Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Американские транснациональные корпорации в мировой экономике



2020-02-03 598 Обсуждений (0)
Американские транснациональные корпорации в мировой экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В современных условиях основной движущей силой интернационализации ста­ли транснациональные корпорации (далее — ТНК). ТНК представляют собой крупные хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контроли­рует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании — резидента другой страны — обычно приходится более 10 % акций или их эквивалента.

ТНК превратились в главную силу рыночного производства и международно­го разделения труда, в доминирующий фактор мировой экономики и междуна­родных экономических отношений. Прямые иностранные инвестиции ТНК иг­рают в настоящее время важнейшую роль в соединении национальных экономик и создании интернациональной производственной системы — производственно­го ядра глобализируемой мировой экономики.

На протяжении последних десятилетий корпорации США и других развитых стран непрерывно увеличивали масштабы вывоза прямых инвестиций за рубеж, постепенно стирая различия между внутренним и внешним рынками, ставшими для ТНК лишь частью единого мирового рынка, масштабы которого определяют размах их операций.

За три года (1998-2000 гг.) США вывезли за границу капитала в форме пря­мых инвестиций на сумму 412,8 млрд долл. В 2000 г. размеры вывоза прямых ино­странных инвестиций достигли 139,3 млрд долл. Для сравнения: среднегодовой вывоз капитала в 1986-1991 гг. равнялся 26 млрд долл. При этом темпы роста пря­мых инвестиций существенно опережали темпы роста ВВП и экспорта США и. несмотря на то что в 1999 г. Великобритания впервые после 1988 г. опередила США как крупнейший экспортер капитала, американские ТНК являются круп­нейшими зарубежными инвесторами.

США сохраняют свое явное лидерство по размерам прямых инвестиций, на­копленных за рубежом. За 10 лет (1991-2000 гг.) их объем увеличился в 2,6 раза и в январе 2001 г. достиг огромной суммы — 1132,6 млрд долл. Ни одно иностран­ное государство не может сравниться с масштабами накопленных капиталов США за границей. На базе прямых инвестиций происходит формирование зарубежно­го производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля.

Сеть международного производства, созданная посредством прямых иностран­ных инвестиций, привела к образованию экономического пространства, которое в экономической литературе называют второй экономикой. Вторая экономика США занимает особое место в мировом хозяйстве. По своему производственно­му, научно-техническому и финансовому потенциалу она существенно превосхо­дит аналогичные сферы хозяйствования других стран—экспортеров капитала: За­падной Европы и Японии. В рамках второй экономики сосредоточено свыше 20 % производственных мощностей США. Уже в 1998 г. на 22 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях трудилось 8,4 млн рабочих и служащих, что составляло около трети всей рабочей силы, занятой на предпри­ятиях, принадлежащих ТНК США. Активы зарубежных предприятий американ­ских компаний достигли 4 трлн долл., объем их продаж превысил 2,4 трлн долл., доход этих предприятий составил 155,3 млрд долл. Этим предприятиям присущ высокий уровень научно-информационной и технологически-организационной оснащенности.

Ядро заграничного потенциала американских ТНК образуют промышленные компании, на которые приходится свыше 70 % продаж всех заграничных подраз­делений США. Общий объем продаж зарубежных предприятий и филиалов в 1996 г. достиг 2,2 трлн долл., что соответствовало около 30 % ВВП США. Причем продажи этих зарубежных филиалов росли на 20-30 % быстрее, чем прямой экс­порт США.

Развитие международного производства американскими ТНК сопровождает­ся довольно заметными изменениями в методах их организационной деятельно­сти. Если в 1980-е гг. американские фирмы отдавали явное предпочтение созданию новых зарубежных филиалов, то во второй половине 1990-х гг. обозначилась тен­денция повышения роли международных слияний и поглощений иностранных компаний американскими ТНК. Другими словами, активизировался процесс сверхконцентрации корпораций, которые по своей величине и так достаточно мощны.

Нередко американские ТНК в зарубежной деятельности прибегают также к со­зданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран. В рамках этих формирований ТНК стремятся решить самые различные задачи. Так, американская компания «Америкэн Телефон энд Телеграф» ( American Telephone and Telegraph ) и английская фирма «Бритиш Телеком» ( British Telecom ) объединились и созда­ли предприятие в области телефонной связи. Территория, где действует новое объединение, охватывает Северную Америку, а также значительную часть Юж­ной Америки, Европы, Азии и Океании (более 230 стран и территорий). По оцен­кам, годовой оборот объединения составляет 10 млрд долл, а ежегодная прибыль превышает 1 млрд долл. «Мобил» ( Mobil ) и «Бритиш Петролеум» ( British Petroleum ) подписали договор, в результате которого образовался альянс, контролирующий 10% продаж бензина в Европе, где он успешно соперничает с «Шелл» ( Shell ) и «Экссон» ( Exxon ). Конкурирующие американские корпорации «Америкэн Теле­фон энд Телеграф» ( American Telephone and Telegraph ), «Ай-Би-Эм» ( IBM ), «Эппл Компьютер» ( Apple Computer ) и германская фирма «Сименс» ( Simens ) создали альянс, в рамках которого решили производить продукцию, «говорящую на од­ном языке», и разработать компьютерные стандарты по совместимости техники, выпускаемой различными конкурирующими фирмами.

