Медиаобразование как средство формирования информационной культуры школьников
Встает вопрос о том, как сформировать сознательное отношение к информации, транслируемой СМК, выработать иммунитет к ее вредным воздействиям? Ответы на эти вопросы сформулированы в достаточно новой отрасли педагогической науки – медиаобразовании. По мнению немецких ученых, истоки медиаобразования следует искать в работах Я. А. Коменского (1592 – 1670), который утверждал, что использование газет в обучении принесет пользу в изучении родного языка и поможет обеспечить учащихся необходимой информацией для изучения истории и географии. Имеются точные исторические сведения, что в немецких школах медиаобразование (без использования этого термина) появилось в XVII веке. В конце 60-ых годов XX века немецкие педагоги пришли к выводу, что средства массовой информации должны быть средствами обучения, но также и объектом изучения. Именно медиаобразование ориентировано на то, чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни в новых информационных условиях так, чтобы полноценно воспринимать разнообразную информацию, понимать ее, "осознавать возможные последствия ее воздействия на психику человека, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств". А сверхзадачей медиаобразования стала подготовка человека к полноценному включению в систему связей в процессе массовой коммуникации, то есть приобретение осознанного опыта невербального восприятия, освоение языка медиа (что позволяет лучше понимать содержание медиатекстов), умение критически осмыслить информацию и т.д. Мы не будем останавливаться на истории развития медиаобразования и анализе его состояния в разных странах мира. Скажем только, что во многих развитых странах медиаобразование занимает значительное место в образовательной практике и подготовке подрастающего поколения к жизни. Медиаобразование призвано не только вырабатывать у публики культуру рационального освоения медийного содержания, но и развивать социальную активность граждан в их отношениях со средствами массовой информации, что является важной составной частью усилий по формированию активного общественного мнения и дееспособного гражданского общества. Медиаобразование должно продолжаться всю жизнь, поскольку сфера массовых коммуникаций находится в процессе глубоких изменений, требующих постоянного обновления познавательного инструментария людей. Важность воспитания активных и информированных граждан, формирования новой общественной культуры общения со СМИ, которая соответствовала бы современной коммуникационной ситуации и способствовала бы органичному вхождению россиян в "информационное общество", возрастает по мере распространения новейших компьютерно-сетевых коммуникаций. Сегодня усиливается потребность не только в распространении технических умений пользования Интернетом, но и в развитии способности искать и находить в Сети необходимые информационные ресурсы, анализировать и оценивать извлекаемую из неё информацию, превращая её в достоверное знание, систематизировать полученные сведения и находить им практическое применение. В современных трактовках медиаобразования упор делается на формирование у аудитории СМИ способности к активному осмысленному усвоению медийного содержания, основанной на знаниях о сущности, специфике и целях массовых коммуникаций. Всё большее внимание уделяется выработке активных подходов к медийному содержанию с акцентом на развитие самостоятельного критического мышления по отношению к средствам массовой информации, на приобретение практического опыта выявления ложных сведений и искажений в получаемой информации, на выработку стойкого иммунитета против манипулятивного влияния СМИ, на обогащение социального опыта аудитории в практике общения с печатной и электронной прессой.
Современные подходы к медиаобразованию Сегодня по отношению к медиаобразованию существует несколько различных подходов: -интегрированный подход - через уже имеющиеся учебные предметы литературы, изобразительного искусства, истории, музыки и т.д. (Л.С.Зазнобина и исследовательская группа лаборатории технических средств обучения и медиаобразования Российской Академии образования, А.В.Спичкин, Э.Харт, К.Бэзэлгэт, многие другие зарубежные медиапедагоги); -факультативный подход - создание сети факультативов, кружков, клубов, фестивалей медиаобразовательного цикла (О.А.Баранов, И.С.Левшина, В.А.Монастырский, Г.А.Поличко, Ю.М.Рабинович, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров, Л.М.Баженова и исследовательская группа лаборатории экранных искусств Института художественного образования Российской Академии образования и др.); -специальный подход, то есть введение нового предмета, спецкурса, связанного с медиакультурой (С.Н.Пензин, Г.А.Поличко, Ю.М.Рабинович, Ю.Н.Усов, А.В.Федоров и др.).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |