Аналитический учет основных средств
Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии, должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Таблица 1.1 Формы первичной документации
Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование документа; - дату составления документа; - наименование организации, от имени которой составлен документ; - содержание хозяйственной операции; - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личные подписи указанных лиц. Основные средства могут поступать в организацию различными способами, в результате: - приобретения за плату у других организаций; - строительства хозяйственным или подрядным способом; - получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование; - внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал; - получения в хозяйственное ведение или оперативное управление; - взятия в аренду с последующим выкупом; - поступления по акту дарения; - передачи в совместную деятельность и доверительное управление; - передачи в обмен на другое имущество; - другими способами, не противоречащими действующему законодательству. Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1).
Рис. 1.1. Применение формы ОС - 1
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств применяется: - для учета ввода объектов в эксплуатацию (за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке); - для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое; - для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию; - для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации. В бухгалтерии согласно акту приемки-передачи открывают инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6). Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе: - акта (накладной) приемки-передачи основных средств; - технических паспортов; - других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: - срок полезного использования; - способ начисления амортизации; - освобождение от начисления амортизации (если имеет место); - индивидуальные особенности объекта. Оборудование подразделяется на оборудование, требующее монтажа, и оборудование, не требующее монтажа. К оборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты (локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины, морские и речные суда, двигатели, приборы и т.п.). К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных частей или установки на фундаменты и опоры. Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж» (форма № ОС-15). При заключении договора на строительство, в котором обеспечение строительства оборудованием возложено на застройщика, бухгалтерский учет его приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию осуществляет застройщик. В учете застройщика оборудование, требующее монтажа, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения) или начата укрупнительная сборка оборудования). Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке. Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.п.). Транспортные и заготовительно-складские расходы учитываются в составе затрат по строительству отдельно от стоимости оборудования. При обеспечении строительства оборудованием силами строительных организаций согласно договорам на строительство его стоимость отражается в учете застройщика в составе затрат по строительству объекта по договорной их стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам строительных организаций. На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» (форма № ОС-16). Объекты основных средств выбывают из организации в результате: - продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу; - передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; - передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств; - списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; - списания в случае морального и (или) физического износа; - ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; - по другим причинам. Выбытие основных средств в результате продажи сторонним организациям оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1). Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется также актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены. На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге). Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю оформляется актом (накладной) приемки-передачи (форма № ОС-1), на основании которого бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового учета. Ликвидацию основных средств производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |