Американские транснациональные корпорации в мировой экономике
В современных условиях основной движущей силой интернационализации стали транснациональные корпорации (далее — ТНК). ТНК представляют собой крупные хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании — резидента другой страны — обычно приходится более 10 % акций или их эквивалента. ТНК превратились в главную силу рыночного производства и международного разделения труда, в доминирующий фактор мировой экономики и международных экономических отношений. Прямые иностранные инвестиции ТНК играют в настоящее время важнейшую роль в соединении национальных экономик и создании интернациональной производственной системы — производственного ядра глобализируемой мировой экономики. На протяжении последних десятилетий корпорации США и других развитых стран непрерывно увеличивали масштабы вывоза прямых инвестиций за рубеж, постепенно стирая различия между внутренним и внешним рынками, ставшими для ТНК лишь частью единого мирового рынка, масштабы которого определяют размах их операций. За три года (1998-2000 гг.) США вывезли за границу капитала в форме прямых инвестиций на сумму 412,8 млрд долл. В 2000 г. размеры вывоза прямых иностранных инвестиций достигли 139,3 млрд долл. Для сравнения: среднегодовой вывоз капитала в 1986-1991 гг. равнялся 26 млрд долл. При этом темпы роста прямых инвестиций существенно опережали темпы роста ВВП и экспорта США и. несмотря на то что в 1999 г. Великобритания впервые после 1988 г. опередила США как крупнейший экспортер капитала, американские ТНК являются крупнейшими зарубежными инвесторами. США сохраняют свое явное лидерство по размерам прямых инвестиций, накопленных за рубежом. За 10 лет (1991-2000 гг.) их объем увеличился в 2,6 раза и в январе 2001 г. достиг огромной суммы — 1132,6 млрд долл. Ни одно иностранное государство не может сравниться с масштабами накопленных капиталов США за границей. На базе прямых инвестиций происходит формирование зарубежного производства, объединяющего экономику США с хозяйствами других стран более тесными связями, чем это делала торговля. Сеть международного производства, созданная посредством прямых иностранных инвестиций, привела к образованию экономического пространства, которое в экономической литературе называют второй экономикой. Вторая экономика США занимает особое место в мировом хозяйстве. По своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу она существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования других стран—экспортеров капитала: Западной Европы и Японии. В рамках второй экономики сосредоточено свыше 20 % производственных мощностей США. Уже в 1998 г. на 22 тыс. контролируемых американским капиталом зарубежных предприятиях трудилось 8,4 млн рабочих и служащих, что составляло около трети всей рабочей силы, занятой на предприятиях, принадлежащих ТНК США. Активы зарубежных предприятий американских компаний достигли 4 трлн долл., объем их продаж превысил 2,4 трлн долл., доход этих предприятий составил 155,3 млрд долл. Этим предприятиям присущ высокий уровень научно-информационной и технологически-организационной оснащенности. Ядро заграничного потенциала американских ТНК образуют промышленные компании, на которые приходится свыше 70 % продаж всех заграничных подразделений США. Общий объем продаж зарубежных предприятий и филиалов в 1996 г. достиг 2,2 трлн долл., что соответствовало около 30 % ВВП США. Причем продажи этих зарубежных филиалов росли на 20-30 % быстрее, чем прямой экспорт США. Развитие международного производства американскими ТНК сопровождается довольно заметными изменениями в методах их организационной деятельности. Если в 1980-е гг. американские фирмы отдавали явное предпочтение созданию новых зарубежных филиалов, то во второй половине 1990-х гг. обозначилась тенденция повышения роли международных слияний и поглощений иностранных компаний американскими ТНК. Другими словами, активизировался процесс сверхконцентрации корпораций, которые по своей величине и так достаточно мощны. Нередко американские ТНК в зарубежной деятельности прибегают также к созданию стратегических альянсов с компаниями зарубежных стран. В рамках этих формирований ТНК стремятся решить самые различные задачи. Так, американская компания «Америкэн Телефон энд Телеграф» ( American Telephone and Telegraph ) и английская фирма «Бритиш Телеком» ( British Telecom ) объединились и создали предприятие в области телефонной связи. Территория, где действует новое объединение, охватывает Северную Америку, а также значительную часть Южной Америки, Европы, Азии и Океании (более 230 стран и территорий). По оценкам, годовой оборот объединения составляет 10 млрд долл, а ежегодная прибыль превышает 1 млрд долл. «Мобил» ( Mobil ) и «Бритиш Петролеум» ( British Petroleum ) подписали договор, в результате которого образовался альянс, контролирующий 10% продаж бензина в Европе, где он успешно соперничает с «Шелл» ( Shell ) и «Экссон» ( Exxon ). Конкурирующие американские корпорации «Америкэн Телефон энд Телеграф» ( American Telephone and Telegraph ), «Ай-Би-Эм» ( IBM ), «Эппл Компьютер» ( Apple Computer ) и германская фирма «Сименс» ( Simens ) создали альянс, в рамках которого решили производить продукцию, «говорящую на одном языке», и разработать компьютерные стандарты по совместимости техники, выпускаемой различными конкурирующими фирмами. В большинстве случаев стратегические альянсы между ТНК являются долгосрочными и охватывают различные стадии всего производственного цикла — от научных разработок до совместного производства и сбыта. Главные выгоды американских компаний от слияния в промышленности связаны с экономией средств на дорогостоящих работах по созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию. Дополнительную экономию дает сокращение административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата. Таким образом, по своему производственному, научно-техническому и финансовому потенциалу США существенно превосходит аналогичные сферы хозяйствования других стран—экспортеров капитала. Арсенал форм и методов, применяемых корпорациями США за границей, весьма разнообразен. Наряду с созданием зарубежных филиалов американские ТНК широко применяют неакционерные формы международного сотрудничества (лицензионные соглашения, управленческие контракты, международные субконтракты), все чаще используют трансграничные слияния, международные стратегические альянсы. Транснациональные корпорации США, формируя международные производственные комплексы, получают возможность широко использовать преимущества международного разделения труда, международной кооперации производства и оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие отдельных иностранных государств и различные аспекты их внешнеэкономической деятельности.
Внешняя торговля США
Внешняя торговля является одним из важнейших компонентов американской экономической системы, роль которого в хозяйственном развитии США к концу XX столетия заметно возросла. Это связано прежде всего с процессами глобализации экономики и углубления международного разделения труда па базе ускорения научно-технического прогресса. Внешняя торговля расширяет рынки сбыта и связывает американскую экономику с другими национальными экономиками, создает благоприятные условия для экономического роста, что позволяет США успешно реализовывать свой хозяйственный потенциал, особенно в области инноваций и высоких технологий. Внешняя торговля способствует удовлетворению растущих потребностей американского общества в самых различных товарах, служит действенным средством поддержки внешней политики и геополитических планов страны. Реализации этих основных функций содействует механизм государственного регулирования внешней торговли США, на решение этих задач нацелена американская внешнеторговая политика. Преобладающей тенденцией в развитии внешней торговли США после окончания Второй мировой войны было почти неуклонное расширение объемов как экспорта, так и импорта. Среднегодовые темпы роста как экспорта, так и импорта США (в текущих ценах) в рамках десятилетий колебались незначительно, за исключением 1970-х гг., когда в основном под влиянием инфляционных факторов они резко ускорились. С начала 1960-х гг. темпы роста импорта постоянно превышают темпы роста экспорта, что привело к появлению стойкого дисбаланса во внешнеторговых операциях страны. Причина — не столько ослабление конкурентоспособности национального производства (хотя в некоторых отраслях оно тоже имело место), сколько некоторые особенности развития американской экономики и ее положения в мировом хозяйстве — постоянно высокий спрос на инвестиции, превышающий внутренние финансовые ресурсы и частично удовлетворяемый притоком иностранного капитала (деньги, уплаченные за «излишний» импорт, в конечном счете возвращаются в США в виде иностранных инвестиций); особая привлекательность американского рынка как объекта для вложения капитала, завышенный курс доллара; высокий уровень жизни и потребления в стране. В первые послевоенные годы благодаря особенностям обстановки того времени США фактически оказались вне конкуренции на мировых рынках. Их доля в мировом экспорте в 1947 г. превышала 30%, увеличившись более чем в 2 раза по сравнению с предвоенными годами (в мировом импорте доля США за эти годы почти не изменилась и составляла 10-11%). Впоследствии началось падение доли США в мировой торговле. Первоначально это происходило в основном по «естественным» причинам и являлось статистически всего лишь следствием расширения торговли другими странами. Но в дальнейшем оно все больше стало обусловливаться относительным ослаблением конкурентоспособности американских товаров, особенно продукции невысокой наукоемкостп, производимой традиционными отраслями. В 1960-1980-х гг. США отставали по темпам роста экспорта от большинства развитых стран, не говоря уже о новых индустриальных странах. В 1970 г. США потеряли место крупнейшего в мире экспортера продукции обрабатывающей промышленности, а в 1978 г. уступили первенство ФРГ и по объему всего экспорта, оставаясь при этом, правда, крупнейшим мировым импортером товаров. Положение изменилось в 1990-х гг., когда внешняя торговля США вновь стала опережать по темпам роста как всю мировую торговлю, так и торговлю своих основных конкурентов. В результате США удалось частично восстановить прежние позиции на мировых рынках, вернув себе, в частности, роль крупнейшего мирового экспортера. Удельный вес США в мировом экспорте повысился с 11,4% в 1990 г. до более чем 13 % в 2000 г., а в мировом импорте увеличился с 14,6 до 17,5 %, тогда как доля других стран, входящих в первую пятерку крупнейших мировых торговцев (ФРГ, Японии, Франции и Великобритании), в эти годы понизилась как в мировом экспорте, так и в импорте. В 1990-х гг. экспорт и импорт США после перерыва в предыдущем десятилетии вновь стали опережать по темпам роста ВВП страны. Причем доля товарного экспорта в ВВП повысилась с 6,7 до 7,8%, а доля товарного импорта — соответственно с 8,6 до 12,4 %. В 2000 г. импорт достиг в этом измерении рекордных показателей, экспорт же лишь восстановил прежний уровень по отношению к ВВП, который был зафиксирован в 1980 г. Американская внешняя торговля пережила определенный «ренессанс»: возрос ее динамизм, окрепли позиции США на мировых рынках, а соответственно, повысилась и ее роль в национальной экономике. Последнее частично может быть измерено, хотя чисто количественные показатели, конечно, не могут передать все многообразие и всю сложность качественных аспектов данного явления. По сравнению со многими другими странами в США доля внешней торговли в ВВП остается довольно низкой. Впрочем, в «больших» странах, обладающих значительным и хорошо развивающимся внутренним рынком, роль внешней торговли в экономике в целом всегда обычно не столь велика в отличие от малых стран, реальный сектор которых больше ориентирован на внешние рынки.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (598)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |