Порядок выполнения лабораторной работы
Объект исследования В лабораторной работе исследуются пьезоэлектрические свойства кварцевых пластин 4-х срезов: XYs /38,5 o ; XYs /40,5 o ; XYs /50 o ; XYs /38 o Схема лабораторной установки Схема лабораторной установки приведена на рис.4. Схема собрана в корпусе, в верхней части которого размещен кварцедержатель с четырьмя пластинами срезов (XYs /38,5 o ; XYs /40,5 o ; XYs /50 o ; XYs /38 o, подключение которых в измерительную схему осуществляется нажатием кнопочных переключателей, расположенных на передней панели корпуса. Рис. 4. Схема лабораторной установки Сигнал от генератора стандартных сигналов Г4-42 через переключатель ВКЛ.ВЧ подается на кварцевую пластинку, и напряжение, пропорциональное току через пластину регистрируется ламповым вольтметром В3-3. Одновременно осуществляется измерение частоты сигнала генератора Г4-42 с помощью электронно-счетного частотомера Ч3-32. Генератор Г4-42 используется для получения гармонических сигналов, в диапазоне частот от 12 кГц до 10 МГц. Для установки необходимой частоты генератора он имеет переключатель поддиапазонов частот и шкалу настройки. При исследовании образцов частота измеряется с помощью частотомера Ч3-32. Порядок выполнения экспериментальной части работы
В исходном состоянии выключатели электропитания всех измерительных приборов должны находиться в положении ВЫКЛ. 1. Подготовка к работе генератора сигналов Г4-42: – переключатель вида модуляции поставить в положение ВНЕШН.МОД.; – тумблер ГЕН. ВЧ поставить в положение ВКЛ; – тумблер УРОВЕНЬ К-М % поставить в положение М %; – переключатель ДИАПАЗОНЫ поставить в положение III (85 – 300 кГц). 2. Подготовка к работе лампового вольтметра В3-3: – переключатель ПРЕДЕЛЫ поставить в положение 300 мВ; 3. Подготовка к работе частотомера Ч3-32: – переключатель ВИД РАБОТЫ поставить в положение fA; – переключатель ВРЕМЯ СЧЕТА S поставить в положение 1; – тумблер ГЕНЕРАТОР поставить в положение ВНУТР.; – тумблер ВРЕМЯ ИНДИКАЦИИ поставить в положение АВТ. Включите вилки питания всех приборов в розетки и переключатели электропитания всех приборов установите в положение ВКЛ; дайте приборам прогреться 15 – 20 мин. 4. Получите у преподавателя задание для исследований. Необходимо исследовать два образца (табл. 1). Таблица 1. Варианты заданий
5. Измерьте частоты резонанса fR и антирезонанса fA – нажмите на макете клавиши УРОВЕНЬ ВЧ и ВКЛ. ВЧ (клавиши утоплены) и с помощью ручки УСТАНОВКА УРОВНЯ «К» на генераторе Г4-42 установите то вольтметру В3-3 уровень сигнала 200 мВ. При дальнейших измерениях уровень сигнала не изменять. Отожмите клавишу УРОВЕНЬ ВЧ на макете; – подключите заданный для измерения образец к измерительному прибору нажав клавишу, соответствующую номеру образца; – установите ручкой f генератора Г4-42 начальную частоту: для образцов 1 и 2 – 200 кГц, для образца 3 – 270 кГц, для образца 4 – 220 кГц. Затем, медленно увеличивая частоту (вращение ручки против часовой стрелки) ручкой ПЛАВНОЙ НАСТРОЙКИ, добейтесь максимального показания вольтметра UR (при зашкаливании стрелочного прибора необходимо изменить предел измерения); – отсчитайте по шкале частотомера Ч3-32 значение частоты резонанса fR, соответствующей максимальному показанию вольтметра; запишите показания частотомера и вольтметра в таблицу (для частоты резонанса); – продолжая МЕДЛЕННО увеличивать частоту генератора Г4-42 добейтесь минимального показания вольтметра UA. – отсчитайте по шкале частотомера Ч3-32 значение частоты антирезонанса fA, соответствующей минимальному показанию вольтметра; запишите показания частотомера и вольтметра в таблицу (для частоты антирезонанса) – проделайте аналогичные измерения для второго образца, указанного в задании. – результаты измерений запишите в таблицу 2. Таблица 2. Экспериментальные и расчетные характеристики
6. Измерьте амплитудно-частотную характеристику: – для одного из заданных образцов измерьте напряжение выходного сигнала для различных частот входного сигнала: 3 точки до fR, 2 точки между fR,, и fA, и 3 точки после fA; результаты измерений представьте в виде таблицы и графика. Обработка результатов измерений По результатам измерений (табл. 3) с помощью формул (17), (18) и (19) рассчитайте пьезоэлектрические модули кварца. При расчете используйте следующие параметры образцов и значения физических констант: l =1,24×10-2м–длина образца; r = 2,655×103кг/м3 – плотность образца; e = 4,65 – относительная диэлектрическая проницаемость кристалла кварца; e 0 = 8,85× 10-12 Ф/м – диэлектрическая постоянная; d 11 , d14 – определяются из системы уравнений, составленных для двух заданных образцов с различными срезами. 3. Содержание отчета 1. Цель работы. 2. Схема измерений и перечень используемых приборов. 3. Результаты измерений. 4. Расчетные формулы (в том числе и система уравнений для нахождения d 11 , d 14 ) и результаты расчетов. 5. Выводы. Контрольные вопросы 1. Объяснить природу пьезоэлектрического эффекта. 2. Какие требование предъявляются к симметрии пьезоэлектриков? 3. Почему кварц имеет только два независимых пьезомодуля? 4. Что характеризует пьезомодули d 11 , d 14? 5. Объясните принцип резонансного метода измерения упругих и пьезоэлектрических свойств. Рекомендуемая литература 1. Шаскольская М. П. Кристаллография: Учебник для втузов. М., Высш. школа, 1986. 391 с. 2. Гусев О. Б., Кулешов Ю. С., Нефедов В. Г., Шакин О. В. Физические основы функциональной микроэлектроники: Учебное пособие. ЛИАП., Л. 1989. 50 с.
Лабораторная работа № 7
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |