Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ проведенного эксперимента.



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Анализ проведенного эксперимента. 0.00 из 5.00 0 оценок




Объектом экспериментального исследования являлась учебно-творческая деятельность учащихся.

Предметом экспериментального исследования была оценка динамики развития технического творчества учащихся в учебно-творческой деятельности.

Цель эксперимента состояла в проверке истинности выдвинутой основной гипотезы исследования.

(Гипотеза исследования состояла в следующем: используя активный метод обучения (проблемная ситуация), преподаватель может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческое мышление, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.)

Исследуемые классы были выбраны таким образом, чтобы они не отличались по возрасту (13-15 лет), полу учащихся (все девушки), количественному составу учащихся. Оба класса имели одинаковую профессиональную подготовку. Уровень академической успеваемости исследуемых классах тоже был одинаковым.

Результативность технической творческой деятельности оценивалась двумя оценками. Первая оценка выставлялась за соответствующий уровень овладения отдельными элементами технического творчества, за решение учебных задач и выполнение творческих заданий, вторая – за вклад, который был сделан учащимися в разработку реального рационализаторского предложения.

С помощью анкетирования, тестирования обоих классов и выставленных оценок за успеваемость были вычислены средние значения каждого из показателей, приведенных в таблице. Было проведено 2 контрольных среза этих показателей: в начале эксперимента и по его завершению (через 1,5 месяца).

Тенденции развития способностей к техническому творчеству учащихся экспериментальной и контрольной групп, выявление обработки данных, приведены в таблице. В этой таблице способности разделены на блоки. Положительные тенденции обозначены символом «+», отрицательные – символом «–», отсутствие положительных или отрицательных сдвигов в развитии тех или иных способностей обозначено символом «0».

 

Блок способностей

Тенденции развития способностей

В экспериментальном классе В контрольном классе

Мотивационно-творческая активность и направленность личности

Любознательность в области технического творчества + -
Увлеченность в области технического творчества + -
Стремление к творческим достижениям + -
Стремление к получению высокой оценки технической творческой деятельности со стороны преподавателя + 0
Чувство долга и ответственности, проявляемое в процессе занятия техническим творчеством + -
Личная значимость технической творческой деятельности + -
Стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей + -

Интеллектуально-логические способности

Способность анализировать, сравнивать + +
Способность выделять главное, основное + +
Способность описывать явления, процессы + +
Способность давать определения + +
Способность объяснять + +
Способность доказывать, обосновывать + +
Способность систематизировать, классифицировать. + 0

Мировоззренческие свойства личности, способствующие успешной творческой деятельности

Убежденность личности в социальной значимости технической творческой деятельности в данной области + 0
Гуманистическая направленность творческой деятельности + -
Способность личности к овладению научными методами творческой деятельности + -
Ранговое место технического творчества среди наиболее значимых для личности творческих качеств + -

Способности личности к самоуправлению в творческой деятельности

Целеустремленность + -
Способность к планированию и рациональному использованию времени + 0
Способность к самоорганизации, мобилизации в процессе занятий техническим творчеством. + -
Способность к коррекции технической творческой деятельности. + 0

Коммуникативно-творческие способности

Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других. + -
Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в технической творческой деятельности. + 0
Способность избегать конфликтов в процессе творческой деятельности либо успешно их разрешать. + 0

Результативность технической творческой деятельности

Оценка учебно-творческой технической деятельности. + 0
Оценка технической творческой деятельности + -

 

Как видно из таблицы, в экспериментальном классе учащихся зарегистрированы положительные тенденции в развитии всех исследуемых способностей по всем уровням значимости. Это свидетельствует об эффективности использования проблемной ситуации на уроках технологии швейного производства.

Что касается контрольного класса учащихся, то в некоторых из блоков способностей зафиксированы отрицательные тенденции. Корень отрицательной реакции учащихся на традиционную, устоявшуюся организацию технического творчества усматривается, прежде всего, в её негативном влиянии на мотивацию учащихся к технической творческой деятельности.

Полученные начальные знания будят фантазию учащегося в направлении не столько создания изобретений, сколько формирование образа себя – изобретателя. И это, безусловно, оказывает положительное влияние на творческое становление учащихся, но лишь в том случае, если учебно-творческая деятельность даёт им возможность достижения реального творческого результата – разработки технического решения, претендующего на новизну или общественную значимость. В случае, когда деятельность по достижению творческого результата подменяется обычной, рутинной учебной деятельностью по решению известных задач известными способами, когда отсутствует ситуация выбора и нет необходимости собирать недостающую для комбинирования информацию, сформированная на первых уроках поверхностная мотивация оказывает обратное, отрицательное воздействие! Следует реакция на неуспех, на несбывшуюся мечту о себе – изобретателе, творце. Отсюда отрицательные тенденции в развитии у учащихся контрольном классе любознательности, увлечённости, стремления к новым творческим подходам, решениям. Характерно, что в стремлении к получению высокой оценки отрицательных тенденций не обнаружено.

Зафиксированные в контрольном классе отрицательные тенденции в мотивационной сфере, несомненно, повлияли на развитие таких способностей учащихся, как целеустремленность, гуманистическая направленность творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности.

Итак, анализ полученных результатов эксперимента подтвердил возможность и необходимость развития технического творчества у учащихся.

Глава 3.



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Анализ проведенного эксперимента. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ проведенного эксперимента.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)