Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынок познавательных музейных туров для детей в Санкт-Петербурга



2020-02-03 228 Обсуждений (0)
Рынок познавательных музейных туров для детей в Санкт-Петербурга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Особенности подбора музеев для экскурсионных туров, рассчитанных для детей и подростков, заключаются не только в отборе музеев, согласно особенностям и специфике подачи информации.

Основное на что следует обращать внимание – уровень интересов детей того или иного возраста, для которых рассчитан тур.

Как правило, детям интересны музеи, экспонаты которых связаны с природными явлениями, зоомузеи, планетарии, музеи кукол, народного творчества. В меньшей степени дети интересуются выставками живописи, предметами искусства. Исторические музеи подходят для посещения, исходя из особенностей выставляемых экспонатов.

Музейное дело начали возрождать только в 30-е годы. Тогда появилась традиция показывать сокровища питерских музеев официальным делегациям. Продажу шедевров прекратили (к счастью, еще было что показать). Сегодня в программу пребывания всех заезжих глав государств включены самые знаменитые из петербургских музеев.

Несмотря на экономическую нестабильность 90-х годов, в Санкт-Петербурге не только не закрылся ни один музей или театр, а появились новые. Так, например, музей хлеба, частный музей кукол (открыт в 1999 году) – третий по счету музей такого типа в России, здесь представлены коллекции из более чем 2000 кукол, в том числе «Многонациональный Санкт-Петербург», «Пушкинский Петербург».

 

Рис. 1. Структура принадлежности музеев Санкт-Петербурга, 2013 г., %[31]

 

По данным Комитета по Культуре Администрации Санкт-Петербурга на 2013 г. в городе существовало 182 музея. Структура музеев представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Структура музеев Санкт-Петербурга, 2013 г., % [[32]]

 

Для таких музейных гигантов, как Русский музей, Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, Петропавловская крепость, на долгие годы одним из основных источников дохода будет оставаться входная плата от иностранных туристов.

Потенциальный и реальный спрос на культурные продукты в Санкт-Петербурге представлен на рис. 3. [30].

 

Рис. 3. Потенциальный и реальный спрос на культурные продукты в Санкт-Петербурге[33]

 

Существующий уровень спроса на музейные услуги не соответствует ни потенциальному спросу потребителей, ни возможностям музеев. Такая ситуация обусловлена социально-экономическими факторами: низким уровнем заработной платы, отсутствием свободного времени, образом жизни. Проведенные в музеях исследования показали, что основными причинами, сдерживающими посещение музеев, являются: занятость людей (5% респондентов); лень (15%); отсутствие компании (10%); затруднились дать ответ (10%). Незначительными оказались такие причины, как недостаток информации и транспортные трудности. На финансовые трудности указали пенсионеры и лица из малообеспеченных семей. Лица среднего возраста связывают отсутствие свободного времени с решением финансовых проблем.

Вторая группа факторов, снижающих спрос на музейные услуги, относится к проблемам собственно музейной деятельности: снижение финансирования из государственного бюджета; усиление конкуренции со стороны других учреждений культурных продуктов, таких, как телевидение, шоу-бизнес; изменение потребительского поведения на рынке культурных продуктов (желание потребителей, посещая учреждения культуры, не столько повышать свои знания, сколько отдыхать и развлекаться см. рис. 4) сохранение старой концепции управления, отвергающей маркетинг как инструмент обеспечения привлекательности музеев для потребителей.

Рис. 4. Цели посещения музеев Санкт-Петербурга, %[34]

 

Структурно картина посещаемости различных типов музеев за последние несколько лет не изменилась.

По-прежнему на первом месте по количеству посетивших (но не посещений) находятся краеведческие музеи, затем художественные и исторические. Наименьшей популярностью пользуются музеи природы науки и техники. Структура посещений соответствует структуре музейной сети, или иными словами структура спроса отображает структуру предложения. Самым значимым фактором приобщения населения к искусству многие социологи считают уровень образования. По данным исследователей частота посещений у зрителей с начальным образованием снижается, тогда как у людей с высшим образованием посещаемость во всех возрастных группах выше, чем среди публики в целом.

 

Рис. 5. Динамика среднего количества посещений различных видов музеев в зависимости от образования (1981–2013 гг.) [[35]].

 

Яркая подача может преобразить даже самую скучную тему. Хорошим примером здесь может послужить петербургский Музей связи, несколько лет назад прошедший капитальную реконструкцию и реэкспозицию. До них он был довольно неприметным специализированным музеем, где в витринах пылились старинные почтовые марки и первые телефонные коммутаторы. Новый подход музейщиков к своей коллекции делает акцент на телекоммуникационных технологиях: история связи «выведена» на современность, и путь от «кибитки почтовой» до спутников связи подан легко и увлекательно. Разумеется, здесь, среди высокотехнологичных гаджетов, как нигде уместен элемент игры – в атриуме музея, где выставлены самые современные экспонаты, можно тут же и воспользоваться такими экзотическими средствами связи, как видеотелефон или голосовой генератор, а также таким неэкзотическим уже средством, как Интернет, – последнее обстоятельство обеспечивает музею постоянную молодежную публику. Получился динамичный и очень посещаемый музей со стабильными перспективами, в том числе и финансовыми.

Другое направление музейной политики – упор не на постоянную экспозицию, а на выставочные программы и разнообразные события (концерты, кинопоказы, лекции, презентации книг, художественные акции). Музей фактически превращается в культурный центр, собирающий публику с самыми разнообразными интересами и активно взаимодействующий с ней. Так, Литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, хотя и ведет обширную литературоведческую работу, известен не столько ею и тем, что связано с Ахматовой, сколько тем, что стал одной из самых прогрессивных городских площадок, выставляющих современное искусство. По современному искусству выставочная программа музея Ахматовой может составить конкуренцию даже Эрмитажу, у которого именно современное искусство не является приоритетной стороной. В других кругах музей Ахматовой известен как база социальных проектов, например работы с инвалидами. В-третьих – как площадка концертов и театральных вечеров, которые проводятся здесь постоянно. Таким образом, музей существует даже не как один, а как несколько брендов, и получает не одну, а несколько публик.

Наконец, необходимая составляющая современного музея – это широкая инфраструктура. Музей предоставляет публике не только свою традиционную культурную услугу – информацию или эстетическое удовольствие, но и множество дополнительных. В комплексе европейского музея обязательно будет лекционный комплекс, где проходят конференции, презентации, образовательные программы, будут кафе и ресторан, книжный магазин и магазин музейной продукции. Сегодняшний музей предлагает зрителю не поход за порцией информации, а насыщенный полноценный день – отдыха или, наоборот, умственной работы, в зависимости от мотивов, приведших сюда зрителя. Если это предложение безошибочно опознается – публикой, компаниями-партнерами, другими музеями – значит, музей как бренд состоялся.

Условием успешного развития музеев является улучшение качества, обеспечение разнообразия музейных услуг. Поэтому основными показателями развития организаций культуры должны быть маркетинговые показатели, характеризующие количество и качество предложенных услуг, количество и структуру спроса. Существуют методологические и статистические проблемы оценки развития и эффективности деятельности музейной отрасли и отдельных музеев. В рыночных условиях музеи обеспечивают свое выживание и развитие, занимаясь поисками дополнительных источников финансирования и адаптируясь к современным требованиям посетителей культурных учреждений.

Современный этап развития музейного дела для детей характеризуется нарастающей диверсификацией социальной среды, в которой функционируют музеи. Рост средового разнообразия выражается не только в умножении количества самих музеев, среди которых могут быть как партнеры, так и соперники, но и в увеличении числа других институтов, действующих в одной или в смежной с музеями сфере социальных отношений. Это: частные коллекционеры и коммерческие галереи, новые виды учреждений неформального и дополнительного образования, новые средства массовой информации, новые досуговые учреждения. Общая характеристика музейного рынка Санкт-Петербурга для детей представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Общая характеристика музейного рынка Санкт-Петербурга для детей, 2014 г. (за 2013 год)[36]

Характеристика Ед. измерения Данные
1 Посетители дети до 13 лет чел. 16 365 000
2 Музейные выставки для детей (в том числе выездные) ед. 853
3 Объем музейного фонда, в том числе для детей ед. 7 833 690
4 Сотрудники, работающие с детьми (эккурсоводы, аниматоры) чел. 1 343
5 Общая площадь парков культуры и отдыха с возможностью посещения детей га 243,5

 

Взаимодействия детских музеев с внешней средой постепенно приобретает все более сложный, иногда конкурентный характер. В связи с этим приходится более активно заниматься представительской деятельностью, рекламой и продвижением результатов своей работы на рынке услуг и товаров, искать и осваивать новые формы контакта с музейными посетителями (школы, семьи), деловыми и творческим партнерами (центры раннего развития, центры детского досуга).

Тем не менее, в последние годы произошел значительный рост количества посетителей музеев школьного возраста. Динамика посещаемости музеев детьми от 6 до 13 лет Санкт-Петербурга представлена на рис. 6.

Так же можно отметить значительный рост объемов музейного фонда Санкт-Петербурга для семейного посещения см. рис. 7.

Рис. 6. Динамика посещаемости музеев Санкт-Петербурга детьми от 6 до 13 лет, тыс. чел.[37]

Рис. 7. Динамика объема музейного фонда Санкт-Петербурга для семейного посещения, шт.

 

Так же выросло количество разнообразных выставок, проводимых в Санкт-Петербурге для детей всех возрастов см. рис. 8.

 

Рис. 8. Динамика количества выставок в Санкт-Петербурге для детей, шт.[38]

 

Развитие городских музеев идет по пути освоения новых экспозиционных площадей, а также активизации различных форм публикации музейных коллекций с использованием современных технологий. В рамках городской Программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра при поддержке Комитета по культуре летом каждого года с большим успехом прошла акция «Ночь музеев» в традициях европейских музейных фестивалей. К сожалению, по практике данного мероприятия, даже при большом желании, семьи не могут посещать музеи с детьми, т.к. вечером в городе и в музеях много людей, а так же открываются во время этой ночи не все музейные центры.

В прошедшем году в городе проведено 940 выставок (в 2012 г. – 852), среди которых 314 – из фондов музеев и 626 выставок современного искусства. В музеях городского подчинения прошло более 30% от общего числа выставок. Приоритеты в создании выставок отдавались экспозициям из фондов музеев, а также была продолжена практика создания межмузейных выставок.

В 2012 году суммарный показатель посещаемости музеев с детьми составил 7,8% от всех посетителей, что на 227 тыс. чел. больше показателя прошлого 2013 года. А Ленинградский зоопарк посетило в 2012 г. 650 тыс. чел., что на 10 тыс. чел. больше показателя 2012 года. Для детей с ограниченными возможностями здоровья была реализована программа «Зоопарк приезжает в гости».

При решении о посещении музея и выборе музейного тура, большинство родителей (учителей, воспитателей и пр.) останавливается на нескольких факторах, которые представлены на рис. 9. В последние годы, наличие инновационных технологий становится наиболее привлекательным фактором для посещения музея.

Рис. 9. Привлекательность музея для посетителей, %[39]

Специальные детские программы, предлагаемые музеями (всеми) являются самобытной уникаль­ной системой работы с категорией дошкольного и школьного возраста в музее, появившейся в последние десятилетия ушедшего века. Специальные детские музейные программы — одна из форм комплексной презентации коллекций музея, органично входящая в современную ментальность и включающая эстетический, коммуникативный и фандрейзинговый аспекты. Специальные программы имеют эксклюзивный характер, и не только не бывают массовыми, но и корректируются для каждой конкретной группы детей (по возрастам). Сотрудники музея (научные сотрудники, менеджеры, маркетологи, социологи, психологи, представители турбизнеса), создавая такие программы, опираются на правовую базу возможностей продвижения подобного туристского продукта в некоммерческой организации (ДОУ, школы, центры раннего развития, детские дома и пр.).

 Особенность детских специальных музейных программ раскрывается в принципиально иной по сравнению с традиционными образовательными и просветительными программами целевой установке, складывающейся из нескольких взаимосвязанных позиций.

1) Разработка современного методологического подхода к коллекции музея, что даст возможность показать ее детям в новом, зачастую неожиданном ракурсе.

2) Объединение в программе разного материала, принадлежащего к нескольким сферам деятельности, что позволяет отразить синтетический характер творческих поисков современности.

3) Постижение коллекции музея в ее отношении к современной куль­туре в рамках игровой формы.

Специальная программа для детей может разрабатываться на стыке разных гуманитарных областей, что увеличивает ее диапазон и умножает возможности по сравнению с академическими формами образовательной и просветительной деятельности.

По структуре специальная программа для детей трехчастна и включает:

1) знакомство с историческими зданиями и коллекцией музея в свете поставленной в данной программе задачи;

2) осуществление основного задания программы;

Содержание детских специальных программ отражает те позиции и функции, которые отличают современную творческую деятельность ребёнка в целом. Это, прежде всего, широкая интеграция, врастание художественных, исторических образов, методов и технологий в самые разные формы человеческой практики, среди которых медицина, биология и т. п., что уже определяет синтетичность содержания таких детских, для разных возрастов, программ.

Специальные программы могут решать разные задачи и учитывать социальную дифференциацию адресата, что выражается в разработке и создании:

1) интернациональных программ для детей с разными областями знания искусства (кто-то уже был в музее ни один раз, читает книги, а кто-то первый раз видит картину);

2) специальных программ для разных возрастных категорий (дошкольники, школьники);

3) специальных циклов для представителей разных социальных групп (дети с ограниченными возможносятми, дети и детских домов и пр.);

Специальные программы дифференцируются по содержанию, по составу образующих их компонентов, по целевой установке и функцио­нальной направленности.

Содержательно и методически данные программы разделя­ются по следующим основным направлениям: синтетические, реставрационно-хранительские, креативные, междисциплинарные (арт-терапевтические), игровые, выставочные (временные), регио­нальные и виртуальные.

Первое направление синтетическое, так как основной его признак — привлечение при подготовке музейной программы других видов искусства. Это может быть музыка (детские шоу программы-концерты), элементы теа­трализации (детские программы-спектакли), видеопоказ и т. п. Среди синтетических программ особое место занимают музыкальные программы. Они строятся как развитие единой исторической и эмоциональной темы. Синтетические программы меняют способ восприятия музейной экспозиции в целом, переводя ее на иной уровень гармонического раскрытия. Специ­альное направление синтетических программ — подготовка комплексных проектов с привлечением других художественных и культурных центров и организаций. Например, турфирма «Русь» (Невский пр., 80) предлагает интерактивные музейные туры для детей с посещением сразу нескольких культурных памятников города. Они подготавливают комплекс образовательно-развлекательных мероприятий, с использованием мультимедийной техники, музыкально-театрального сопровождения, работы аниматоров, а так же опытных экскурсоводов. Турфирма «Дядюшка Ник» предлагает музейные туры с развлекательно-образовательными программами. Например, «Архитектурный облик Санкт-Петербурга» - знакомство с разными архитектурными стилями, с творчеством выдающихся петербургских зодчих. (2 - 8 класс; 3 - 5 часов.): «Петровское барокко - Д.Трезини», «Елизаветинское барокко - Ф.Б.Растрелли и С.Чевакинский», «Ансамбль зданий Эрмитажа», «Ансамбли К.Росси», «Расцвет Петербургского классицизма», «Архитектура периода эклектики», «Каменноостровский проспект как энциклопедия модерна», «Модерн в пространстве Петербурга», «Архитектурные стили в зодчестве Петербурга».

Комплекс программ реставрационно-хранительского направления имеет целью раскрыть ребёнку такие аспекты музея, которые знакомят его с техническими и технологическими особенностями существования и функционирования музея, выступающего в его хранительской функ­ции. В процессе таких занятий им показываются условия хране­ния и реставрации памятников, объясняются принципы дифференциации коллекции, приемы и особенности экспонирования изобразительного искусства в залах музея и т.п. В такие программы включаются стороны деятельности, недоступные обычному посетителю и предназначены для детей от 11 лет и старше. Такие программы создаются без особого увеселительного сопровождения и для их реализации директора школ или ДОУ должны подать заявку о желании сводить своих детей на подобную экскурсию.

Вовлечение маленьких посетителей в процесс творческой деятельности на базе коллекций музея — важное направление, определяемое как креатив­ное. Особой популярностью пользуется программа «рисование в музее». Самое главное не сама возможность повторить что-то находящееся перед глазами, а творить в «присутствии» великих мастеров прошлого. Важной особенностью этой программы является то, что исполнители — не про­фессиональные художники-малыши, и целью их творчества является воплощение собственного состояния, порожденного конкретной ситуацией, которую формирует погода, время года, количество людей, присутствующих в зале, и, наконец, сам зал и окружающие их друзья.

