Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная организация научных исследований: понятие научного сообщества. Этика науки и социальная ответственность ученого перед обществом.



2020-02-04 390 Обсуждений (0)
Социальная организация научных исследований: понятие научного сообщества. Этика науки и социальная ответственность ученого перед обществом. 0.00 из 5.00 0 оценок




Модели научного развития – экстернализм и интернализм

Согласно экстерналистскому подходу главный движущий фактор развития науки – это социальные потребности и культурные ресурсы общества, его материальный и духовный потенциал.

Представители экстернализма: О. Шпенглер, Б. Гессен, Дж. Бернар, Ст. Тулмин, Д. Гачев, Л.Н. Косарева и др. считают, что наука является имманентной, органической частью социокультуры и поэтому испытывает с ее стороны существенное влияние, как от целого, так и от различных входящих

в социокультуру подсистем (экономика, техника, политика, духовная культура). Вне обращения к социокультурному контексту невозможно объяснить качественные скачки в развитии научного знания, поведение ученых во время научных революций, конкуренцию научных гипотез и программ, появление новых фундаментальных теорий и т.п.

С точки зрения экстерналистов, в научном познании определяющую роль играют потребности материального производства, определенный практический интерес и необходимость решения множества проблем.

Хотя экстерналисты едины в признании существенного влияния общества и его потребностей на развитие науки, имеют место расхождения по следующим вопросам:

  • вопрос о том, какие социальные факторы оказывают наибольшее влияние.
  • вопрос о том, влияют социальные факторы только на направление и темпы развития науки или также и на метод науки и ее когнитивные результаты.

Главный недостаток экстернализма – это недооценка внутренних стимулов развития науки, относительной самостоятельности и независимости функционирования науки по отношению к социальной инфраструктуре.

Интерналистский подход – согласно этому подходу главную движущую силу развития науки составляют внутренние потребности самой науки: это имманентно присущие ей внутренние цели, средства и закономерности.

Развитие науки рассматривается как самоорганизующийся процесс взаимодействия различных форм и элементов научного знания. Причем этот процесс не зависит от внешних факторов, а именно от социокультурных условий бытия науки, от степени развитости социума и характера различных его подсистем (экономики, техники, политики, философии, религии, искусства и др.).

Как осознанная позиция интернализм оформился в 30-е гг. XX века в качестве оппозиции экстернализму.

Наиболее видные представители интернализма – А. Койре, Р. Холл, П. Росси, Г. Герлак, а также постпозитивистские философы науки Лакатос и Поппер.

Например, согласно доктрине Поппера, существуют три самостоятельных типа реальности: физический мир, психический мир и мир знания. Мир знания создан человеком, но с некоторого момента стал независимой объективной реальностью. Все изменения в этой реальности (мире знаний) полностью определены ее внутренними возможностями и предшествующим состоянием.

Заметим, что Поппер не отрицает влияния на динамику науки наличных социальных условий, но считает это влияние чисто внешним, никак не затрагивающим само содержание научного знания.

Можно выделить две версии интернализма:

  • эмпиристскую
  • рационалистскую.

Необходимо отметить такие положительные черты интернализма, как

  • подчеркивание качественной специфики научного знания по сравнению с вненаучными видами познавательной деятельности,
  • (подчеркивание) преемственности в динамике научного знания,
  • и (подчеркивание) направленности научного познания на объективную истину.


К отрицательным чертам интернализма относятся:

  • имманентизм (И - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).)
  • явная недооценка его представителями социальной, исторической и субъективной природы научного познания,
  • игнорирование культурной и экзистенциальной мотивации научного познания,
  • непонимание его представителями предпосылочного – идеализующего и идеологического – характера собственных представлений.

Необходимо отметить, что есть жесткие и мягкие варианты и экстерналистского и интерналистского подходов к развитию научного знания. Но, тем не менее, два эти подхода являются крайними. И наиболее приемлемым оказывается срединный путь, исходящий из взаимосвязи внутринаучных факторов и социокультурных факторов. Именно эта взаимосвязь образует подлинную основу развития научного знания.

Социальная организация научных исследований: понятие научного сообщества. Этика науки и социальная ответственность ученого перед обществом.

Понятие «Научное сообщество» ввелв обиход Майкл Полани в XX в., хотя его аналоги («республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж») имели давнее происхождение.Научное сообщество-своеобразный социальный институт, может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему.

Научная деятельность подчиняется определенной системе этических норм, которые возникают в ходе исторического развития самой науки. Они регулируют взаимоотношения внутри научного сообщества и охватывают разные стороны деятельности ученых – процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведения научных дискуссий и т.д.

Нормы научной этики включают общечеловеческие моральные требования и запреты (не лги, не кради и др.), адаптированные к особенностям научной деятельности, – запрет на плагиат, сознательное искажение данных исследования. В их состав также входят специфические для науки ценности: бескорыстный поиск истины, ответственность за качество результатов исследований (обоснованность, новизна), независимость от авторитетов, самокритичность. Нормы научной этики имеют большое значение для существования и развития науки, самоорганизации научной деятельности. Они обеспечивают климат доверия в научном сообществе, без которого невозможен рост научного знания.

Сегодня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, медицинской этики, экологической этики и др., что четко указывает на включение этической компоненты в научное познание. Осознание такой взаимосвязи можно найти уже в работе Р. Мертона «Нормативная система науки» (1942 г.) в виде базовых императивов ученого, получивших название «этос науки».
Этос науки - комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. К основным принципам относятся:
• универсализм - ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений);
• всеобщность - результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества;
• незаинтересованность - стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вненаучных факторов;
• организованный скептицизм - критичность и самокритичность в оценке научных достижений.

Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этических норм, которым должны следовать современные ученые:
• гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий;
• отсутствие права на опасный эксперимент;
• добросовестное отношение к научному труду: ответственность за качество полученной информации, запрет на плагиат, уважение к научным результатам предшественников и коллег;
• решение научных споров исключительно научными средствами, не превращать теоретические разногласия в личную неприязнь (и наоборот);
• ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности.



2020-02-04 390 Обсуждений (0)
Социальная организация научных исследований: понятие научного сообщества. Этика науки и социальная ответственность ученого перед обществом. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная организация научных исследований: понятие научного сообщества. Этика науки и социальная ответственность ученого перед обществом.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)