Целеполагание и анализ урока. Виды анализа
Целеполагания и есть выбор наиболее оптимальных с точки зрения потенциальных возможностей реальной педагогической действительности способов ее преобразования из существующего положения в новое, искомое, потребное состояние, в желаемое будущее. Цель – результат предвидения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности. Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах. Задача представляет собой промежуточное звено, шаг, этап достижения цели. Процедура целеполагания и определения реализации целей достаточна, сложна, вариативна, требует глубокого проникновения в педагогическую область и смежные области знания. Метод теоретического анализа и синтеза, а психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Путем анализа и синтеза только и можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса: детей, взрослых, руководителей, педагогов, «схватить» несоответствия, «уловить» реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие. Различают несколько видов анализа, в том числе анализ по элементам и анализ по единицам. Элементный анализ – это мысленное выделение отдельных частей педагогического процесса, связей на основе декомпозиции, расчленения целого (анализ деятельности учащихся на уроке, анализ эффективности педагогической деятельности, анализ взаимоотношений и взаимодействий субъектов педагогического процесса и т.п.). Анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса (анализ постановки и решения педагогических задач и т.п.). Структурный анализ урока предполагает рассмотрение педагогического процесса в структуре и представляет некое объединяющее строение из элементных анализов, подчиненное одной цели. Типы анализа урока 1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; 2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; 3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов. 4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный. Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.). Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа предусматривает 4 вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве. Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 213 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов на декоративное рисование, 55 часов на тематическое и 21 час на беседы по искусству. Рассмотрим каждый вид занятий. Рисование с натуры Наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой. Что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д. Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности. Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисования с натуры. Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей. Необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Декоративное рисование Рисование дает учащимся не только основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду профессиональную подготовку, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и самодеятельности учащихся, привлечения их к общественной работе. Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнаментальное творчество русского народа и других народов. Рисование на темы В содержании занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов их окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства. То есть учит их пользоваться языком художественных образов. Беседы об изобразительном искусстве Школьной программой по рисованию предусмотрены также специальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит школьников с жизнью и творчеством выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов. Дети узнают, как и какими средствами художник добивается идейной глубины, эмоциональной выразительности своих произведений. Систематическое ознакомление с произведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. Беседы об изобразительном искусстве также являются важным средством идейно-политического воспитания учащихся. Разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений, навыков в рисовании, но и доя общего развития учащихся. Типы уроков 1 Урок изучения нового учебного материала. Формы изучения: урок-лекция; урок-семинар; кино-урок; урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке). 2 Урок совершенствования знаний, умений и навыков: а) Систематизация и обобщение новых знаний. б) Повторение и закрепление ранее усвоенных знаний. в) Применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний г) Формирование умений и навыков. д) Контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования ЗУН, Этот тип урока разбивают на несколько типов: уроки закрепления изучаемого материала; уроки повторения; уроки комплексного применения ЗУН; уроки формирования УН. Видами этого типа уроков являются: · уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); · урок – лабораторная работа; · урок практических работ; · урок – экскурсия; · урок – семинар 3 Урок обобщения и систематизации 4 Комбинированный урок 5 Уроки контроля и коррекции ЗУН (М. И. Махмутов. Современный урок. М., 1981, с. 77), [19, 265]. Организация учебной деятельности на уроке Формы деятельности: фронтальная – предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя; индивидуальная – самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая – учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. [19, 275] От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета. Проблемный урок Как методы проблемного обучения можно применить для построения проблемного урока? Рассмотрим его структуру для решения творческих задач нашей программы.
В учебно-тематическом плане можно вычленить несколько уроков, для которых целесообразно создать проблемную ситуацию, и попытаться разработать модель такого урока. По своей значимости он превосходит многие другие уроки. Для его воплощения необходимы определенные условия: оснащение ТСО, зрительно-иллюстративным материалом, возможность использования музыки, художественного слова, кино-, фотоматериалов. Все эти условия зависят от отношения к предмету в школе и от усилий самого учителя. Учебный диалог Свободный диалог между учителем и учениками на уроке не возникает сам по себе. Этому надо учить с первого класса.
Главные задачи урока: развитие свободного общения на уроке учителя с учениками, учеников друг с другом, расширение знаний по предмету, развитие мыслительных способностей детей, интереса к предмету, умения доказывать свою точку зрения. Учебный диалог может занимать целый урок-беседу или быть только частью урока – там, где используется зрительный, литературный, музыкальный ряд. Возможен диалог после подготовительной работы или как результат поисковой работы с привлечением дополнительных материалов. Диалоги следует устраивать по различным проблемам, расширяя их тематику и формы. Таким образом, диалог от урока к уроку будет становиться все интереснее, так как дети становятся раскованными и с удовольствием включаются в беседу. Учитель и ученики к урокам собирают разные материалы: репродукции, вырезки, открытки, зарисовки. В подготовку к уроку-диалогу могут подключаться и родители. Урок-восхождение Увлечение искусством, развитие потребности общаться с искусством невозможно строить на простом сообщении знаний учителем. Как же тогда познать окружающий мир средствами искусства? Как подойти к пониманию его сущности? Урок-восхождение – это постепенное подведение ученика к пониманию нового материала, накопление интереса к предмету или какому-нибудь виду деятельности, знаний по теме, дальнейшее изучение выразительных возможностей изобразительного языка пластических искусств. Девиз урока: через самосознание к художественному обобщению. (Как и когда проводить такие уроки, решает учитель.). Уроки-восхождения вводятся в начальной школе при изучении следующих тем: «О чем говорит искусство», «Искусство на улицах города», при объяснении нового материала на основе уже изученного. Так, при изучении художественной культуры Древней Японии на первом уроке ведется рассказ учителя (возможно, диалог с учеником), а два других урока можно проводить как восхождение. За неделю дети почитают японские трехстишья, что-то найдут в книгах, услышат от других или увидят по телевидению.
Таким образом, и ученики, и учитель вовлечены в интересный поиск – сотворчество, что делает их труд радостным. Материалы, найденные детьми, составляют дополнительный дидактический материал для уроков. Урок с вопросами-парадоксами
Целый ряд уроков может быть начат с вопросов-парадоксов, заставляющих рассуждать, мыслить, стараться найти на них ответ: Учитель вместе с детьми сгущает ситуацию и вместе с детьми находит ответы. Таким образом, основные понятия не преподносятся в готовом виде, а отыскиваются через опорные понятия. Учитель побуждает детей добывать знания, вовлекает их в творческий процесс, дает возможность самостоятельно додуматься, как действовать дальше, найти оригинальные творческие решения практического задания. Развитие интереса к предмету невозможно без стимулирования мышления ребенка. Авторский урок Авторский урок – это чаще всего урок-образ, создателями которого являются учитель и ученики. Такой урок может быть организован по следующим принципам: 1. Художественно-педагогическая драматургия Авторский урок строится как сценическое действие, где существуют замысел, сценарий, драматургия процесса, наличие эмоционально-образных акцентов. Это может быть художественно-педагогическая игра (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная). 2. Вариативность Многообразие вариантов урока позволяет создавать жанровый урок (отчет, обобщение), урок-исследование, урок-мастерскую, урок-сказку, урок-призыв, урок-загадку, урок-песню или выстраивать свободную структуру урока с названными элементами. 3. Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности. Это может быть диалог культур, интегрирование с другими предметами (уроком музыки, литературы, труда). 4. Открытость Привлечение других специалистов, внеклассные занятия, сотрудничество разновозрастных групп. Урок-образ. Созданию урока-образа присущи личностные отношения учителя и учащихся к теме, проблеме или задаче данного урока, т.