Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экзистенциальный анализ и логотерапия в исследованиях феномена выгорания персонала



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Экзистенциальный анализ и логотерапия в исследованиях феномена выгорания персонала 0.00 из 5.00 0 оценок




Экзистенциальный анализ может быть определен как феноменологически личностно-ориентированная психотерапия, которая ставит своей целью помочь человеку свободно и полно проживать свою жизнь, выйти на аутентичные установки и актуализировать собственную ответственность по отношению к собственной жизни и миру.

Сфера применения экзистенциального анализа: случаи нарушения восприятия и поведения, имеющие психосоциальные, психосоматические или психологические причины, такие душевные проблемы человека, как страхи, депрессии, зависимости, психосоматические заболевания, психозы.

Психотерапевтический процесс осуществляется с помощью феноменологического анализа эмоциональных переживаний, и сочетает работу с биографическим материалом и эмпатическую установку терапевта.

Экзистенциальный анализ представляет собой психотерапевтический подход, соединяющий величайшее уважение к свободе человека принимать решения относительно его собственной жизни с эффективными терапевтическими приемами. Феноменологический подход позволяет исследовать весь диапазон переживаний клиента.

Современная антропология, разработанная Альфридом Лэнгле на основе представлений Виктора Франкла, сочетает теоретическую глубину с методологичностью и практичностью. Она исходит из представления о том, что человеком движут четыре фундаментальные мотивации, к которым относится:

· возможность принять условия жизни,

· потребность проживать нечто ценное,

· потребность строить отношения с другими людьми,

· быть аутентичным и привносить в мир что-то значимое и имеющее смысл.

Эта концепция экзистенциальных мотиваций обеспечивает структуру для диагностики и коррекции всех типов психических проблем.

Целью экзистенциально-аналитической психотерапии является освободить человека от фиксаций, искажений, односторонности и травматизаций, которые влияют на его переживания и поведение. В результате работы клиент становится свободен для осуществления целей, задач и достижения ценностей, которые воспринимает как аутентичные его жизни и ради которых он хочет жить.

Основные понятия экзистенциального анализа.

Personглубинная духовная сущность человека, свободная и уникальная. Именно реализация ее потенциала придает жизни человека качество экзистенции. Антропологическими предпосылками для экзистенции Виктор Франкл считал самодистанцирование и самотрансценденцию: человек должен дистанцироваться от самого себя, что делает его более открытым, чтобы затем оказаться способным выйти за пределы себя и отдаться внешнему миру с его предложениями и задачами.

Третьим основополагающим элементом экзистенции для Франкла выступал смысл, или «призыв часа»: человек даёт ответ на обращённые к нему запросы бытия, распознавая, что в данных обстоятельствах надлежит сделать.

Диалогическая открытость и диалогический обмен с внутренним и внешним миром являются теми средствами, благодаря которым достигается реализация экзистенции. Персональной основой экзистенции является решимость, актуализация свободной воли, что находит выражение в жизни, сопровождающейся внутренним согласием. Без принятия решений и их воплощения, без свободы и ответственности исполнение экзистенции немыслимо. Ни один человек не может быть счастлив без своего на это согласия.

Экзистенцию характеризует то, что человек видит обращённый к нему запрос во всём, что он воспринимает и переживает, запрос, который призывает его занять персональную позицию. С этой точки зрения, всё становится для него задачей: он сам, окружающий мир, какая-то его проблема. Всё это бросает ему вызов и требует от него созидающего способа действий.

Чем глубже человек соотносится с данностями бытия и проникает в их суть, тем:

- больше он становится самим собой (аутентичным, уверенным в себе);

- более исполненным становится его бытие;

- более зрелым становится его Person.

Основные разделы теории экзистенциального анализа:

· Антропология

· Теория экзистенциальных мотиваций

· Теория личности (Person)

· Феноменология

· Теория ценностей

· Теория эмоций

· Теория смысла

Антропология. Человек в своей целостности может быть описан в трех ракурсах: он одновременно тело, психика и дух (см. рис. 7.2)

Рис. 7.2.

 

Эти три измерения в действительности неразделимы и находятся в сложной взаимосвязи. Каждое из них имеет собственные содержания и движущие силы, которые могут конфликтовать с устремлениями другого измерения (см. рис. 7.3.)

Рис. 7.3.

 

 

Ноэтическое измерение содержит в себе такие духовные опоры как надежда, верность, правда и вера, которые позволяют стремиться к смыслу, добру и справедливости иногда даже вопреки физическому нездоровью и психическому неудовольствию [19].

Экзистенциальная теория мотивации. Экзистенциальный анализ как эмпирическое направление имеет дело только с опытно познаваемыми данностями экзистенции, ибо только они приводят к страданию (если речь идёт об отрицательном опыте), или к исполнению (если возникает внутреннее соответствие между содержанием опыта и глубинной сущностью личности).

Фундаментальные условия исполненной экзистенции постоянно и везде пронизывают наше бытие, все его сферы, в том числе и мотивационную. Человек постоянно занят тем, чтобы поддерживать эти фундаментальные условия в равновесии, по возможности хорошо их исполнять, им соответствовать и отвечать на них. Поэтому эти четыре фундаментальных условия экзистенции одновременно представляют собой и четыре экзистенциальные фундаментальные мотивации человека.

Помимо физических и психических мотиваций каждый человек движим и четырьмя экзистенциальными мотивациями, которые включают в себя и физические и психические мотивации (драйвы, копинговые реакции). Они включают в себя, кроме описанного Франклом стремления к смыслу, еще три составляющие, которые глубинно и постоянно делают человека активным:

- мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, т.е. к тому, чтобы «мочь быть» (Sein-Können);

- мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить» (Leben-Mögen);

- мотивация к персональной аутентичности и к справедливости, т.е. к тому, чтобы «иметь право быть таким, какой ты есть» (So-sein-Dürfen);

- мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность, то есть к тому, чтобы «долженствовать действовать» (Handeln-Sollen).

Если Мочь, Нравится, Иметь право и Долженствовать присутствуют в жизни человека, то, значит сточки зрения Виктора Франкла, речь идёт об истинно персональном, экзистенциальном волеизъявлении.

Практика экзистенциального анализа Экзистенциальный анализ исследует и помогает устранить препятствия на пути проживания экзистенции:

- блокирующие развитие непроработанные травматические эпизоды прошлого,

- незнание и неспособность использовать свои собственные возможности и ресурсы,

- ощущение бессмысленности существования.

Для этих целей разработан широкий арсенал терапевтических методов как неспецифического и так проблемноориенированного характера. К ним относятся персональный экзистенциальный анализ, биографический экзистенциальный анализ, метод нахождений позиции, нахождения смысла, метод усиления воли, нахождения мужества, методики работы со страхами, депрессиями и другими психическими расстройствами. Экзистенциальный анализ использует классические методики, разработанные В. Франклом: парадоксальную интенциюи дерефлексию.

Основные этапы персонального экзистенциального анализа. В современном экзистенциальном анализе «дешифровка чувств» стала центральной составляющей психотерапевтической работы. Человеку надлежит их ощутить - как радость, так и печаль, ненависть, мужество, надежду. Следует также понять, что отражают чувства, о чём они говорят, что они означают. Далее психотерапевтический процесс проходит через этап, на котором клиент или пациент занимает определенную позицию по отношению к самому себе или окружающему миру. При этом должно быть выявлено Собственное, которое выступает в форме оценочного суждения, обосновывающего персональную позицию. По мере того, как человек устанавливает связь со своим Собственным, он становится настоящим партнёром по диалогу. И, наконец, экзистенциально важно целенаправленно и соответственно ситуации привносить себя во внешний мир: на этом этапе терапии речь идёт о поступке как осуществлении экзистенции.

Логотерапия - форма терапии, метод консультирования по проблемам смыла.

Синдром хронической усталости впервые был описан в 1984 году А. Ллойдом. Характерным его признаком он назвал хроническое утомление, испытываемое больным, которое не исчезает даже после длительного отдыха и со временем приводит к значительному снижению работоспособности - как умственной, так и физической.

Впервые как отдельный диагноз название Синдром хронической усталости было предложено в 1988 г. К 1990 году в США было зарегистрировано более 100 000 случаев этого заболевания (около 80% заболевших - женщины) и создан "Национальный центр хронической усталости". Так как симптомы Синдром хронической усталости неспецифичны, а патогенез неясен, в диагностике Синдром хронической усталости определяющим пока являются клинические симптомы. В России первая статья, описывающая Синдром хронической усталости у лиц с профессиональной патологией, работающих в экологически неблагоприятных условиях, появилась в 1991г. Синдром хронической усталости является новой патологией, все более широко распространяющейся в цивилизованных странах всего мира, но плохо диагностируемой и не поддающейся эффективному лечению. Показано, что для лечения Синдром хронической усталости необходим комплексный подход, включающий социально-гигиенический, психологический, клинико-диагностический и терапевтический аспекты. Типичными факторами риска заболеванием Синдром хронической усталости можно считать:

· неблагоприятные эколого-гигиенические условия проживания, особенно с повышенной лучевой нагрузкой на организм;

· воздействия, снижающие сопротивляемость организма (наркоз, оперативные вмешательства, хронические заболевания, химиотерапия и лучевая терапия, а возможно, и иные типы неионизирующего облучения (компьютеры);

· частые и длительные стрессы как типичные условия работы и жизни в современном технически высоко развитом обществе;

· односторонняя напряженная работа;

· постоянная недостаточная физическая нагрузка и отсутствие физкультурных и спортивных занятий при избыточном питании;

· отсутствие жизненных перспектив и широкого интереса в жизни.

