Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие межбюджетных отношений в РФ.



2020-03-17 147 Обсуждений (0)
Развитие межбюджетных отношений в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективность местного самоуправления, во многом, зависит от того, какие ресурсы получают в свое распоряжение местные органы. Большинство из 13,5 тысяч муниципальных образований не имеют самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а, значит, не располагает дейст­венными возможностями по осуществлению своих полномочий.

Проблема неэффективности системы мест­ного самоуправления в России, во многом, свя­зана с отсутствием финансовой самодоста­точности на местном уровне. Реформу финансо­вого обеспечения деятельности органов местного са­моуправления целесообразно встроить в комплексный процесс реформирования межбюджетных отношений на всех уровнях.

В ходе проведения реформ бюджетная система страны претерпела значительные изменения. Про­изошло перераспределение части полномочий и от­ветственности от федерального к региональным и местным бюджетам. При этом объем финансовых потоков, определяемых взаимными расчетами меж­ду бюджетами, почти не сократился по сравнению с прежней системой исполнения единого консоли­дированного бюджета страны, отличавшейся высо­кой степенью централизации управления. Резко упала дисциплина межбюджетных платежей. Влас­ти всех уровней получили множество поводов для взаимных претензий, а значительное число граж­дан оказались даже без гарантируемого государством социального минимума.

Есть точка зрения, что следует восстановить жесткую централизацию бюджетной системы, по­хожей на то, что у нас было раньше: с ежегодным согласованием и утверждением бюджетов вышесто­ящими органами, покрытием “планового” дефи­цита, дифференциацией нормативов распределения доходов под плановые доходы и т.д.

Другая позиция состоит в том, что нужна “конфедерализация” бюджетной системы, переход к так называемой “одноканальной модели”, когда каж­дый регион собирает у себя, сколько может, а по­том платит в общий котел, сколько хочет (или сколь­ко удастся “отстоять” от поползновений центра).

Думается, что оба подхода не решают ни одной из проблем, зато создают множество новых.

Общее направление движения — реальный бюд­жетный федерализм. Это отнюдь не теоретическая конструкция, а апробированный многими страна­ми путь решения конкретных проблем. Нам не надо изобретать велосипед, надо, условно говоря, по­менять покрышки на более приспособленные к рос­сийским дорогам.

Почему большинство стран, не обязательно фе­деративных, идут по пути децентрализации бюд­жетной системы (разумеется, не впадая в сепара­тизм). Для этого есть множество чисто политических причин и всего одна экономическая. И именно она имеет решающее значение. Разумно децентрализованная бюджетная систе­ма более эффективна.

В такой системе отношение между уровнем на­логообложения и качеством и количеством получа­емых взамен бюджетных услуг со временем «под­страивается» под интересы и предпочтения населе­ния разных регионов и муниципалитетов. В резуль­тате каждый рубль налогов в среднем начинает приносить обществу и гражданам большую отдачу.

Разумеется, это не более чем идеальная модель. Но именно она задает общее направление реформ. Региональные и местные власти должны иметь ре­альную бюджетную самостоятельность и, что не менее важно, нести полную ответственность за при­нимаемые решения. Для того, чтобы эти решения были обоснованными, понятными населению, не­обходимы четкие и стабильные правила игры. В самых общих чертах набор таких правил прост. Это:

1) четкое разделение расходных полномочий,

2) стабильное закрепление доходных источников, отвечающие расходным полномо­чиям и ответственности властей разных уровней,

3) объективное и “прозрачное” бюджет­ное выравнивание, перераспределение ресурсов между регионами.

Создание таких правил или ус­ловий и есть ответ на вопрос “Что делать?”. Но здесь возникает вопрос: с чего начать? С раз­граничения расходных полномочий. Без этого вся си­стема межбюджетных отношений лишается объектив­ного фундамента, становится политически обуслов­ленной и непрозрачной.

В современных условиях развития российской экономики значение правильно построенной системы межбюджетных отношений трудно переоценить. Большинство экономистов и политиков признают факт возникновения проблем в российской экономике в результате влияния последствий мирового финансового кризиса, что отражается в усилении роли государственного финансового регулирования, в т.ч. межбюджетных отношений.[18]

Главный залог успешного и стабильного развития страны - это крепкое первичное звено финансовой системы государства, т.е. финансы субъектов хозяйствования. Чем сильнее развиты различные сферы народного хозяйства страны, тем более устойчива ее экономика в силу своей диверсифицированности. В этой связи необходимо отметить, что в настоящее время российская экономика характеризуется наличием такой серьезной проблемы, как дисбаланс ее структуры. Основная часть успешно функционирующих предприятий, так или иначе, связана с добычей сырья, использованием природных ресурсов. Однако природные ресурсы распределены по территории Российской Федерации неравномерной, в отличие от человеческих ресурсов, перераспределить их практически невозможно. В результате люди являются заложниками той ситуации, когда развиваются уже достаточно развитые регионы в силу экономико-географического положения, а качество жизни людей большинства регионов, на территории которых не ведется добыча минерального сырья, фактически зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

Таким образом, перед Россией стоит важная задача - построение экономики с пропорционально развитой структурой народного хозяйства. При этом перспективное направление - это инвестиции в человеческий капитал, связанные со сферой высоких технологий. Высокоинтеллектуальному производству присуща такая важная черта, как мобильность. В таком случае у государства появляется возможность влиять на территориальное развитие путем перемещения информационной экономики главный источник прибыли - не основной капитал, не станки и даже не денежные ресурсы, а знания.

До тех пор пока сохраняются серьезные различия в бюджетной обеспеченности регионов, объем и качество бюджетных услуг не должны быть поставлены в зависимость от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, которые значительно дифференцированы в результате сложившейся структуры их экономики и степени развития экономического потенциала. В этой связи необходимо продолжать совершенствование межбюджетных отношений с учетом стратегических целей развития государства, в числе которых - переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития .

Для того чтобы приблизиться к достижению поставленных стратегических ориентиров был реализован ряд важных мер, в том числе касающихся межбюджетных отношений и направленных на стимулирование субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

 



2020-03-17 147 Обсуждений (0)
Развитие межбюджетных отношений в РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие межбюджетных отношений в РФ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)