Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМА ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Термин «эмоциональное выгорание» (burn-out) впервые появился в статье американского психолога Н.J. Freudenberger в 1974 году, опубликованной в "Журнале социальных взглядов". Freudenberger определял синдром как «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей» [15-17]. Вначале этот термин употреблялся в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально напряженной атмосфере. Изначально в эту группу входили специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. Позже, этот феномен был отмечен у всех профессий, связанных с постоянным, тесным общением типа «человек - человек». Другой основоположник идеи выгорания доктор C. Maslach, подчеркивала, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [16].

Многочисленные исследования показали, что наличие синдрома выгорания характерно для профессий, связанных с взаимодействием с людьми и характеризующимися повышенными нагрузками на эмоциональную сферу. В данную категорию входят работники сервисных служб, педагогической, медицинской, психологической, социальной, юридической сфер, и, конечно же, специалисты, связанные с работой в условиях экстремальных ситуаций (пожарные, спасатели, военные, работники правоохранительных органов). Научные исследования данного феномена, начавшиеся в США, впоследствии распространились и на другие страны: Россию, Канаду, Польшу, Голландию, Швецию, Германию, Францию и т.д. За последующее десятилетие только в англоязычной литературе было опубликовано более 2000 статей, посвященных выгоранию.

Феномен выгорания возник как социальная проблема, и причиной тому послужила совокупность социальных, экономических и исторических факторов. Результатом социально-экономической обстановки современного общества является увеличение информационных потоков, деформирующих личность, все возрастающая тенденция к индивидуализации отдельного человека, к личному достижению, а традиционные структуры, такие как семья, ближайшее окружение, становятся все менее представленными. Это заставляет людей чаще прибегать к профессиональной помощи в тех вопросах, которые раньше решались самостоятельно, что, в свою очередь, приводит к увеличению количества центров профессиональной помощи, консультаций и т.п., то есть к увеличению профессиональной категории потенциально подверженной выгоранию. Этим объясняется повышенный интерес и значительное увеличение за последние 30 лет количества исследований, посвященных данной проблеме.

Согласно современным данным, под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, особенно часто проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, опустошенность и усталость, вызванное собственной работой, деперсонализацию - циничное отношение к труду и объектам своего труда (клиентам, партнерам, заказчикам, воспитанникам и т. д.) и обесценивание профессиональных достижений - возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, ощущение личной неуспешности, недовольства результатами работы [11, 16].

В десятом пересмотре Международной классификации болезней синдром выгорания был описан под рубрикой Z.73.0 как «Выгорание - состояние полного истощения». Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических симптомов и признаков социальной дисфункции. У них наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти и внимания), личностные изменения, ухудшение отношений с коллегами и родственниками, нарастающий негативизм по отношению к клиентам (коллегам), утрата чувства юмора, постоянное ощущение неудачи и вины, повышенная раздражительность на работе и дома, упорное желание переменить род занятий, рассеянность, нарушение сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям и пр. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, развитие всевозможного рода зависимостей и суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония).

Проблема выгорания персонала в профессии педагога. Как известно, работа педагога признана одним из специфических видов профессиональной деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Специалисты выделяют группу профессиональных рисков, которым подвержен учитель и которые часто приводят его к стрессовым ситуациям.

Особенно стрессогенными факторами в профессиональной педагогической работе «являются постоянная повышенная эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в конечном положительном результате своих действий, повышенная ответственность за свои действия и за действия других и часто испытываемое чувство отчаяния от невозможности решить нерешаемую проблему своего подопечного» [12]. Существуют также и субъективные факторы, которые касаются личностных особенностей учителя. Как отмечают многие специалисты, к педагогической работе тяготеют как правило «идеалисты», у которых особенно обостренное чувство ответственности за себя и других, сопереживания, нонконформизма. Образ внутреннего «Я» таких людей часто представлен как восприимчивый, благосклонный, терпеливый, благодетельный. Несоответствие внутреннего идеального «Я» с реальной действительностью может привести к возникновению внутриличностного конфликта, при своевременной неразрешенности которого и возникает синдром «эмоционального выгорания» специалиста.

Синдром «эмоционального выгорания» проявляется в том, что педагог начинает испытывать разочарование в работе, отчуждается от нее, чувствует свою беспомощность, смотрит на работу исключительно с позиций пессимизма. Работа для него перестает быть интересной, она его больше не удовлетворяет. В поведении такого человека, как свидетельствуют исследователи, наступают разительные перемены. Он с трудом идет на работу, быстро устает, пытается всеми силами уклониться от своих обязанностей. Он становится циничным, безразличным к проблемам подопечного, всеми силами старается эмоционально отдалиться от контактов с обучающимся контингентом. Его отношение к обучающимся становится жестким, формалистичным, «механическим» и излишне педантичным. Человек постоянно испытывает физическую усталость, головные боли, бессонницу, подвержен простудным заболеваниям и т. д.

Наблюдение развития синдрома выгорания у педагогов выявляет такие симптомы, как:

– негативное отношение к работе и нежелание на нее идти;

– пренебрежение исполнением своих обязанностей, поверхностный и формальный подход;

– ощущение малозначимости и малорезультативности своей деятельности;

– перенесение комплекса отрицательных эмоций на окружающих,

– низкая самооценка;

– стремление уйти и реализовать себя в другой области;

– чувство вины [23, 24].

«Выгорание» можно приравнять к крайнем проявлении дистрессу и к третьей стадии общего синдрома адаптации - стадии истощения. На стадии истощения индивидуум неспособен к какому-либо приспособлению или сопротивлению. Однако, момент, когда стресс переходит в выгорание, пока ясно не определен.

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответа на вопрос о том, что же является главной причиной в возникновении этого явления: личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с обучающимися или клиентами, факторы рабочей среды? Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало формирование нескольких подходов к понятию выгорания. Так, J. Carooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию выгорания, которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды. Представляется интересным подход C. Maslach и M. Leiter, основанный на идее рассмотрения взаимодействия ситуационных и личностных факторов в возникновении выгорания. Основная идея подхода, предложенного С. Maslach и М. Leiter, заключается в том, что «выгорание - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания» [16]. Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода, рассматривая выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Они выделяют шесть сфер такого несоответствия:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и неразрешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между законами естественной этики и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т. п.

Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению. C. Maslach считает, что многие из причин выгорания содержатся не в личностных особенностях вовлеченных людей, а в определенных социальных и ситуационных факторах. Н.В. Гришина говорит о недостаточности понимания синдрома как разновидности профессионального стресса. Она утверждает, что состояние выгорания связано с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях вызывает экзистенциальный невроз [11]. Этот взгляд на природу феномена приводит к выводу о том, что для действительно эффективного преодоления состояния выгорания специалисту необходимо работать над переосмыслением своей роли в профессиональной деятельности и осознанием ее индивидуального личностного смысла для себя. Такой подход требует значительного времени и энергии для систематических встреч со специалистом-психологом, прохождения различных психотренингов (холотропного дыхания, психоделической терапии и пр.), освоение навыков саморегуляции. Он будет особенно адекватен для тех ситуаций, когда кризисное состояние развивается постепенно, под влиянием систематического воздействия незначительных по силе стрессогенных факторов. Поэтому его можно отнести к категории «плановой» психологической помощи.

Несмотря на то, что на сегодняшний день причины и формы проявления данного синдрома благодаря исследованиям C. Maslach, C. Cherniss, A. Pines, E. Aronson и др., представлены достаточно подробно, недостаточно изученным остается вопрос о природе данного состояния, так как его проявления часто идентичны депрессивным, кризисным, посттравматическим видам психологических расстройств.

Противоречивым и неполным в настоящее время остается вопрос реабилитации специалистов, переживающих данное состояние. В существующих на сегодняшний день представлениях считается, что самым эффективным способом борьбы с выгоранием является предупреждение его возникновения, то есть, профилактика, осуществляемая на этапе обучения специалиста, в рамках его профессиональной подготовки. Для чего необходимо внедрение программ обучения коммуникационным навыкам для преподавателей, навыков саморегуляции, регулярное прохождение различных развивающих психотренингов. Для профилактики «синдрома выгорания» применительно к социальной работе в России также могли бы оказать значительную пользу введение в организационную систему института супервизорства (наставничества). Институт супервизорства кроме контролирующей и образовательной функций, несет также и поддерживающая функцию, включающую в себя: личностную поддержку социального работника, улаживание конфликтов, профилактику стрессов, раскрытие тех дополнительных источников энергии и радости в практической работе, которыми не всегда пользуются или о которых даже не догадываются преподаватель, создавая себе и клиентам ненужные проблемы, защита профессиональных интересов подопечных социальных работников (роль посредника между социальным работником и руководством органов социального обслуживания) [12].

По некоторым источникам считается, что, возникая, состояние выгорания продолжает развиваться, и избавиться от него можно лишь сменив род деятельности, а методы психологической коррекции и помощи позволяют лишь затормозить этот процесс, но не остановить его [16].

В целом же, несмотря на многочисленность исследований, посвященных данной проблеме, явление выгорания до сих пор не изучено до конца и нуждается в дополнительной проработке.



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМА ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМА ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)