е. процесс конструирования урока может носить индивидуально-уникальный характер. Успех такого урока зависит не только от учителя, но в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, учеников, их психологических и возрастных особенностей. Урок-образ можно представить как замкнутую (содержанием и формой) целостную модель самореализации личностных и творческих возможностей учителя и учеников в их единстве и взаимодействии по передаче и освоению определенной части содержания художественного наследия, как форму реализации художественно-педагогического замысла средствами, адекватными процессу создания художественного образа. Рассматривая замкнутую модель урока-образа, можно говорить о том, что урок искусства – это своеобразное педагогическое произведение, мини-спектакль, имеющий свой замысел, завязку, кульминацию, развязку, связанную с другими уроками-звеньями целостной системы, определенной программой. Урок-вернисаж Урок проводится в заключение темы на обобщающих уроках четверти, года. К этому уроку готовится выставка детских работ или подборка репродукций произведений искусств, тематическая выставка, отчет или подборка работ одного ученика. Задачи урока: развитие умения вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение. Необходимо также выявить знания о художниках, видах и жанрах искусства. Такой урок помогает применять свои знания для доказательства правильности выбранной темы и ее решения автором. Экскурсоводом может быть любой ученик. На итоговую выставку приглашаются родители и ученики других классов. Подготавливаются две группы учащихся для дискуссии. У них конкретные роли, они знают, как эти роли обыграть. Экскурсоводы ведут показ работ и беседу об экспозиции. Экскурсовод – эрудит, он должен ответить на любой вопрос зрителей. Художник представляет свои работы, отстаивает свое мнение. Зрители, гости или туристы рассматривают выставку, задают различные вопросы художникам. Зрители могут спорить, высказывать свое мнение. Урок-вернисаж помогает понимать произведения мастеров искусства на их профессиональных выставках, в музеях, формирует оценочные суждения учащихся, учит детей играть определенные роли по одному из главных законов искусства – уподоблению. Праздник искусств (обобщение за год) Этот урок готовится задолго до конца учебного года. Подбираются с помощью детей работы, оформляются и подписываются. (Можно привлекать к работе в подготовке выставки и родителей.) Одним словом, готовится вернисаж – очень торжественный в жизни любого художника день с приглашением гостей, критиков, журналистов и искусствоведов. Так будет и в классе. 1. Отчет художников Они представляют свои работы, рассказывают о замысле и художественных средствах. Зрители задают вопросы: – К какому жанру относится работа? – Как решена композиция? – Чем отличается эта работа от других видов искусства? – Чем художнику больше нравится заниматься в искусстве? – Какими средствами удалось создать интересную композицию, найти графическое или .живописное решение? – Как увидеть образность скульптуры? – В чем вы увидели красоту декоративных предметов и чем они отличаются от станкового искусства? 2. Отчет поисковых групп Дети показывают альбомы, подборку репродукций, рассказывают о творчестве одного художника или об одной картине, или о каком-либо жанре искусства. Свой рассказ можно иллюстрировать слайдами, видеозаписью. 3. Веселая викторина В заключении праздника можно провести веселую викторину – где вопросы могут быть поставлены в шутливой, парадоксальной форме (провести конкурс на самый интересный вопрос); можно придумать шутливые кроссворды для гостей. Художественно-педагогические игры Учебные игры на уроках изобразительного искусства сочетают педагогический и художественно-эстетический аспекты. Во все виды игровых уроков включается практическая деятельность детей. Цель игровых уроков – активизация творческой деятельности детей, увлечение их искусством, развитие интереса к предмету, оживление учебного процесса через новые формы работы. А главное – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и развитие эмоциональной сферы ребенка.
В младших классах в процессе игры на первом месте стоит эмоционально-художественное содержание. Ролевые и имитационные игры направлены не только на образное содержание, а главным образом, на переживание этого содержания. Игра начинается с включения эмоций, переживания, что активизирует образное воображение, интерес к предстоящей деятельности через погружение в тему (например, игра «жмурки» – что «увидел» ребенок с закрытыми глазами при прослушивании музыки; «сказка» – с включением сказочных персонажей во время беседы, рассуждения; «перевоплощение» – игра с подключением пяти чувств). Это новая форма общения учителя с учениками и учеников между собой. Сложная драматургия таких уроков основана на включении эмоций, осознанном освоении языка искусств, поисках средств художественной выразительности, развитии художественной культуры. Урок-путешествие
Такой урок уместен, пожалуй, при изучении искусства других стран, другой эпохи или далекого прошлого нашей Родины. Этот урок готовится заранее. Для ведения игры выбирают группу учеников по их желанию. Это гиды, знатоки, историки, бывалые путешественники, художники и т.д. Русские посиделки Русское народное искусство изучается в начальной и средней школе. Здесь не обойтись без синтеза искусств: фольклора, народной музыки и танца. В Древней Руси на такие праздники собирался весь народ. Заранее подбирается материал: поговорки, шутки, заговоры, народные песни, шутки и фонограммы народной музыки, исполняемой на разных инструментах: балалайке, жалейке, дудочке, гармонике. Записываются шумы деревенской улицы: крик петуха, лай собаки, скрип двери, шум ветра и др. На посиделках молодежь занималась рукоделием и веселилась, здесь же старшие передавали опыт молодым. Забавный это вечер. Каждый хотел показать свое мастерство. Девушки плели кружево, вышивали узоры, расписывали посуду, напевая народные песни; парни плели корзины, резали ложки, прялки, украшали их росписью. Здесь перемежалась работа с весельем: плясками под гармонику или балалайку, соревнованиями певцов, музыкантов (под фонограмму или аккомпанемент). В конце праздничных посиделок все показывали свои работы, выслушивали подчас иронические, шутливые замечания, парни дарили девушкам свои подарки. Девушки готовили угощение: пряники, печенье, чай. Это занятие можно провести вместе с учителями музыки, литературы, объединив два-три урока или провести как внеклассное мероприятие. Для самостоятельной разработки учителям предлагаются следующие виды уроков: Урок-экскурсия – это неспешное изучение подлинников произведений искусства в музее, на выставке, при посещении мастерской художника. Если такой возможности нет, можно работать со зрительным материалом: репродукциями, слайдами. В процессе экскурсии дети должны быть не только слушателями, но и активными участниками. Для этого экскурсия готовится заранее. Во время экскурсии дети делают зарисовки, наброски (черный, цветной карандаши, фломастеры, уголь). Урок «История прошлого» – знакомство с эпохой, в которую жил художник. Например, «Утро средневекового мастера», «В русской усадьбе XVIII века». Урок «Пять чувств» – активно подключаются к зрительному образу слух, осязание, обоняние, вкус детей. Например: – «Какой на вкус дождик?» (в дождливый день). – «Теплое, ласковое, душистое солнышко» (ранняя весна). – «Эти сладкие мягкие теплые пряники» – по мотивам народного творчества архангельских крестьян. В качестве вспомогательного материала можно использовать фонограмму, вентилятор, растения (для ощупывания с закрытыми глазами). Урок «Миф, сказка, легенда». В основе драматургии – развитие творческого воображения, фантазии через литературный образ и сценическое действие. (Дети любят играть, импровизировать, выражать какой-нибудь образ через действие.) Основная задача – через образ подвести детей к выполнению творческого задания. Урок «Песня, музыка». На основе музыкального произведения рождается образ зримый, выраженный в красках, линиях, формах. Например, музыка М. Чюрлениса (фрагменты из симфонической поэмы «Море» или «Бурное море»); песня Джо Дассена «Когда идет дождь» и т.п. Урок – основная форма учебной работы по изобразительному искусству в школе Характеристика классно-урочной системы обучения Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические компоненты. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся. От организации и умелого проведения уроков почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания учащихся. Каждый урок должен быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета. Цель урока должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи. Требования к современному уроку 1 Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку: грамотное определение типа урока, его место в теме, разделе курса, системе внутрикурсовых связей, выделение особенностей каждого урока. 2 Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, уровня их воспитанности и развития, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонности, потребности и запросов учащихся, целенаправленная ликвидация пробелов в знаниях. 3 Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию). 4 Воспитание (формирование мировоззрения, опыта правильного поведения и общения) готовности к самовоспитанию и психического развития (развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы) школьников, выделение важнейших формирующих задач урока. Их конкретизация с учетом особенностей и возможностей классного коллектива. 5 Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока. 6 Обеспечение практической и профессионально-ориентационной направленности учебного процесса, создания реальных возможностей применения полученных знаний, умений. 7 Расширение арсенала, выбора методов преимущественно за счет активных, интенсивных методов, использование на уроке, оптимального сочетания словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины 8 Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление организации учебного труда как коллективной деятельности. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на примере мер дифференцированной помо<
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |