Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства.



2020-03-17 281 Обсуждений (0)
Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ логики процесса создания нового технического решения даёт основание предположить необходимость сбора информации практически на всех этапах творческой деятельности, а также творческий характер сбора информации, т.е. отнести его к одному из видов деятельности, результатом которой является рождение нового.

Однако проведённый анализ не вскрыл механизма развития технического творчества в процессе сбора научно-технической информации, не разъяснил природу творческого характера сбора информации. Разобраться в этом помогает, на наш взгляд, разработанная Б.М. Кедровым концепция научно-технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трёх категорий диалектической логики: единичности, особенности и всеобщности, отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Эта концепция подчёркивает диалектическое единство генетического и структурного подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняем генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологических факторов, обусловливающих этот ход.

Академик Б.М. Кедров ввёл понятие "познавательно-психологический барьер" (ППБ) для характеристики возникающего в мышлении исследователя препятствия, которое носит одновременно психологический и логический (познавательный) характер. Такой барьер необходим, он выступает в качестве формы развития научной мысли для удержания её достаточно долгое время на ступени особенности, помогая тем самым подготовить переход на следующую более высокую ступень всеобщности. После выполнения познавательной функции ППБ окостеневает и из формы развития научной мысли превращается и её оковы. Преодоление ППБ составляет самую суть научных открытий (при этом об открытии мы говорим с учётом диалектики великого и малого).

В качестве инструмента исследования научно-технического творчества Б.М. Кедров предложил познавательно-психологическую схему творческого процесса (см. рис.).


В этой схеме использованы следующие обозначения:

Е - единичное, единичность;

О - особенное, особенность;

В - всеобщее, всеобщность;

ППБ - познавательно-психологический барьер;

Т - трамплин;

С - подсказка;

Х-Х - один из независимых необходимых рядов - движение творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В;

У-У - другой независимый необходимый ряд - внешнее, возможно случайное, постороннее по отношению к Х-Х событие или процесс.

 

Стрелки показывают переход от предыдущей ступени познания к последующей.

Препятствующий раскрытию истины ППБ, вставший на пути от О к В, преодолевается при помощи связки «подсказка – трамплин». Трамплин Т объективно существует в той же сфере бессознательного, в которой сложился и сам ППБ, и обнаруживается тогда, когда творческая мысль исследователя попадает на него благодаря подсказке С. Подсказка С возникает в точке пересечения двух независимых необходимых рядов. Один из них Х-Х – движение творческой мысли, ищущей путь перехода от О к В, другой ряд У-У –внешний, посторонний по отношению к движению мысли, работающей над преодолением ППБ, процесс, а часто случайное событие, которое вклинивается в работу мысли учёного или изобретателя. В момент пересечения обоих рядов возникает подсказка С, с помощью которой второй ряд У-У увлекает за собой творческую мысль (ряд Х-Х), безуспешно стремящуюся до тех пор пробиться сквозь ППБ. Мысль Х-Х, увлечённая процессом У-У в другую сторону, находит для себя новый путь. Она попадает на трамплин Т и обходит стоящий на её пути ППБ. Далее уже беспрепятственно Х-Х направляется к В. Обычно ППБ возникает и выполняет оградительные функции в процессе познания реальных противоречий. При этом исходное противоречие, существующее в природе, предварительно расчленяется исследователями на его противо­речивые части. Эти части сначала познаются в их обособлении и даже противопоставлении одна другой. ППБ создаёт возможности я необходи­мость созревания предпосылок для перехода (качественного скачка) к изучению обеих противоречивых сторон деятельности не изолированно друг от друга, а в их единстве и взаимодействии. В схеме Б.М. Кедрова отмечена также особая роль метода индукции, т.е. индуктивного обобщения, или «наведения», при переходе от единичного (отдельных фактов) к особенному (их первичной систематизации). Применяя метод индукции, человеческая мысль может двигаться всё время в рамках сознательного, используя для исследования и выявления причин изучаемых явлений вполне понятные, доступные для нашего рассудка логические приёмы: «метод присутствия», «метод отсутствия», «метод сопутствующих изменении» и пр. Однако, когда при движении от особенного ко всеобщему встречается препятствие, которое не поддаётся индуктивному объяснению, ведущую роль начинает играть интуиция. Под интуицией понимается процесс, характеризующийся тем, что в поисках решения наша мысль до поры до времени двигается как бы ощупью в сфере бессознательного и выход ее из этой сферы происходит не с помощью индукции, а путём внезапного, неконтролируемого самим человеком перескока из сферы бессознательного в сферу сознательного, т.е. осуществляется умозаключение без промежуточных звеньев. При этом память исследователя фиксирует не саму интуицию как явление, а только результат, достигнутый с помощью интуиции. В схеме Б.М. Кедрова интуиции отводится ведущая роль на участке от С до В, включая трамплин Т.

Очевидно, что в концепции Б.М. Кедрова не конкретизирована роль сбора информации в творческом процессе, но разработанная им схема представ­ляет собой удобный и эффективный инструмент исследования технического творчества.

Техническое творчество учащихся включает в себя два взаимосвязанных процесса. Первый – собственно творческая деятельность учащихся, цель которой совпадает с целью технического творчества вообще (другое дело, что она часто бывает не достигнута). Второй – учебно-воспитательная работа преподавателей., организаторов технического творчества учащихся, целью которой является развитие способностей учащихся к творчеству. Таким образом, техническое творчество учащихся – это педагогический процесс.

Между тем ни в одной из проанализированных нами структур технического творчества учащихся не отражены отношения, связи между деятельностью учащихся и деятельностью преподавателя. А поэтому и не разработан вопрос о соотношении деятельности учащихся и преподавателя в процессе сбора научно-технической и патентной информации.

Для выявления роли и места сбора информации о существующих технических решениях в процессе технического творчества учащихся, раскрытия его творческого характера необходимо построить единую структуру совместной (сотворческой) деятельности учащихся и преподавателя.



2020-03-17 281 Обсуждений (0)
Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Познавательно - психологическая схема творческого процесса – инструмент исследования проблемы развития изобретательства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)