Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика организации музейных туров и особенности их проведения



2020-02-03 468 Обсуждений (0)
Специфика организации музейных туров и особенности их проведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Личностные особенности потребителей стали выделяться в качестве предмета исследования уже более 50 лет назад.

Подростки составляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое влияние на членов семьи в решениях относительно совершаемых покупок и мест проведения отпуска, особенно в семьях с большим достатком. Подростки могут являться и самостоятельными туристами. Особым фактором, способствующим путешествиям молодых людей, является наличие у них собственных транспортных средств.

Организация перевозки детей согласно методическим рекомендациям по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок, организованных групп детей автомобильным транспортом:

1. Перевозка детей запрещается:

- в тёмное время суток;

- в период с 23.00 до 07.00 часов независимо от продолжительности светового дня;

- в условиях недостаточной видимости;

- в гололедицу и других сложных дорожных условиях, влияющих на безопасность перевозки;

- при температуре окружающего воздуха ниже - 28оС;

- при официальном объявлении уполномоченными органами "штормового предупреждения".

В тёмное время суток, а также в период с 23.00 до 07.00 часов в порядке исключения допускается разовые перевозка детей одиночными автобусами к железнодорожным вокзалам и аэропортам и от них.

2. В обязательном сопровождении автомобилем органов ГИБДД осуществляются массовые перевозки детей.

3. Количество перевозимых в каждом автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать числа оборудованных для сидения мест. Перевозка детей на дополнительных откидных сидениях либо в кабине водителя маломестного автобуса не допускается.

4. Скорость движения выбирается водителем автобуса, а при массовой перевозке детей и разовых перевозок в темное время суток - водителем патрульного автомобиля ГИБДД, в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.

5. Окна транспортного средства должны быть закрыты. Для вентиляции пассажирского помещения допускается открывать только форточки, установленные в верхней части правых боковых окон, и потолочные вентиляционные люки.

6. С органами ГИБДД согласуются следующие виды перевозок детей:

массовые;

регулярные;

разовые междугородные (межмуниципальные), международные;

разовые городские и пригородные (до 50 километров) по маршрутам, где нет регулярного пассажирского сообщения;

разовые в темное время суток.

Не требуют согласования с ГИБДД разовые городские и пригородные (до 50 километров) перевозки детей по маршрутам, где организовано регулярное пассажирское сообщение, осуществляющиеся в соответствии с требованиями настоящего Положения.

При согласовании регулярных перевозок детей владелец транспортного средства представляет его в ГИБДД в целях проверки пригодности к таким перевозкам. При массовых, разовых междугородных (межмуниципальных) перевозках, разовых в темное время суток транспорт представляется на дополнительный технический осмотр в ГИБДД перед каждой поездкой.

7. Лица, ответственные за организацию перевозки детей на обучение, отдых, лечение, проведение спортивных, оздоровительных, туристско-экскурсионных, культурно- просветительных и иных мероприятий, соблюдать требования настоящего Положения, относящиеся как к перевозке детей, так и к заказчику, в случае перевозки детей собственным транспортом, транспортом, принадлежащим организациям или индивидуальным предпринимателям.

8. Перевозка детей дошкольного возраста автомобильным транспортом при нахождении в пути более 4-х часов не рекомендуется[21].

В современных условиях музей как социокультурный институт строит свою деятельность преимущественно на основе экскурсий, поскольку именно экскурсия является одной из тех традиционных форм, с которой начиналась становление культурно-образовательной деятельности музея. Основная функция музеев заключается в собирании, хранении и пополнении коллекций ценными историческими материалами и памятниками. Следовательно, задача музея – привлечение посетителей, что возможно только посредством проведения качественных организационных мероприятий. Основная форма его работы – подготовка и проведение экскурсий.

Известный ученый Б.А. Столяров определяет экскурсию как форму образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений[[22]].

Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. и закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении. Экскурсия как форма учебно-воспитательного процесса была закреплена еще в «Школьном уставе», принятом в России в 1804 г., в котором указывалось на необходимость прогулок на природу, в ремесленные мастерские и т. п., и с тех пор она активно использовалась в отечественной школе как одна из самых демократичных форм обучения, помогающих обретению новых знаний и впечатлений[[23]].

Музейная экскурсия всегда привязана к специально организованному пространству – к музейным помещениям и территории. В ней сочетается показ предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний, в процессе перемещения по музейному помещению. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально. В свою очередь, вербальная информация усиливается за счет формирования особого предметного образа тех феноменов, которым посвящена экскурсия[[24]].

Усилению воздействия материалов экспозиции способствует и коллективный характер экскурсии, порождающий общность переживаний, дающий возможность обменяться мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсии все чаще рассматривают как особый вид коммуникации, предмет которого – ценности истории, культуры, природы, имеющие значимость для всех участников экскурсии – экскурсантов и экскурсовода.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них. Основными признаками являются следующие[[25]]:

а) Протяженность по времени проведения (в зависимости от вида экскурсии).

б) Наличие экскурсантов.

в) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

г) Наглядность, зрительное восприятие.

д) Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

е) Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

ж) Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки[[26]]:

· у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

· у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;

· у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

При разработке и проведении музейной экскурсии необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:

- Комплексность – включение всех типов восприятия;

- Программность. Данный принцип обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

- Научность. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний.

- Принцип идейности. То есть четкий план действий для достижения поставленной цели. Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Каждая экскурсия должна быть подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.

- Правдивость.

- Связь теории с практикой.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность.

Таким образом, музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Классификация экскурсий - это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с присущими этим группам параметрами.

Каждая классификационная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. В настоящее время музейные экскурсии разделяют[[27]]:

а) по содержанию (обзорные (многоплановые) и тематические);

б) по составу и количеству участников подразделяются на индивидуальные и групповые. Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность. По составу участников различают экскурсии, рассчитанные на следующие категории: детей и школьников; взрослых (студентов, учащуюся молодежь и т. д. ); городских жителей; сельских жителей; местное население; приезжих туристов; индивидуалов.

в) по продолжительности. Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин);

г) по месту проведения и объектам показа различают:

· по экспозиции, по временным выставкам, фондовая экскурсия (по открытому хранению или в фонды музея на закрытом хранении, экскурсия по музейной территории;

· комплексная экскурсия: объединяет единой темой показ музейной экспозиции и памятников (внемузейных музеефицированных и немузеефицированных объектов);

д) по форме проведения различают:

· экскурсия-лекция,

· экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений,

· экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.,

· обзорная экскурсия,

· экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации,

· экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения,

· учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников,

· показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.,

· рекламная экскурсия,

· экскурсия-демонстрация.

Возможны и иные классификации экскурсий. Во многих городах России, на протяжении многих лет успешно внедряется идея «музейных ночей» (ил как она называется «Ночь музеев») – ночных экскурсий по экспозициям музеев. Это ежегодная акция, посвященная Международному дню музеев. Почти 2000 музеев открывают свои двери на всю ночь один раз в год.

Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Каждая рассмотренная группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Группы делятся на подгруппы. Классификация способствует выделению основных черт экскурсий, определяющих характер их разработки, составления и проведения.

Успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа. На этом этапе работа творческой группы состоит из нескольких частей:

· отбор наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, в зависимости от экскурсионной группы (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;

· определение приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала;

· выработка рекомендаций по использованию выразительных средств в речи экскурсовода;

· отбор правил техники ведения экскурсии.

Важным моментом подготовки и проведения музейной экскурсии является отбор объектов, так как обилие памятников в залах музеев не позволяет останавливаться на их полной характеристике. При отборе экспонатов руководствуются темой и целью экскурсии. Отбираются только те экспонаты, которые отличаются предельной выразительностью и значимостью: уникальные памятники; памятники, не обладающие внешней выразительностью, на необходимые для характеристики важнейших сторон исторического процесса; памятники, отражающие реставрационную, собирательскую и научно-исследовательскую работу музея. В тематической экскурсии осматриваются 2-3, реже 4 зала и в каждом из них 40-50 памятников, в обзорной – 10-12 залов, но только 5-10 памятников[[28]].

В обзорной экскурсии, где освещаются отдельные, наиболее характерные моменты исторического развития, показ памятника или изложение одного вопроса не всегда связаны с предыдущим и последующим моментами экскурсии. В данном случае последовательность показа памятников в обзоре определяется удобством переходов. Фрагментарный показ памятников обусловливает и свойственную обзору форму изложения материала – тезисную. Здесь невозможно дать последовательное повествование.

В тематических музейных экскурсиях показ памятников зависит от темы, последовательности и очередности подтем. Нарушение последовательности ведет к нарушению смысла экскурсии, поэтому в маршруте иногда допускаются так называемые «петли». В тематических экскурсиях необходимы переходы хронологические и тематические, связывающие содержание залов, разделов и отдельных памятников. Маршрут в музее не имеет длительных пауз. Насыщенность экспозиции материалом на «компактном» маршруте – одна из отличительных черт экскурсии в музее.

