Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика немецкой литературы второй трети ХIХ века.



2020-02-04 725 Обсуждений (0)
Общая характеристика немецкой литературы второй трети ХIХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок




Немецкая литература 30-40-х годов XIX века

Основные черты исторического периода. Сохранение феодально-абсолютистского режима и политическая раздробленность Германии сильно задерживали процесс капиталистического развития, который гораздо более быстрыми темпами шел в передовых странах Европы.

Однако и в отсталой феодально-абсолютистской Германии распространялось машинное производство; буржуазия, остававшаяся политически бесправной, богатела и крепла экономически. Экономическое развитие Германии, капиталистическое по своей сущности, способствовало хозяйственному объединению страны, которое происходило в форме таможенных союзов между отдельными государствами. В 1828 году заключен был таможенный союз между Пруссией и Гессеном, явившийся основой для Таможенного союза 1834 года, в который вошли 18 из 38 немецких государств.

Революция 1830 года во Франции, направленная против политических порядков периода Реставрации, вызвала отклик в Германии, поскольку здесь происходили те же социально-экономические процессы, что и во Франции, но только гораздо медленнее.

В различных частях Германии под влиянием Июльской революции во Франции вспыхивали народные восстания; это вынуждало правителей некоторых германских государств ввести конституции, чтобы успокоить общественное движение (в Саксонии, Брауншвейге, Ганновере, Гессен-Касселе).

Развитие общественной мысли. Литературное движение. В идеологической жизни Германии уже с конца 20-х годов и в особенности в начале 30-х годов XIX века все больше дают себя знать оппозиционно-критические и революционные настроения. В 30-х годах выступают так называемые младогегелианцы — философы, развивавшие революционные, прогрессивные стороны философии Гегеля,— Э. Штраус, Б. Бауэр и Л. Фейербах.

Узкие рамки искусства, в которых замкнулись писатели-романтики, стесняют писателей нового периода; боевой публицистический дух становится характерной чертой немецкой литературы 30-х и в особенности 40-х годов.

Романтизм, господствовавший в немецкой литературе всю первую треть XIX века, уступает место реалистическому искусству, у лучших представителей которого — Гейне, Бюхнера, Веерта, Гервега, Фрейлиграта — революционно-демократические тенденции являются определяющими.

Особенности развития немецкой литературы второй половины 19 века

1. развитие консервативных идей;

2. отражение в литературе разных направлений общественной жизни;

3. литература носит политический характер;

4. процесс формирования реализма замедлен;

5. создается организация «Молодая Германия» (писатели-общественники)

В начале 30-х годов оформилось движение «Молодая Германия», объединившее писателей и публицистов — Карла Гуцкова, Теодора Мундта, Генриха Лаубе, Лудольфа Винбарга, Генри Гейне и других. В творчестве этих писателей нашли отражение новые реалистические веяния, социально-политическая проблематика и оппозиционно-критическая тенденция, характерная в это время для кругов либеральной буржуазии.

Молодая Германия: (Людвиг Бёрне, Карл Гуцков, Георг Бюхнер, Георг Веерт)

а) общность эстетики

б) общественная функция литературы

в) резко критиковали романтизм и субъективизм

Основные черты немецкой культуры и литературы второй половины XIX века.

Общий кризис буржуазной культуры после революции 1848 года давал себя чувствовать в Германии особенно остро — в стране, которая в 50—60-х годах XIX века была еще раздробленной и отставала от других стран Западной Европы как в политическом, так и в экономическом отношении.

Немецкая буржуазная культура в 50—60-х годах носит ярко выраженный провинциальный характер. В литературе этот провинциализм выражается в отказе от больших социально-исторических и философских проблем, в стремлении уйти от больших вопросов в ограниченный частный мирок. Содержание многих-произведений этого периода исчерпывается бытописательством и изображением психологических конфликтов.

Для литературы второй половины века характерна потеря исторической перспективы, потеря чувства историзма. Писатели этого периода показывают действительность статично, без развития; историческая конкретность заменяется конкретностью бытовой и этнографической. Быт людей оказывается вне времени, как вне времени рисуется их душевная жизнь, их психология. Литература второй половины века все больше теряет связь с традициями немецкой литературы конца XVIII — первой половины XIX века: с традициями Гете и Шиллера, с лучшими традициями романтиков, с традициями революционно-демократической литературы — Гейне, Бюхнера и других. Постановка больших вопросов исторических судеб народа и индивида оказывается больше не под силу буржуазной литературе.

Идейную и художественную связь с предшествующим периодом сохраняют еще писатели, сформировавшиеся накануне революции 1848 года, — Геббель и Людвиг. Эти писатели переходного периода пытаются облечь новое содержание, отражающее изменившиеся социально-исторические условия, в старые художественные формы. Геббель, например, еще не отказывается от больших исторических проблем и монументальной художественной формы. Но решение проблемы взаимоотношений человека и общества отражает дух общественной реакции — противоречие личности и общества теряет для Геббеля историческую конкретность, живую историческую диалектику.

 

 

 

Ф. Геббель (1813—1863). Первые значительные произведения Геббеля были созданы в 40-е годы, накануне революции 1848 года, но большая часть его зрелых произведений написана уже в период реакции.

Геббель, хотя он писал стихотворения, новеллы и статьи, прежде всего — драматург, единственный значительный немецкий драматург XIX века после Клейста и Бюхнера. Он пытался продолжить традиции классической немецкой драмы, создать и теоретически обосновать художественно завершенное, идейно насыщенное монументальное искусство. В период начавшегося кризиса буржуазного искусства после революции 1848 года замыслы Геббеля, родившиеся в обстановке общественного подъема 40-х годов и питавшиеся еще традициями большого искусства конца XVIII — начала XIX века, традициями Гете и Шиллера, смогли быть осуществлены лишь в очень ограниченных пределах.

Фридрих Геббель — сын каменщика; он смог получить необходимое образование, выбиться из ремесленной среды и стать выдающимся писателем не только благодаря незаурядному таланту, но и благодаря огромному упорству и энергии, проявленным им в суровой жизненной борьбе.

Взгляды Геббеля на искусство, его теория драмы сложились в 40-х годах («Мое слово о драме», 1843; «Предисловие к «Марии Магдалине», 1844; «О стиле драмы», 1847, и другие).

Геббель считал драму высшей формой искусства. Драма, по его мнению, «изображает жизненный процесс, как таковой», в том смысле, что в центре драмы стоит главная, с точки зрения Геббеля, проблема жизни — проблема соотношений индивида и целого. Геббель исходит из того, что индивид неизбежно, в силу самого факта своего существования, приходит в конфликт с целым. Эта «вечная истина» и составляет основу и сущность драматического конфликта. Трагическая «вина» героев заключается в самом процессе жизни как процессе выделения индивида. Этот конфликт индивида с целым и движет жизнью: люди должны страдать и гибнуть, чтобы целое могло существовать и развиваться.

Социальной основой этой теории Геббеля является конфликт между человеком и обществом в буржуазной действительности. Геббель абсолютизирует его, превращая в «извечный» конфликт.

В эстетической теории Геббеля дают себя знать и реалистические тенденции. Геббель подчеркивает связь искусства с жизнью. Указывая на необходимость большой всемирно-исторической проблематики в драме, Геббель вместе с тем предостерегает от превращения драмы в аллегорическое воплощение философских идей: драматург должен «дать возможность созерцать жизнь в ее непосредственности».

 

 

Немецкий реализм вобрал в себя пессимистический дух своего времени, чувство невозвратимой утраты былого, которое из отдаления прошлого приобретает все более просветленные черты, вобрал в себя романтическое неприятие новых «грубых», циничных форм жизни и новых ее хозяев.

Эпоха поэтического реализма длится примерно от середины до конца XIX века.

Для немецкого поэтического реализма характерна личностная перспектива и взгляд изнутри, что означает субъективизацию повествования. Поэтому поэтический реализм наиболее ярко проявляет себя отнюдь не в романе об обществе и эпохе, а, скорее, в романе воспитания или, и это еще чаще, в новелле, рассказе, повести.

Авторы и произведения:

Гофман фон Фаллерслебен („Песнь немцев“ , „Патриоты“, „Трагическая история“ и др.), Л. Винбарг ( „Эстетические походы“), К. Гуцков ( „Уолли Сомневающаяся“).

Основные проблемы и вопросы , требующие раскрытия на лекции:

1. Подъем демократического движения в Германии, связанный с Июльской революцией 1830 года во Франции.

2. Проблемы , стоявшие перед немцами в общественно- политической жизни, и их отражение в литературе. Новый актуальный принцип в искусстве – тенденциозность.

3. Кризис романтического искусства и обоснование критики в его адрес ( „бегство от действительности“). Исходные и итоговые крайности в области литературы (противопоставление прозы и поэзии, таланта и характера и т. п.).

