Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.



2020-02-03 451 Обсуждений (0)
Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Финансовыересурсы - это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, образуемые в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВНП, в денежной форме и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Главное условие роста финансовых ресурсов - увеличение НД.

Финансы и финансовые ресурсы не тождественные понятия.

Финансовые ресурсы - это денежные средства, а финансы - это общественные отношения по поводу их образования, распределения и использования.

В зависимости от того, в чьих руках находятся финансовые ресурсы, они делятся на:

- финансовые ресурсы государства;

- финансовые ресурсы предприятий;

- финансовые ресурсы специальных фондов;

- финансовые ресурсы населения.

Источники формирования финансовых ресурсов могут быть следующие:

1) Государственные финансовые ресурсы формируются за счет:

- налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц;

- неналоговых доходов (внутренние и внешние займы; доходы по государственным ценным бумагам; доходы от государственного имущества; доходы от ВЭД...)

2) Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет;

- собственных средств (выручка, прибыль, амортизация, внереализационные доходы...);

- заемных средств (ссуды, займы и кредиты, полученные от кредитных учреждений, государства и других предприятий...);

- привлеченных средств (средства, полученные от выпуска и операций с ценными бумагами, средства, полученные от вышестоящих структур...)

3) Финансовые ресурсы специальных фондов формируются за счет:

- специальных налогов;

- добровольных взносов;

- средств государственного бюджета

4) Финансовые ресурсы населения формируются за счет:

- заработной платы;

- пособий, пенсий, стипендий;

- дотаций;

- сумм страховых возмещений...

3. Определение финансовой политики, ее содержание и значение; основные принципы и задачи

Государству, как и любому другому участнику общественных отношений присущи свои специфические функции, реализацию которых оно осуществляет путем формирования экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики.

Финансоваяполитика как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой особую сферу его деятельности, направленную на мобилизацию финансовых ресурсов, рациональное распределение и использование которых служит средством для осуществления государством своих функций.

В процессе реализации финансовой политики создаются и активно функционируют различные финансовые институты и используются финансовые инструменты.

Финансовые инструменты и финансовые институты - едины. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент (будь то бюджет, льготы, фонды и т.д.) используется в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство налоговой службы, Министерство экономики, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный фонд и т.д.).

Методы проведения финансовой политики в каждой конкретной стране зависят от:

- исторических условий;

- национальных традиций;

- уровня экономического развития.

Содержание финансовой политики предопределяет финансовые отношения, выступая их основой, которые заключаются в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования.

Теория и практика хозяйствования выработали научно обоснованные требования, предъявляемые к финансовой политике, а именно:

- научный подход к выработке финансовой политики, который предполагает ее соответствие закономерностям экономического развития общества, постоянный учет выводов финансовой теории;

- учет специфики конкретных исторических условий, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства;

- тщательное изучение опыта предшествующего хозяйственного и финансового строительства, новых тенденций и прогрессивных явлений, мирового опыта, что позволяет в короткие сроки и с меньшими потерями решить задачи, стоящие перед государством;

- обеспечение тесной взаимосвязи между основными частями экономической политики;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов как результат действенности финансовой политики, в противном случае происходит распыление средств, сокращение источников финансирования потребностей государства;

- прогнозирование результатов и последствий проведения мероприятий финансового характера и т.д.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребность общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

Основными целями финансовой политики государства являются:

- наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей государства;

- изыскание резервов и обеспечение благоприятных условий для развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности;

- определение рациональных форм изъятия доходов предприятия в пользу государства;

- определение степени участия населения в формировании финансовых ресурсов.

Финансовая политика включает в себя следующие самостоятельные части:

Налоговаяполитика, главное назначение которой состоит в реализации интересов государства путем изъятия части валового общественного продукта на общегосударственные нужды, мобилизации этих средств и перераспределения через бюджет. Свое назначение налоги реализуют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая заключается в изъятии части доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования доходной базы бюджетного фонда; вторая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивации к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку реформирования экономики, а также оказывает влияние на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдерживая темпы его развития.

Бюджетнаяполитика, которая связана с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Денежно-кредитнаяполитика, целевые ориентиры которой сводятся к повышению роли денежно-кредитной сферы в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использовании заемных средств и формировании цивилизованного рынка.

В зависимости от характера поставленных задач и длительности периода финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансоваястратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач.

Финансоваятактика направлена на решение задач конкретного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.

 

 

Тема 1.2. Финансовая система: содержание и структура.

1. Содержание и состав финансовой системы.

2. Понятие и структура децентрализованных финансов.

3. Сущность и функции государственных финансов.

Содержание и состав финансовой системы РФ.

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы, которое выражает экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизвод­ства, имеет свои, присущие ему функции.

Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций.

Основные элементы финансовой системы:

 

Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы:

- финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы);

- общегосударственные финансы (централизованные финансы).

Обеспечивающие элементы финансовой системы:

1) Банковская система. В РФ включает 2 уровня: Банк России и коммерческие банки;

2)Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

3)Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржы. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

4) Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

2.Понятие и структура децентрализованных финансов.

Финансыпредприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий.

Финансы предприятий состоят из двух подсфер:

- финансы предприятий материального производства и

- финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья.

Так, в зависимости от:

1) характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такиезвенья, как:

а) финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях;

б) финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью;

в) финансы общественных объединений;

2) отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как:

а) финансы предприятий промышленности;

б) финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора;

в) финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.;

во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как:

а) финансы образования;

б) финансы культуры и искусства;

в) финансы здравоохранения и физической культуры и т.д.;

3) формы собственностиразличают следующие звенья:

а) финансы государственных учреждений и организаций;

б) финансы предприятий коллективной собственности (акционерные предприятия);

в) финансы предприятий совместной собственности;

г) финансы предприятий частной собственности;

д) финансы предприятий смешанных форм собственности.



2020-02-03 451 Обсуждений (0)
Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (451)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)