Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Средства массовой информации и школа



2020-02-03 655 Обсуждений (0)
Средства массовой информации и школа 0.00 из 5.00 0 оценок




По организации внешкольной работы с детьми и подростками»

Отдел информационно-методической работы

И социальной педагогики

 

Формирование

Информационной культуры

Школьников средствами медиаобразования

В кружковой и клубной работе

Витебск

2005

Печатается по решению научно-методического совета ООВР

 

 

Формирование информационной культуры школьников средствами медиаобразования в в кружковой и клубной работе: Сборник методических материалов/ Сост. Т.А.Дробыш. – Витебск: УО «ГООВР», 2005. -  46 с.

 

 

В сборнике представлены материалы, раскрывающие теоретические основы формирования информационной культуры школьников в системе внешкольного воспитания и обучения, а также материалы прикладного характера, которые могут быть использованы в работе руководителей кружков и клубов юных журналистов, дикторов, режиссеров, кино-, видеолюбителей и др. Данный сборник может быть использован и в работе педагогов школы по формированию информационной культуры школьников.

 

 

Витебск : УО «ГООВР»

2005

 

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….4

2. Средства массовой информации и школа……………………………6

3. Воздействие средств массовой коммуникации на формирование личности………………………………………………………………..9

4. Медиаобразование как средство формирования информационной культуры школьников…………………………………………………11

5. Современные подходы к медиаобразованию………………………..12

6. Ключевые понятия, цели и задачи медиаобразования………..…...13

7. Методы медиаобразования…………………………………………..15

8. Медиаобразование в кружковой и клубной работе…………………16

9. Приложение 1. Система творческих заданий (по методике А.Федорова)……………………………………………………………19

10.  Приложение 2. Примерный тематический план занятий в кружке радиожурналистики (актива школьного радиоузла)………………32

11. Приложение 3. Примерное положение о Пресс-клубе на базе УВВО………………………………………………………………….38

12. Приложение 4. Определения информационной культуры……… 39

13. Приложение 5. Словарик терминов медиаобразования…………41

14. Литература …………………………………………………………46

 

Введение

 

Конец XX столетия характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Объем человеческих знаний удваивается каждые 10 лет, мощность компьютера – каждые 18 месяцев. За вторую половину XX века человечество узнало о мире больше, чем за все время своего существования. Система общекультурных знаний человечества практически каждый год получает мощнейший импульс обновления.

Все большее число работающих заняты созданием, обработкой и передачей информации. По прогнозам исследователя и социолога С.П. Кросса (C.P.Cross), в будущем более 85% трудоспособного населения будет работать в областях, связанных с созданием, передачей, потреблением информации. Информация является одним из ключевых понятий современной эпохи, следствием чего явились понятия "информационное общество" и "информационная цивилизация". Для информации нет границ государств и частей света, - она носит тотальный, всепроникающий характер.

Среди многих характеристик, которые даются нашему времени учеными и журналистами, нередко встречаются и такие, как “век информации”, “информационное общество”, “информационная цивилизация”. При этом имеется ввиду процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, а также возрастания роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого конкретного человека.

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого человека всё более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в своей повседневной жизни (в трудовой деятельности, в учебной деятельности, на досуге, в быту). Поэтому возрастает значимость информационной культуры и её формирования.

Следовательно, особое значение приобретает повышение информационной культуры отдельных категорий потребителей информации, а также общества в целом. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры (ИК), которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, ИК пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Развитие ИК формирует во всех странах группы людей, которые духовно объединены общностью понимания тех проблем, в решении которых они включены. ИК органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека.

Большую роль в формировании ИК играет открытое образование, которое должно формировать специалиста информационного сообщества, вырабатывая у него навыки и умения: дифференциации информации; выделения значимой информации; выработки критериев оценки информации; производить информацию и использовать ее.

В условиях смены парадигмы образования образовательные учреждения призваны, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Особую роль в формировании информационной культуры школьников играет работа со средствами массовой информации. Анализируя сообщения СМИ учащиеся учатся отбирать, перерабатывать, правильно оценивать передаваемую ими информацию, а в работе по созданию собственных СМИ в школе развиваются творческие, коммуникативные, лидерские способности ребят. Наиболее эффективно, на наш взгляд, формирование информационной культуры учащихся происходит в процессе работы с СМИ в кружковой и клубной работе.

Средства массовой информации и школа

Сегодня так велика роль таких источников информации как масс-медиа, что современное общество называют "медиатизированным" - то есть, в огромной степени зависимым от масс-медиа. Термин «медиа» происходит от латинского “media” (средство) и в современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений.

Особенно актуальна проблема взаимодействия СМИ и школы. И самое серьезное - практически полное игнорирование в любом школьном курсе всего того, что связано со СМИ. Игнорируется тот очевидный факт, что наиболее значительные изменения сегодня происходят именно в информационной области и что благодаря широкому распространению средств массовой информации, ребенок постоянно оказывается под “ударом” множества информационных потоков. И воздействие этих потоков ни родителями, ни учителями, как правило, не контролируется, практически не прогнозируется и не учитывается. Например, многочисленные экологические кампании в большей мере вызывают у подростков чувства страха и неуверенности в будущем, чем потребность искать и находить конструктивные решения. (“Оставшиеся леса или вырубают или загрязняют и они умирают”, “на планете вымирают животные“, “все на грани уничтожения”, ”наука установила, что через 45 лет жизнь на Земле прекратится”.)

Всего пятнадцать – двадцать лет назад школа была единственным источником  научных знаний, который был доступен всем. Газеты, радио- и телевизионные программы передавали тщательно проверенную и утвержденную «наверху» информацию. Советская средняя школа практически не сталкивалась с необходимостью разъяснять ученикам смысл того или иного информационного сообщения. Основное назначение СМИ заключалось в осуществлении так называемой связи с жизнью: пресса, радио- и телепередачи использовались для достижения целей обучения, обозначенных в программе того или иного курса.

Крушение авторитарного государства значительно расширило информационные горизонты, и сегодня средства массовой информации играют значительную роль в жизни не только взрослых, но и детей. Школа оказалась неготовой к появлению конкурента в лице «параллельной школы» и поэтому проигрывает ей.

Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средств массовой информации порождают проблему образования, направленного на развитие критического мышления, включающего умение анализировать информацию разного рода. Но пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и школьниками зависит в основном от индивидуальных вкусов каждого и редко совпадает. Это необычайно серьезная проблема, обусловленная не только возрастными отличиями, но и, по сути, принадлежностью к разным пластам цивилизации. Можно каждодневно фиксировать изменения в мироощущении и речи детей под влиянием СМИ. Но в школе мало кто обращает внимание на возникающие у детей коммуникативные трудности, связанные как с изменением окружающего их предметного мира, так и с насыщением родного языка англицизмами, специфической лексикой бизнеса и политики.

Практически все школьники имеют доступ к TV, видео, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, многие СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции. Так создается как бы "параллельная школа". Информационный рынок все более ориентируется на вкусы потребителя. Впервые в истории человечества каждый за ту или иную плату может получить требуемую информацию.

Во-вторых, время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приблизилось или превосходит время, которое отводится на пребывание в школе.

Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. По бытующему сейчас образному выражению человек может "свить" себе своеобразный "информационный кокон", отгородиться от реального мира, жить в иллюзорном информационном пространстве.

Информация, которую школьники получают из сообщений масс-медиа, в отличие от учебной (школьной) обладает рядом весьма привлекательных для подростка свойств. Прежде всего, она эмоционально окрашена: даже о не очень интересных вещах журналисты рассказывают так, что подростка буквально не оторвать от экрана телевизора. Второе свойство, на которое следует обратить внимание - актуальность информации.

Большое значение имеет то, что масс-медиа заговорили на языке подростков. У взрослого человека могут вызвать улыбку попытки сорокапятилетней тети вести себя, как тинэйджер, но то, что она говорит, имеет для подростка очень большое значение потому, что она говорит не как учитель на уроке, а так, как они сами.

 И, наконец, если ученик не может на уроке воспроизвести учебную информацию, переданную ему учителем или зафиксированную в учебнике, то ему грозит, как минимум, "двойка". Если же не воспринята или забыта информация из газетной статьи, то журналист "двойку" не поставит.

Информация, передаваемая по каналам масс-медиа, профессионально готовится специалистами в этой области. Эта информация - продукт, так называемой, индустрии сознания. Индустрия сознания - достаточно мощная отрасль производства, которая направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями.  

Все это делает средства массовой информации как источник знаний более привлекательными для учащихся, чем школьные уроки.

Развитие общества предъявляет новые требования к образованию. С одной стороны, изменяется его содержание, с другой — возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволяли бы увязать разнообразие всей внешкольной информации и концепций, предлагаемых в различных пособиях, в единую систему знания. Не стоит забывать и о том, что должна быть фактически создана заново и система воспитания, поскольку сложившиеся за более чем семьдесят лет ценностные ориентации подвергаются активному пересмотру.

Неудержимо возрастает поток новых знаний, фактов, концепций, подходов, возникает и проблема использования информации, получаемой по каналам массовой коммуникации (телевидение, радио, кинематограф, массовая печать, компьютерные информационные сети). Зачастую для подростков мнение «независимого» источника информации (друзей, случайных знакомых, ведущих телепередач, авторов статей из газет и журналов) куда более авторитетно, чем тот взгляд на события, который предлагает школа. Бульварный роман или эмоциональные комментарии диктора в информационной телепрограмме могут сыграть огромную роль в формировании взглядов и ценностных установок ученика. Сейчас, когда содержание и пути распространения информации в сетях массовых коммуникаций практически не контролируются, проблема самостоятельности мышления ученика, формирования его взглядов, ценностей и идеалов под влиянием информационного хаоса требует поиска путей упорядочения информационного пространства, формирования новой системы навыков общения с информацией.

 



2020-02-03 655 Обсуждений (0)
Средства массовой информации и школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Средства массовой информации и школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)