Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая история применения графических техник в психологическом исследовании



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Общая история применения графических техник в психологическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Самовыражение человека через рисование пронизывает всю историю человечества. Свидетельством тому служат наскальные рисунки, находимые археологами в разных частях света.

 

 

Психология и психиатрия проявляют интерес к рисуночной продукции человека на всем протяжении своего развития.

Первые экспериментальные исследования возможностей рисуночного тестирования связываются с именем В. Вундта и его лаборатории в Лейпцигском университете (Вундт В., 1880–1881, 1912). Им и его сотрудниками было показано, что каждое эмоциональное состояние может получить свое воплощение в рисунке и даже в почерке (Л. Клягес, 1903). Наличие графических эквивалентов эмоциональных состояний подтверждается в исследованиях аффективного тона линий (Х. Лундхольм, 1911), в котором обследуемые в ответ на предъявление группы прилагательных, выражающих различные оттенки эмоциональных состояний, должны были нарисовать линию, передающую соответствующее этому слову настроение. М.Т. Винтерер (1912) также подтвердил, что состояние человека закономерным образом находит свое выражения в продуктах графической деятельности.

Освещая традицию использования зрительных стимулов в психологических исследованиях, нельзя не вспомнить Г. Роршаха (1913). Его тест неопределенных геометрических форм, полученных с помощью чернильных пятен, стал одним из самых распространенных и сложных проективных тестов.

Выше мы уже отмечали, что в России исследования с применением рисунка в качестве тестового материала были начаты в начале 20 века году выдающимся русским психоневрологом Г.И. Россолимо, разрабатывавшим метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии (Россолимо, 1910). Задания представляли собой срисовывание горизонтальных и вертикальных линий, круга; рисование по памяти дома, дерева, фигуры человека; изображение заданного сюжета в картинках. Исполнение этих заданий позволяло судить о зрительной памяти, двигательных способностях. Исследовалась также корреляция с известными тестами интеллекта. «Само собой понятно, какую важную роль играет в процессе рисования нормальное состояние зрительной и заинтересованной двигательной аппаратуры обследуемого… Изобразительные способности имеют отношение к целому ряду психических функций у здорового и больного человека, и поэтому выявление их высоты, их отклонения играет большую роль для психолога, педагога и психопатолога» (Г.И.Россолимо, 1913, Цит по Либин А.В., Либин В.В., 1994).

Изучение психологии рисунка продолжалось в 1920-х годах. Этому уделял внимание выдающийся российский психолог Л.С. Выготский. А.Р. Лурия в 1935 г. предложил свою знаменитую пиктограмму в качестве метода опосредованного запоминания. Суть теста заключается в том, что для запоминания слов или выражений человек находит образ, который ассоциируется у него с данной темой, и зарисовывает его. Метод пиктограммы до сих пор активно используется в психологических исследованиях при изучении различных расстройств мышления и памяти (Б. В. Херсонский, 1983, О.Ф. Потемкина, 1991, 1993).

Интересны работы нейропсихологов, связанные с изучением латеральных особенностей нарушения психических функций в процессе временного угнетения одного полушария. При угнетении левого полушария в рисунках сохраняется целостный зрительный образ – это реалистичные рисунки; при угнетении правого полушария у тех же больных при передаче рисунка использовались условные приемы изображения. Исходя из этого, большинство исследователей считает, что правое полушарие обеспечивает собственно перцептивный, а левое – исполнительный компонент рисования.

Отмечено также, что при очаговых поражениях правого полушария отмечаются затруднения в изображении целостной формы, фрагментарность рисунка, ошибки в изображении пропорций, смещения частей рисунка в отношении друг друга; одновременно в рисунках таких больных обнаруживается усиленная разработка деталей изображения. При аналогичных поражениях левого полушария в рисунках сохраняется форма изображаемых объектов и правильные пространственные взаимоотношения в изображении, но исчезает или уменьшается детализация изображения – рисунок становится сверхупрощенным. Исследователи обращают внимание на особенности изображения перспективы. Выявлены такие признаки «органичности» (органического поражения ЦНС) как наклоны фигур, двойные линии, прерывистые линии, неприсоединенные линии (приводится по Либин А.В., Либин В.В., 1994).

В ряде исследований, выполненных в области клинической психологии, придается значение зачернению фигур у неврастенических обследуемых, скошенным осям в рисунке у пациентов с эпилепсией и психопатией.

Связь между общим психофизиологическим уровнем активации индивида и его графомоторикой отмечает Грюневальд (1961), который показал, что клинические группы с высоким уровнем активации отличаются более значительной экспансией движений, быстротой решения задачи, большим давлением на подкладку (бумагу).

Тест бразильского психолога Мира-и-Лопеца (1967) «Миокинетическая психодиагностика» также опирается на графометрический анализ психомоторики для количественной оценки таких личностных характеристик как тревожность, экстра-, интроверсия, эмотивность, агрессивность.

В исследованиях, проведенных под руководством Б.Г. Ананьева (1980), В.С. Мерлина (1986) и их учеников, было показано, что функционирование двигательного анализатора, участвующего в создании графических изображений, неразрывно связано, с одной стороны, с процессами метаболизма и общей жизнедеятельностью, а с другой стороны, со структурой личности. Структура графической деятельности анализируется также в работах Б.Ф. Ломова (1957, 1975).

Методическим продолжением начатой Вундтом программы графических исследований эмоциональных состояний человека стали работы под руководством Л.М. Веккера (1970–1980 годы). Исследования были направлены на выявление временных и пространственных характеристик эмоциональных состояний и отражение их в графических движениях. В работе А.И. Берзницкас (1978) к каждому слову-стимулу обследуемый должен был сделать рисунок, графически выражающий соответствующие переживания (радость, гнев, печаль и т. д.). Автору удалось выявить сходство графического выражения одних и тех же переживаний у разных людей. Большой цикл работ, посвященных исследованию психологии субъективной семантики с использованием графического семантического дифференциала, был выполнен под руководством Е.Ю. Артемьевой (1987).

В 1990-х годах систематизацию значения прогностических рисуночных методик (Дом – Дерево – Человек – Несуществующее животное) в изучении бессознательного проводил Б.Е. Егоров (1995).

Мы воздержимся здесь от более детального изложения истории использования и исследования рисунков в психологии и психиатрии. Желающих подробнее познакомиться с этой темой отсылаем к руководствам Либиных А.В. и В.В. (1994), Романовой Е.С., Потемкиной О.Ф. (1992).



2020-02-04 225 Обсуждений (0)
Общая история применения графических техник в психологическом исследовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая история применения графических техник в психологическом исследовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)