Таким образом, эта специальная программа имеет целью пробудить или спровоцировать творческое состояние ребёнка, которое у каждого проявляется по-своему и способствовать его осуществлению, получая вдохновение от работ великих мастеров в художественном музее. Такая специальная программа выступает мощным стимулятором творческих способностей детей. Такие программы предлагают музеи «Невский, 8» (галерея художников), Музей истории религии.

Игровые программы — тип специальной программы, предусматриваю­щей абсолютную самостоятельность детей, требующей особой подготовительной работы. Например, программа «Поиски сокро­вища» строится по принципу самостоятельного узнавания коллекции и ориентирования в ней по заданным маршрутам. Ребёнок располагает схемой-ребусом, позволяющей ему найти путь к некоему, неизвестному ему сокровищу. Программы такого рода предполагают неожиданную кон­цовку, когда, завершив свой путь по музею и достигнув искомой конечной точки, турист получает приз. В качестве такого приза может выступать и музейный сувенир, и художественный альбом, памятный лист — свиде­тельство об участии в программе и о победе. Такие программы имногда предлагает Русский этнографический музей, чаще детские музеи – Музей Кукол, музей «Вселенная воды» и пр.

Специфика программ на временных выставках в том, что время их действия ограничено. Будучи сконцентрированными вокруг определенной темы экспозиции, эти программы обладают относительной независимо­стью от последовательности специальных программ в целом. Если все спе­циальные проекты для детей, подготовка которых осуществляется в музее, должны быть связаны с коллекцией «по умолчанию», то программы, составленные для временных выставок этого правила не придерживаются. В этом смысле, выставка И. и Э. Кабаковых в Эрмитаже «Случай в музее», яркий пример. Выставка организована в музее и на музей ориентирована и названием, и сюжетом инсталляций. Расположение выставки в том крыле здания Главного штаба, где в XIX в. находилось Министерство финансов с министерской сейф-комнатой не случайно. Пустой шкаф — инсталляция 50-х гг. XX в. И. Кабакова — реминисценция объектов чиновничьего мира двух эпох с различным политическим строем. В здании Главного штаба, памятнике в честь победы над Наполеоном, в XIX в. были не только роскошные залы и кабинеты, но и множество подсобных помещений, от прачечных до пекарен, были там и жилые комнаты разных уровней: туалеты и шкафы, подобные тем, что присутствовали на выставке. Временная выставка И. и Э. Кабаковых позволила разработать несколько специальных программ по следующим тематическим блокам: «К. В. Нессельроде и А. М. Горчаков — внешняя политика и финансовые тайны»; «Убийство М. С. Урицкого Л. А. Каннегисером; тюрьма и музей уголовного розыска»; «Петербург Н. В. Гоголя в творчестве И. Кабакова»; «Союз Эрмитажа с музеем С. Гуггенхайма».

Совершенно новым направлением деятельности музея для детей, представлен­ным только в специальных программах, является арт-терапевтическое с технологией арт-тестирования и арт-коррекции. Эти программы строятся на основе современных эстетических представлений и с учетом новейших исследований в области воздействия художественного творчества на чело­веческий организм, осуществляемых, например, в Медицинской Академии им. И. И. Мечникова. В них актуализируются представления о роли искусства в психологической и физиологической реабилитации человека. Такие программы разрабатываются под непосредственным наблюдением сотрудников Медицинской Академии им. И. И. Мечникова. Работа проходит с пациентами-детьми с психическими или интеллектуальными отклонениями, с детьми из школьных учреждений коррекционного типа. Туристские фирмы подобными турами не занимаются. В таких проектах развивается новое направление искусствоведческой деятельности, которое не просто исследует природу цвета и других компонентов художественного текста, и раскрывает их практический смысл, но показывает и одновременно проверяет их «работу» на практике. Среди арт-терапевтических программ выделяются «психоэнергетические» и циклы, построенные на модусе пластического переживания. Примером данного направления могут быть программы, получившие название «Красная» и «Синяя»; «Свето-серебряная», «Энерго-психологический фонд Эрмитажа»; «Пульс камня» и др.

Тестирование слушателей при помощи специальных компьютерных программ, осуществляемое заранее, дает высокий эффект и позволяет ориентировать программу в нужном направлении, добиваясь максимально возможной в данных условиях гармонизации индивидуального состояния ребёнка.

Региональные и виртуальные специальные программы для семей, детей и подростков готовятся для выездных проектов и для музейных Интернет-сайтов. Выход музеев в регионы России означает серьезные перемены в деятельности организаций куль­туры, расширение географического пространства коммуникаций. Круп­ные региональные проекты последних лет связаны в Санкт-Петербурге с деятельностью Государственного Эрмитажа и Государственного Русского Музея и обращены к липецку, Пскову, Новгороду, Казани, городам Сибири и Урала, Архангельску, Саратову и др. Специальные программы правомер­но рассматривать как универсальный язык, объединяющий людей. Одна из ключевых ролей принадлежит в этом смысле сети Интернет. Главная задача разработчиков специальных виртуальных программ — сохранить произведение искусства, исторический документ как целостный объект, не допустить неостороженого обращения маленьгих детей с ним пользователя-посетителя и в то же время создать уникальный продукт. Авторы таких программ развивают два метода — метод сопоставления и метод выбора. Новые способы экспонирования музейных коллекций создает ряд профессиональных проблем, являющихся оборотной стороной новых технологий. Спорным является момент интерактивного общения с художественным творением, в результате чего возникает возможность произвольного выделения фрагментов и прочего манипулирования с произведением, на что оно по природе своей не рассчитано.

Интернет допускает «объектное» отношение к художественному творе­нию, что прямо противоположно культивируемому подчеркнуто ценност­ному отношению к произведению искусства или историческому памятнику в реальном музее. Интернет сайты требуют специальных разработок, кото­рые не стремились бы просто перевести на язык электронных технологий все имеющиеся формы музейной работы, но развивали бы новые, к кото­рым музеи пока еще только начинают подходить. Множественность интер­претаций в Интернет-среде сменяется мультивоздействием, что означает переход от углубленного восприятия к переживанию суммы внешних впе­чатлений, вызываемых, например, произведением искусства. отношения между зрителем и произведением, которые еще совсем недавно квалифици­ровались, как живой и глубоко личный диалог, теперь трансформируются в поведенческий полилог пользователя с компьютерной картинкой.

 Детская специальная программа любого типа представляет собой уникальную научно-исследовательскую разработку и особый вид коммуникации.

В результате анализа рынка музейного образовательного туризма для детей мы делаем ряд выводов: 1) на современном этапе становится всё больше новых разработов для детей, а так же имеется тенденция адаптации «старых» форм музейного туризма для детей разны возрастов. 2) на рынка туризма, а именно в нише работы туристских фирм нашего города, довольно мало программ, ориентированны на «интересное» изучение музейных ресурсов города, однако, на данный момент довольно много предложений появляется непосредственно от самих музеев, что повышает эффективность работы с детьми в рамках музейно-обрзовательного туризма.

Глава 3. Разработка музейного тура для школьников

3.1. Цели, задачи и программа тура

    Образовательные программы нового поколения, являются образцом учебной предметности.

При ознакомлении детей с природой, историей, искусством, одновременно решаются три задачи:

-учительная,

- образовательная,

- развивающая.

Учительная задача – это развитие у ребёнка способности видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.

Образовательная – обогащение представлений о мире природы, формирование мировоззрения.

Кроме того, знания по истории, природе и искусству, способствуют умственному развитию детей, развитию их логического мышления и речи. Если ребёнок научится любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой формой снежинок, полётом ласточки, у ребёнка разовьётся художественный вкус, выработается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания.

Эти задачи неотделимы друг от друга и решаются в комплексе на любом уроке. Но на уроке экскурсии эта триединая цель более очевидна.

Экскурсии выступают важной формой организации деятельности учащихся в процессе занятия школьников.

Таким образом, стоит отметить, что экскурсии выступают в качестве важной формы активизации познавательной деятельности учащихся, направляя при этом их познавательную деятельность через процесс синтеза, анализа и компонация.

Взаимосвязь и взаимодействие экскурсионных приёмов основываются, прежде всего, на сочетании показа с рассказом, беседой, моторными приёмами. Но в любом из сочетаний пока­за основным методом работы экскурсовода остаётся показ музейных объектов. Как правило, в процессе ведения экскурсии показ должен предшествовать рассказу, то есть быть первич­ным. Приёмы экскурсионного показа имеют свои особенности. По-разному показываются подлинные экспонаты и научно-вспомогательный материал. Различными бывают способы и приёмы - это и разбор экспоната, и его глубокий анализ, и описание либо демонстрация с кратким пояснением, и приёмы сравнения, сопоставления, аналогии, контраст.

Музей - место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидишь каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, школьник, даже живущий в столице, не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах школьного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него. В нашем школьном учреждении организованно два музея: «Народные умельцы» и музей «Путешественника».

В музее, прежде всего, следует собрать экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём и других народах, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспонаты, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

Второй особенностью музеев в школьном учреждении является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать. Школьнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети, конечно, с помощью воспитателя имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку, примерить на себя украшения из сундучка.

Работа в музее очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка.

Музей путешественника формирует у детей представление о Земле, жизни людей на Земле, таким образом, развивает планетарное мышление школьников.

Дети посещают музеи систематически, они их хорошо знают, ориентируются в них свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием.

Разработка тура для иногородних школьных групп:

Школьные группы принимаются, начиная с 8 лет, из расчета одна группа: 10-15 школьников + 2 сопровождающих взрослых на группу (не более) + родители по желанию.

Можно заказать экскурсионное обслуживание для нескольких групп на один день, которые отправляются на экскурсии с разными экскурсоводами друг за другом с интервалом 15 или 30 минут в зависимости от темы.

Стоимость экскурсионного обслуживания на одну группу составляет 1580 р. + в день экскурсии для всех необходимо приобрести входные билеты.

Многие экскурсионные темы идут с интервалом 30 минут между группами. Длительность экскурсий для школьников, в среднем, 60 минут.

1 день.

Встреча группы. Завтрак.

Проведение с детьми игрового занятия «Что такое экскурсия в музей?» (приложение 1).

Обзорная экскурсия по городу «Символы Санкт-Петербурга» с осмотром главных достопримечательностей Северной Столицы – Невский проспект, Адмиралтейство, Стрелка Васильевского Острова, Здание 12 коллегий, Кунсткамера, Медный Всадник, Здание Сената и Синода, Исаакиевский собор, памятник Николаю I, Зимний дворец, Спас-на-Крови, Марсово Поле, Михайловский замок, Летний Сад, Петропавловская крепость, домик Петра, крейсер «Аврора».

 

Обед в столовой (предварительное бронирование)

Размещение в гостиничном комплексе "На Боровой"

 

Экскурсия в Океанариум.

Участие в тематических экскурсиях и занятиях. Посещение «Шоу с тюленями» и «Шоу с акулами». Участие в конкурсе по популяризации биологических знаний «Большая Регата». Конкурс «Большая регата» — городской межмузейный конкурс-путешествие, организованный по инициативе океанариума при участии музеев и образовательных организаций города Санкт-Петербурга. Конкурс посвящен морским путешествиям, географическим открытиям, биологии морей и океанов, истории кораблестроения. Конкурс проводится в течение учебного года для школьных и семейных команд, которые, посещая музеи, выполняют разнообразные задания.

2 день.

Завтрак в гостинице.

Экскурсия в Русский музей – крупнейшая коллекция русской живописи, собранная в бывшем великокняжеском особняке (дворце Михаила Павловича).

Обед столовой (предварительный заказ)

Экскурсия в Планетарий. Посещение «Звездного зала», «Космического путешествия», «Лаборатории занимательных опытов», а так же выставки «Динозавры» на 3-ем этаже.

После экскурсии отдых в кафе на 1 этаже Планетария. Детям подается чай с выпечкой.

Ужин в гостинице. Свободное время

 

3 день.

Завтрак в гостинице. Сдача номеров.

Экскурсия в Ботанический сад Петра Великого. Посещение Японского Сада и Чайного Домика. Кимоно-шоу. Дегустация японского чая

Для того, чтобы попасть на это мероприятие, петербуржцам достаточно приобрести парковый билет. Стоимость взрослого - 50 Р., детского - 20 Р. Фотосъемка в парке бесплатна.

 

Обед столовой (предварительный заказ)

Сбор группы. Трансфер до вокзала

 

В стоимость входит:

- проживание в гостинице выбранной категории;

- питание - полупансион (завтрак и ужин);

- экскурсии по программе – обзорная, Океанариум, Русский музей, Планетарий,  Ботанический Сад Петра Великого.

- сопровождение гида.



2020-02-03 228 Обсуждений (0)
Рынок познавательных музейных туров для детей в Санкт-Петербурга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынок познавательных музейных туров для детей в Санкт-Петербурга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)