Система творческих заданий
(по методике А.Федорова)
I. Цикл литературно-имитационных, театрализованно-ситуативных, изобразительно-имитационных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств. 1."Литературно-имитационные" творческие занятия (написание заявок на сценарии, написание минисценариев медиатекстов и пр.). Методика такого рода занятий успешно реализуется в игровой форме. Аудитории предлагается мысленно идентифицировать себя со сценаристами медиатекстов и написать: -заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения медиакультуры любого вида и жанра; -сценарную разработку - "экранизацию" эпизода известного литературного произведения; -сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий; -оригинальный минисценарий произведения медиакультуры (например, рассчитанный на 3-5 минут экранного действия фильм, телесюжет, осуществимый в практике учебной видеосъемки); -по написанному литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) подготовить "режиссерский сценарий" произведения медиакультуры (фильм, радио/телепередача, компьютерная анимация и т.д.): с наметкой системы планом, ракурсов, движений камеры, монтажных принципов; -оригинальный текст (статья, репортаж, интервью и пр.) для газеты, журнала, интернетного сайта. Разумеется, каждому такому занятию предшествует вступительное слово педагога (о целях, задачах, процессе выполнения заданий). По ходу работы аудитории над теми или иными заданиями педагог выступает в роли консультанта. При этом все вышеприведенные "литературно-имитационные" задания должны восприниматься аудиторией не просто абстрактными упражнениями, но иметь реальную перспективу практического воплощения в серии учебных заданий, что, несомненно, будет способствовать заинтересованности, лучшей "включенности" аудитории в медиаобразовательный процесс. Написанные аудиторией заявки, минисценарии, сценарные разработки эпизодов, структурно-тематические планы гипотетических журналов и газет, радио/телепередач, интернетных сайтов выносятся на коллективные обсуждения, лучшие из них отбираются для последующей работы. 2."Театрализованно-ситуативные" творческие занятия (инсценировка тех или иных эпизодов медиатекста, процесса создания медиатекста и т.д.). В задачу этого этапа входит подготовка и последующее создание учащимися медиатекстов (короткометражных фильмов, радио/телепередач, интернетных газет и журналов, веб-сайтов, компьютерной анимации и т.д.) по заранее написанным планам и минисценариям. Методика реализации "театрализованно-ситуативных" творческих заданий основывается на ролевой (деловой) игре: между учащимися распределяются роли "режиссеров", "операторов", "дизайнеров", "актеров" минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников "телепередач", журналистов и пр. После репетиционного периода "команда" приступает к практическому созданию медиатекста (снимается короткий видеофильм или телепередача, готовится интернетный сайт, газета и т.д.). При этом в целях творческого соревнования один и тот же минисценарий или план-макет интернетной газеты может воплощаться несколькими "авторскими" командами. Их трактовки сравниваются, обсуждаются достоинства и недостатки. Роль педагога в процессе выполнения аудиторией подобных заданий сводится к вводной демонстрации азов функционирования медиатехники (видеосъемки, видеозаписи и видеопроекции, работы с компьютером), к тактичной коррекции хода выполнения заданий и участию в обсуждении полученных результатов. Иными словами, аудитории предоставляется как можно больший простор для фантазии, воображения, формальных поисков, выражения индивидуальности своего мышления, творчества. Перед аудиторией ставятся следующие конкретные задачи: -"журналистские" (ведение "телепередач", "интервью", "репортажей с места события", практическое макетирование интернетной газеты или журнала, включение в сайт подготовленных ранее текстов); -"режиссерские" (общее руководство процессом съемки согласно режиссерской разработке минисценария: выбор "актеров" ("телеведущих"), определение главных "актерских", "операторских", "оформительских", "звуко-музыкальных", "светоцветовых" решений, учет жанрово-стилистических особенностей произведения и т.д.; -"операторские" (практическая реализация на видеопленке намеченной "режиссером" системы планов, ракурсов, мизансцены, движений камеры, глубины кадра и т.д.); -"осветительские" (использование возможностей рассеянного, направленного, искусственного и естественного света, тенесилуэтного рисунка и т.д.); -"звукооператорские" (использование шумов, музыкального сопровождения и т.д.); -"декоративно-художественные" (использование естественных декораций, костюмов, дизайн интернетных сайтов, компьютерной анимации и т.д.); -"актерские" (исполнение ролей в учебном видеофильме, телепередаче); -"монтажные" (выполнение функций монтажера, способного с помощью перезаписи существенно изменить форму снятого, записанного с "эфира", созданного на компьютере материала и т.д.); -"электронных спецэффектов" (использование возможностей современной видео и компьютерной техники при создании медиатекста). Бесспорно, такого рода занятия носят чисто учебный характер и не имеют целью создания законченных произведений медиакультуры, претендующих на профессиональный уровень. Важен не результат в смысле создания, к примеру, фильма для конкурса видеолюбителей и т.п., а сам процесс постижения аудиторией аудиовизуального языка, развития их творческих способностей. 3."Изобразительно-имитационные" творческие занятия (создание афиш, фотоколлажей, рисунков на темы произведений медиакультуры и т.д.). Методика выполнения этих творческих занятий также рассчитана на игровые, ролевые возможности педагогического процесса. В полном соответствии с логикой этапов создания и выпуска в свет реальных произведений медиакультуры (после работы над минисценариями и "монтажно-тонировочного периода") аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, "продавать" на "рынке", "прокатывать" и т.д. Этим целям и подчиняются конкретные творческие задания, развивающие воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие аудитории: -создание рекламных афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках; -создание рисунков и коллажей на тему произведений медиакультуры; -создание рисованных "комиксов" по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию. После выполнения вышеупомянутых творческих заданий проводится конкурс афиш, коллажей, рисунков, комиксов - обсуждаются их достоинства и недостатки, авторы творческих работ имеют возможность публичной защиты своих произведений, отвечают на вопросы педагога и аудитории и т.д.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (278)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |