Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Синтетический учет основных средств



2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Синтетический учет основных средств 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно рабочему плану счетов ООО «КамаСервис» для учета основных средств используется счет 01 «Основные средства», который предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На дату получения объекта ОС от продавца его стоимость (без НДС) отражается по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС, предъявленная продавцом, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60.

Активы принимаются к учету в качестве объекта ОС при одновременном выполнении условий, перечисленных в п.4 ПБУ 6/01. В соответствии с п.п.7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (без учета НДС). Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».

Согласно пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ сумма НДС, уплаченная продавцу основного средства организацией-покупателем при приобретении указанного основного средства, подлежит вычету. Порядок применения налоговых вычетов по НДС определен в ст.172 НК РФ, п.1 которой установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.

Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 19, субсчет 19-1.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» - поступил объект основных средств, в счет вклада в уставный капитал;

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - оприходованы поступившие основные средства.

Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают в учете следующими проводками:

Дебет счета 08 «Основные средства»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - приобретены основные средства у сторонней организации.

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - оприходованы основные средства.

По безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» - на первоначальную стоимость;

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» - на первоначальную стоимость

Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.)

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - ежемесячно на сумму амортизации

Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» - ежемесячно на сумму амортизации.

Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Рассмотрим конкретный пример.

В ООО «КамаСервис» в марте 2006 г. было приобретено основное средство стоимостью 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб., на условиях рассрочки платежа. В том же месяце основное средство (оборудование, не требующее монтажа) введено в эксплуатацию. По условиям договора организация оплачивает основное средство в течение 4 месяцев (с марта по июнь 2006 г.) ежемесячно равными долями по 29500 руб., в том числе НДС 4500 руб.

Бухгалтерские записи, сделанные бухгалтерией предприятия отражены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2

Хозяйственные операции по приобретению основного средства ООО «КамаСервис»

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ - основание

Бухгалтерские записи в марте 2006 г.

Получено оборудование от продавца (118 000 - 18 000)   08   60   100000 Отгрузочные документы продавца
Отражена сумма НДС, предъявленная продавцом   19-1   60   18000   Счет-фактура
Оборудование введено в эксплуатацию   01   08   100000 Акт о приеме-передаче объекта основных средств
Произведена частичная оплата оборудования   60   51   29500 Выписка банка по расчетному счету

Бухгалтерская запись в апреле 2006 г.

Произведена частичная оплата оборудования   60   51   29500 Выписка банка по расчетному счету

Бухгалтерская запись в мае 2006 г.

Продолжение таблицы 2.2

Произведена частичная оплата оборудования   60   51   29500 Выписка банка по расчетному счету

Бухгалтерские записи в июне 2006 г.

Произведен окончательный расчет за оборудование   60   51   29500 Выписка банка по расчетному счету
Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом оборудования     68     19-1     18000 Счет-фактура, Выписка банка по расчетному счету

 

При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».

Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Согласно п.22 ПБУ 6/01, абз.3 п.2 ст.259 НК РФ начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств в бухгалтерском и налоговом учете прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в рассматриваемой ситуации - с 1 февраля 2007 г.).

Поступления (выручка) от продажи основных средств являются операционными доходами организации и принимаются к учету в сумме, согласованной сторонами в договоре (п.п.30, 31 ПБУ 6/01, п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.

Расходы, связанные с продажей основных средств, являются операционными расходами (п.31 ПБУ 6/01, п.11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

В бухгалтерском учете выручка от продажи объектов основных средств отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Для учета выбытия объектов основных средств, в частности при их продаже, к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации.

По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01, субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по НДС. В данном случае имеет место реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, и налоговая база по НДС определяется в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст.40 НК РФ, с учетом НДС и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Сумма начисленного НДС отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 в корреспонденции в данном случае со счетом 91, субсчет 91-2.

В бухгалтерском учете записи по субсчетам счета 91 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Указанное сальдо ежемесячно заключительными оборотами списывается со счета 91, субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», на счет 99 «Прибыли и убытки».

Рассмотрим учет выбытия объекта основных средств на конкретном примере.

Организация в феврале 2006 г. приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство стоимостью 70 800 руб. (в том числе НДС 10 800 руб.). Срок полезного использования основного средства в целях бухгалтерского учета был установлен в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, равным четырем годам, амортизация в бухгалтерском учете начислялась линейным способом.

В январе 2007 г. организация продала вышеуказанное основное средство за 60 000 руб., в том числе НДС.

Хозяйственные операции по выбытию объекта основных средств представлены в таблице 2.2.

В приведенной таблице бухгалтерских записей используются следующие наименования субсчетов, открытых к балансовому счету 01:

- 01-1 «Основные средства в эксплуатации»;

- 01-2 «Выбытие основных средств».

К балансовому счету 68:

- 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;

- 68-2 «Расчеты по НДС».

