Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История использования задания «Нарисуй человека»



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
История использования задания «Нарисуй человека» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ближе всего к КРЧ ставший уже классическим тест «рисунок человека». Отсчет исследования рисунков детей ведут от 1887 года, когда Коррадо Риччи в Болонье опубликовал книжечку «Искусство ребенка». Авторы, занимающиеся исследованием рисунков (Дилео, 2007 и др.) упоминают такие имена: Бернс (Barnes) (1893), Левинштейн (Levinstein) (1897), Партридж (Partridge) (1897), Салли (Sally) (1898), Рубье (Roubier) (1901), Кершенштейнер (Kerschensteiner) (1903), Шуйтен (1904), который разработал шкалу для оценки рисунка человеческой фигуры, Клапаред (Clapared) (1906), Лампрехт (Lamprecht) (1906), Бенчини (Bencini) (1908), Люке (1913), который утверждал, что дети рисуют то, что знают, а не то что видят, проявляют реализм логический, а не визуальный.

В 1913 Рума (G. Rouma) выделяет шесть стадий развития детского рисунка от 1) самых ранних попыток изображения, в которых очень сложно распознать фигуру человека через 2) стадию «головастиков», в которой человек изображается с непропорционально большой головой и выходящими из нее ногами, к более зрелым рисункам, в которых 3) «головастик» приобретает туловище и дополнительные черты, 4) возникает полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела. На последующих стадиях 5) попытки изображения профиля приводят к «смешанному профилю (представлены 2 глаза. 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, а затем 6) изображается правильная профильная ориентация, начинает изображаться движение (приводится по Дилео, 2007).

Популяризация задания связывается с именем Флоренс Гудинаф (США), которая в 1926 году опубликовала свою работу «Измерение интеллекта с помощью рисунков» (Godenough, 1926). Ребенка просили нарисовать человека, после чего осуществлялся подсчет очков, даваемых за включение в изображение частей, то есть головы, рук, ног, пальцев и т. д. Всего оценивался 51 элемент рисунка. Эти данные служили для оценки ментального возраста испытуемого.

Модификация теста «Нарисуй человека» принадлежит Д. Харрису (1963). Тест стал называться тестом Гудинаф-Харриса. В этом варианте теста испытуемому предлагалось нарисовать женщину (мужчину) и свой портрет, оценочная шкала была дополнена до 71 пункта. Основное внимание в оценке рисунка уделялось анализу развития мышления, а не умения рисовать. Основным критерием оценки рисунка была его детальность: учитывалось, какие части тела и детали одежды изображает индивид, как соблюдены пропорции, перспектива.

 

 

На рис. 5 представлена схема рисунков нормальных детей в соответствии с возрастом (по И. Винче, приводится по Конечный Р., Боухал М., 1983, с. 39). Соотнося рисунок обследуемого ребенка с данными образцами, можно определять его психический возраст. Интересно обратить внимание на то, что руки «проступают» в рисунке, согласно этим данным, позже, чем ноги.

Джон Бук: «Дом-дерево-человек»

 В 1948 году Джон Бук опубликовал результаты исследования теста «Дом-дерево-человек» (Д-Д-Ч), которые он вел, начиная с 1938 года. Испытуемому предлагался «стимульный материал, который ему хорошо знаком, но в то же время не конкретизирован, так что по мере выполнения теста испытуемый может выразить свои проекции, перенеся их в рисунки». Автор методики отмечал среди прочего:

 

...

«[…] общепринятое значение полученных деталей или способа их изображения может почти полностью преобразиться благодаря тому уникальному смыслу, которым наделяет его испытуемый и который мог быть совершенно упущен, если у испытуемого не было возможности рассказать о нем; адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, когда учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией» (цит. по «Проективная психология», 2000, С. 260–344.). Говоря о конкретном значении некоторых деталей рисунка, автор пишет: «Руки человека представляют орудие, при помощи которого совершается оборонительное или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Мужчина, психоневротик, выразил чувство собственной беспомощности, нарисовав автопортрет без рук и ступней.

Глаза, нос, рот и уши представляют собой рецепторы, воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными, как, например, выслушивание обвинений […].

Девочка с диагнозом шизофрении нарисовала человека, имеющего только глаза, что свидетельствует о ее подозрительности и излишней осторожности, отсутствие носа, ушей и рта также указывает на отсутствие желания общаться» (Там же).

 

По этим кусочкам текста можно судить о системе осмысления автором результатов тестирования.

Бук считал, что рисунок человека поможет клиницистам в получении информации, касающейся чувствительности, зрелости, гибкости и уровня интеграции личности. Дом и дерево предоставляли дополнительную информацию: о развитии (дерево) и ощущении окружающей среды (дом).

Вот как суммируются наблюдения, сделанные Буком, в книге под редакцией Райгородского Д.Я. «Практическая психодиагностика» (1998).

Размещение рисунка

Размещение рисунка  над центром листа –  чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа –  незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка  ниже центра листа.  Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа –  акцентирование прошлого. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа –  склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа –  субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа  – фиксация на прошлом, страх будущего. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа  – желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми эмоциональными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа  – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает а реальной жизни.

Контуры очень прямые  – ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.

(Рисунок вверху: клиент «воспарил»; рисунок внизу – клиент «задавлен» – А.Е.).

Голова, шея, плечи

Голова –  сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая –  неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая –  переживание интеллектуальной  неадекватности.

Нечеткая голова –  застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце –  межличностный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола –  мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея  – орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея –  потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея –  осознание телесных импульсов, стремление их контролировать.

Длинная тонкая шея –  торможение, регрессия.

Толстая короткая шея –  уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры –  признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные –  ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие –  ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые –  признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые –  уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие –  сильные телесные импульсы.

Туловище

Туловище угловатое или квадратное –  мужественность. Туловище слишком крупное –  наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое –  чувство унижения, малоценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот нос. Это рецепторы внешних стимулов – сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто –  сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут –  потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный –  компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнутые –  возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие –  стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы –  сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы –  значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

Глаза выпучены –  грубость, черствость.

Глаза маленькие –  погруженность в себя.

Подведенные глаза –  грубость, черствость.

Длинные ресницы –  кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины  – женственность.

Рог клоуна –  вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый –  пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой –  презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри –  примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы –  агрессивность.

Лицо неясное, тусклое  – боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное –  незащищенность.

Лицо, похожее на маску –  осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие –  презрение, изощренность.

Волосы –  признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы –  тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, –  субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки –  орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межличностных отношениях.

Широкие руки (размах рук) –  интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча –  недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны –  субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди –  враждебность, мнительная установка.

Руки за спиной  – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые –  субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные –  чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие  – хорошая приспособляемость в межличностных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу –  неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие –  отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные–  сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук –  чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне –  социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу –  напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины –  грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги –  женственность.

Руки длинные –  желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые –  зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то  – зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам  – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные –  агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые  – ощущение недостаточности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка –  вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах –  чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены –  нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие –  компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре –  материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) –  вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы –  грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти –  агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней –  грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти –  зависимость, бессилие.

Пальцы длинные –  открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки –  бунтарство, протест.

Кулаки далеко от тела –  открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) –  враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей –  сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные –  сильная потребность к независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие –  чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног –  боязливость.

Ступни не изображены –  замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены –  откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров –  амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют –  робость, замкнутость.

Ноги акцентированы  – грубость, черствость.

Ступни –  признак подвижности (физиологической или психологической) в межличностных отношениях.

Ступни непропорционально длинные –  потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие  – скованность, зависимость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок –  тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело в анфас –  тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула –  сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим –  желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам –  отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела –  указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве –  возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге –  хорошая приспособляемость.

Человек – абсолютный профиль –  серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный –  определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особенно сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура –  напряжение.

Кукла –  уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры –  деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек –  может означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги –  открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура –  свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение

Тучи  – тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли  – незащищенность.

Фигура человека на ветру  – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) – незащищенность.

Оружие –  агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка –  сфера конфликта.

Пуговицы, бляшке ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы –  зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированные глаза, пальцы, волосы. Позы с широко расставленными ногами –  грубость, черствость.

Контур, нажим, штриховка, расположение

Мало гнутых линий, много острых углов –  агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии –  женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров –  грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный –  боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи –  настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости –  напряжение.

Тонкие продленные линии –  напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру –  изоляция.

Эскизный контур –  тревога, робость.

Разрыв контура  – сфера конфликтов.

Подчеркнутая линия  – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии  – дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии  – амбиции, рвение.

Яркая линия  – грубость.

Сильный нажим  – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии  – недостаток энергии.

Легкий нажим  – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом –  агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим –  циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим –  эмоциональная нестабильность лабильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.

Прямые штрихи –  упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи –  импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка –  чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи –  тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные –  напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи –  подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи –  незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи –  упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево –  интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо  – наличие мотивации.

Штриховка от себя  – агрессия, экстраверсия.

Стирания –  тревожность, опасливость.

Частые стирания  – нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка –  наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) –  внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок –  экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры  – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром –  скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии –  незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа –  зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист –  компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные.  Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей.  Неизбежность телесности в (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей, –  субъект, скорее, всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация –  тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация –  скованность, педантичность.

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его –  критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом –  хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка –  недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность  – быстрое истощение.

Название рисунка –  экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка –  идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности –  хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования –  скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

Карен Маховер

 В книге Карен Маховер «Личностная проекция в изображении фигуры человека», опубликованной в 1948 году (Machover, 1948, Маховер, 1996), обсуждались некоторые качественные аспекты в изображении человеческих фигур, связанные с психопатологией. Процедура обследования такова. Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После этого его просят нарисовать человека противоположного пола по отношению к первому рисунку. Пока он рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части тела и др. подробности процесса рисования. За рисованием может последовать разбор, при котором испытуемого просят придумать рассказ с участием каждого из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Во время такого разбора испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и другие факты из жизни изображаемых персонажей.

Вот некоторые представляющиеся содержательными выдержки из этого труда Маховер, опубликованного на русском языке под названием «Проективный рисунок человека» (1996).

 

...

«Как правило, рисунки пациентов, наблюдавшихся в течение нескольких лет, настолько единообразны, что напоминают отработанные личные подписи». – С.6

«Мы никуда не можем деться от соматической закрепленности наших желаний, конфликтов, компенсаций и социальных установок. Этот факт находит подтверждение в феномене самопроекции в рисунке человеческой фигуры». – С.8

«Рисунки могут содержать открытое признание слабости или дефекта, определенные попытки компенсации дефектов, а также сочетания того и другого». – С.11

«Так же, как и при клиническом использовании любых проективных инструментов, выделение механических деталей анализа рисунка не может заменить собою познания личностной динамики и клинических синдромов». – С.21

«Человеческая фигура отчетливо соотносится с побуждениями, тревогами, конфликтами и компенсациями, характерными для этого индивида. В некотором смысле нарисованная фигура есть  сам этот человек, и окружающее его на бумаге поле соотносится с его реальным окружением». – С.34

«Символическая значимость сочетания волос на женской фигуре и шляпы на мужской – не совсем ясна». – С.53

«Если ноздри обозначены как-либо особо, это считается проявлением агрессии». – 55

«В отдельных случаях маленькие мальчики рисуют большие руки как выражение силы». – 61

«Амбициозные и агрессивные индивиды с установками на стяжательство могут рисовать больше пяти пальцев на руке». – С.64

«У эмоционально деградировавших взрослых механический и не очень уместный ряд пуговиц, рисуемый строго посредине фигуры, возможно в сочетании с негармонирующей шляпой…» – С.77

«Шляпа считается «сексуальным символом». – С.81

«Если фигура младше, но того же пола (что испытуемый), можно предположить некоторую эмоциональную фиксацию на этом возрасте. Если старше, можно отметить идентификацию с образом родителя (своего пола)». – С.84

 

Характерные пассажи

Приведем также наиболее характерные пассажи.

 

...

«Маниакальные индивиды не могут поступить иначе, как разнести фигуру на всю страницу с экспансивным использованием бумаги и избытком энергии».

«[…] Очень большая фигура, агрессивно помещенная в середине листа, чаще всего встречается у параноиков, имеющих нереалистичную завышенную самооценку. […]

Маленькие фигуры можно встретить на рисунках регрессировавших и ведущих растительный образ жизни как выражение низкого энергетического уровня и зажатого Эго. По контрасту с относительно активными чертами лица и позитивной линией маленьких фигур, нарисованных алкоголиками, дегенератами и маразматиками, рисунки регрессировавших шизофреников отмечены простыми и даже примитивными чертами без каких-либо вариаций. Микрографические фигуры также часто встречаются у индивидов, находящихся в тяжелом подавленном состоянии или невротической депрессии. Фигуры в этих случаях обычно более детализированы и могут содержать фрагментарные линии, частые стирания, значительный нажим и штриховку. Ноги вообще могут отсутствовать, либо может быть добавлена внешняя линия опоры. Короче говоря, области специфического и активного конфликта так или иначе проявляются.

Большая фигура встречается не только в рисунках гиперактивных маниакальных пациентов, выраженных параноиков или одержимых фантазиями индивидов. Агрессивный психопат также может представить чрезвычайно крупную фигуру, но она может быть сдвинута в левую интровертивную сторону […] Истерические психопаты нередко предлагают чрезвычайно большие рисунки, расположенные в центре, но с нарушенным изображением тела, обычно в комбинации с относительно сохранной и детализированной головой. Это может служить для отличения истериков от органических и дефективных типов. Кроме того, у органиков и дефективных качество линий более простое и целостное». [C. 89–91]

«Отличия в изображении любой части тела рассматриваются как выражение конфликтного отношения к этой области». [C. 96]

 

Психиатризм и пансексуализм

С содержательной стороны текст интересен тем, что в нем видна ориентированность исследования:

· на выявление клинических синдромов и нозологический подход: в тексте фигурируют, как видно по приведенным отрывкам, «маниакальные индивиды, параноики, алкоголики, дегенераты, маразматики, регрессировавшие шизофреники, невротические субъекты»;

· на выявление «областей специфического и активного конфликта» в психоаналитическом духе, причем с активным муссированием темы «сексуальной озабоченности» испытуемых, что видно во многих других местах книги.

Со стилистической точки зрения, такое обилие клинических терминов смущает, также как и «пансексуалистский» психоаналитический подход. Толкования предстают потенциально ятрогенными, поскольку делают акцент на диагнозах-приговорах, носят «разоблачительный» характер. Текст явно создан в «догуманистическую эпоху» в психиатрии и психологии. Это, впрочем, и действительно так: год первого издания книги – 1949.

Вот как суммируют наблюдения Карен Маховер другие исследователи рисунков, Роберт С. Бернс и С. Харвард Кауфман (2000). Значительная часть наблюдений совпадает с теми, что сделал Бук при исследовании возможностей теста Дом-Дерево-Человек.

Некоторые характеристики рисунков индивидуальной человеческой фигуры и их значение по Карен Маховер

1. Затушеванность или небрежность:  

Затушеванность в рисунке предполагает озабоченность, фиксацию и тревожность.

2. Пуговицы:  

Особое внимание к пуговицам предполагает зависимость.

3. Длинная шея:  

Это искажение связано с зависимостью.

4. Выражение лица:  

Согласно Маховер, изображение эмоций на лице персонажа относится к наиболее информативным признакам.

5. Преувеличение частей тела:  

Укрупнение или преувеличение частей тела предполагает повышенное внимание к функциям этих частей. Например, увеличенные уши наводят на мысль об озабоченности, связанной с возможностью слышать.

6. Пропуск частей тела:  

Пропуск частей тела часто указывает на отрицание их функций.

7. Размер:  

Размер рисунка указывает на преуменьшенное или преувеличенное мнение человека. Человек, который чувствует себя очень неадекватно, обычно рисует крохотных людей.

8. Перекрестное штрихование:  

Этот знак указывает на «контролируемое» штрихование и связан с навязчивыми мыслями.

9. Аккуратный рисунок:  

Опрятность, упорядоченность и аккуратность часто отражают озабоченность или потребность в структурированном окружении. Избыточная забота о структуре может рассматриваться как попытка контролировать угрожающее окружение.

10. Нажим.  

Нажим при исполнении рисунка предполагает внешнее или внутреннее направление импульса, то есть депрессивная личность давит на бумагу легко, у агрессивного, отреагирующего вовне индивида нажим чрезмерен.

Другие авторы

 Человеческая фигура используется и в тесте Р. Фая (1951) «Дама гуляет под дождем». Принцип оценки теста идентичен методу, которым пользовалась Ф. Гудинаф (Godenough F., 1926). Ряд авторов особое внимание уделяют принципу полового диморфизма, отмечая, что для женщин характерно более частое изображение волос, зрачков, бровей, одежды в рисунках человека.

К. Кох (1949) анализировал рисунок дерева. В оценке рисунка им отмечаются такие характеристики как размеры и пропорции, сенсомоторная координация, общая схема рисунка. Им выявлено, что соотношение левой и правой стороны кроны дерева часто является константным, а именно 1:1,13 (отдельные случаи могут от этого соотношения отклоняться). Асимметрия объясняется функциональной специализацией полушарий мозга. Автором замечено, что размещение дерева на листе бумаги изменяется в зависимости от возрастных периодов жизни человека. Дети дошкольного возраста рисуют чаще дерево с размещением эксцентрическим, в школьном возрасте отклонения от середины к краю отдельных квадратов бывает редко, зато они более часты у детей с органическими нарушениями ЦНС, а также с функциональными нарушениями поведения.

Бернс Р.С., Кауфман С.Х. в своей книге «Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки» (2000) отмечают следующие достоинства рисуночного тестирования: «Маленькие дети обычно выражают себя более естественно через действие, чем с помощью слов. Таким образом, изображение фигур – превосходный метод изучения мира ребенка. Рисуночные тесты просты в управлении, не внушают опасений и могут использоваться там, где другие техники ограничены такими факторами как языковой и культурный барьеры и трудности общения». Подход, использующий кинетические (деятельные) инструкции, то есть просьбу к ребенку сделать рисунок, где бы фигуры двигались  или делали что-нибудь, согласно мнению данных авторов, дает более валидный и динамичный материал для понимания психопатологии детей в семейном окружении.

Педиатр Д. Дилео (2007) отмечает вслед за другими авторами, что излюбленный объект рисования для ребенка – человек. Он придает значение рисунку не только как выражению умственного возраста, но также и как выражению жизни эмоциональной сферы, как индикатору семейных отношений, физических и психических нарушений, способности или неспособности к обучению.

Хоментаускас (1987), развивая проективный подход к исследованию рисунка (тест Гудинаф, Маховер и т. д.), выделяет следующие факторы, благодаря которым части тела на рисунке человека приобретают свое индивидуальное значение для испытуемого и сознательно или внесознательно используются им для отражения индивидуально-психологических характеристик:

· В общении между людьми части тела участвуют как невербальный компонент в выражении эмоциональных состояний, приобретая при этом свои коммуникативные значения.

· Физическая конституция человека сама по себе является значимой в оценке человека.

· Отдельные части тела считаются также носителями определенных функций.

· В процессе онтогенеза отдельные части тела могут приобретать для данного человека индивидуальное значение и могут стать «осью адаптации». Часто, по мнению Хоментаускас, это наблюдается у людей с физическими дефектами. Также и лица с невротическими состояниями отражают на рисунке зоны, соответствующие значимым переживаниям.

Отдельно данный автор упоминает о том, что психическое содержание может выражаться в рисунках при помощи символов.



2020-02-04 195 Обсуждений (0)
История использования задания «Нарисуй человека» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История использования задания «Нарисуй человека»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)