Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА



2020-02-03 430 Обсуждений (0)
Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние два десятилетия большинство развитых стран Европы, Азии и Аме­рики активизируют свои усилия, направленные на гармонизацию экономическо­го взаимодействия с основными внешнеэкономическими партнерами, стремятся упорядочить традиционно сложившиеся интеграционные связи. Региональная интеграция базируется на интернационализации хозяйственной жизни, которая является одной из высших ее форм. На рубеже XXI в. активизация объективно обусловленных интеграционных процессов позволила говорить о феномене «но­вого регионализма».

США официально поддерживают процессы региональной интеграции, призна­ют их важным этапом глобализации экономики. Считается, что развитие интег­рационных связей должно обеспечить приближение экономического уровня стран-аутсайдеров к лидерам мировой экономики. Таким образом, процессы об­щей глобализации в мировом хозяйстве одновременно сопровождаются региона­лизацией — хозяйственным сближением стран на региональной основе, прини­мающим обычно форму экономической интеграции.

Впрочем, необходимость тесного экономического взаимодействия между стра­нами Северной Америки в значительной мере предопределена внутриотраслевой и межотраслевой конкуренцией между США, Западной Европой, Японией, а так­же новыми индустриальными государствами.

Важнейшим этапом развития интеграционных процессов в западном полуша­рии стало подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле ( North American Free Trade Agnement ) (далее - НАФТА) между США, Канадой и Мексикой, которое вступило в силу 1 января 1994 г. Практическая реализация этого соглашения позволила создать крупнейшую в мире зону свободной торговли.

7 октября 1992 г. в г. Сан-Антонио (шт. Техас) президент США Дж. Буш-старший, президент Мексики К. Салинас и премьер-министр Канады Б. Малруни постави­ли свои подписи под Североамериканским соглашением о свободной торговле. 13 сентября 1993 г. были подписаны дополнительные соглашения, которые явля­ются неотъемлемой частью НАФТА: Североамериканское соглашение о сотруд­ничестве в области охраны окружающей среды, Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны труда, Соглашение о взаимопонимании меж­ду странами НАФТА относительно главы 8 — Действия в чрезвычайной ситуа­ции. НАФТА является важнейшим договором для США, поскольку соответству­ет глобальным интересам страны. Трехстороннее соглашение не означает отказ США от мировой торговли и не является альтернативой ВТО. Напротив, оно яв­ляется составной частью внешнеэкономической стратегии США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских това­ров и услуг, свободный доступ американских инвестиций в другие страны, защи­та прав интеллектуальной собственности.

Основными целями НАФТА, заявленными в соглашении, являются:

• снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению между стра­нами товаров и услуг;

• установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

• значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах—чле­нах обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

• урегулирование экономических споров;

• создание перспектив будущего многостороннего регионального сотрудниче­ства.

Для практической реализации соглашения была создана институциональная структура НАФТА. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая призвана следить за выполнением соглашения и оказывать содействие разрешению споров, возника­ющих при его интерпретации. Комиссия контролирует деятельность 30 комите­тов и рабочих групп.

Кроме того, структура НАФТА включает комитет по торговле товарами, Ко­митет по торговле сельскохозяйственной продукцией, комитет по санитарному контролю, Комитет по стандартам, Комитет по малому бизнесу, комитет по фи­нансам. В рамках НАФТА действует рабочая группа по правилам определения страны происхождения товара, рабочая группа по субсидированию сельского хозяйства, двусторонняя рабочая группа «Мексика—США», двусторонняя ра­бочая группа «Канада—Мексика», рабочая группа по торговле и конкуренции и ряд других.

Следует отметить, что в рамках НАФТА США, Канада и Мексика сохранили свое торговое законодательство, а значит, действуют пошлины на импорт това­ров, наносящих ущерб национальным производителям. Компенсационные по­шлины вводятся в случае, если производство импортного товара субсидирова­лось. Антидемпинговые пошлины могут применяться, когда товар ввозится по очень низким (демпинговым) ценам.

Важнейшим достижением НАФТА стало устранение дискриминации мекси­канских товаров, импортируемых в США и Канаду. В свою очередь, отмена им­портных лицензий в Мексике способствует повышению эффективности амери­канского и канадского экспорта.

Одной из наиболее сложных проблем, которые пришлось решать в ходе пере­говоров, стала либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией. США, Канаде и Мексике трудно было достигнуть соглашения из-за различий в уровнях производительности труда в сельском хозяйстве. Так, сельскохозяйственная от­расль в Мексике характеризовалась низким уровнем производительности и ра­стущей неспособностью удовлетворять внутренний спрос на основные продукты питания. Средний урожай зерна в Мексике в 1993 г. составлял 20 центнеров с гек­тара, а в США — 70 центнеров. Вместе с тем производство зерна в Мексике обес­печивало занятость 2,5 млн сельских семей.

В ходе переговоров США, Канада и Мексика договорились отнести большин­ство аграрных товаров к особо «чувствительным». Пошлины на них предполага­ется полностью отменить к 2010 г.

Североамериканское соглашение о свободной торговле способствовало созда­нию экономического союза между США, Канадой и Мексикой. Вместе с тем каж­дое из заключивших соглашение государств может использовать основные поло­жения НАФТА для защиты своих экономических прав на территории соседних государств. В случае нарушения этих прав соглашение способствует цивилизо­ванному урегулированию конфликтов благодаря использованию механизма об­суждения и разрешения споров внутри интеграционной группировки.

Либерализация торговли в Северной Америке должна способствовать междуна­родной специализации производства, увеличению внешнеторгового оборота, снижению потребительских цен, росту выпуска продукции, повышению уровня за­нятости, а в конечном счете и жизненного уровня населения. Развитие интегра­ционных связей должно обеспечивать подтягивание экономического уровня стран-аутсайдеров до страны-лидера.

Главный результат соглашения состоит в том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл. до 408 млрд долл. Товарооборот между США и Мексикой за тот же период вырос со 80,5 млрд долл. до 247,6 млрд долл.

Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мекси­ке. Американские инвесторы теперь могут полностью контролировать мексикан­ские филиалы и 100% акций мексиканских компаний

Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Наконец, американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Однако очень быстро выявились и отрицательные черты НАФТА для стран — участниц соглашения. Это, прежде всего, потеря рабочих мест, в основном в про­мышленных районах. Приток дешевой рабочей силы на североамериканский ры­нок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы. Уси­лилась конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса.

Участие США в НАФТА привело к росту дефицита в торговле с Канадой и Мексикой. Эти страны устойчиво занимают четвертое и пятое места в списке государств, в торговле США с которыми отмечается наибольший дефицит (после Японии, Китая и Германии).

Отрицательным эффектом НАФТА является повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики.

Почему же, несмотря на все указанные проблемы, соглашение продолжает рабо­тать и приносит очевидные выгоды участникам? Углубление интеграции дало возможность всем странам НАФТА с большей эффективностью использовать свои сравнительные преимущества. США, например, перешли от преимуществ низкого ранга к преимуществам более высокого ранга, т. е. увеличили количество высокооплачиваемых работников в производстве и сфере услуг. В результате подписания соглашения США потеряли некоторое количество неквалифициро­ванных рабочих мест, по при этом увеличилось производство товаров, снизились их цены благодаря использованию дешевой мексиканской рабочей силы.

Эти выводы подтверждает структура внешней торговли США. Основными ста­тьями американского импорта являются автомобили, природный газ, запчасти к автомобилям, полупроводники, отдельные виды электроники. Продукция боль­шинства этих отраслей является трудоемкой, а значит, дешевле покупать ее у стран с более низким уровнем оплаты труда, чем производить в США.

В США НАФТА рассматривается как основа для более широкой интеграции стран западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступ­ления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо геогра­фических ограничений. В политическом плане предполагается создание «сообще­ства демократий западного полушария», напоминающее некое конфедеративное образование. В экономическом плане Вашингтон рассчитывает на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, которое охватит весь американский континент. Будущее покажет, оправдает ли НАФТА эти ожидания. Однако уже сейчас можно сказать, что соглашение играет важную роль в процессе демократи­зации экономических отношений на американском континенте.

 

 



2020-02-03 430 Обсуждений (0)
Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешнеэкономические связи США в рамках НАФТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)