Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество»



2020-02-04 270 Обсуждений (0)
Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество» 0.00 из 5.00 0 оценок




СЛ. Рубинштейн характеризует творчество как «деятельность человека, созидающего новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью».

Здесь основной критерий – продукт творчества, а деятельность, порождающая его, определяется как творческая.

В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров рассматривают педагогическое творчество как «сложнейшее преобразование человеком человека». Другие исследователи видят в творчестве наиболее выраженную свободу проявления человеческого духа, трудно или вообще не поддающегося научному анализу.

Характеристика основных структурных компонентов педагогического творчестваТворческий педагог – думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Но, как известно, «пустая» голова не мыслит. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае это огромный запас идей и свободная в них ориентация.

Осмысливая различные подходы к содержанию педагогического творчества, а также исходя из рассмотренных структурных компонентов, можно выделить основные признаки творчества педагога.

К ним относим следующие:

· владение приемами научного анализа и синтеза;

· умение внедрять науку в практику;

· видение основополагающих идей внедрения;

· - способность разрабатывать научно-практические методики (инструментарий) внедрения;

· способность видеть в опыте других педагогов идеи, руководствуясь которыми они успешно продвигаются к вершинам профессионализма;

· умение использовать опыт других педагогов применительно к условиям собственной деятельности;

· способность прогнозировать и экстраполировать продуктивную педагогическую деятельность, создавать педагогические инновации, технологии;

· прогнозирование оптимальных в деятельности результатов средствами прозорливого движения в «неизвестное» («скачок в неизвестное»);

· умение корректировать, реконструировать собственную деятельность в связи с изменяющимися социальными и региональными условиями;

· способность создавать в своем сознании оптимистический образ результата и достигать максимально адекватный ему на практике;

· проявление гибкости в педагогическом труде: умение принимать оптимальные решения в конкретных ситуациях;

· выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, умение видеть общие признаки между отдельными фактами и т. д.);

· умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать неоправданные или вредные стереотипы в образовании;

· умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия;

· способность развивать в ученике стремление к инновационной продуктивности в деятельности.

Объектом педагогического творчества и его конечным результатом является обучаемый. А поскольку педагогическая деятельность характеризуется двойной обращенностью (качества педагога на каком-то этапе его деятельности становятся качествами его обучаемых), то в педагогическом труде весьма важно различать объективную и субъективную стороны творчества.
Обучающая деятельность учителя. Виды деятельности

Понятие «обучающая деятельность педагога» относится к его деятельности в процессе любого организованного познания, в том числе она осуществляется в процессе преподавания каждого предмета.

Компоненты учебного процесса и уровни их взаимосвязей Обучение можно рассматривать как систему. Она объединяет комплекс компонентов: преподаватель, обучаемый, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности в процессе обучения, цель и результат.
Могут быть установлены следующие уровни связей (т. е. их иерархия): первый (самый высокий) – связи, относящиеся к двум деятельностям одновременно (преподавателя и обучаемого); второй – связи, относящиеся к деятельности обучаемого; третий – связи, относящиеся к деятельности преподавателя.

Иерархия элементов «дидактического базиса» позволяет установить следующее:

Первый уровень – связь между деятельностью преподавателя и деятельностью учащегося.

Ко второму уровню относятся следующие связи:

а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и учебно-познавательной деятельностью;

б) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и учебно-познавательной деятельностью;

в) между учебно-познавательной деятельностью и объектом познания (содержанием образования).

К третьему уровню относят следующие связи:

а) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и деятельностью преподавателя;

б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и деятельностью преподавателя;

в) между деятельностью преподавателя и объектом познания учащегося (содержанием образования).

Четвертый уровень связей:

а) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и субъектом 2 (преподавателем как личностью);

б) между субъектом 1 (обучаемым как личностью) и объектом познания (содержанием образования);

в) между субъектом 2 (преподавателем как личностью) и объектом познания учащегося (содержанием образования).

Эти связи установлены между отдельными элементами компонентов «дидактического базиса».

Анализ этих связей позволяет сделать следующие выводы:

1. Связи между элементами четвертого уровня не позволяют осуществлять познавательный процесс и могут играть лишь вспомогательную роль (связи «вспомогательного» характера). Третий уровень связей между элементами также находится вне познавательного процесса, хотя и является обязательным для обеспечения этого процесса (связи «подготовительного» характера).

Первый и второй уровни связей между элементами могут обеспечить познавательный процесс, и без них он невозможен, поэтому они могут быть названы «основными» связями. Причем в этих «основных» связях можно выделить связь первого уровня – между деятельностями (преподавателя и обучаемого), которую назовем «центральной», так как она обеспечивает организованный процесс познания и является главнейшей среди всех. Итак, установлены четыре уровня связей между элементами основных компонентов и определена их роль в познавательном процессе.

Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать в себя следующее: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений, навыков; систематизацию знаний, умений, навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в учебной деятельности; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания образования; корректирование учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов.



2020-02-04 270 Обсуждений (0)
Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация и обоснование сущности понятия «педагогическое творчество»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)