При анализе памятников в музейных экскурсиях чаще всего прибегают к приему сравнения, реконструкции, если необходимо воссоздать памятник по какой-либо сохранившейся его части, представленной в экспозиции, или картину жизни при показе интерьера. В рассказе в основном используется прием описания или характеристики объекта, цитирование подлинных документов или их копий. Успешное проведение экскурсии во многом зависит от умения экскурсовода подать материал, заинтересовать посетителя темой. Экскурсия должна быть «адресной», т.е. учитывать особенности именно данной группы посетителей. Экскурсоводу важно установить контакт с аудиторией, расположить к себе людей.

Экскурсия состоит из трех основных частей: вступительная беседа, основная часть, заключительная беседа. В подготовке экскурсии участвует широкий круг работников музея: экскурсоводы, методисты, научные сотрудники (такой перечень участников скорее характеризует работу крупного музея с большим штатом). Некоторые музеи, обычно небольшие по размеру и штатам, могут не иметь специальных должностей экскурсоводов, эту роль могут выполнять научные сотрудники.

Работа по подготовке и проведению экскурсии начинается с формулировки темы, определения целей и задач, составления библиографии (источников и исследований), работы с литературой. Далее ведется работа с экспозицией: отбираются объекты показа, разрабатывается маршрут экскурсии, определяются ее структурные части, изучаются сведения о предметах на основе фондовой документации, вырабатываются оптимальные методы представления экспонатов, логические связи между объектами и возможности перехода в процессе экскурсии от одного экспоната к другому.

Работа с детской и взрослой аудиторией предполагает разные методы построения повествовательного рассказа. Детям можно давать информацию, делая акцент на ее познавательности и новизне. Для них привычно и естественно, что взрослый человек знает больше, может рассказать что-то новое и интересное. Можно и задавать вопросы, и устраивать викторины, состязания в знаниях. Совершенно неприемлемо такое построение рассказа экскурсовода для взрослой аудитории. Наиболее емко приемы работы с взрослой аудиторией описал К. Хадсон, обозначив их как «подход Анже» (по названию Музея Давида д'Анже). Он рекомендовал исходить из трех положений: «во-первых, посетитель пришел, потому что ему хочется, потому что он искренне заинтересован; во-вторых, он не ждет для себя от музея проблем и трудностей, в-третьих, входя, посетитель ничего не знает о теме, которой посвящен музей, и рассчитывает за время осмотра получить в обмен на стоимость билета нечто весомое. Он считает, что он не хуже других, и музей не должен разубеждать его в этом».

Потому вопросы, обращенные ко взрослой аудитории, рекомендуется задавать в косвенной форме: «Как Вы, наверное, помните…», «Вы, конечно, знаете…» и т.п. Это позволяет посетителю получать знания, не испытывая дискомфорта от собственного невежества, дает возможность создать впечатление доверительной беседы, где собеседники равны и друг другу интересны. Важную роль играет эмоциональный настрой экскурсовода. Начинающим экскурсоводам иногда советуют «переволноваться», т.е. проявить излишнюю эмоциональность, чем не продемонстрировать никаких чувств.

В заключительной части экскурсии важно предусмотреть часть, состоящую из ответов на вопросы. Экскурсовод должен проявить интерес к тому, какое впечатление произвел его рассказ на экскурсантов, что нового они узнали и т.д. Если вопросы «иссякли», не следует просто оставлять группу. Положительные впечатления закрепляются самостоятельным осмотром, что и следует предложить. Если экскурсия была тематической (не по всей экспозиции), то следует предложить осмотреть музей или посетить его в составе других экскурсий.

Экскурсовод вполне может «рекомендовать» какие-то музейные мероприятия, сообщить о дате их проведения, вручить листки с аннотациями и памятками о таких мероприятиях. Можно еще раз «напомнить» о рекреационных зонах: магазинах, киосках и т.п. Приобретенные там буклеты, сувениры и т.п. закрепят память о посещении музея. Главное делать это именно в виде «рекомендации доброму знакомому», не навязывая свои услуги и предложения, как обязательные к исполнению. Посетитель должен унести из музея положительные эмоции и желание еще раз вернуться.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

- методика проведения экскурсий в широком смысле представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям;

- методика проведения конкретной экскурсии является программой действия экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа.

Таким образом, экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Даже при продуманной подготовке невозможно обеспечить высокое качество экскурсии, если неграмотно ее провести. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии, и делится на две части: методику показа и методику рассказа. Экскурсии могут проводиться в помещении музея, а также за его пределами. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях. В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ.


Глава 2. Анализ ресурсной базы музеев Санкт-Петербурга и ее    использование в образовательных целях



2020-02-03 468 Обсуждений (0)
Специфика организации музейных туров и особенности их проведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика организации музейных туров и особенности их проведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)