Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционная символика Рождества



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Традиционная символика Рождества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

В «Christmas Stories» Ч. Диккенса мы встречаем многие традиционные символы Рождества. Они помогают создать определенную атмосферу Рождества и более четко передать рождественский дух историй.

Христианские мистерии, изображающие сцены рождения Иисуса, вдохновляются традициями народного театра. Рождественская елка украшается красными яблоками и символизирует райское дерево. Ветки падуба становятся символом тернового венца Христа.

Возникнув в IV веке в качестве альтернативы старому римскому празднику Непобедимого Солнца (Sol invictus), Рождество впитало в себя его глубинный смысл. Множество языческих традиций и символов пришлось переработать христианству прежде чем римские жертвенные лепешки под названием libum смогли превратиться в немецкие рождественские пряники Lebkuchen.

Одним из главных символов Рождества является праздничное дерево — ель или сосна. Необходимым украшением считаются гирлянды или свечи: рождественская елка должна пылать и переливаться огнями: «The tree was planted in the middle of a great round table, and towered high above their heads. It was brilliantly lighted by a multitude of little tapers; and everywhere sparkled and glittered with bright objects» [41].

История этого символа берет свое начало в те времена, когда Европа была языческой, когда разные народы украшали жилище в дни зимнего солнцестояния вечнозеленым деревом. Но как символ Рождества ель появилась относительно недавно — пять столетий назад.

Так, германское мировое дерево превратилось в христианской Англии в рождественские колючие темно-зеленые венки из падуба-остролиста с ярко-красными ягодам и гирлянды из золотисто-зеленой омелы с бледно-жемчужными ягодами, под которой принято целоваться на Рождество (как принято считать, следы старинного языческого ритуала по обеспечению плодородия в новом году). В Германии времен позднего Возрождения оно обернулось маленькой елочкой, вполне возможно не без влияния старинного предрождественского представления об Адаме и Еве и их изгнании из рая, прочь от дерева, украшенного прекраснейшими плодами. Вечнозеленая ель помимо символа вечной жизни играла немаловажную роль в старинных христианских легендах: например, и в Германии, и в Скандинавии, считалось, что во время бегства в Египет именно ель защитила от солдат деву Марию с младенцем Христом, скрыв их своими лапами, так что не удивительно, что «рождественским деревом» стала именно она.

Теперь рождественскоедерево — так именуют празднично украшенную елку или сосну, являющееся в наши дни, вероятно, самым главным и самым любимым атрибутом веселого зимнего праздника, не всегда в прошлом было столь же неотъемлемой его частью.

Когда-то давно праздничную елку было принято устанавливать в доме лишь в Сочельник — в день накануне Рождества. Наряжаются они украшениями, представляющими Рождество: звездами, ангелами, Санта-Клаусами, оленями, снежинками, шарами с соответствующей символикой.

 По легенде, начало традиции украшать рождественскую елку положил Мартин Лютер. Якобы в начале 16 века именно он впервые прикрепил к домашней рождественской елке свечки, чтобы показать детям, как выглядят в ночном зимнем лесу заснеженные ели на фоне звездного неба. Как бы то ни было, а игрушки на елях появились, похоже, сразу же, как только это дерево стало использоваться в качестве одного из символов Рождества.

Под украшенную елку заранее складываются красиво упакованные подарки: «…just in time to greet the father, who came home attended by a man laden with Christmas toys and presents» [41]. И в этом состоит забавная интрига Рождества — подарки нельзя разворачивать до утра. Считается понарошку, а дети порой в это верят всерьез, что подарки приносит ночью Санта Клаус. После полуночного обеда он спускается в дымоход и раскладывает подарки под рождественским деревом. Потом он выбирается через дымоход обратно наружу и летит к следующему дому в своих салазках, запряженных девятью северными оленями, мчащими их прямо по воздуху. С разбора из-под елки и открытия всех подарков традиционно начинается день Рождества.

Другими символами Рождества не менее важными считаются омела, остролист и плющ. Этими растениями в Великобритании так же украшают дома. Каждое из этих растений по-своему связано с божественным началом. Плющ олицетворяет бессмертие. Остролист, вечнозеленый кустарник с глянцевыми острыми листьями, призван вселять в человека веру в лучшее и надежду. Его блестящие красные ягоды символизируют кровь Иисуса Христа. Почитание омелы, как священного растения, вошло в обычай еще задолго до рождения Христа. Букетики омелы в домах и квартирах британцев в канун Рождества везде — на лампах, люстрах и на столе.

В Америке Рождество стали отмечать не сразу: ранние колонисты-пуритане к праздникам вообще относились подозрительно, а в штате Массачусетс оно даже было под запретом.

Примерно с середины 1870 годов сначала для англофонов а также представителей высшего и среднего классов, а потом и для всех остальных слоев общества Рождество начало постепенно становиться светским праздником [21, c. 106]. Перенос большинства праздничных действий из церкви в дома и на улицы привел к возникновению новой традиции отмечать Рождество как семейный праздник с присущим ему большим количеством радостного веселья. С той же поры ведется отсчет времени существования у людей замечательной традиции поздравлять друг друга красочными открытками на Рождество.

За много лет до рождения Христа друиды использовали ветви омелы для украшения домов, празднуя наступление зимы. Они почитали ее как священное растение и верили, что омела имеет свойство излечивать многие болезни (в том числе и бесплодие), помогает при отравлениях и защищает от злых чар.

С омелой связаны красивые рождественские поверья и ритуалы. Поэтому каждый год в декабре принято покупать изящную веточку омелы и дома подвешивать её где-нибудь повыше. Считается, что именно на Рождество омела полностью проявляет свои качества, помогая сохранить в семьях любовь, здоровье и достаток.

Для англосаксов омела была одним из атрибутов Фрейи, богини любви, плодородия и красоты. По обычаю, мужчина имел право поцеловать девушку, которая нечаянно оказывалась под веткой омелы (их обычно прикрепляли к потолку или вешали над дверным проемом). Обычай целоваться под омелой сохранился и по сей день во многих странах, особенно во время рождественских и новогодних праздников.

Сейчас омела является одним из главных символов Рождества, хотя на первых порах церковь запрещала ее использовать для украшения жилищ, из-за связанных с этим растением языческих легенд. Вместо нее рекомендовалось применять остролист.

В произведениях Диккенса также можно встретить этот символ: «…and winking from their shelves in wanton slyness at the girls as they went by, and glanced demurely at the hung-up mistletoe» [42].

Остролист, как мы уже упомянали, это еще один рождественский символ. И, конечно, здесь тоже не обошлось без друидов, которые очень уважали остролист за его способность оставаться зеленым и красивым даже зимой, когда природа лишалась большинства своих красок.

Римляне также любили это растение, считая его творением Сатурна. Во время буйного празднования Сатурналий (прообраза европейского карнавала), горожане дарили друг другу венки из остролиста и украшали ими же дома. Столетия спустя, в то время как основная часть римлян продолжала праздновать Сатурналии, ранние христиане уже тайно отмечали Рождество. Чтобы избежать преследований, они, как и все, украшали дома ветками остролиста. Когда христианство превратилось позже в доминирующую религию, остролист стал признанным символом Рождества. Согласно некоторым версиям, именно из него был сделан венец Христа, а ягоды остролиста, изначально белые, покраснели от крови Спасителя.

А еще остролист означает радость и примирение и, согласно народным поверьям, защищает от колдовства и молнии.

Как и омелу, остролисты использовали ещё в Древнем Риме во время Сатурнианских зимних празднеств, на месте которых с приходом Христианства возникло Рождество. В верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы. До сих пор остролист является традиционным рождественским растением и широко используется во время зимних праздников в качестве украшения помещения и праздничного стола как материал для изготовления рождественских венков и даже порой вместо главного рождественского дерева — ёлки.

В «Christmas Carol» во время встречи Скруджа с Духом нынешних святок, комната главного героя «had undergone a surprising transformation. The walls and ceiling were so hung with living green, that it looked a perfect grove; from every part of which, bright gleaming berries glistened. The crisp leaves of holly, mistletoe, and ivy reflected back the light, as if so many little mirrors had been scattered there» [42]. В другом произведении Диккенса «Christmas Tree» также встречается этот символ: «Up yonder, among the green holly and red berries…» [41]. Использованные Ч. Диккенсом символы Рождества, помогают создать определенную праздничную атмосферу и проникнуться духом наступающего праздника.

Пуансеттия — это очень красивое мексиканское растение, которое часто используют для украшения помещений во время рождественских праздников.

Пуансеттия названа так в честь Жоеля Пуансетта, первого американского посла в Мексике, который в 1828 году привез ее в Штаты. Благодаря форме своих листьев, это растение стало символом Вифлеемской звезды и поэтому ассоциировалось с Рождеством. Ярко-красные листья пуансеттии, окружающие ее невзрачный желтый цветок, часто принимают за лепестки.

Рождественские огни еще одна дань старинным дохристианским традициям. У многих народов самое темное время года и долгожданный поворот к удлинению светового дня с незапамятных времен стали причиной разнообразных праздников, связанных с победой света, огня и солнца. Вполне возможно, что традиция зажигания рождественских огней возникла не без влияния иудейской Хануки – праздника огней, который отмечают 8 дней с 25 числа месяца Кислев (как правило, приходится на декабрь). То, как в первый день в восьмисвечнике зажигают одну свечу, во второй две, в третий три и т.д. несколько напоминает западную христианскую традицию Адвента – предпраздничного периода, начинающегося за четыре воскресенья до Рождества, в четвертое воскресенье до Рождества на венке с четырьмя свечами зажигают одну свечу, в третье — две и так далее, а к Рождеству на венке горят уже все четыре свечи.

Когда Скрудж видит свою юность, Рождество у мистера Физзиумнга, то праздник отмечается в хорошо освещенной зале: «…the lamps were trimmed, fuel was heaped upon the fire; and the warehouse was as snug, and warm, and dry, and bright a ball-room, as you would desire to see upon a winter's night» [42].

Впрочем, старинных христианских символов в современных традициях празднования Рождества тоже немало. Так звезда, которой в советское время было допустимо украшать верхушку новогодней елки (вместо популярного до Революции ангела), восходит к Вифлеемской звезде, что привела волхвов (в западной традиции царей-магов) к яслям с новорожденным Христом. А поскольку это была комета, рождественские звезды в западной иллюминации часто так и изображаются – «с хвостом». Звездная рождественская выпечка популярна и на севере Италии в Вероне: это пандоро (pandoro), ребристый кулич из воздушного дрожжевого теста, который принято резать горизонтально, так что каждый ломоть в результате имеет форму звезды.

Другие гастрономические атрибуты Рождества связаны с символикой чисел, особенно популярны 12 и 13 (12 – это верные Христу апостолы, а 13 – апостолы и сам Христос). В Провансе на юге Франции после полуночной мессы на Рождество до сих пор подают 13 рождественских десертов. В их число входят лесные или грецкие орехи, изюм, сушеный инжир, миндаль (это символы 4 нищенствующих орденов: августинцев, доминиканцев, францисканцев и кармелиток), ромбовидные марципаны-калиссоны (calissons) из Экса с дынными цукатами, белая нуга, черная нуга, айвовый мармелад-пат, зимняя дыня, светлый виноград, мандарины, старинный сладкий кекс «помпа» на оливковом масле (pompe или fougasse), а также финики, фаршированные зеленым и красным марципаном.

Темно-зеленый и ярко-красный — главные символические цвета Рождества, вечная жизнь и побеждающий тьму огонь и красное солнце. Неудивительно, что мексиканский молочай красивейший (Euphorbia pulcherrima) с ярко-красными и темно-зеленами листьями, более известный как пуансеттия, или пуэнсеция (а по-английски «рождественская звезда», или «зимняя роза» – Christmas star, winter rose) последние несколько десятилетий стал одним из новых символов Рождества. Красно-зеленые «елки» из искусно постриженных кустов пуансеттии не редкость в южных широтах в рождественскую пору.

Символы Рождества можно обнаружить и в разнообразной праздничной выпечке европейских стран, так что каждое событие рождественского календаря имеет свой ряд рецептов и образов.

