Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность межбюджетных отношений.



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Понятие и сущность межбюджетных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Межбюджетные отношения представляют собой отношения между органами государственной власти федерального, регио­нального уровня и органами местного самоуправления по пово­ду бюджетного устройства, реализации бюджетного федерализ­ма, в том числе распределения и перераспределения доходов и расходов между бюджетами.

Политика межбюджетных отношений реа­лизуется с помощью механизма бюджетного регулирования, который в свою очередь, представляет процесс распределения и перераспределения средств между бюджетами разного уровня. В основе политики государства в сфере межбюджетных от­ношений лежит принцип формирования доходной и расходной частей каждого бюджета, согласно которому каждый бюджет должен быть обеспечен финансовыми средствами, достаточны­ми, чтобы хватило на покрытие первостепенных задач. Но по­скольку на практике этого пока нет, то своего рода целью ука­занной политики выступает перераспределение ресурсов между бюджетами для выравнивания доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня, предполагаю­щего достижение минимальной бюджетной обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов.

При этом применяется метод концентрации в вышестоящем бюджете дополнительных средств, предназначенных для вырав­нивания бюджетной обеспеченности нижестоящих бюджетов. Необходимость перераспределения бюджетных ре­сурсов между бюджетами по вертикали и их концентрации на вышестоящих уровнях бюджетной системы вытекает из по­требности перераспределения бюджетных ресурсов между ни­жестоящими бюджетами по горизонтали с целью выравнива­ния их ресурсного потенциала. О том, насколько различен уро­вень налогового потенциала отдельных субъектов РФ, может свидетельствовать то, что только одна Москва дает почти 35% доходной части федерального бюджета.

Федеральный бюджет по отношению к региональным, а ре­гиональные бюджеты по отношению к местным бюджетам дол­жны брать на себя дополнительный объем ресурсов для целе­направленного перераспределения их между нижестоящими бюджетами. При этом средства идут на цели выравнивания эко­номического потенциала отдельных территорий и на обеспече­ние каждому человеку социальных услуг, гарантированных Конституцией РФ и другими законами.

Межбюджетное регулирование не ограничивается выравниванием бюджетной обеспеченности территориальных образований. В его функции так же входит возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь доходов, вызванных решениями, принятыми органами власти другого уровня (например, решения о повышении заработной платы бюджетникам, которое принято Правительством, а его реализация возложена на регионы), и возможное долевое участие бюджетов вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имея в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) направлений расходования средств этих бюджетов.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Выделяют несколько моделей бюджетного федерализма:

1) классическая модель децентрализованного бюджетного федерализма.

Данная модель характеризуется более высокой степенью децентрализации управления налогово-бюджетными процессами по вертикали власти и бюджетной системы. При этом она сочетается с приоритетностью федерального налогово-бюджетного законодательства, гарантирующего соблюдение общегосударственных интересов и возможность федерального центра оказывать в основном целевую финансовую поддержку территориальным образованиям. Эта модель, например в США, не ставит целью выравнивание налогового потенциала, где он ниже среднего уровня. Межбюджетное регулирование здесь используется федеральным центром как средство реализации своей региональной политики, обеспечивая финансовую поддержку штатов на основе программно-целевого метода.

2) модель кооперативного бюджетного федерализма.

Она ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше некоего среднего уровня. Кроме того, значительно ограничивается самостоятельность региональных и местных властей в области налогообложения (например, в Германии). Вместе с тем имеются и смешанные формы (например, в Канаде, Швейцарии).

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения в РФ можно представить в виде двух блоков и двух подблоков.

Регулирующие налоги (в западной терминологии - совместные налоги) – налоги, распределяемые между уровнями бюджетной системы на временной основе (с определением срока не менее чем на очередной финансовый год.

Другие формы перераспределения – межбюджетные трансферты. С 2006 года предпочтение в межбюджетном регулировании отдается трансфертам.



2020-02-03 217 Обсуждений (0)
Понятие и сущность межбюджетных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность межбюджетных отношений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)