Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки



2020-02-03 323 Обсуждений (0)
Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки 0.00 из 5.00 0 оценок




Латинская Америка традиционно занимает важное место в системе экономиче­ских отношений США с развивающимися странами. Именно латиноамерикан­ские страны в силу географических и исторических факторов стали своеобразным «испытательным полигоном» новейших форм и методов американской экономи­ческой политики, которые затем распространялись на весь «третий мир».

Традиционной формой экономических отношений США со странами Латинской Америки является внешняя торговля. За 1970-2000 гг. товарооборот США со странами региона увеличился в 32,8 раза и составил в 2000 г. 380 млрд долл., в т. ч. экспорт США — 170,9 млрд долл., импорт — 209,1 млрд долл. Латиноамери­канские страны до середины 1980-х гг. занимали первое место по объему товарообо­рота с США среди регионов развивающегося мира, а с 1986 г. передвинулись на второе место, уступив лидерство странам Азии. Доля стран Латинской Америки в торговле США с развивающимся миром за этот период снизилась с 65,1 до 38,5 %.

Латинская Америка продолжает оставаться крупнейшим среди регионов раз­вивающегося мира покупателем американских инвестиционных и потребитель­ских товаров. В 2000 г. страны Латинской Америки приобрели 41,3 % и 50,7 % со­ответственно товаров этих видов, реализованных США на рынках стран «третьего мира».

Страны Латинской Америки являются крупнейшими поставщиками на рынок США многих видов минерального сырья, а по отдельным видам сырьевых това­ров, например нефти и нефтепродуктов, их удельный вес в импорте США из го­сударств региона возрастает. Так, в 2000 г. доля латиноамериканских стран в аме­риканском импорте нефти и нефтепродуктов из «третьего мира» составила 40 %, а Венесуэла стала основным поставщиком нефти в США как среди развивающихся, так и среди развитых государств. Страны региона по-прежнему являются и глав­ными экспортерами на американский рынок сельскохозяйственных и продоволь­ственных товаров. Например, в 2000 г. 60 % импортных товаров этого вида, посту­пивших из развивающихся стран, было произведено в Латинской Америке.

Внешнеторговая политика США в Латинской Америке направлена на активизацию экспорта, т. к. их торговля со странами региона постоянно сводится с дефицитом. Для достижения этой цели, агентство торговли и развития рас­ширили свою деятельность, в 19 городах США созданы центры содействия экс­порту, в быстроразвивающиеся страны Латинской Америки направлены торго­вые миссии, в ряде стран региона проведены торговые выставки, администрацией США оказано содействие американским малым и средним компаниям-экспорте­рам. В 1996 г. США и большинство стран, входящих в Организацию американ­ских государств, подписали Межамериканскую конвенцию, которая стала первым международным антикоррупционым соглашением, признающим коррупцию со стороны иностранных официальных лиц преступлением. США, несмотря на при­верженность свободной торговле, нередко для защиты национальных производи­телей прибегали к протекционистским мерам. В их числе различного рода компенсационные и антидемпинговые пошлины, соглашения о «добровольном» ог­раничении экспорта товаров латиноамериканского производства. Так, в начале 1990-х гг. в США с нетарифными барьерами столкнулись до 25% экспорта Бра­зилии, Чили, Уругвая и Гватемалы. От подобных ограничений сильно страдали аргентинские экспортеры обуви, одежды и текстиля.

Однако все усилия США, направленные на создание благоприятных условий для расширения экспорта и защиту внутреннего рынка, не приносили ожидае­мых результатов. В течение 1980-х гг. сальдо торгового баланса США со странами Латинской Америки было отрицательным. Ежегодно оно составляло 10-11 млрд долл., а доля стран региона не превышала 12 % во внешнеторговом обороте США. Поэтому США стремились активизировать торгово-экономическое сотрудниче­ство со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, больше внимания уделять проблемам регионализации.

Через несколько лет «Инициатива для Америк» стала наполняться реальным содержанием. В 1992 г. к Американо-Канадскому соглашению присоединилась Мексика, в результате чего североамериканский регион превратился в Североа­мериканскую зону свободой торговли (НАФТА), объединяющую огромную тер­риторию с населением в 370 млн чел. Доля в мировом экспорте стран НАФТА превышает 21 %. Данное соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов, защиту прав на интеллектуальную собственность, выра­ботку общих правил для иностранных, главным образом американских, инвести­ций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между сторонами—участницами '.

Однако США не ограничились созданием этой региональной группировки. Вашингтон также стал инициатором проведения в декабре 1994 г. в Майами кон­ференции на высшем уровне руководителей 34 стран западного полушария, на которой была достигнута принципиальная договоренность о создании к 2005 г. зоны свободной торговли Северной и Южной Америк. По мне­нию ее инициаторов, объединение двух американских континентов приведет к об­разованию крупного рынка, насчитывающего 860 млн потребителей, рынка с со­вокупным ВВП в размере 13 трлн долл. На территории зоны свободной торговли будут действовать единые правила и процедуры ведения торговых операций.