4. Движение „Молодая Германия“, его сущность и история.

Информация общекультурного плана:

1. Популяризация образа Фридриха I Барбароссы в Германии 1830-1840-х гг.

2. Значение гегелевской философии для развития европейской научной мысли.

3. Оценка общеевропейского звучания немецкой словесности этого периода.

Моменты межнационального литературного взаимодействия или

типологического сходства в сравнении с другими литературами Европы :

1. Взгляд на литературу как на общественное дело (Л. Берне, Г. Гейне – и деятельность других европейских писателей, например, публицистика Бальзака, Стендаля, Диккенса ).

2. Гегелевская система знаний и требование целостного, системного анализа общественных процессов в искусстве реализма. Новый метод познания действительности.

Краткая теоретическая информация:

«Молодая Германия» ("Junges Deutschland") – литературное движение , возникшее в начале 30-х годов XIX века, в обстановке общественного подъёма после Июльской революции 1830 года во Франции. Так назвали группу писателей, связанных либерально-буржуазными настроениями, стремлением к политическим реформам и близостью эстетических взглядов. Идейным вдохновителем движения был Л. Бёрне, его вождями - Л. Винбарг, К. Гуцков , Г. Лаубе , Т. Мундт, Г. Кюн. «Молодая Германия» декларировала гражданскую роль искусства , считая, что современной литературе необходимы социальная критика и актуальные темы. Некоторые эстетические утверждения младогерманцев страдали прямолинейностью. Их взгляды на сословное и национальное равенство , веротерпимость, женскую эмансипацию выражены преимущественно в публицистике. Деятельность «Молодой Германии» вызывала интерес в России (В. Г. Белинский , А. В. Дружинин). В 1835 году немецкий Союзный сейм запретил сочинения писателей этого движения, присоединив к ним имя Г. Гейне. К началу 40-х годов движение , позитивная программа которого была расплывчатой и неопределённой , перестало существовать.

_______

Фридрих I Барбаросса был представителем третьей императорской династии в Германии – династии Гогенштауфенов. Он родился в 1125 г. О детстве и воспитании Фридриха почти ничего не известно. Достоверно лишь , что он получил самую лучшую военную подготовку , которая была доступна немецкому принцу в те времена. Наиболее основательным было его политическое образование. С раннего детства он оказался замешанным в важные события.

Отец Фридриха I подвергся изгнанию из своих поместий почти в самый момент его рождения за то, что не подчинился некоторым решениям Лотаря III. Будущий император на собственном опыте познал все несовершенство и все опасности феодальной системы. Фридрих Барбаросса достаточно насмотрелся на сведения счетов , междоусобные войны , чтобы убедиться , насколько такие раздоры опасны для королевской власти, и понять, что монарх , не сумевший упрочить свою власть в Германии, не сможет вести большую политику.

В 1147 году , после смерти отца, он стал герцогом Швабским. Но еще до этого он принял участие в крестовом походе , который организовали Конрад III и французский король Людовик VII. Несмотря на то, что поход оказался неудачным, Фридрих получил возможность оказаться среди прочих немецких принцев , установить свои первые «личные» связи вне семейного клана и занять подобающее место в ряду немецкой знати. Наконец , именно там , благодаря своей храбрости и доблести, он завоевал всеобщее уважение и особенно доверие Конрада. Именно тогда и зародилась в сознании императора идея о том , чтобы указать электорам на своего прославленного племянника, а в душе молодого человека родились императорские амбиции.

Умный и тонкий политик, любящий власть, а значит и любящий принимать решения, Фридрих I был замечательным деятелем. Любовь к действиям, соответствующая его физической силе и живости ума , сделала его неутомимым. Немецкие дела, итальянские вопросы, духовные и религиозные проблемы, Запад и Восток, общественные идеи и их осуществление – его интересовало все, он брался за все и занимался всем. Метя высоко и задумывая все в крупных масштабах , Барбаросса имел необходимые качества для того, чтобы стать могущественным властелином как в мире , так и в войне, как в управлении и администрации, так и в отношениях со своими подданными. Однако, вкус к власти, амбициозность, привычка к действию , которая могла подавить размышление и правильную оценку реальности, приводила иногда к упрямству , не имевшему ничего общего с упорством , и к поражениям , являвшимися в какой - то степени ошибками.

 



2020-02-04 725 Обсуждений (0)
Общая характеристика немецкой литературы второй трети ХIХ века. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика немецкой литературы второй трети ХIХ века.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)