Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество»
СЛ. Рубинштейн характеризует творчество как «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью». Здесь основной критерий – продукт творчества, а деятельность, порождающая его, определяется как творческая. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров рассматривают педагогическое творчество как «сложнейшее преобразование человеком человека». Другие исследователи видят в творчестве наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающегося научному анализу. Характеристика основных структурных компонентов педагогического творчестваТворческий педагог – думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Но, как известно, «пустая» голова не мыслит. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае это огромный запас идей и свободная в них ориентация. Осмысливая различные подходы к содержанию педагогического творчества, а также исходя из рассмотренных структурных компонентов, можно выделить основные признаки творчества педагога. К ним относим следующие: · владение приемами научного анализа и синтеза; · умение внедрять науку в практику; · видение основополагающих идей внедрения; · - способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения; · способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма; · умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности; · способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии; · прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»); · умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями; · способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике; · проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях; · выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.); · умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании; · умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия; · способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности. Объектом педагогического творчества и его конечным результатом является обучаемый. А поскольку педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью (качества педагога на каком-то этапе его деятельности становятся качествами его обучаемых), то в педагогическом труде весьма важно различать объективную и субъективную стороны творчества. Понятие «обучающая деятельность педагога» относится к его деятельности в процессе любого организованного познания, в том числе она осуществляется в процессе преподавания каждого предмета. Компоненты учебного процесса и уровни их взаимосвязей Обучение можно рассматривать как систему. Она объединяет комплекс компонентов: преподаватель, обучаемый, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности в процессе обучения, цель и результат. Иерархия элементов «дидактического базиса» позволяет установить следующее: Первый уровень – связь между деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося. Ко второму уровню относятся следующие связи: а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и учебно-познавательной деятельностью; б) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и учебно-познавательной деятельностью; в) между учебно-познавательной деятельностью и объектом познания (содержанием образования). К третьему уровню относят следующие связи: а) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и деятельностью преподавателя; б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и деятельностью преподавателя; в) между деятельностью преподавателя и объектом познания учащегося (содержанием образования). Четвертый уровень связей: а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и субъектом 2 (преподавателем как личностью); б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и объектом познания (содержанием образования); в) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и объектом познания учащегося (содержанием образования). Эти связи установлены между отдельными элементами компонентов «дидактического базиса». Анализ этих связей позволяет сделать следующие выводы: 1. Связи между элементами четвертого уровня не позволяют осуществлять познавательный процесс и могут играть лишь вспомогательную роль (связи «вспомогательного» характера). Третий уровень связей между элементами также находится вне познавательного процесса, хотя и является обязательным для обеспечения этого процесса (связи «подготовительного» характера). Первый и второй уровни связей между элементами могут обеспечить познавательный процесс, и без них он невозможен, поэтому они могут быть названы «основными» связями. Причем в этих «основных» связях можно выделить связь первого уровня – между деятельностями (преподавателя и обучаемого), которую назовем «центральной», так как она обеспечивает организованный процесс познания и является главнейшей среди всех. Итак, установлены четыре уровня связей между элементами основных компонентов и определена их роль в познавательном процессе. Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений, навыков; систематизацию знаний, умений, навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |