены основные финансовые результаты деятельности предприятия

 


Таблица 2.7 - Структура финансовых результатов предприятия

Показатели Ед. изм. Доходы 2007г Доходы 2008г Доходы 2009г
Прибыль от реализации продукции, услуг млн. р 2 059 2 836 2 529
Результат от прочей реализации млн. р 197 162 150
Результат от внереализ. операций млн. р - 17 - 8 - 16
Балансовая прибыль млн. р 2 239 2 990 2 663

 

Как видно из таблицы 2.7, балансовая прибыль предприятия с 2007 по 2008 гг. увеличилась на 33,5 % и уменьшилась на 10,9 % с 2008 по 2009 гг., что связано с уменьшением выручки от реализации и увеличением убытка от внереализационных операций.

Для того чтобы проанализировать, за счет чего произошло изменение прибыли от реализации продукции в 2009 г. по сравнению с прибылью, полученной в 2008 г., проведем ее факторный анализ, используя данные таблицы 2.8.

 

Таблица 2.8 - Исходные данные для анализа прибыли от реализации

Показатель Факт, млн. р. План, пересчитанный на фактический объем продаж, млн. р. План, млн. р.
Объем реализованной продукции 206 805,5 204 700 192 303
Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В 179 592 176 546 168 567

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг , С

157 297

154 138

151 205

Коммерческие расходы

19 459

18 743

14 833

Прибыль от реализации продукции, П 2 836 2 820 2 529

 

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию, П, млн. р., зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, VРП, млн.р., ее структуры, Удi, себестоимости, Сi, млн. р., и уровня отпускных цен, Цi, млн. р., и рассчитывается по формуле

 

 (2.1)

Изменение прибыли от реализации за счет изменения объема и структуры реализованной продукции, , млн. р., определяется по формуле

 

(2.2)

 

где  – плановое значение прибыли от реализации продукции, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

 – плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р.

 млн. р.

Изменение прибыли от реализации за счет изменения только объема продаж, , млн. р., рассчитывается по формуле

 

(2.3)

 

где  – коэффициент выполнения плана по реализации продукции;

 –плановое значение прибыли от реализации продукции, млн. р

 

(2.4)

 

где  – плановый объем реализованной продукции, млн. р.;

 – фактический объем реализованной продукции, млн. р.

 

;

 млн. р.


Изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры реализованной продукции, , млн. р., рассчитывается по формуле

 

(2.5)

 млн. р.

 

Изменение прибыли от реализации за счет изменения полной себестоимости, , млн. р., рассчитывается по формуле

 

,(2.6)

 

где - плановое значение себестоимости, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

- фактическое значение себестоимости, млн. р.

 

 млн. р.

 

Изменение прибыли от реализации за счет изменения отпускных цен, , млн. р., рассчитывается по формуле

 

,(2.7)

 

где - плановое значение выручки от реализации, пересчитанное на фактический объем продаж, млн. р.;

- фактическое значение выручки от реализации, млн. р.

 

 млн. р.


Данные, полученные в результате расчетов представлены в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 - Результаты расчетов факторов первого уровня на сумму прибыли от реализации продукции, 2009 г.

Факторы Значение, млн. р.
Объем реализованной продукции + 27,2
Структура реализованной продукции + 2638
Цены на продукцию + 3043
Себестоимость реализованной продукции - 3874
Итого - 540

 

Результаты расчетов показывают, что уменьшение прибыли от реализации в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом произошло за счет изменения себестоимости на продукцию (минус 3874 млн. р.). Наиболее сильное положительное влияние на значение анализируемого показателя оказала цена реализованной продукции (+ 3043 млн. р.). То есть, имеем увеличение прибыли за счет изменения цены и негативное влияние на размер прибыли с изменением себестоимости на продукцию. Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, чтоглавным резервом увеличения прибыли является снижение себестоимости на продукцию.

Анализ рентабельности предприятия . Анализ рентабельности предприятия включает:

- анализ рентабельности производства;

- анализ рентабельности продаж;

- анализ рентабельности предприятия.

Анализ рентабельности производства продукции. Анализ рентабельности производства продукции дает возможность установить тот уровень рентабельности, с которым работало предприятие в отчетном году по выпуску продукции.

Рентабельность производства продукции, , %, определяется по формуле


 % , (2.8)

 

где  – прибыль от производства товарной продукции, р.;

 – себестоимость товарной продукции, р.

Прибыль от производства товарной продукции, Птп, млн. р., определяется по формуле

 

,(2.9)

 

где  – объем товарной продукции в оптовых ценах предприятия, р.

Данные для анализа рентабельности собственного производства представлены в таблице 2.10.

 

Таблица 2.10 - Рентабельность собственного производства продукции

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Отклонение (+, -)

2008 г. 2009 г.
Товарная продукция предприятия в фактических ценах млн. р. 33300,4 45349,7 +12049,3
Полная себестоимость млн. р. 30893 38439 +8454
Прибыль от производства товарной продукции млн. р. 2407,4 6910,7 +4503,3
Рентабельность производства % 7,8 17,9 +10,1

 

Из данных этой таблицы видно, что фактический уровень рентабельности производства в 2009 г. выше рентабельности в 2008 г. на 10,1 %. Это объясняется тем, что за отчетный период произошло повышение прибыли от производства на 1,87 % и снижение затрат на 1000 р. произведенной продукции на восемь процентов.

Резервы повышения уровня рентабельности производства заключаются в увеличении прибыли от производства продукции за счет снижения себестоимости товарной продукции, путем применения более современных и экономичных технологий, замены дорогостоящего сырья на более дешёвое.

Анализ рентабельности продаж. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. По данным отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, а так же влияние факторов на изменение этого показателя, таблица 2.11.

 

Таблица 2.11 - Рентабельность продаж

Показатель Ед. изм 2008 г. 2009 г.
Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки), В млн.р. 179 592 168 567

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, С

млн.р.

157 297

151 205

Коммерческие расходы (КР)

млн.р.

19 459

14 833

Прибыль от реализации продукции, Пр млн.р. 2 836 2 529
Рентабельность продаж (Рп) % 1,4 1,3

 

Рентабельность продаж, Рп, %, – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции, рассчитывается по формуле

 

Рп = (В – С – КР – ) / В×100 % = Пр / В×100 %,(2.10)

 

где В-выручка от реализации продукции, р;

КР - коммерческие расходы, р;

Пр – прибыль от реализации, р;

C – себестоимость реализации товаров, продукции, услуг, р.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

В приводимых ниже формулах использованы следующие обозначения:

В1 и Во – отчетная и базисная выручка, р;

С1 и Со – отчетная и базисная себестоимость, р;

КР1 и КРо – отчетные и базисные коммерческие расходы, р;

1. Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж, DРпв, %, рассчитывается по формуле

 

пв = [(В1 – Со – КРо)/ В1 – (Во – Со – КРо / Во) / Во] × 100 %. (2.11)

пв =((168567 - 157297 - 19 459) / 168567 - (2836 / 179 592)) × 100 % = - 6,4 %

В связи с уменьшением выручки от реализации в отчетном году рентабельность снизилась на 6,4 %.

2. Влияние изменения себестоимости продукции, DРпс, %, рассчитывается по формуле

 

пс = [(В1 – С1 – КРо ) / В1 – (В1 – Со – КРо) / В1] 100 %. (2.12)

пс =(((168567 – 151205 - 19459) / 168567) - (168567 - 157297 -19459) / 168567)) × 100 % = + 3,6 %

 

Изменение себестоимости продукции привело к повышению рентабельности продаж на 3,6 %.

3.Влияние изменения коммерческих расходов, DРпкр, %, рассчитывается по формуле

 

пкр = [(В1 – С1 – КР1) / В1 – (В1 – С1 – КРо) / В1] 100 %. (2.13)

пкр = (2529 / 168567 - ((168567 – 151205 - 19459) / 168567)) × 100 % =2,74 %

 

За счет уменьшения коммерческих расходов рентабельность продаж увеличилась на 2,74 %.

Общее влияние всех факторов составит:

 

побщ = - 6,4 % + 3,6 % + 2,74 % = - 0,06 %

На изменение рентабельности продаж наибольшее отрицательное влияние оказала уменьшение выручки от реализации продукции (минус 6,4 %), а положительное – изменение себестоимости (+3,6 %).

Анализ рентабельности предприятия. По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Оценку эффективности деятельности предприятия дают показатели рентабельности капитала и оборота, представленные в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12 - Рентабельности капитала и оборота

Показатели 2007 г. год 2008 г. 2009 г. год
Средний собственный капитал, млн.р. 8 557 11 367 11 545
Выручка от реализации (нетто), млн.р. 134 344 179 592 168 567
Скорость оборота собственного капитала 15,7 15,8 14,6
Время оборачиваемости собственного капитала, дней 23 23 25
Средний весь капитал, млн.р. 24 676 37 339 40 386
Скорость оборота всего капитала 5,4 4,8 4,2
Время оборачиваемости всего капитала 67,6 76 87
Балансовая прибыль, млн.р. 2 239 2 990 2 663
Рентабельность всего капитала, % 9,07 8,0 6,6
Рентабельность собственного капитала, % 26,2 26,3 23,06
Рентабельность оборота, % 1,7 1,7 1,6

 

Средний собственный капитал с 2007 по 2008 гг. увеличился на 2810 млн. р. или на 32,8 % и на 178 млн. р. или на 1,6 % с 2008 по 2009 гг. Выручка от реализации возросла на 45248 млн. р. или на 33,7 % с 2007 по 2008 гг., что связано с наращиванием мощностей в г. Браслав с ростом производства консерв и объемом их реализации, и уменьшилась на 6,2 % с 2008 по 2009 гг. в результате снижения объемов реализации продукции. Скорость оборота собственного капитала в 2009 г. снизилась до 14,6 по сравнению с 2008 г., где она составляла 15,8, в результате увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, а время оборачиваемости всего капитала на 11 дней. Рентабельность всего капитала снизилась и составила 6,6 %. Рентабельность собственного капитала также снизилась и составила 23,06 %, что на 12,4 % меньше, чем в 2008 г. Рентабельность оборота осталась практически на уровне 2007 г. и составила 1,6 %.

Анализ прибыли показал, что наибольшее положительное влияние на нее оказывает изменение цен на продукцию. Так изменение цены повлекло за собой увеличение прибыли от реализации продукции на 3074 млн.р. В свою очередь, изменение себестоимости привело к уменьшению прибыли на 3874 млн. р. Балансовая прибыль уменьшается в результате уменьшения прибыли от реализации, так уменьшившись на 10,8 % в 2009 г., повлекла за собой снижение балансовой прибыли на 10,9 %. Хоть рентабельность собственного производства увеличилась на 10,1 % в 2009 г., все равно имеются резервы по ее увеличению. Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн. р. повлияло на уменьшение рентабельности продаж на 6,4 %, а снижение себестоимости на 3,9 % привело к повышению рентабельности на 3,6 %. Также благоприятно повлияло снижение коммерческих расходов на рентабельность продаж, увеличив ее тем самым на 2,74 %.

Уменьшение выручки от реализации на 11025 млн.р. отрицательно повлияло на скорость оборота собственного капитала, уменьшив его на 1,2 % и тем самым увеличив время оборачиваемости собственного капитала на два дня, что повлекло за собой увеличение оборота всего капитала на 11 дней. Так как один оборот капитала переходит из денежной формы в производительную, затем в товарную, из товарной — вновь в денежную. То в результате увеличения оборота, предприятие теряет время, и возможность увеличения прибыли. Снижение рентабельности всего капитала на 1,4 % и на 3,3 % по сравнению с 2008 и 2007 гг. соответственно, характеризует снижение эффективности использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности собственного капитала на 2,9 % в 2009 г., показывает снижение эффективности использования собственных средств.

 




2020-02-04 235 Обсуждений (0)
Анализ прибыли и рентабельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ прибыли и рентабельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)