Синдром эмоционального выгорания как следствие потери себя В теории экзистенциального анализа, созданной учеником Виктора Франкла Альфридом Лэнгле, синдром эмоционального выгорания классифицируется как «особая форма экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения».

«Под синдромом выгорания мы понимаем затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение - ведущий симптом и основная характеристика синдрома выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Истощения вначале касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом и на решения, позиции, установки и действия человека». Согласно пространственной антропологической модели Франкла, постепенно истощение охватывает все три измерения человеческого бытия:

- соматическое;

- психическое;

- ноэтическое,

а затем и четвертое измерение (логос), имеющее отношение к выходу человека за пределы своей личности, в горизонты смыслов - измерение решений, позиции и действий.

Благодаря исследованиям К. Маслаха и Дж. Сонека были сформулированы симптомы, характерные для синдром эмоционального выгорания - четыре признака, на основании которых можно сделать заключение о наличии у человека синдрома эмоционального выгорания:

1. Эмоциональное истощение.

2. Деперсонализация - дегуманизация.

3. Переживание собственной неэффективности.

4. Витальная нестабильность.

Эмоциональное истощение. У человека отмечается хроническая усталость, снижение настроения, расстройства сна, появляются диффузные телесные недуги, снижается иммунитет, появляется предрасположенность к депрессивному эмоциональному фона.

Деперсонализация-дегуманизация. Отношение человека к коллегам и людям, нуждающимся в его заботе и внимании, становится негативным, циничным, что приводит к возникновению чувства вины и в дальнейшем к тому, что человек выбирает автоматическое "функционирование" вместо открытого персонального обращения с людьми.

Переживание собственной неэффективности. Человек страдает от недостатка признания и успеха, а также от потери контроля над ситуацией, постоянно чувствует собственную несостоятельность и чрезмерность предъявляемых к нему требований.

Витальная нестабильность. Человек испытывает подавленное настроение, возбудимость, чувство стесненности, тревожность, беспокойство, чувство безнадежности и раздражительность.

Эти симптомы вместе представляют собой первые признаки «развития предсуицидального состояния» [4]. Дальнейшее развитие симптомов приводит к полной потере интереса к жизни и апатии, которые являются характерными признаками «экзистенциального вакуума» по В. Франклу.

Что же происходит с человеком, когда его настигают перечисленные симптомы? Как вернуть человеку полноценное бытие, избавив его психосоматических проблем? Что нужно сделать, чтобы человек мог эффективно и продуктивно трудиться и общаться, при этом не перегружая себя и позволяя себе необходимый отдых? Как помочь ему принимать жизненно важные решения, ориентируясь на собственные ценности, и самому выбирать свою дорогу?

Альфрид Лэнгле в своей статье «Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания» очень точно определяет источник генерализованного истощения, охватывающего постепенно все сферы жизни. Человек, подверженный эмоциональному выгоранию, в течение длительного времени не проживает ценностей. Живя без близости к себе, не проживая в своей жизни персональной «исполненности», человек действует, ориентируясь на внешние признаки успешности - деньги, власть, успех и признание. Стремление к этим внешним признакам связано с тем, что человеку недостает внутреннего признания от себя самого, самоценности, доверия к миру и жизни. Причина этого стремления - психический дефицит, в топку которого человек направляет всю свою. Потребность в этом заполнении настолько велика, что может сравниться с базовой витальной потребностью. Это и есть голод, только не физический, а душевный, ради утоления которого человек готов рискнуть своим неприкосновенным золотым запасом, который в обычной ситуации недоступен - хранится «на черный день». Если эта потребность не утоляется, человек еще глубже проваливается в депрессию.

Поэтому главным способом профилактики и лечения синдром эмоционального выгорания является глубинная работа, направленная на поиск болевых точек и психических дефицитов пациента. Анализ индивидуальной картины дефицитарности - дело очень тонкое и требует от специалиста кропотливой работы, а от пациента - доверия к психотерапевту и высокой мотивации к этой непростой работе. Однако в случае удачи пациент получает замечательный подарок в виде возможности прийти к исполненной жизни и вернуться к себе.

Среди причин «синдрома хронической усталости», относящейся к болезням цивилизации, исследователи называют не только вредные воздействия среды и неблагоприятную экологическую обстановку, но и монотонный однообразный труд, отсутствие жизненной перспективы и широких интересов в жизни. Это созвучно базовым положениям франкловского стремления к смыслу, составляющего суть человеческого в человеке. Духовные ориентиры придают многомерность человеческой жизни и возвращают человека к собственной сущности через реализацию своего единственного предназначения в бытии уникальным и неповторимым.

Чтобы понять, насколько велик риск синдром эмоционального выгорания, ответьте на эти вопросы. Если вы дали более десяти утвердительных ответов на вопросы первой группы, задумайтесь, стоит ли вам тратить свои силы на соответствие чужим ожиданиям и выполнение обязательств, которые вам не по силам.

Вторая группа вопросов предназначена для тех, кто готов пересмотреть свои жизненные ориентиры и установки. Работа над этими вопросами может вызвать неоднозначные чувства. Позвольте всему происходить так, как это получается, и сохраняйте близость к себе, насколько это для вас возможно на данном этапе вашей жизни.

Группа

1. Случаются ли у вас периоды, когда вы чувствуете, что ваши силы на исходе, и все становится безразличным?

2. Часто ли у вас бывают недомогания?

3. Подвержены ли вы простудам? Стабильно ли состояние вашего здоровья?

4. Подошел бы вам девиз "Я в ответе за все, что происходит"?

5. Стараетесь ли вы из последних сил выполнять все, что требуется, на работе и дома?

6. Как часто вы приносите домой работу, чтобы доделать то, что вы должны были сделать, но не успели?

7. Знакомо ли вам раздражение в адрес сослуживцев или назойливых посетителей, которым снова от вас что-то нужно, а у вас нет ни сил, ни желания иметь с ними дело?

8. Считаете ли вы, что помогать другим важнее, чем делать то, что нужно для себя самого?

9. Из каких соображений вы выбирали для себя будущую специальность? Повлияла ли на ваш выбор перспектива хорошего заработка при отсутствии в целом интереса к этому виду деятельности?

10. Стали ли решающим фактором в вашем выборе работы установки родителей?

11. Справедливо ли для вас утверждение, что «настоящая жизнь начнется на пенсии»?

12. Испытываете ли вы агрессивные чувства, когда вас заставили прервать важное для вас дело, и чувствуете ли свою вину за это?

13. Легко ли заставить вас изменить ваши планы?

14. Чувствуете ли вы вину перед самим собой, что снова не выполнили намеченное на сегодня?

15. Осуждаете ли и ругаете ли себя за это?

16. Присоединяетесь ли вы к критикующему вас человеку, осуждая себя?

17. Согласны ли вы с тем, что семья на то и создается, чтобы быть все время вместе, в общем помещении, не отделяясь?

Попробуйте ответить на следующие вопросы и определите, какое чувство они у вас вызывают.

Группа

1. Доверяете ли вы импульсам вашего тела?

2. Слышите ли вы их вообще?

3. Есть ли в вашем доме ваше собственное место, угол или комната?

4. Были ли вы в детстве предметом особой гордости родителей?

5. Уважали ли в семье ваше мнение, несмотря на небольшой возраст?

6. Принимался ли во внимание ваш вкус, когда вам покупали одежду или делали прическу?

7. Имеете ли вы право на агрессию?

8. Выражаете ли вы свою агрессию?

9. По карману ли вам роскошь иметь чувства и жить в соответствии с ними?

10. Есть ли у вас право на безделье, праздное времяпрепровождение?

11. Есть ли у вас хобби?

12. Считаете ли вы, что хорошая работа обязательно должны соотноситься с вашими ценностями?

13. Согласны ли вы с утверждением, что чем больше у человека интересов, тем он больше успевает и тем ему легче учиться новому?

14. Являлась ли для вас важной при выборе профессии реализация вашей давней мечты?

15. Можете ли вы утвердительно ответить на вопрос: «А я сам себе друг?»

16. Можете ли вы пожалеть себя? Побаюкать, как маленького ребенка?

17. Хвалите ли вы себя за хорошо сделанное дело? Гордитесь ли вы собой? [8, 9].

 



2020-02-04 340 Обсуждений (0)
Экзистенциальный анализ и логотерапия в исследованиях феномена выгорания персонала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экзистенциальный анализ и логотерапия в исследованиях феномена выгорания персонала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (340)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)