Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения



2020-02-04 347 Обсуждений (0)
Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические, общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система -двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовым регламентом. Соответственно и организация подачи материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетические двухчасовые классы.

Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.

Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).

Однако задачи общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться.

Главной задачей обучения детей на профильном уровне обучения является углубленное обучение изобразительной грамоты, воспитание их эстетического вкуса и выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних специальных учебных заведениях (профориентационная работа).

Методика проведений занятий значительно отличается по структуре, продолжительности и направленности. В образовательном процессе происходит деление на отдельные дисциплины; живопись, композиция, рисунок, декоративно-прикладное искусство, история искусств, дизайн и др.

Система дополнительного образования – кружки, ДХШ.

Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.

Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ. Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров. Декоративно-прикладное искусство.Материалы, используемые в декоративно – прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры, монументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения. Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция. История искусств. Мировой историко-художественный процесс – это не ряд параллельных национальных «линий», а сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура диалогична, и в разных культурах это свойство проявлялось и проявляется в разной степени.

Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.

Приступая к планированию учебно-воспитательной работы, прежде всего необходимо хорошо изучить программу. Программа дает перечень основных заданий и постановок, указывает порядок и последовательность изучения курса по годам обучения, количество часов, отводимых на каждое задание, и средства выполнения. Знания и навыки, которые уч-ся должны усвоить в каждом классе, надо распределить по четвертям и неделям. Начинающим педагогам часто кажется, что такая работа не нужна, что в учебной программе все это есть. Но хотя программа и раскрывает методическую последовательность усложнения учебных задач по годам обучения, однако многих частных вопросов методики преподавания она не касается. Как мы уже выяснили, педагогический процесс – творческий процесс. Поэтому учебную программу надо рассматривать не как догму, а как общее руководство к действию. В программе дается лишь основное направление, а реализация его, решение многочисленных частных вопросов – дело самого учителя, организатора работы.

Некоторые начинающие учителя спрашивают, как можно реализовать программу, когда в ней даются иногда невыполнимые рекомендации. Например, в беседах об искусстве указываются такие картины, репродукции которых найти в магазинах не всегда удается. Или в разделе по рисованию с натуры предлагается ставить натюрмортные постановки из таких предметов, которых в сельской местности нет. Учебная программа не требует такого буквального исполнения. Она указывает, с какими художниками надо знакомить уч-ся и какие произведения наиболее ярко раскрывают творческое лицо художника. Вполне понятно, что если у преподавателя нет указанных репродукций картин того или иного художника, то он может заменить их другими картинами того же художника. То же и с натюрмортными постановками. Программа указывает только степень сложности форм предметов для натурных постановок, но если у учителя нет указанных предметов, он может заменить их другими аналогичными по форме.

Поэтому, планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны выделить основное содержание учебного материала, с другой стороны – согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении. При составлении индивидуального плана работы в школе учителю необходимо разработать и годовые планы работы для каждого класса. Такие годовые планы лучше всего делать иллюстративными: они позволяют наглядно видеть сразу весь комплекс работ. Составляя годовой план работы без иллюстраций, многие неудачно планируют отдельные виды занятий по четвертям: на конец четверти относят либо беседы об искусстве, либо уроки рисования с натуры. Такое планирование занятий нельзя назвать удачным. Дети, заканчивая занятия в школе, уходят на каникулы без всякого настроя на дальнейшую работу по изобразительному искусству. Если бы последним заданием в четверти было декоративное или тематическое рисование, то реябта легко настроились бы на продолжение этой работы ив каникулярное время. Дети охотно выполняют декоративные работы и тематические композиции, связанные с праздниками – Новый Год, Восьмое Марта, Первое мая и др. Иллюстрированный план сразу позволяет увидеть эти недочеты. Кроме того, в иллюстрированном плане легко отразить и характер учебных постановок, и их методическую направленность. Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы.

Некоторые методисты считают такой вид работы излишним, так как для выполнения иллюстрированного плана требуется известная затрата времени. Практика убедила в обратном. Те, кто не составляет иллюстрированного плана, тратят больше времени, им приходится перекраивать свой план работы по нескольку раз в год. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание. Кроме того, такие иллюстрированные планы в значительной степени облегчают дальнейшую работу по ежегодному планированию учебного материала – составлению календарных планов для каждого класса, тематических разработок и конспектов уроков.

Одновременно с составлением учебного плана преподаватель подбирает дидактический и методический материал. Сюда входит методическая и специальная литература, выписки из нее в виде цитат, аннотаций, иллюстративный материал, различного рода пособия (схемы, плакаты, приборы), образцы народного творчества. Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки. Более дентальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала.



2020-02-04 347 Обсуждений (0)
Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровнях обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)