Активными участниками реализации «Карибской инициативы» стали американские корпорации. При поддержке государства корпорации США за период 1980-2000 гг. увеличили капиталовложения в страны Карибского бассейна почти в 7 раз -с 12,4 до 85,3 млрд долл. Подавляющая часть новых капиталовложений американ­ских корпораций были инвестированы в финансовую и банковскую сферы, опто­вую торговлю стран субрегиона (более 90%). Прямые инвестиции корпораций США поступили также в обрабатывающую промышленность этих стран. Бли­зость американского рынка, возможность экономии на транспортных издержках, относительная дешевизна местной рабочей силы предопределили выбор компа­ний «Моторола» ( Motorola ), «Эппл Компьютер» ( Apple Computer ), «Дайджитл» ( Digital ), «Ханиуэлл» ( Honeywell ), «Интел» ( Intel ), которые открыли в Домини­канской республике, на Гаити, Ямайке, Карибских островах заводы но сборке компьютеров с последующим экспортом готовой продукции в США. Американс­кий капитал рассматривает также Тринидад и Тобаго, Барбадос и Антигуа в каче­стве потенциальных производителей промежуточной продукции для других ба­зовых производств. Корпорации США, предоставляя капитал, новую технологию и новейшие системы менеджмента, увеличивают занятость, дают толчок росту производства и экспорта в странах Карибского бассейна. В настоящее время дея­тельность прямых инвестиций США стала составной частью воспроизводствен­ного процесса этих стран и способствует вхождению субрегиона в мировое хозяй­ство на более высоком технологическом уровне.

Таким образом, Латинская Америка остается важной сферой экономических интересов США. Основой сохранения и укрепления позиций США в этом регионе яв­ляется вывоз капитала в форме прямых инвестиций. Расширяющиеся масш­табы вывоза капитала способствуют нормализации воспроизводственного процесса стран региона, их вхождению в мировое хозяйство на более высо­ком уровне

Заключение

 

Процесс глобализации мировой экономики, означая все более возрастающую взаимозависимость экономик отдельных стран, ускорение обмена товарами, услугами, капиталами, информацией, отнюдь не беспроблемен. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.

Нередко, имея в виду доминирование США в мире, процесс глобализации склонны рассматривать как процесс американизации.

По-видимому, в мире происходит не механическое объединение национальных моделей экономического развития, а распространение рыночных принципов в глобальном масштабе. Именно с рыночных позиций и можно рассмотреть суть процесса глобализации и его противоречия. Действительно, без сформировавшегося мирового рынка не могла бы сложиться мировая торговля, мировая финансовая система, международные экономические институты.

Конечно, глобализация мировой экономики и МЭО создает определенные предпосылки, дает шанс для приобщения к достижениям цивилизации тех стран, которые отстали в своем развитии, но полны желания поправить свое положение.

Начиная с выхода во внешний мир в 1942 году, США фактически ни кого не сдерживают, а следуют простой решительной и целеустремленной стратегии, названной «мировое преобладание». Именно тогда США выступили с тезисами «свободы торговли», «открытости экономики», прежде всего для навязывания другим странам своих норм поведения на международном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира, вышедшей из второй мировой войны победительницей и еще более богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая «свобода торговли», «открытость экономики» представляла собой орудие доминирующей экономики против менее развитых стран, стремление к безудержной экспансии американских корпораций. Глобализация укрепляет позиции в первую очередь индустриально развитых стран, дает им, дополнительные преимущества.

Конечно, с одной стороны, США имеют возможность оказывать на глобализацию наибольшее влияние, но с другой - они не могут распространить свою модель на все страны хотя бы потому, что в мире просто не хватит ресурсов, чтобы все жили по-американски. Значит, для США выгодно направить глобализацию по содержанию и форме в русло своих национальных интересов, т.е. использовать ее для поддержания и усиления национальной конкурентоспособности. Но ведь и другие страны также намерены в ходе глобализации выиграть, а не проиграть. Вот почему глобализация становится одним из главных направлений конкурентной борьбы.

На современном этапе глобализации бесспорное преимущество у США. Но XXI век не просто обострит конкуренцию, он в новых экономических, технологических политических и социальных условиях поставит перед человечеством вообще и США в частности вопросы о перспективах цивилизации. Если в системе международной безопасности военная мощь США дает некоторое основание говорить об «однополюсном» мире, то в координатах мирового хозяйства однополюсность исключается по определению, ибо сам характер рыночных отношений и природа конкуренции не терпят никакого гегемонизма, а предполагают множественность конкурирующих субъектов. Мировое рыночное хозяйство - это многополюсный мир. Активно участвуя в создании мирового рыночного хозяйства, США тем самым объективно формировали механизм международных экономических отношений, подрывающий их мировое лидерство. Вместе с тем рыночная основа мировой экономики дает возможность всем странам занять подобающее им место, отстоять свои «полюса» на конкурентном поле. Поэтому глобализация как мировой рыночный феномен бросает вызов экономическому лидерству США.

 



2020-02-03 323 Обсуждений (0)
Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)