Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Приемы активизации внимания школьников на уроках изобразительного искусства.



2020-02-04 429 Обсуждений (0)
Приемы активизации внимания школьников на уроках изобразительного искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок




В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию мы этот принцип рассматриваем как один основных.

Между понятиями «Сознательность», «активность», «самостоятельность» есть извечное различие, но одно без другого не существует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен.

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать уч-ся к самостоятельной и активной работе. Этого можно добиться самыми различными методами. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок). Чтобы активизировать работу уч-ся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений (например Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», П.И. Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», Р. Щедрина «Конек-Горбунок»); показывают цветные слайды и диапозитивы художественных иллюстраций (И.Я. Билибина, В.М., В.М. Васнецова, В.В. Лебедева и др.). При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств – поэты, музыканты, живописцы – своими средствами решали подобные темы.

На уроках декоративного рисования в экспериментальных школах Б.М. Неменский предлагает предварительно показать детям серию цветных слайдов, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности: узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек, жуков, стрекоз и т.д. Художник-педагог Н.Н. Лукин (Чувашия) использует на уроках декоративного и тематического рисования живые фрагменты природы – листья и ветки растений; скомпонованные фрагменты природы в виде гербариев, но подобранные в определенной цветовой гамме. Такие художественно скомпанованные гербарии помогают развить у школьников чувство колорита, цветовой гармонии. В начале эти занятия связываются с несложными заданиями по декоративному рисованию (составление узоров, мозаичных работ из цветной бумаги), а затем и при решении тематических картин, рисовании с натуры.

Сознательная, активная и самостоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного материала и к более прочному закреплению его. Кроме того, сознательность и активность являются прекрасной предпосылкой для углубления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим исканиям. Предмет приобретает для ребенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его непассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное. В практике мы наблюдаем, что уч-ся плохо усваивают учебный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учителя, а активно включиться в работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы предмета дети внимательно слушали объяснение педагога, рассматривали модель и натуру, но практически закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала значительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность уч-ся, дать им возможность самим решить поставленные задачи. Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т.п. Например, ученик приступил к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам догадался как надо вести построение изображения. «Что находится рядом с гипсовым кубом?» Ученик смотрит на натуру, видит рядом проволочную модель куба и правильно отвечает. «Что необходимо понять, прежде чем начать рисовать?» ученик вспоминает предварительные объяснения учителя и отвечает: «Надо понять строение куба, чтобы правильно наметить основу его формы, представить, как располагаются все поверхности куба в пространстве, а потом изобразить куб «прозрачным», наметить его видимые и невидимые стороны». «Так. А что необходимо сделать, чтобы изображение получилось правильное, отвечало законам перспективы?» ученик отвечает: «Надо определить линию горизонта (уровень зрения), точки схода и использовать их при построении. А потом показать объем с помощью светотени».

Таким образом, учитель помогает школьнику активно работать, анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение на плоскости.

Другой пример. На уроке дети составляют узор в квадрате. Многие хорошо справились с заданием. Учитель направляет их дальнейшую активную работу. Он дает следующее задание: составить узор для квадратной коробки. Дети начинают самостоятельно работать. При этом они используют домашние зарисовки, составляют целый ряд эскизов, ищут наиболее удачное композиционное и цветовое решение. Работа идет с большим увлечением.

Одним из средств активизации уч-ся является повторный опрос. Например, педагог объяснил то или иное правило, задал ученикам вопросы, они дали правильные ответы. педагог разрешил приступить к работе, но в процессе наблюдения за работой заметил ошибки в рисунках: значит, не все усвоили объяснение. Он прерывает работу и задает классу один из прежних вопросов, но ставит его в несколько иной формулировке. Такой видоизмененный вопрос заставит уч-ся подумать и проверить себя.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе как в классе, так и дома. Задания на уроках и дома должны быть разнообразными по характеру, по самому типу работы (в соответствии с требованиями программы): то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.

Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Развитие у детей способности выполнять самостоятельно то, что они раньше делали только под руководством учителя, является важным показателем успешного обучения. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение уч-ся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании уч-ся конкретных задач учебной работы, в понимании значимости работы, в знании тех средств и приемов при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оценить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Чтобы показать значение этих элементов сознательного отношения к работе в процессе обучения рассмотрим их на примерах.

Ученик рисует с натуры гипсовый орнамент. Выявив общую форму предмета, он начинает сознательно проверять качество изображения. Простейший способ проверить правильность рисунка – сравнить его с натурой, посмотрев на нее прищуренными глазами. Это дает возможность видеть форму более цельно, без деталей. Уже в этом примере мы видим сознательное отношение ученика к процессу изображения. Для выполнения поставленной задачи он прилагает известное старание и тем самым показывает понимание значимости работы.

Передавая объемную форму при помощи линий и светотеневых отношений, ученики ищут наиболее подходящие средства выражения: один может выявить форму предмета гладким наложением тона, другой передает ее в рисунке штриховкой. Каждый работает самостоятельно и осознанно.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, отечественная педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника. В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы. Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает пространного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сделано для всего класса), а только кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы возбудить сообразительность ученика, и затем указывает направление к достижению намеченной цели.

Активный метод работы, напротив, заставляет активно работать преподавателя, а ученика – выполнять его указания. Рассмотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструктивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не научился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педагог задает ему вопросы, относящиеся к строению предмета, иногда подсказывает ответ. Например, надо рисовать кувшин. Ученик уже наметил рисунок, но допустил ошибки: предмет не стоит на плоскости. Нарушены пропорции, не передан характер формы. Педагог стремится помочь ученику исправить рисунок. Для этого он встает позади рисующего и говорит, что, где и как надо исправить. Он обращается к ученику с вопросом: «Посмотри, как на твоем рисунке стоит кувшин, – не падает ли он? Опусти вспомогательные прямые линии от горлышка к донышку. Горлышко и донышко должны находится на одной вертикали, у тебя донышко сместилось вправо, поэтому кувшин у тебя получился кривой, он плохо стоит… Теперь посмотри на горлышко кувшина. Что больше – высота его или ширина? У тебя высота меньше, а ширина больше, а в натуре это не так. Исправь. И т.д.».В процессе такого обучения ученик совместно с руководителем анализирует натуру и выправляет рисунок.

Но, несмотря на известные положительные моменты в таком методе обучения, все же для постоянной работы он не пригоден. В основном надо приучать детей к самостоятельному преодолению трудностей, к собственному верному решению задачи. Я.А. Коменский указывал, что учить таким образом, чтобы ум ученика развивался самостоятельно. Главной задачей учителя он считал пробуждение и укрепление «самодеятельности ученика». Если это не удается, если ученик не чувствует любви к науке, то виноват в этом учитель, не сумевший вызвать к жизни «самодеятельность ученика».

По мере приобщения детей к изобразительному искусству значение принципа активности и сознательности должно постоянно возрастать. В особенности за этим надо внимательно следить при работе со старшеклассниками по программе факультативных курсов. Многие учителя школ не всегда на практике соблюдают этот дидактический принцип. Нередко они превращают факультативные занятия в художественную самодеятельность, где уч-ся не ощущают направляющей и руководящей роли педагога. В результате такого подхода кружки быстро распадаются.

Обязанность педагога – внимательно следить на работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддерживая, подбадривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него – пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в тот момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь намеком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Педагог должен уметь не только разъяснить и самому показать на примере образцы выполнения рисунка, но и добиться взаимопонимания и заинтересованности уч-ся в преодолении трудностей. Сочетание этих двух моментов представляет собой очень сложный процесс, требующий от учителя опыта, гибкости и творческой инициативы.

Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности последовательности.

Принципы программы «изобразительное искусство и художественный труд» (концепция Б.М. Неменского)

Любая образовательная концепция реализуется через школьные программы. В основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» лежит разработанная народным художником России, академиком РАО Б.М. Неменским концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе». Она ориентирована на ребенка, на становление его духовного мира.

Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность. Она направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, подростка, юноши и девушки к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов.

Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания направленные на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства.

Это значит, что освоение содержания должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведениями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей, жизненной позиции их творцов. Это предполагает, в частности, открытый характер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художественного познания мира на основе собственной созидательной деятельности; широкое внедрение различных игр, способствующих активному формированию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность, по выражению Б.М. Неменского, своего рода обмена способностями между учениками.

Конструкция программы
«Изобразительное искусство и художественный труд»

Данная схема раскрывает содержание программы – ее «трех этапов».

Первый этап – начальная школа – сложен из четырех ступеней. Не получив развития, заложенного здесь, бесполезно получать знания следующих этапов. Они могут оказаться внешними, не войти в конструкцию личности. И здесь особо значимо содержание первых двух классов, в них заложены основы всего курса, всех этапов формирования художественного мышления.

Как подсказывает схема – первый этап, начальные классы имеют целью эмоциональное приобщение к связям искусства с жизнью. Вообще, эта проблема – основа сути программы. Искусство познается именно в этой связи: познается его роль в жизни каждого из нас, и осознаются средства – язык, посредством которого искусство эту свою функцию выполняет.

На первом этапе искусства не членятся на виды и жанры – их жизненные роли познаются как бы от личности ребенка вширь культур народов Земли.

Второй этап. Здесь прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства. Каждому посвящен большой, не менее года, целостный блок. Год – декоративно-прикладным искусствам. Два года – изобразительным. Год – конструктивным. Девятый класс – синтетические виды искусств.

И третий этап – завершающий среднее образование. Здесь всем нужно дать достаточно серьезный уровень знаний истории искусств.

Параллельно этому теоретическому курсу нужно дать по выбору ученика, но именно каждому, один из практических курсов: «грамота изобразительная», «декоративная грамота», «грамота дизайна», «основы зрелищной культуры».

Данная программа рассчитана на 1–2 учебных часа на каждую тему.

Программа включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, декоративные народные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы художественное коллективное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности – изобразительный, декоративный и конструктивный – в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображения, украшения, постройки. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как «Братья-мастера» изображения, украшения, постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» коренным образом меняет сущность преподавания изобразительного искусства в школе. В этой программе утверждается, что предмет «Изобразительное искусство» особый и его нельзя преподавать так же, как и другие предметы. Если задачи всех основных школьных дисциплин сводятся в основном к передаче знаний, формированию умений и навыков, то в искусстве одного этого мало (этому еще как-то научить можно), гораздо важнее другое – передать опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Приобрести этот опыт упражнениями нельзя – это надо пережить, провести через себя. Другого пути нет! Для того чтобы ребенок мог воспринимать опыт других и эмоционально откликаться на то, что происходит в мире, он должен обладать хорошо развитыми эмоциями.

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и понимать художественную ценность произведений искусств. Слияние разных видов искусства: изображения, музыки, художественного слова имеют большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости на прекрасное и безобразное. Кроме того, искусство тем и отличается от науки, что не дает готовых рецептов, а требует прочувствованных, самостоятельных творческих решений в практическом освоении различных техник пластических видов искусства, восприятии произведений искусства, умении творчески воплощать свои замыслы в художественных образах.

Основы художественной педагогики

Закон связи искусства с жизнью формирует нравственно-эстетический идеал воспринимающего.

Закон единства формы и содержания. Это проблема выразительности художественного языка того или иного вида искусства. Чтобы понимать картины, надо научиться видеть их; чтобы слушать музыку, надо научиться слышать ее, т.е. понимать условность и выстроенность художественного языка в передаче содержания. Чтобы воздействовать на чувства зрителя, художник использует не только сюжет, но и цвет, линию, пятно, форму, материал, его фактуру, ритм и т.д.

Закон типизации в.искусстве. Его понимание выводит на осознание языковых сторон искусства. В искусстве типичное – это характерное, доведенное до своего, апогея явление, так как искусство, обобщая, всегда заостряет и потому раскрывает явление в его «пике», чистоте.

На законах искусства основаны педагогические принципы нашей программы.

Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства (тематический принцип)

Самый ответственный принцип программы. Нарушение его -L нарушение ее сути. Каждый учебный год – обязательно целостная проблема. Каждая четверть определяет поворот, свою грань этой проблемы. Тематика программы позволяет ребенку «вживаться» в живую ткань художественной культуры своего народа и всего человечества. Целостность программы обеспечивают:

а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого урока и неповторимости их;

б) метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельности на уроке направлены на эмоциональное переживание художественного образа;

в) обобщающие уроки в конце четверти, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;

г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми искусства.

Принцип художественного сопереживания или уподобления Для вхождения ребенка в состояние сопереживания, уподобления необходимо создать на уроке соответствующую ситуацию. Нужна особая атмосфера кабинета искусства, нужны игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений искусства, артистизм учителя. Учитель должен знать методы педагогической драматургии. Каждый педагог – это режиссер, а класс – его труппа. На этом стоятся многие дидактические игры на наших уроках:

а) «Художник и зритель»;

б) «Три мастера – мастер Украшения, мастер Изображения, мастер Постройки. Они появляются в 1-м классе и сопутствуют детям до конца начальной школы, в форме игры способствуя осознанию ими трех форм художественной деятельности.

Принцип диалога культур

Он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога – в мир общечеловеческой культуры». От родного порога – это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих народов, имеющих самобытную культуру, и дальше, до знакомства с искусством народов мира. Все познается в сравнении острее.

Принцип творческой самореализации

В наших детях необходимо сформировать потребность в .художественной деятельности, в приобретении умений и навыков в этой области. Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:

а) свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формируют целеустремленность ребенка;

б) метод диалога, в котором учитель и ученик – собеседники – выясняют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?», и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа;

в) метод сравнений и ассоциаций;

г) метод коллективных, групповых и индивидуальных работ детей, развивающих в них чувство единения и ответственности.

Принцип единства реальности и фантазии

У любого художественного творчества два «крыла» – реальность и фантазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от стереотипов и зрительных клише, штампов. Только в изобразительном искусстве процесс придумывания, фиксации замысла имеет непосредственный характер для ребенка, держащего в руках карандаш или кисть.

Принцип реализации связи искусства с жизнью раскрывается через:

а) активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой темы урока;

б) внеклассную индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;

в) отчетные уроки перед родителями;

г) оформление работами учеников интерьера школы и школьных праздников.

Анализ произведения изобразительного искусства на уроке

Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не возможно без привлечения в качестве источников различных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень видения и понимания прошлого, способствует передаче образности, конкретности, колорита эпохи.

Одной из важнейшей составляющей деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства является процесс восприятия художественного произведения. Именно в восприятии произведения изобразительного искусства, в степени его понимания и творческого переживания проявляется то, как глубоко проникают дети через верхний слой формы в конкретный смысл изображения и насколько обоснованны их эстетические суждения и оценки.

Опыт занятий говорит о том, что восприятие произведения изобразительного искусства становится более объективным, если учащиеся понимают его стилистические особенности, выраженные художественно-образным языком определенного вида искусства. Понимание этого языка способствует развитию художественного восприятия, эстетических переживаний и образного мышления учеников. Умение грамотно «читать» пластическую историю человечества поможет школьнику разобраться в глубинах собственного сознания и грамотно «писать» эту историю далее. Одним из основных методов формирования образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства, наиболее специфичным для них является метод художественного анализа.

В отличие от методов художественного анализа, существующих в практике эстетического осмысления произведения искусства, анализ художественного произведения на уроке должен подчиняться основным дидактическим принципам обучения, которые определяют закономерности процесса обучения. Мы уже знакомы с ними. Такие принципы, как соответствие особенностям детей, посильность, доступность и т. д., лежат в основе отбора для анализа произведений изобразительного искусства и организации деятельности учащихся по проведению такого анализа. Учитель должен учитывать существенное различие между анализом художественного произведения в искусствоведческих источниках, которыми он пользуется при подготовке к уроку, и анализом конкретного памятника на конкретном уроке с конкретными детьми. Учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства (наглядные материалы) в соответствии с учебными задачами. Причем ориентация при выборе должна быть не на историческую последовательность изучения произведений, а на возможность на их основе рассматривать основные правила, приемы, средства композиции, особенности колористического решения и т. д. При отборе произведений изобразительного искусства следует учитывать их художественно-эстетическую ценность, возможность ознакомления с произведениями во всем многообразии видов, жанров, традиций и художественных техник изобразительного искусства, т. е. необходимость реализации принципа единства эстетического восприятия и художественной практики учащихся.

Региональный компонент на уроках изобразительного искусства: особенности введения регионального компонента в действующие программы;

Введение регионального компонента в действующие программы по изобразительному искусству 1–4 классов в соответствии с Базисным учебным планом составляет 10–15% от общего количества учебного времени при работе по любой вариативной программе.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.М. Неменский) предлагает: рассмотреть самую интересную для сегодняшнего дня важнейшую проблему -интерпретации программы на содержание разных национальных художественных культур. Эта проблема прочно связана с пониманием того, что в искусстве общечеловеческое, что принадлежит сугубо данной национальной культуре. Сейчас, когда происходит бурное пробуждение интереса к своей национальной культуре, этот процесс иногда перерастает в отталкивание от «чужой», вплоть до отказа видеть общее. Можно понять эмоциональное желание представить свою национальную культуру неповторимой. В чем-то это всегда так. Но всегда есть и другое, как в языке: есть славянские, германские, латинские языковые общности. Но все эти общности ближе оказываются друг к другу, чем к языкам, например, Китая или Японии. И все вместе они – человеческие языки, у них много человечески общего. Так же обстоит и с искусствами. Это все человеческие искусства, и в основе их лежат общечеловеческие языковые и духовные законы связей с жизнью.

Декоративные искусства у всех народов отличаются от изобразительных и архитектуры одним и тем же. Нюансы есть, но основы искусств – общие для рода людского. Поэтому вполне можно иметь (выработать) общие принципы построения программ для разных национальных искусств и, скорее всего, невозможно создать программу, строящуюся на особенностях искусств, присущих исключительно данной национальной культуре. Искусство же у любого народа существует именно как форма передачи эмоционального духовно-отношенческого опыта…

Сегодня перед каждой национальной школой стоят как бы две задачи при воспитании юных поколений:

– сделать их наследниками своей культуры, передать им традиции мироотношения их предков,

– вписать в их сознании национальную культуру во все многоцветие человеческой цивилизации, дать осознание личной связанности и с корнями своей земли, и со всем родом человеческим.