В Англии и Шотландии существенную часть Рождественского праздника составляет обрядовая еда — ужин в сочельник и обед на первый день Рождества.

В Шотландии, Ирландии и Уэльсе к Рождественскому обеду обычно готовили кусок жареной говядины или козлятины — Рождественский бык (Yule bull) или Рождественская коза (Yule goat). Но постепенно традиционным мясным блюдом на Рождество стал жареный (в Ирландии, Уэльсе) или копченый (в Шотландии) гусь. Он остался главным Рождественским блюдом и в наши дни в Уэльсе и Шотландии (Хайланд). В Англии же с XVIII в. его место заняла жареная или фаршированная индейка.

В «Christmas Carol» Ч. Диккенс описывает праздничный ужин семьй Крэтчитов Следующим образом: «Such a bustle ensued that you might have thought a goose the rarest of all birds; a feathered phenomenon, to which a black swan was a matter of course — and in truth it was something very like it in that house… At last the dishes were set on, and grace was said. It was succeeded by a breathless pause… There never was such a goose. Eked out by apple-sauce and mashed potatoes, it was a sufficient dinner for the whole family… The pudding was out of the copper… At last the dinner was all done, the cloth was cleared, the hearth swept, and the fire made up. The compound in the jug being tasted, and considered perfect, apples and oranges were put upon the table, and a shovel-full of chestnuts on the fire» [42].

Ритуальное значение имели напитки и кушанья, приготовленные из хлебных злаков. В Абердиншире и на северо-востоке Шотландии было в обычае ставить на стол в сочельник большой кубок специального Рождественского напитка, называемого соуенс (sowans). Его приготовляли из заквашенного и подвергшегося брожению ячменного зерна, с добавлением меда и сливок. Напиток разливали в небольшие деревянные чашки, на дно которых клали какой-нибудь предмет: если выпивший видел на дне кольцо - это к свадьбе, монету — к богатству, пуговицу — к безбрачию и т. д.

На протяжении многих веков у всех жителей Британских островов распространенным кушаньем на Рождество была особая овсяная каша плум-порридж (plum-porridge), сваренная на мясном бульоне, в нее добавляли также хлебные крошки, изюм, миндаль, чернослив и мед и подавали на стол очень горячей. В течение XVIII в. плум-порридж постепенно заменяется плум-пуд-дингом (plum-pudding), и к середине XIX в. последний становится самым главным блюдом Рождественского стола. Плум-пудинг приготовляют из хлебных крошек с добавлением разных специй, фруктов, перед подачей на стол его обливают ромом и зажигают. Осталось еще в обычае прятать в Рождественском пудинге мелкие серебряные монеты и украшения — «на счастье».

В прошлом у шотландцев, ирландцев и уэльсцев было в обычае печь к Рождеству специальный хлеб. Испечь его должны были только в сочельник, между заходом и восходом солнца. Рождественский хлеб представлял собой большую круглую лепешку, на которой перед выпечкой ножом вырезался крест. Пекли также Рождественские овсяные лепешки — круглые, с зазубренными краями и с отверстием посередине; судя по форме, они должны были символизировать собой солнце. В Хайланде было в обычае на Рождество приглашать в дом каждого прохожего. Гостю предлагали кусок такой лепешки с сыром и глоток спиртного.

Во всех зажиточных домах проводилась выпечка и варилось пиво не только себе, но и для раздачи беднякам, сторожам, работникам, пастухам. Накануне сочельника, в так называемый «малый сочельник» (шведск. — lille ju-lafton, норвежек. — julaften, датск. — ju-leaften), раздавались богатые милостыни, особенно в домах священников, каждому дому, входящему в приход. Подарки состояли из хлеба, мяса, каши, пива, свечей: «and there was cake, and there was negus, and there was a great piece of Cold Roast, and there was a great piece of Cold Boiled, and there were mince-pies, and plenty of beer» [42].

 В сочельник перед заходом солнца все жители деревни собирались в церкви. По возвращении домой все садились за праздничное угощение. С Рождеством наступает всеобщее празднование; нет ни одного даже бедного дома, где бы не отмечалось это событие. Самую маленькую хлебную лепешку всегда держат в тайнике от одного Рождества до другого или даже более длительное время.

Украшением стола является рождественский пирог. По старинному рецепту он должен быть начинен следующими предметами, которые якобы предсказывают судьбу на ближайший год: кольцо — к свадьбе, монетка — к богатству, маленькая подковка — к удаче.

В настоящее время в Шотландии выпекают для новогоднего стола большой круглый песочный торт, с защипами по краям, украшенный сваренными в сахаре миндалем, орехами, конфетами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся в эмиграции. Их обычно украшают национальные эмблемы — вереск, шотландский крест, руки, скрещенные над морем, горы и пр.

Посуда, скатерть, салфетки на праздничном столе имеют рождественскую символику, а возле каждой тарелки обязательно укладывается традиционная и всеми любимая рождественская хлопушка. Когда хлопушки взрываются, из них высыпаются конфетти, игрушки, всякие безделушки или небольшие записочки с какими-нибудь шутками.

Главное блюдо рождественского обеда в Британии — это индейка, начиненная смесью хлебных крошек и специй или каштанами и целиком, запеченная в печи. Она подается на стол вместе с кусочками ветчины, бекона, маленьких колбасок и отварными или запеченными овощами (картофелем, морковью, пастернаком, брюссельской капустой, зеленым горошком). В качестве соуса используется специально приготовленная подлива и джем из красной смородины или клюквы. Нельзя здесь упомянуть покупку индейки у Ч. Диккенса в «Christmas Carol»: «Do you know whether they've sold the prize Turkey that was hanging up there? — Not the little prize Turkey: the big one?» [42].

Праздник Рождества всегда сопровождалось изобилием: «Heaped up on the floor, to form a kind of throne, were turkeys, geese, game, poultry, brawn, great joints of meat, sucking-pigs, long wreaths of sausages, mince-pies, plum-puddings, barrels of oysters, red-hot chestnuts, cherry-cheeked apples, juicy oranges, luscious pears, immense twelfth-cakes, and seething bowls of punch, that made the chamber dim with their delicious steam» [42]. Так в «Christmas Carol» мы видим огромную груду, напоминающую трон, индеек, гусей, кур, молочных поросят, гирлянд сосисок, жареных пирожков, румяных яблоков, сочных апельсинов, громадных пирогов, разнообразных сладостей. И на всем этом восседал дух нынешних святок. Такая картина, несомненно, создает атмосферу праздника и наполняет образ Рождества чувством изобилия. 

До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара. В XVII веке его начали изгибать в форме посоха, а в XIX на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски.

Такой леденец объединял в себе несколько христианских символов. Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос — это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец. Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J , с которой начинается имя Jesus . Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

Три тонкие красные полоски, по одной из версий, обозначают Святую Троицу, а одна широкая — Единого Бога. Иногда на леденце делают еще одну полоску – зеленую, которая напоминает верующим о том, что Иисус – это дар Божий (зеленый цвет символизирует дарение).

Этот рождественский атрибут мы видим на рождественской елке в произведении Диккенса «А Christmas Tree»: «broad-faced little men, much more agreeable in appearance than many real men - and no wonder, for their heads took off, and showed them to be full of sugar-plums…» [41].

В канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, который Санта ночью наполняет подарками. Эта традиция связана с одной из легенд о Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку - сушиться. С тех пор дети оставляют у очага свои чулочки, в надежде утром найти в них что-нибудь приятное.

Дети оставляют на камине печенье для Санты в знак благодарности за работу, которую он делает каждое Рождество. А те, кто вел себя нехорошо, надеются таким образом его немного задобрить, чтобы тоже получить подарок.

Первая рождественская открытка появилась в 1843 году, в Англии [13, c. 244]. Она была создана Джоном Хорсли и сэром Генри Коулом. Первая партия открыток (1 000 штук) была продана в Лондоне и представляла собой вручную раскрашенную литографию на плотном картоне. В центре картинки была изображена празднующая семья, а под ней располагались слова «A Merry Christmas and a Happy New Year to You». На боковых картинках были показаны сцены благотворительности: кормление голодных и одевание бедных.



2020-02-04 189 Обсуждений (0)
Традиционная символика Рождества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционная символика Рождества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)