Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учитель как организатор и руководитель учебного процесса



2020-02-04 1425 Обсуждений (0)
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




Роль учителя как организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса в школе.

Вся ежедневная учебно-воспитательная работа учителя преследует главную цель – «воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».

Учитель изобразительного искусства, так же как и другие учителя общеобразовательной школы, вооружает учащихся системой научных знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, формирует мировоззрение будущего гражданина страны. Перед учителем стоят и такие задачи: воспитать внимание, наблюдательность, память, воображение детей, развить их художественные способности и научить творчески мыслить. Успешное решение всех этих задач обусловливает активное и целенаправленное руководство учебным процессом. В каждый конкретный момент занятия изобразительным искусством учитель должен направлять внимание, мысль детей на самое важное, необходимое в познаваемом объекте, явлении, на творческое решение поставленной учебной задачи. Одновременно педагог раскрывает школьникам наиболее эффективные приемы и методы работы карандашом, акварелью, показывает способы исправления ошибок.

Преподаватель изобразительного искусства должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые он развивает, формирует и воспитывает у своих учащихся. По уму, дисциплинированности, ответственности, решительности, душевным качествам, культурному уровню учитель всегда должен являться образцом для учащихся. Личный пример, внешний вид, манера говорить – все поведение учителя становится важным воспитывающим фактором. «Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организованными формами работы, никакими уставами и программами», – отмечает советский психолог Н. Д. Левитов.

Личность учителя изобразительного искусства должны отличать, прежде всего, качества: любовь к Родине, активность, целенаправленность действий, знание курса истории искусств, умение рисовать. Чтобы не отставать от жизни, строить учебно-воспитательную работу с детьми на высоком научном уровне, учитель изобразительного искусства должен постоянно повышать свой кругозор. Большое значение в практике преподавания изобразительного искусства имеет речь учителя. Она должна отличаться грамматической правильностью, логической стройностью, ясностью и доступностью, эмоциональной выразительностью, точностью, конкретностью, умеренным темпом. Совершенно недопустимо, когда преподаватель изобразительного искусства, анализируя, например, содержание картин известных художников, ведет объяснение монотонно, сообщает факты без эмоционального подъема, без ярких эпитетов и сравнений.

Необходимое условие успеха работы преподавателя – его творческое отношение к учебно-воспитательному процессу. Творческий подход педагога к процессу преподавания обеспечивает активную работу учащихся в течение всего урока, глубокое усвоение школьниками знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами урока, успешное идейное и эстетическое воспитание детей. Творчески преподавать изобразительное искусство – это значит постоянно искать новые пути активизации деятельности учащихся на всех этапах учебной работы, использовать новые, оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения и воспитания, постоянно приобретать новые знания, перенимать опыт лучших учителей, совершенствовать свое мастерство.

Необходимо творческое отношение учителя изобразительного искусства и к процессу подготовки к уроку. Здесь учитель должен знать и соблюдать ряд условий, которые во многом определяют качество знаний учащихся, их интерес к занятию, активность во время урока. Такими условиями являются:

1) четкое определение цели и задач урока изобразительного искусства, определение структуры, объема и содержания учебного материала;

2) предварительное четкое и конкретное определение обучающего и воспитательного содержания нового материала, всего урока изобразительного искусства;

3) определение связей обучения и воспитания на уроке изобразительного искусства в зависимости от задач и содержания урока;

4) глубокое знание программы по изобразительному искусству и на этой основе определение значения и места каждого конкретного урока в общей системе уроков по этому предмету в решении общих задач воспитания школьников;

5) предварительное планирование учебного материала;

6) изучение специальной и дополнительной литературы.

Таким образом, каждый учитель изобразительного искусства должен всегда помнить, что качество обучения и воспитания учащихся на уроках зависит, прежде всего, от качества его собственных знаний, умений, от уровня его подготовки.

Важным условием успешного обучения школьников изобразительному искусству, развития у них художественных способностей является индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям в процессе обучения, современные технологии обучения.

Учитель должен активно и целенаправленно руководить учебным процессом, обеспечить успешное решение обучающих, развивающих, воспитывающих задач урока, раскрыть эффективные приемы и методы работы красками и др. материалами, показывать способы исправления ошибок в рисунке. Должен в совершенстве обладать теми свойствами и качествами, которые формирует у своих учащихся, всегда должен являться образцом. Выполнение этих задач возможно лишь при условии дальнейшего повышения педагогического мастерства учителей. Важным звеном повышения квалификации учителя является самообразование. Располагая определенной базой накопленных знаний, учитель должен продолжать самостоятельную работу над совершенствованием профессионального мастерства, над углубленным изучением отдельных тем педагогики, психологии, а также наиболее сложных тем учебной программы [12, с. 59].

Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Роль учителя является главной в приобщении детей к искусству. Именно учитель создает на уроке эмоционально-образную атмосферу познания, ставит цели и организует живое общение между детьми и художественными произведениями так, чтобы искусство служило развитию духовного мира ребенка. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена чрез чувства ученика. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и учитель искусства должен создать ему эти условия. Учителю необходимо освоить педагогическую культуру. Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя; ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей; гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие; педагогическое мастерство; установка на постоянное самосовершенствование; культура поведения и общения, педагогический такт; личностная самостоятельность учителя; общая и педагогическая эрудиция и компетентность; доброжелательность, общительность, увлеченность работой.

Учитель, предпочитаемый детьми: личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству, толерантность, тактичность, честность, чувство юмора; организационные качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность; деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять; внешний вид:хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.

Педагогический рисунок Назначение и особенности педагогических рисунков

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющую устное объяснение и осуществляемую непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием. Пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а также лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнения устного объяснения, являются разновидностями педагогического рисунка.

Эти рисунки можно разделить по методам их использования:

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листочках бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

3. Исправления рисунка школьника рукой учителя.

Важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.

Рисунки, предназначенные для фронтального показа учащимся, должны иметь достаточно большой размер, обладать выраженной активностью изобразительных средств, значительной контрастностью. Важность именно этих качеств обусловлена необходимостью обеспечить высокую степень наглядности, хорошую читаемость рисунков с различных мест в классе.

Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:

а) иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

в) показ одной из стадий выполнения рисунка;

г) разъяснение сущности строения изображаемых объектов;

д) показ принципов композиционного решения рисунков;

е) демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;

ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач, связанных с темой занятий;

з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику.

Возможны и другие случаи применения педагогических рисунков в ходе практических занятий по изобразительному искусству.

Пояснительные рисунки могут различаться также по технике выполнения, применяемым при этом материалам. Однако во всех случаях важными качествами педагогических рисунков, создаваемых учителями изобразительного искусства, являются: содержательность, дидактическая направленность, художественные достоинства и некоторые характерные особенности, о которых говорилось выше.

Как правило, педагогические рисунки выполняются в течение очень непродолжительного времени. Это объясняется задачами и условиями работы учителя. Данное обстоятельство определяет необходимость уверенного владения навыками быстрого рисования, которые основываются на высокой степени тренированности быстрого восприятия, оперативности мышления и действий.

Изобразительная деятельность учителя осложнена еще и тем, что работа над созданием педагогических рисунков проводится одновременно с устным изложением учебного материала, попутно с рассказом учителя. «Образно; говоря, мел в руках учителя должен поспевать за его речью, а речь не отставать от руки».

Удобными и интересными для художника-педагога материалами рисунка являются уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой. С помощью этих материалов могут быть решены самые различные изобразительные задачи.

В работе учителя изобразительного искусства желательно также чаще использовать быстрые рисунки, этюды, наброски, выполняемые кистью с помощью туши, акварели или гуаши, без предварительной наметки контуров будущего изображения карандашом. В таких набросках активно действуют два основных элемента: красочное пятно и фон (белая бумага), благодаря чему хорошо читается силуэт предмета.

Для достижения нужного художественного и педагогического эффекта в некоторых случаях можно применить комбинацию нескольких материалов: например, сочетание прессованного угля и мела, черной или цветной гуаши и мела и др. Такие рисунки можно осуществлять на больших листах белой или тонированной бумаги и непосредственно на классной доске, если она не очень темная. В последние годы ряд художников-педагогов в нашей стране и за рубежом успешно использует белые классные доски для создания пояснительных рисунков с помощью цветного мела, специальных фломастеров с толстыми стержнями и других материалов. Это удобно и практично. Экономится бумага и время учителя, затрачиваемое на смену листов бумаги, ее прикрепление к доске или планшету. Однако принципиального различия в методах выполнения рисунков фломастерами на белой доске в отличие от приемов работы этим же материалом на бумаге нет [33, с. 8].



2020-02-04 1425 Обсуждений (0)
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учитель как организатор и руководитель учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)