Без культуры национальной человек, как перекати-поле, не имеет точки отсчета для собственной ориентации в мире. Такой человек опасен для себя и для человечества – он больше других подвержен обезличенной маскультуре, стихии стадных, диких чувств и поступков. Но если ему известна (и даже любима) только своя культура, кругозор его ограничен. На этой почве легко возникают дикарские, для нашего века особенно, тревожные представления об исключительности своей нации, а значит, и «права» на унижение, подавление иных, непохожих, «не таких, как мы». И все несчастья тогда легко свалить на этих «не таких». Это «рак культуры».

Принципом интерпретации этой программы должна быть основная мысль: от родной природы (березки, пальмы, саксаула), от обычаев, труда, праздников своего народа – к культуре человечества, к ее лучшим образцам, высоким духовным идеалам. Тематический принцип построения четвертей и лет обучения дает ясные параметры: где и как вводить свое, родное, а когда выходить на просторы искусств других народов.

Интерпретируя программу на любую культуру, нужно четко ориентироваться на сохранение целостности там каждого блока и на триединство охватываемых нашим предметом искусств (избирательные, декоративные, конструктивные). И помнить, что основным, фундаментальным для начала обучения является блок второго (ранее это был первый) класса: «Ты и искусство». Все темы этого блока будут пронизывать все годы обучения: выразительность материалов («чем и как работает художник»), три формы художественного мышления («ты изображаешь, украшаешь и строишь»), выразительные средства языка пластических искусств («как говорит искусство»). И особенно важна для понимания; для освоения содержания искусства тема третьей четверти: «О чем говорит искусство». На каком материале природы и искусства строить зрительный ряд этого блока? Естественно, именно на национальном – родном и близком.

Особенно важны для идеи «от родного порога» темы III и IV классов: «Искусство вокруг тебя» и «Каждый народ – художник». Построение темы «Искусство у тебя дома», «Искусство на улицах твоего города, села» вообще возможно только «от родного порога». Ведь искусство не вообще в доме или на улице, а в твоем доме, на твоей улице!

Тема «Как понимает красоту твой народ» рассчитана именно на обобщение представлений, полученных в предыдущих классах. И тогда будет создан прочный фундамент для следующих четвертей, темы которых открывают постепенный ход «от порога» к разнообразию, богатству художественных представлений народов мира.

Детям недоступна философия – единственная наука, представляющая опыт человечества в целом. Но им доступны искусства – единственный вид деятельности, кроме философии, представляющий этот опыт не просто в целостности, но еще и в единстве мысли и чувства.

Особенности методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах сельской малокомплектной школы

В сельской малокомплектной школе учитель работает одновременно с тремя классами. Это требует значительного перераспределения учебного материала по классам, совмещения ряда учебных занятий, использования своеобразных методов учебно-воспитательной работы с детьми.

Для повышения эффективности преподавания изобразительного искусства разработана и утверждена Министерством просвещения РСФСР специальная программа по изобразительному искусству для сельских малокомплектных школ (авторы – В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина).

В начальных классах сельской малокомплектной школы планирование изучаемого материала дается не по основным видам учебной работы (рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве), а по тематике уроков на весь учебный год. Это позволяет определить взаимосвязь и последовательность всех видов работы учащихся на уроке. Однотемность уроков способствует повышению эффективности обучения учащихся, более рациональному использованию времени на уроке. Как свидетельствует накопленный опыт работы, именно такое планирование учитывает специфику содержания учебных заданий по предмету изобразительное искусство. Дело в том, что в большинстве случаев объекты изображения (фрукты, овощи, предметы быта и т.п.) во всех трех классах одни и те же, но учебно-воспитательные задачи, которые ставятся в процессе их рисования, в каждом классе разные. Поэтому объяснение учителем этих целей и задач, а также анализ формы, пропорций, цветовой окраски конкретного объекта изображения с учетом возраста учеников I, II, III классов дает возможность ученикам I и II классов, например, более полно услышать об особенностях строения, пространственного положения, цветовой окраски объектов. Хорошо и то, что младшие школьники могут непосредственно наблюдать за процессом рисования более старших своих товарищей. Объяснение же в 1 классе последовательности выполнения рисунка, сообщение им



2020-02-04 429 Обсуждений (0)
Приемы активизации внимания школьников на уроках изобразительного искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Приемы активизации внимания школьников на уроках изобразительного искусства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)