Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
Финансовыересурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей. Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение НД. Финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия. Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования. В зависимости от того, в чьих руках находятся финансовые ресурсы, они делятся на: - финансовые ресурсы государства; - финансовые ресурсы предприятий; - финансовые ресурсы специальных фондов; - финансовые ресурсы населения. Источники формирования финансовых ресурсов могут быть следующие: 1) Государственные финансовые ресурсы формируются за счет: - налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц; - неналоговых доходов (внутренние и внешние займы; доходы по государственным ценным бумагам; доходы от государственного имущества; доходы от ВЭД...) 2) Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет; - собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы...); - заемных средств (ссуды, займы и кредиты, полученные от кредитных учреждений, государства и других предприятий...); - привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...) 3) Финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет: - специальных налогов; - добровольных взносов; - средств государственного бюджета 4) Финансовые ресурсы населения формируются за счет: - заработной платы; - пособий, пенсий, стипендий; - дотаций; - сумм страховых возмещений... 3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи Государству, как и любому другому участнику общественных отношений присущи свои специфические функции, реализацию которых оно осуществляет путем формирования экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики. Финансоваяполитика как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой особую сферу его деятельности, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов, рациональное распределение и использование которых служит средством для осуществления государством своих функций. В процессе реализации финансовой политики создаются и активно функционируют различные финансовые институты и используются финансовые инструменты. Финансовые инструменты и финансовые институты - едины. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент (будь то бюджет, льготы, фонды и т.д.) используется в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство налоговой службы, Министерство экономики, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный фонд и т.д.). Методы проведения финансовой политики в каждой конкретной стране зависят от: - исторических условий; - национальных традиций; - уровня экономического развития. Содержание финансовой политики предопределяет финансовые отношения, выступая их основой, которые заключаются в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования. Теория и практика хозяйствования выработали научно обоснованные требования, предъявляемые к финансовой политике, а именно: - научный подход к выработке финансовой политики, который предполагает ее соответствие закономерностям экономического развития общества, постоянный учет выводов финансовой теории; - учет специфики конкретных исторических условий, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; - тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта, что позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решить задачи, стоящие перед государством; - обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики; - повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики, в противном случае происходит распыление средств, сокращение источников финансирования потребностей государства; - прогнозирование результатов и последствий проведения мероприятий финансового характера и т.д. Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребность общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия. Основными целями финансовой политики государства являются: - наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства; - изыскание резервов и обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности; - определение рациональных форм изъятия доходов предприятия в пользу государства; - определение степени участия населения в формировании финансовых ресурсов. Финансовая политика включает в себя следующие самостоятельные части: Налоговаяполитика, главное назначение которой состоит в реализации интересов государства путем изъятия части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и перераспределения через бюджет. Свое назначение налоги реализуют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая заключается в изъятии части доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования доходной базы бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивации к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку реформирования экономики, а также оказывает влияние на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая темпы его развития. Бюджетнаяполитика, которая связана с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Денежно-кредитнаяполитика, целевые ориентиры которой сводятся к повышению роли денежно-кредитной сферы в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств и формировании цивилизованного рынка. В зависимости от характера поставленных задач и длительности периода финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансоваястратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач. Финансоваятактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
Тема 1.2. Финансовая система: содержание и структура. 1. Содержание и состав финансовой системы. 2. Понятие и структура децентрализованных финансов. 3. Сущность и функции государственных финансов. Содержание и состав финансовой системы РФ. Понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы, которое выражает экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций. Основные элементы финансовой системы:
Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы: - финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы); - общегосударственные финансы (централизованные финансы). Обеспечивающие элементы финансовой системы: 1) Банковская система. В РФ включает 2 уровня: Банк России и коммерческие банки; 2)Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.; 3)Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржы. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.; 4) Внебиржевой поток; 5) Средства технических коммуникаций. 2.Понятие и структура децентрализованных финансов. Финансыпредприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Финансы предприятий состоят из двух подсфер: - финансы предприятий материального производства и - финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы. Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета. В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, в зависимости от: 1) характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такиезвенья, как: а) финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях; б) финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью; в) финансы общественных объединений; 2) отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как: а) финансы предприятий промышленности; б) финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора; в) финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.; во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как: а) финансы образования; б) финансы культуры и искусства; в) финансы здравоохранения и физической культуры и т.д.; 3) формы собственностиразличают следующие звенья: а) финансы государственных учреждений и организаций; б) финансы предприятий коллективной собственности (акционерные предприятия); в) финансы предприятий совместной собственности; г) финансы предприятий частной собственности; д) финансы предприятий смешанных форм собственности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |