Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль музеев в туристской деятельности



2020-02-03 482 Обсуждений (0)
Роль музеев в туристской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Теоретические основы использования музейных ресурсов в турах для школьников

Понятие и классификация музеев и их роль в туристской деятельности

Классификация музеев

 

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.

С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

Классификация музеев - это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев[[1]]:

· по масштабам деятельности(музеи центральные, региональные, местные);

· по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные);

· по административному и территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.);

Кроме того, есть классификация по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок.

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах. Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей[[2]].

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую аудиторию детские музеи. Они ориентированы на психологические и возрастные особенности детей. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре и т.п. Родина этих музеев - США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей. В Приморском крае пример действующего детского музея – Приморская краевая детская картинная галерея (филиал Приморской государственной картинной галереи)[[3]].

Своеобразной советской интерпретацией идеи детского музея были существовавшие в 1918–1924 гг. пролетарские музеи. Они создавались в отдаленных от центра города районах Москвы. Это были художественные музеи, которые должны были стать «подготовительной школой», «музеями первой ступени», призванными привить интерес и бережное отношение к произведениям искусства представителям победившего в революции класса.

В 1960–1980-е гг. в связи с развитием сети музеев-ансамблей, музеев-заповедников создается классификация по признаку осуществления музеем своей научно-документационной функции. В соответствии с этой классификацией выделяют музеи коллекционного и ансамблевого типов. В основе музея коллекционного типа лежит коллекция предметов, соответствующая профилю музея (основные усилия направлены на ее формирование). Документирование такие музеи осуществляют посредством сохранения, комплектования, изучения фондов музея. Музеи ансамблевого типа осуществляют функцию документирования посредством сохранения недвижимых памятников, интерьеров, ландшафтов (основные усилия направлены на сохранение сложившейся природной и культурно-исторической среды).

Развитие музейной сети ведет к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю.

Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также иметь территориальные, хронологические границы, в которых музей документирует социальные феномены. В пример можно привести Музей нового искусства относится к группе художественных музеев, но при этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное – для него, непрофильное

Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены на более узкие подгруппы. Впоследствии эти подгруппы могут преобразоваться в новую профильную группу музеев. При всех сложностях создания полноценной классификации по профилю можно выделить следующие группы музеев[[4]]:

1. Исторические музеи:

а) общеисторические (вся история человечества);

б) национальной истории (история отдельных стран);

в) региональной истории (история отдельных регионов);

г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.);

д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова):

а) художественные музеи;

б) литературные музеи;

в) музыкальные музеи;

г) театральные музеи;

д) музеи физкультуры и спорта.

3. Педагогические музеи.

4. Естественнонаучные музеи.

5. Промышленные музеи:

а) музеи торговли, промышленности и ремесел;

б) музеи техники (музеи отдельных отраслей);

в) музеи отдельных предприятий.

6. Сельскохозяйственные музеи.

7. Комплексные.

Исторические музеи. Коллекции таких музеев документируют историю человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980–1990-х гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи остаются одной из самых крупных профильных групп отечественных музеев. Военно-исторических музеев в РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этногра­фических и архитектурно-этнографических музеев и т.д. Практически все профильные группы исторических музеев имеют международные объединения: Международная ассоциация музеев военной истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест, Организация городов Всемирного наследия и др.[[5]].

Самый крупный представитель данной профильной группы в Российской Федерации – Государственный исторический музей (ГИМ, Москва). В его коллекции более 4 млн предметов, 44 тыс. архивных дел, 10 млн листов различных документов. ГИМ владеет коллекциями мирового уровня, внесенными в каталоги UNESCO: нумизматической, произведений изобразительного искусства, оружия, одежды и тканей. Имеет филиалы «Покровский Собор», «Новодевичий монастырь», «Церковь Троицы в Никитках», «Музей декабристов», «Крутицкое подворье» (музей русских ремесел).

Уникальные музеи исторического профиля относятся к подгруппе военно-исторических музеев – музеи исторического пространства.

Музеи под открытым небом, музеи-заповедники часто представляют собой смешанные историко-художественные музеи и в принципе должны быть отнесены к комплексным музеям.

Художественные музеи хранят коллекции, документирующие историю развития изобразительного искусства и призванные удовлетворять эстетические потребности человека. В Российской Федерации на начало 1990-х гг. насчитывалось более 350 музеев данной группы. Выделяют музеи изобразительных искусств (собрания без четкой национальной окраски), национального, зарубежного искусства; архитектурные музеи (музеи-памятники, музеи-дворцы, музеи-усадьбы и т.п.); музеи слепков (собрание точных воспроизведений предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры, возникли в XVI в. в Европе); музеи декоративно-прикладного искусства; художественно-про­мышленные музеи и выставки, музеи народного искусства, мемориальные музеи выдающихся художников (музеи-мастерские, музеи-квартиры, дома-музеи).

Наиболее крупные и известные из российских музеев этой профильной группы Эрмитаж, Русский музей (Санкт-Петербург), Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусства народов Востока, Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусского искусства им. А. Рублева (Москва) и др. Из проектов, направленных на популяризацию современных художественных тенденций, проходящих в Российской Федерации, наиболее интересны международные выставки-ярмарки «АРТ – МИФ», «Арт-Москва», «Арт-Манеж».

Литературные музеи – документируют историю литературы. Как и художественные, могут заниматься историей мировой литературы, какой-либо национальной литературы, творчеством отдельных направлений, течений, групп и писателей.

Музыкальные музеи – документируют историю музыкальной культуры. Профильная группа объединяет музеи музыкальной культуры и истории музыки (мировой и отдельных национальных музыкальных культур (классика и фольклор), иногда и отдельных музыкальных направлений, и школ), мемориальные музеи выдающихся музыкантов, композиторов и т.п. Деятельность таких музеев во всем мире координирует Комитет ICOM по музыкальным музеям и коллекциям музыкальных инструментов. Крупнейший из отечественных музеев в данной профильной группе – Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В основном фонде музея более 771 тыс. единиц хранения, а также свыше 2 тыс. – в научно-вспомогательном. Музейные коллекции включают личные архивы композиторов, рукописи-автографы, декорации (а также макеты, проекты и т.п.) костюмов и спектаклей, музыкальные инструменты, фонотеку записей, нотные издания и т.д. Музей имеет 5 филиалов.

Достаточно сложно провести границу между музыкальными музеями, действующими при театрах, и театральными музеями (например, Музей Парижской консерватории, Музей Государственного академического Большого театра). Скорее, их следует относить к комплексным музеям, документирующим процессы в рамках нескольких профилей – театрально-музыкальным. Крупнейший из комплексных музеев этого типа – Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Пе­тербурге. Фонды музея насчитывают около 420 тыс. единиц хранения, из них более 350 тыс. – основной фонд. Музей имеет 4 филиала, из которых 3 – мемориальные (музеи-квартиры Н.А. Римского-Корсакова, Ф.И. Шаляпина, актерской династии Самойловых).

Театральные музеи – документируют историю театра и театрального искусства. Различают театральные музеи, посвященные истории театра и театрального искусства мирового, отдельной страны, отдельного течения, направления, школы, отдельного театра, и мемориальные музеи выдающихся театральных деятелей. На конец 1980-х гг. эта группа насчитывала в РСФСР более 60 музеев. Международный координационный центр деятельности театральных музеев – Ассоциация театральных музеев и библиотек, объединяющая более 30 национальных организаций стран Европы и Америки. В 1961 г. по ее инициативе был издан справочник «Театральные коллекции мира»[[6]].

Крупнейший в мире и главной в своей профильной группе для музеев Российской Федерации – Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина. Основные фонды музея насчитывают более 1,2 млн единиц хранения, научно-вспомогательные – свыше 40 тыс. В музейном собрании выделяют рукописный отдел (письма, дневники, тексты ролей, записи репетиций, личные архивы актеров, драматургов, композиторов, режиссеров и т.д.); собрание декораций (эскизы декораций и костюмов, макеты, портреты театральных деятелей); архивный фонд (коллекции афиш и программ, плакатов и т.п., записи выступлений, постановок и др.); фотоотдел. Музей имеет 4 филиала (мемориальные музеи).

Свои музеи имеют многие известные театры: Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге, Большой Театр Кукол и др.

Музеи физкультуры и спорта – документируют историю развития олимпийского движения, историю спорта, массового физкультурного движения. Музеи такой группы (одной из самых молодых) стали возникать в начале ХХ в. В Российской Федерации они появляются в 1980-е гг. В 1988 г. при Комитете по физкультуре и спорту СССР создается Центральный музей физической культуры и спорта. До 1994 г. шло комплектование коллекции, хотя уже в эти годы музей стал организовывать первые выставки. В настоящее время фонды насчитывают около 50 тыс. единиц хранения: грамоты, дипломы, знамена спортивных организаций, вымпелы, плакаты, афиши, кубки; фалеристическая коллекция (жетоны, медали, знаки и др. награды с начала ХХ в. и по настоящее время), образцы спортивной одежды и обуви, спортивного инвентаря (в том числе мемориальные вещи выдающихся спортсменов, тренеров), более 7 тыс. редких книг (XVIII – XX вв.).

Педагогические музеи – документируют историю и современное состояние народного образования, педагогической науки. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся педагогов. Первые в мире педагогические музеи возникли в России. В 1864 г. открылся Педагогический музей военно-учебных заведений при Главном управлении военно-учебных заведений в Петербурге. Этому педагогическому музею, как и его собратьям, недолго пришлось существовать. В 1918 г. он был преобразован в Центральный музей педагогики, а в 1920 г. – во Всероссийский педагогический музей. В 1924 г. его объединили с педагогическим и экскурсионным институтами и преобразовали в Государственный институт научной педагогики[[7]].

Естественнонаучные музеи – документируют процессы, происходящие в природе, в том числе в ходе взаимодействия человека и общества с окружающей средой. Ранее в эту группу включали музеи техники, промышленные, сельскохозяйственные музеи, которые сейчас выделяют в отдельные профильные группы. Выделяют комплексные музеи, ведущие коллекционирование сразу по нескольким естественнонаучным направлениям; и музеи, имеющие коллекции в рамках отдельной дисциплины: ботанические, зоологические, палеонтологические, геологические, минералогические, почвоведческие, антропологические, медицинские и т.д.

К естественнонаучным музеям относят музеи-заповедники, музеи-аквариумы, музеи-террариумы, музеи-дендрарии, ботанические сады, зоопарки, памятники природы и т.п. К данной профильной группе относят и мемориальные музеи выдающихся ученых, музеи-лаборатории, музеи, посвященные выдающимся теориям и учениям (Дарвиновский музей в Москве, Музей-квартира К.А. Темирязева в Москве и т.д.).

Старейший естественнонаучный музей в России – Петербургская Кунсткамера, возникший в XVIII в.

Музеи техники - документируют историю развития техники и технологий. Могут быть многопрофильными (комплексными), как Политехнический музей в Москве; могут коллекционировать предметы, документирующие развитие конкретного вида техники, в эту же группу относят мемориальные музеи выдающихся естествоиспытателей, механиков (Мемориальный музей А.С. Попова при Государственном электротехническом институте в Петербурге) и т.п.

Крупнейшее отечественное собрание в данной профильной группе принадлежит Политехническому музею, основанному в 1872 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Современное его собрание включает более 120 тыс. единиц хранения, более 150 фундаментальных коллекций, имеющих национальное и мировое значение: коллекции микроскопов, стальных пишущих перьев (8 тыс. единиц хранения); пишущих машинок (140 экземпляров); часов, автомобилей (в том числе единственный в мире экземпляр «Руссо-Балта» выпуска 1913 г.) и т.д.

Промышленные музеи - документируют историю развития и современное состояние отраслей производства (ремесленного, кустарного, мануфактурного и фабрично-заводского), отдельных предприятий. Формирование музеев данного профиля связано с идеями Французского просвещения и относится ко времени Великой Французской революции. Первый такой музей был открыт в Париже в 1793 г. – Консерватория искусств и ремесел. В России первый промышленный музей появился в 1744 г. – Музей Петербургского фарфорового завода. В 1811 г. открылся Мануфактурный музеум при департаменте мануфактур и торговли Министерства финансов. Идея промышленных музеев нашла свое воплощение и в организации промышленных выставок, первая из которых состоялась в Европе в 1798 г. в Париже.

За рубежом сложилась довольно крупная и динамично развивающаяся сеть музеев данной профильной группы. Большая часть таких музеев представляет развитие сельскохозяйственной техники, фермерского хозяйства. Но есть и музеи сельского быта (Музей сельского быта в Рединге (Великобритания), Шотландский сельскохозяйственный музей и др.), музеи под открытым небом, исторические фермы-музеи (Ферма-музей Черча в графстве Линкольншир (Великобритания), Ферма-музей Коггеса близ Оксфорда и др.).

Новое явление – экомузеи. Их обычно относят к профильной группе сельскохозяйственных музеев, хотя логичнее говорить о естественнонаучном, причем комплексном профиле данных музеев. Первые экомузеи создавались во Франции на базе региональных природных парков. Термин «экомузей» предложил в 1971 г. Ю. де Варин-Боан. Самый крупный экомузей действует в Канаде в провинции Квебек – экомузей От-Бос. Его площадь составляет около 30 тыс. га, на его территории расположено 25 населенных пунктов. К понятию «экомузей» в практике отечественного музееведения наиболее близки «музеи-заповедники»[[8]].

Комплексные музеи – музеи, собрания которых документируют социально значимые феномены, относящиеся к разным профильным дисциплинам. В их коллекциях представлены источники всех видов по различным отраслям знания. Деятельность музея может быть представлена комплексом как гуманитарных и естественнонаучных (как в краеведческих музеях), так и только гуманитарных (историко-художес­твенные, литературно-художественные и др. музеи), или только естественнонаучных дисциплин (музеи науки и техники, политехнические музеи и т.п.). Собственно, комплексными музеями следует считать музеи-усадьбы, музеи-заповедники, музеи-дворцы, музеи под открытым небом, музеи исторического пространства.

Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-террито­риального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России. На начало 1992 г. их насчитывалось 513 (из них 338 – филиалы), что составляет 41,5% всей музейной сети страны. Краеведческие музеи не имеют аналогов в зарубежной музееведческой практике. Местные музеи в Европе и Америке документируют, как правило, один из аспектов жизни региона: культуру, быт, развитие экономики и хозяйственной деятельности, конкретный раздел истории. Обычно музеи истории города (в США, а также музеи истории штата) более похожи на российские краеведческие музеи.

К комплексным музеям стоит отнести и большую часть мемориальных музеев, так как хотя «сфера интересов» того лица, которому посвящен музей, и определяет приоритет определенных профильных изысканий, но музеи мемориальные, кроме того, документируют быт определенной эпохи, историю страны и отдельного региона. В этом смысле мемориальный музей чаще всего – комплексный, с преобладанием в его деятельности определенного профиля. Первые такие музеи появляются в XVIII в. в связи с желанием увековечить память Петра I - первым можно считать «Императорский кабинет» кунсткамеры. В СССР мемориальных музеев насчитывали около 450, из них в РСФСР на 1986 г. – 181 (19,8% от всей музейной сети республики): 87 – литературные, 55 – исторические, 15 – посвящены художникам и скульпторам, 13 – деятелям театра, 11 – ученым и естествоиспытателям[[9]].

Данная классификация по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях музееведения.

Роль музеев в туристской деятельности

 

В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефи­цит, и здесь несомненна роль музеев. Одним из путей духовного развития общества является куль­турный туризм.

Культурный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досу­га местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями. Термин «культурный туризм» появился относительно недавно - в 80-е годы XX века, и берет свое начало от так назы­ваемого «туризма наследия», явления, которое в силу многих причин стало очень популярным во всем мире с 70-х годов XX века. С тех пор культурное наследие интерпретируется как историче­ское, военное, литературное, художественное и хотя термин «культурный туризм» включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием, таким как :искусство и архитектура[[10]]. В рамках культурного туризма совсем недавно появилось сначала ответвление, а сегодня уже самостоятельное направление - это музей­ный туризм.

Музейный туризм есть, специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. Это направление в туризме возникло сравнительно недавно — в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в России, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том чис­ле участия в туристской деятельности[[11]]. Актуальность возрождения интереса к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего облика и внутреннего пространства, который притягивает к себе посетителя.

Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, а музейный продукт в сфере экономики услуг. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функция­ми, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек. Примером такого музея является построенный по проекту Ренцо Пьяно крупнейший музей Нидерландов - НЕМО[[12]]. Этот музей рас­сказывает посетителям, как устроен и функционирует окружающий мир. В музее много экспонатов, сделанных из подручных материалов. С их помощью остроумно и иронично объясняется, как в этом мире все устроено и почему «оно» работает. Экспонаты оживают, только когда их трогают, крутят, вертят, то есть, когда с ними играют. Здесь действует строгое правило, записанное во все программные документы музея: «Трогать руками обязательно!» Это не совсем музей. Это познавательный центр, где дети могут сами ставить эксперименты и увидеть не только результат, но и сам процесс. Посетитель становится участником или руководителем процесса. Он не любуется каким-то готовым и совершенным во всех отношениях продуктом цивилизации, как во многих других музеях, а моделирует природные явления и технологические процессы. Взрослые: родители, дедушки-бабушки, учителя играют в простые игры, предлагаемые музеем, с таким же азартом и увлечением, как и дети[[13]].

Создание интерактивных экспозиций способствует преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации и появлению такого направления как детский музей, где дети через общение со сказочными персонажами с помощью игровых форм познают окружающий мир[[14]]. Примером музея такого типа являются: Музей Муми - Троллей в Тампере, Музей игрушек в Праге, Юнибакен - детский музей в Швеции. Такая разновидность музеев вызывает огромный интерес у родителей и детей, привлекает туристов из разных стран.

Последние 10-15 лет во всем мире наблюдается истинный «бум» в области музейного строительства. Именно сегодня во множестве городов рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки существующих музеев, создаются новые музеи, хранящие и репрезентирую­щие искусство — от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов. В развитие музеев, в том числе в музейное строительство, вкладываются огромные деньги. Это, казалось бы, консервативное и спокойное учреждение с ошеломляющей скоростью, подобно крупной совре­менной корпорации, встраивается в современные глобализационные процессы, принимает немыслимое прежде число посетителей[[15]]. Среди множества возведенных в последние годы художе­ственных музеев в первую очередь обращают внимания на себя здания, претендующие на роль духовного центра в культурном пространстве. Как правило, эти хранящие художественные ценности сооружения являются броскими, подчас агрессивными по своему характеру, блистающими исключительной смелостью и оригинальностью. Они претендуют как на статус градостроительной доминанты, так и на символическую маркировку территории, являющуюся центром современной культуры, местом, где рождается новое искусство. Таким, к примеру, является Музей искусств Милуоки, построенный по проекту Сантьяго Калатравы в 2001 году[[16]]. Главной изюминкой белоснежного здания является «Солнечный бриз» - своеобразные «крылья», которые раскрываются в солнечную погоду и складываются в пасмурную, или просто ночью[[17]]. Сегодня масштабные арт- проекты способны возрождать утраченный интерес к тем дестинациям, которые находятся на стадии упадка или же они могут быть тем инструментом, который может помочь вывести экономику на новый уровень, в тех городах, где наблюдается экономический кризис. Примером может по­служить филиал центра Помпиду в Меце, открытый в 2010 году. Здание нового центра спроектировано японским архитектором Сигэру Бан и французским архитектором Жаном де Гастином[[18]]. Внешний облик музея сравнивают с гигантским грибом, цирком-шапито или волшебным фонарем, освещающим город ночью[[19]]. Такой необычный облик музея вызвал истинный восторг у жителей города и привлек огромное внимание у туристов. Воплощение этого арт-проекта стало новым этапом в развитии города. Таким образом, можно сделать вывод, что современные архитектурные решения в музейном строительстве, привлекают туристов из разных уголков планеты, необычность архитектурных форм вызывает интерес у потребителя и мотивирует увидеть и посетить музей в реальности.

Сегодня посетить музей туристов мотивирует еще одно новаторское изобретении - это использование концепции Воображаемого музея. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре. Концептуальная идея здесь связана с тем, что современный музей представляет собой открытое для всех учреждение, отказывающееся от прежней элитарности. Ультрасовременные технологические возможности, позволяющие создавать огромные плоскости остекления, служат декларацией идеи демократичности музея, создают иллюзию связи мира искусства и повседневности. Здания, стены которых как бы растворяются, перестают служить границей пространств, строятся для музеев, репрезентирующих как классиче­ское искусство, так и современное.

В Санкт-Петербурге с 26 мая 2014 будет проходить мультимедийная выставка «Ван Гог».

Новейшая технология SENSORY4TM позволит рассмотреть произведения великого мастера в мельчайших деталях и в самых неожиданных ракурсах. SENSORY4TM – это уникальная система, которая включает в себя сорок кинопроекторов высокого разрешения, многоканальную мультипликационную графику и качественную систему объемного звука. В результате мы получаем одно из самых впечатляющих мульти-экранных шоу в мире.

Творения Ван Гога оживут прямо на глазах у зрителя – 3000 динамических изображений, связанных с жизнью и творчеством художника, будут проецироваться на огромные экраны, расположенные по всему периметру павильона. Идея выставки заключается в том, чтобы дать зрителю возможность самостоятельно прочувствовать творческий путь Ван Гога. Музыкальное сопровождение деликатно аккомпанирует различным периодам жизни и творчества художника, отражая его эмоциональное состояние.

Несмотря на то, что Ван Гог активно рисовал всего 10 лет, трудолюбивый и требовательный к себе художник создал более 2000 произведений искусства, включая 930 картин, 1100 рисунков и эскизов. Из них лишь одна – «Красные виноградники в Арле» – была продана при жизни автора.

На выставке представлены проекции самых известных произведений великого художника, включая самые знаменитые: «Звездная ночь», «Пшеничное поле с воронами», «Ваза с 12 подсолнухами», «Ночная терраса кафе» и др.

В современных музейных проектах особую роль играют решения внутреннего пространства. Они предполагают окончательное разрушение былой структуры музейной организации, в основе которой лежала четкая экспозиционная логика, определявшая движение посетителя, создававшая необходимые барьеры между посетителем и экспонатом. В современных музейных зданиях решающую роль приобретает пространственное разнообразие помещений, прозрачные перего­родки, богатство эффектов освещения и цветовой гаммы, создающих непредсказуемые художественные аберрации. Истинных шедевров на все музеи мира не хватает, поэтому музейная архитектура чувствует свою обязанность поражать посетителей. Для успешного выживания музей должен выглядеть модно и вызывающе, чтобы издали было видно, насколько он престижен[[20]].

Таким образом, можно сделать вывод, что современных туристов привлекает и притягивает к себе необычная форма здания музей. Архитектурные решения, используемые в строительстве музеев поражают посетителей новизной облика здания и дизайном. Новаторские решения и необычные проекты создания музеев могут служить способом возрождения культурной жизни города. Строительство современных музеев может стать в дальнейшем визитной карточкой города. Сегодня музей существует как культурная площадка, многофункциональное пространство, пред­назначенное для встреч, концертов. Строительство современных музеев может стать в дальнейшем визитной карточкой города.

 



2020-02-03 482 Обсуждений (0)
Роль музеев в туристской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль музеев в туристской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)