Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А это можно потрогать?



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
А это можно потрогать? 0.00 из 5.00 0 оценок




Витрины с этикетками — как это скучно! Посетитель научного музея тратит не только деньги, но и самое драгоценное, что у него есть, — время. И хочет, чтобы ему действительно было интересно

Что может противопоставить музей увлекательному шопингу и развлечениям в суперсовременном мегамолле? Новому фильму? Ответ на этот далеко не риторический вопрос дает английский неологизм “сайенстейнмент” -гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”). Современный музей — назовем его лучше научно-развлекательным центром — начинается с экспонатов, которые можно трогать руками, и компьютеров, которые в увлекательной форме предоставят дополнительную информацию. Дальше идут экспонаты-аттракционы, их посетитель может сам привести в движение кнопками или рычагами. Еще лучше, если можно залезть внутрь агрегата или самому поставить демонстрационный опыт. При таком музее обычно есть игровая комната с разнообразными моделями, научно-популярный лекторий, а в крупный центрах — 3D-кинотеатр IMAX, планетарий, различные лаборатории. Дополняют картину магазин, где продаются книги и познавательные сувениры, а также регулярные спецпрограммы. Не говоря уже о прочей инфраструктуре — от автостоянки до кафе.

Все эти приемы на профессиональном сленге музейщиков называются интерактивом: на экспонат мало смотреть, с ним надо взаимодействовать. В России интерактива пока очень мало: он дорого стоит. Но есть и еще один подход — организация научных фестивалей, этаких музеев на пару дней.

Недавно в Москве прошел Фестиваль художественной математики, а 27-29 октября нас ожидает первый Российский фестиваль науки (www.fn.msu.ru), организованный силами МГУ. Здесь, конечно, доминируют традиционные элементы — выставки и лекции, но ожидается и много интерактивных акций: в Государственном астрономическом институте МГУ можно будет поработать через Интернет с телескопом-роботом, на экономическом факультете — поиграть с компьютерной моделью российского региона. Подобные интерактивные фестивали в мире давно уже стали традиционными. Например, в Женеве регулярно проходит “Ночь науки” (www.ville-ge.ch/culture/nuit/). Это на самом деле двухдневное мероприятие — день-ночь-день. Вокруг музея ставятся тематические палатки, и за два дня через них проходит около 15 тысяч человек.

Скелет на велосипеде

Татьяна Зубкова, заместитель директора по научно-методической работе Государственного биологического музея им. Тимирязева (www.gbmt.ru), делится впечатлениями от недавней поездки по американским и британским научным музеям: “Бостонский музей естественной истории одним из первых пошел по этому пути. Вот чучела медведя, лося, бобра, а рядом приклеены образцы шерсти — можно пощупать, чтобы понять фактуру”. На фотографиях видно, что образцы изрядно облысели в центре — экспонаты пользуются популярностью, и их приходится периодически заменять. Или вот прозрачная силиконовая модель человеческого тела: нажимая кнопки, можно подсвечивать разные органы, двенадцати кнопок вполне хватит ребенку на пару минут вдумчивого ознакомления. И таких вещей в музее сотни. Скелет на велосипеде в темных очках и шлеме. Он повторяет движения посетителя, который крутит педали на велосипеде напротив, — сразу понимаешь, как работают твои собственные суставы. А вот хитрым образом изогнутые перила. Скользя по ним руками, можно почувствовать, как именно птица машет крыльями.

“Задача научных музеев, — говорит Зубкова, — помочь войти в непосредственный контакт с объектом, ощутить его фактуру, подергать за рычажки, заставить что-то измениться и понять, как оно изменилось”. Конечно, обустроить такой музей -дело очень дорогое. Но ведь начинать можно с малого. Все в том же Тимирязевском музее интерактивная экспозиция “Комната открытий” построена по крамольному для традиционных музеев принципу “Непременно потрогай!” Можно потрогать настоящий бивень мамонта, посидеть на позвонке кита, примерить панцирь черепахи, повозиться с микроскопом. А на выставке “Интерактивные руки” посетителям выдавали предметы, манипуляции с которыми помогали лучше понять возможности собственных рук. Параллельно рассказывалось об анатомии человеческой руки.

Борьба с предрассудками

По мнению Николая Андреева, одного из участников первого Российского фестиваля науки и автора мультфильмов по мотивам математических теорем, подобные мероприятия в России более востребованы, чем дорогие научные музеи: “Гораздо эффективнее сделать передвижную выставку. В следующем году мы организуем научный автопробег Москва — Владивосток. Целый месяц будем останавливаться в населенных пунктах и проводить дни науки. Большой музей — это, конечно, классно, но вряд ли ребенок из Новосибирска поедет ради него в Москву. И вообще у многих существует некий психологический барьер перед походом в музей”.

Вероятно, во многом это происходит из-за того, что школа формирует образ науки как чего-то непостижимо сложного, скучного и бесполезного. Будущим российским интерактивным научным музеям предстоит начинать даже не с нуля, а с заметного минуса и последовательно преодолевать эти предубеждения. А это потребует не только денег, но и совершенно оригинальных идей. Таких, например, как в проекте “Остров гейзеров”, который планируется создать посреди Москвы-реки в Нагатинской пойме. “Там будут две площадки с искусственными гейзерами, — рассказывает один из авторов идеи, директор Института вулканологии и геодинамики Российской академии естественных наук, академик Генрих Штейнберг. — Около 30 лет назад мы совместно с химиком Александром Мержановым и моим братом Александром Штейнбергом, доктором физико-математических наук, объяснили механизм периодических извержений гейзеров. На основе этого открытия была построена действующая лабораторная модель, а теперь планируется представить ее в качестве публичного научного аттракциона”.

Рядом должна разместиться модель вулкана (к счастью, не извергающегося), внутри которой можно будет познакомиться с механизмами геофизических катастроф. Еще одна изюминка проекта — вертикальная аэродинамическая труба, в которой можно лежать на потоке воздуха и смотреть, как под тобой на горизонтальном экране проплывает вулканический ландшафт.

В мире подобные проекты — неотъемлемая часть самой науки, и даже финансируются они порой из общих источников. “Американская национальная радиоастрономическая обсерватория в Западной Вирджинии (www.nrao.edu) построила огромный музей радиоастрономии прямо посреди этого глухого депрессивного района, — рассказывает астрофизик Леонид Петров, сотрудник Центра космических полетов Годдарда NASA. — Каждый день сюда приезжают автобусы со школьниками. Работа с экскурсантами — часть прямых обязанностей сотрудников обсерватории, причем фонд, который ее финансирует, в первую очередь проверяет качество именно просветительской работы. Обсерватория пользуется поддержкой местного сенатора, который успешно выбивает финансы для этого фонда из федерального центра”.

Впрочем, у научных музеев много источников финансирования: билеты, аренда экспонатов и лабораторий, спонсорство крупных компаний, частные пожертвования.

В канадском музее TELUS (www.odyssium.com) имя спонсора присваивается новой звезде, о чем ему выдается сертификат.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Привычные нам публичные научные музеи (те, в которых “руками не трогать”) появились не так давно. Еще в середине XIX веке попасть в Британский музей (www.thebritishmuseum.ac.uk) было непросто даже специалистам, которым следовало “подать письменное прошение и пройти краткое собеседование, чтобы администрация определила, можно ли их вообще пускать в музей, — пишет британский журналист Билл Брайсон в недавно вышедшей в издательстве "Гелеос" книге "Краткая история почти всего на свете". — Затем… прийти во второй раз, чтобы получить билет — разумеется, если они успешно прошли собеседование, — и, наконец, прийти в третий раз, чтобы увидеть сокровища музея. Но даже в этом случае их без задержки проводили группами, не позволяя отставать”.

За изменение этого порядка мы должны благодарить британского анатома и палеонтолога Ричарда Оуэна, который настаивал, чтобы научные музеи открыли двери всем “вплоть до поощрения рабочих приходить в музей по вечерам” и “внес довольно радикальное предложение сделать к каждому экспонату пояснительные таблички”. Первым воплотил эти замыслы лондонский Музей естественной истории, открывшийся в 1880 году (www.nhm.ac.uk). Однако с тех пор новаторские идеи Оуэна благополучно устарели.

ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА

Мир науки TELUS, Эдмонтон, Канада. Ежедневные научные презентации, посвященные электрическим разрядам, кометам, криогенным технологиям, свойствам газа, высоким давлениям и др. Основной конек центра — космос. Планетарий на 600 мест (его здесь называют звездным театром), обсерватория с мощным 16-дюймовым телескопом фирмы Meade. Учебная лаборатория, арендуемая для групп до 30 человек. 3D-кинотеатр, магазин подарков, кафе. www.odyssium.com

Бостонский музей науки, США. 14 больших постоянных интерактивных экспозиций. Среди них новая “Исследуй!” площадью 350 кв. м, ориентированная на развитие научного мышления: выдвижения и проверки гипотез, поиска доказательств, построения рассуждений. Основные ее темы: силы и движение, восприятие и иллюзии, свет и оптика. Есть обсерватория с телескопом 12 дюймов, 3D-кинотеатр IMAX. Для взрослых проходят пятничные вечера, которые начинаются в научном кафе, а заканчиваются в обсерватории. www.mos.org

Научный музей Гонконга. Более 500 стендов, из них 70% интерактивные. Темы: звук и свет, движение и электричество, биология и география, компьютеры и транспорт, энергетика и метеорология. Научный театр, популярный лекторий, сектор для взрослых (органы чувств, питание, здоровье), компьютерный центр с отделением для начинающих, постоянно пополняемой библиотекой научно-популярных программ и зоной самообразования. Принимаются заказы на обслуживание школ, есть ресурсы для учителей. www.lcsd.gov.hk/CE/Museum/Science/eindex.htm

Музей науки, Лондон, Великобритания. 7 этажей, около 30 больших тематических экспозиций. Организация музея более традиционная, интерактивные элементы — мастерская физических эффектов, мощный симулятор движения, футурологическая игра — вынесены в отдельное крыло здания. Здесь же находится 3D-кинотеатр, а также первая в мире непрерывно обновляемая экспозиция “Антенна”, посвященная исключительно новостям науки. www.sciencemuseum.org.uk

Александр Сергеев

23.10.06 KM.ru



2020-02-03 186 Обсуждений (0)
А это можно потрогать? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А это можно потрогать?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)