 

Таблица 2.3

Хозяйственные операции по выбытию объекта основных средств ООО «КамаСервис»

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ

Бухгалтерские записи, связанные с продажей основного средства

Списана первоначальная стоимость выбывающего основного средства 01-2 01-1 70800 Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Списана сумма накопленной амортизации (1475 * 11) 02 01-2 16225 Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Списана остаточная стоимость выбывающего основного средства (70 800 - 16 225) 91-2 01-2 54575 Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Отражена выручка от продажи основного средства 62 91-1 60000 Накладная

Продолжение таблицы 2.3

Начислен НДС по реализации объекта основных средств ((60 000 - 54 575) * 18/118) 91-2 68-2 828 Счет-фактура
Заключительными оборотами месяца отражен финансовый результат (прибыль) от продажи основного средства (без учета иных прочих доходов, расходов) (60 000 - 54 575 - 828) 91-9 99 4597 Бухгалтерская справка-расчет
На расчетный счет поступила оплата от покупателя 51 62 60000 Выписка банка по расчетному счету

 

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст.258 и 259 гл.25 Налогового кодекса РФ:

- амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;

- в соответствии с принятой учетной политикой и ПБУ 6/01 амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления амортизационных начислений.

Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.

Сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.

При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта.

Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».

По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения - по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.

Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется. Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.

Покажем на примере применение предусмотренных законодательством способов амортизации основных средств.

ООО «КамаСервис» имеет объект основных средств стоимостью 100000 руб. со сроком полезного использования пять лет.

Годовая сумма амортизационных отчислений по нему определена линейным способом исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Таким образом, годовая норма амортизации составляет 1/5 стоимости объекта, или 20 %.

Тогда годовая сумма амортизационных отчислений составит:

100000 * 20 % = 20000 руб.

Отражение амортизации по объекту основных средств на счетах бухгалтерского учета отображено в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Хозяйственные операции по начислению амортизации

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Принят к учету объект основных средств 01 08 100000 Акт о приеме- передаче объекта основных средств

Ежемесячно до полного погашения стоимости объекта основных средств либо списания этого объекта с бухгалтерского учета

Начислена амортизация по объекту основных средств 20 02 20000 Бухгалтерская справка-расчет

 

В процессе эксплуатации объекты основных средств нуждаются в текущем и капитальном ремонте.

По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонт основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

В соответствии с принятой учетной политикой в ООО «КамаСервис» затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения).

На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки - сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема.

Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, списываются с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов».

ООО «КамаСервис» с 01.09.2006 арендует часть здания (производственные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте) сроком на 4 года. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 59 000 руб., в том числе НДС 9000 руб. По условиям договора аренды арендодатель передает арендатору помещения, а арендатор до начала использования помещений в своей деятельности за свой счет проводит их капитальный ремонт.

Ремонт проводился ООО «КамаСервис» с сентября по ноябрь 2006 г. собственными силами, фактические затраты на ремонт составили 6000000 руб. (без учета НДС).

В бухгалтерском учете ООО «КамаСервис» были сделаны соответствующие записи, отраженные в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5

Бухгалтерские записи ООО «КамаСервис»

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Отражена общая сумма затрат на проведение капитального ремонта помещений 97 10, 70, 69 и др. 6000000 Требование- накладная, Расчетно- платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет
Отражено возникшее отложенное налоговое обязательство (6000000 * 24%) 68 77 1440000 Бухгалтерская справка-расчет

Ежемесячно в период проведения капитального ремонта помещений

Признаны расходы по аренде помещений 91-2 76 50000 Договор аренды, Бухгалтерская справка
Отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем 19 76 9000 Счет-фактура
Внесена арендная плата 76 51 59000 Выписка банка по расчетному счету

Ежемесячно после окончания капитального ремонта и до окончания срока действия договора аренды (45 месяцев)

Признаны расходы по аренде помещений 25 76 50000 Договор аренды
Отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем 19 76 9000 Счет-фактура
Списана часть затрат на проведение капитального ремонта помещений (6000000 / 45) 25 97 133333 Бухгалтерская справка

Продолжение таблицы 2.5

Списана часть суммы отложенного налогового обязательства (133333 * 24%) 77 68 32000 Бухгалтерская справка-расчет
Внесена арендная плата 76 51 59000 Выписка банка по расчетному счету

 

Таким образом, был рассмотрен аналитический и синтетический учет основных средств. В ООО «КамаСервис» при ведении бухгалтерского учета основных средств руководствуются ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В рабочем плане счетов предприятия для учета основных средств предназначены счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Записи в журнале хозяйственных операций по поступлению, движению и выбытию основных средств делаются на основании первичных документов.

 




2020-02-04 250 Обсуждений (0)
Синтетический учет основных средств 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Синтетический учет основных средств

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)