В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК являются дол­госрочными и охватывают различные стадии всего производственного цикла — от научных разработок до совместного производства и сбыта. Главные выгоды американских компаний от слияния в промышленности связаны с экономией средств на дорогостоящих работах по созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию. Дополнительную экономию дает сокращение административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата.

Таким образом, по свое­му производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу США существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования других стран—экспортеров капитала. Арсенал форм и методов, применяемых корпорациями США за границей, весьма разнообразен. Наряду с созданием зарубежных филиалов американ­ские ТНК широко применяют неакционерные формы международного со­трудничества (лицензионные соглашения, управленческие контракты, меж­дународные субконтракты), все чаще используют трансграничные слияния, международные стратегические альянсы.

Транснациональные корпорации США, формируя международные про­изводственные комплексы, получают возможность широко использовать преимущества международного разделения труда, международной кооперации производства и оказывают существенное воздействие на социально-эко­номическое развитие отдельных иностранных государств и различные ас­пекты их внешнеэкономической деятельности.

 

 

Внешняя торговля США

 

Внешняя торговля является одним из важнейших компонентов американской экономической системы, роль которого в хозяйственном развитии США к концу XX столетия заметно возросла. Это связано прежде всего с процессами глобали­зации экономики и углубления международного разделения труда па базе уско­рения научно-технического прогресса. Внешняя торговля расширяет рынки сбыта и связывает американскую экономику с другими национальными эконо­миками, создает благоприятные условия для экономического роста, что позволя­ет США успешно реализовывать свой хозяйственный потенциал, особенно в области инноваций и высоких технологий. Внешняя торговля способствует удов­летворению растущих потребностей американского общества в самых различных товарах, служит действенным средством поддержки внешней политики и геопо­литических планов страны. Реализации этих основных функций содействует ме­ханизм государственного регулирования внешней торговли США, на решение этих задач нацелена американская внешнеторговая политика.

Преобладающей тенденцией в развитии внешней торговли США после оконча­ния Второй мировой войны было почти неуклонное расширение объемов как эк­спорта, так и импорта.

Среднегодовые темпы роста как экспорта, так и импорта США (в текущих це­нах) в рамках десятилетий колебались незначительно, за исключени­ем 1970-х гг., когда в основном под влиянием инфляционных факторов они резко ускорились.

С начала 1960-х гг. темпы роста импорта постоянно превышают темпы роста экспорта, что привело к появлению стойкого дисбаланса во внешнеторговых операциях страны.

Причина — не столько ослабление конкурентоспособности нацио­нального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколь­ко некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве — постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком ино­странного капитала (деньги, уплаченные за «излишний» импорт, в конечном сче­те возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекатель­ность американского рынка как объекта для вложения капитала, завышенный курс доллара; высокий уровень жизни и потребления в стране.

В первые послевоенные годы благодаря особенностям обстановки того времени США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10-11%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по «естественным» причинам и являлось статистически всего лишь следствием рас­ширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности амери­канских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкостп, производимой традиционными отраслями.

В 1960-1980-х гг. США отставали по темпам роста экспорта от большинства развитых стран, не говоря уже о новых индустриальных странах. В 1970 г. США потеряли место крупнейшего в мире экспортера продукции обрабатывающей промышленности, а в 1978 г. уступили первенство ФРГ и по объему всего экспорта, оставаясь при этом, правда, крупнейшим мировым импортером товаров. Положе­ние изменилось в 1990-х гг., когда внешняя торговля США вновь стала опережать по темпам роста как всю мировую торговлю, так и торговлю своих основных кон­курентов. В результате США удалось частично восстановить прежние позиции на мировых рынках, вернув себе, в частности, роль крупнейшего мирового экс­портера.

Удельный вес США в мировом экспорте повысился с 11,4% в 1990 г. до более чем 13 % в 2000 г., а в мировом импорте увеличился с 14,6 до 17,5 %, тогда как доля других стран, входящих в первую пятерку крупнейших мировых торговцев (ФРГ, Японии, Франции и Великобритании), в эти годы понизилась как в мировом экс­порте, так и в импорте. В 1990-х гг. экспорт и импорт США после перерыва в предыдущем десятиле­тии вновь стали опережать по темпам роста ВВП страны. Причем доля товарного экспорта в ВВП повысилась с 6,7 до 7,8%, а доля товарного импорта — соответ­ственно с 8,6 до 12,4 %. В 2000 г. импорт достиг в этом измерении рекордных по­казателей, экспорт же лишь восстановил прежний уровень по отношению к ВВП, который был зафиксирован в 1980 г.

Американская внешняя торговля пережила определенный «ренессанс»: возрос ее динамизм, окрепли позиции США на мировых рынках, а соответствен­но, повысилась и ее роль в национальной экономике. Последнее частично может быть измерено, хотя чисто количественные показатели, конечно, не могут пере­дать все многообразие и всю сложность качественных аспектов данного явления.

По сравнению со многими другими странами в США доля внешней торговли в ВВП остается довольно низкой. Впрочем, в «больших» странах, обладающих значительным и хорошо развивающимся внутренним рынком, роль внешней тор­говли в экономике в целом всегда обычно не столь велика в отличие от малых стран, реальный сектор которых больше ориентирован на внешние рынки.

 



2020-02-03 598 Обсуждений (0)
Американские транснациональные корпорации в мировой экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Американские транснациональные корпорации в мировой экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)