Распределение этапов в медиации по стадиям
КАРТА МЕДИАЦИИ Лаврова Н.М., Лавров В.В.
Формулирование запроса и целеполагание медиации Типология конфликтов по характеру возникновения и разрешения Лавров В.В., Лаврова Н.М.
А. Типология конфликтов в соответствии с провоцирующим фактором
Б. Типология конфликтов в соответствии со способом урегулирования
Определение терминов, используемых при составлении карты медиации • Гармоничные отношения - функциональные связи, обеспечивающие обмен информацией с позитивной эмоциональной насыщенностью. Отсутствие негативной эмоциональности способствует повышению ресурса взаимодействия сторон. Стороны оказывают друг другу поддержку во всех случаях, даже если не совпадают цели их деятельности. • Договор — формализованный тип соглашения сторон при урегулировании противоречий. Выражается в конкретизации прав и обязанностей сторон по перемещению материальных ресурсов и нематериальных благ. Заключается после переговоров сторон и обеспечивается, прежде всего, мобилизацией их интеллекта. Завершается выработкой совместно одобренного документа. • Закрытый конфликт — участники такого конфликта пренебрегают мнением посторонних лиц, выстраивая свои отношения. Сведения о конфликте не распространяются за пределы зоны спорных сторон. • Запрос на медиацию - формулировка, отражающая комплексный смысл общих ожиданий участников конфликта от разрешения конфликта. Включается отдельным пунктом в раздел соглашения по проведению процедуры медиации, посвященный изложению предмета спора. Определяет целеполагание работы медиатора. • Интересы спорных сторон — комплекс поведенческих мотиваций, вовлекающих спорные стороны в конфликт (где мотивация, по сути, есть программа действий по удовлетворению актуальной потребности). • Инцидент — реальное или воображаемое одной из сторон событие, обозначающее момент перехода противоречий в зону конфликта. • Карта медиации — схема алгоритмов медиации в переходе от систематизации интересов спорных сторон к выяснению ожиданий от урегулирования спора и далее к формулированию запроса на медиацию и определению вариантов взаимоприемлемого соглашения. • Конфликт — отношения сторон, характеризующиеся разрушением конструктивного сотрудничества вследствие напряжения противоречий, обусловленных несовпадением интересов и мотиваций поведения в проблемной ситуации, общей для сторон. Вместе с обострением разногласий деструктивные отношения провоцируются негативными социально-экономическими влияниями, а также поступками, совершенными сторонами вследствие принятия ошибочных решений. • Конфронтация - взаимоотношения сторон конфликта после перехода от скрываемого и сдерживаемого противостояния к явному активному противодействию. • Кризисы семьи — это нормативные, то есть обусловленные переходом семьи из одной стадии жизненного цикла в другую, и ненормативные, то есть возникающие на любой стадии ситуации напряжения противоречий с угрозой разрушения семейной целостности. • Медиатор — нейтральная сторона (дееспособное физическое лицо), организующая коммуникацию спорных сторон в процессе достижения соглашения при урегулировании конфликта. Соблюдая принципы непредвзятости, добровольности, конфиденциальности и доверительности, действует на профессиональном или непрофессиональном уровне на основе медиативной компетенции, то есть опираясь на жизненный опыт, личностные качества и навыки общения, обеспечивающие способность управлять коммуникацией спорных сторон и оказывать им содействие в принятии жизненно важных решений. • Медиация - содействие независимого посредника в урегулировании конфликта и в формулировании соглашения, восстанавливающего конструктивное сотрудничество и толерантные отношения спорных сторон. Обеспечивается формированием условий для плодотворной коммуникации сторон. Осуществляется помощь спорным сторонам в оценке собственных позиций, а также в определении алгоритмов принятия жизненно важных решений по выходу из конфликта. На стадии премедиации с тщательным соблюдением норм законодательства устанавливаются предпосылки взаимодействия сторон. На стадии постмедиации по просьбе спорных сторон отрабатывается перспектива гармонизации отношений с возможным привлечением психологического консультанта и психотерапевта. • Ожидания спорных сторон - комплекс мотиваций, отражающих стремление участников конфликта к достижению соглашения и преодолению противоречий. • Открытый конфликт—формирование и развитие такого конфликта происходит под влиянием социума, в котором находятся стороны конфликта. Сведения о конфликте распространяются за пределы зоны спорных отношений. • Переговоры — обмен информацией между спорными сторонами в процессе решения конфликтной проблемы, заключения соглашения и формулирования договора. Наличие посредника (медиатора, содействующего урегулированию спора), обладающего коммуникативными навыками, облегчает достижение результата, поскольку снижается влияние негативных факторов (в частности, неверного понимания контекстов, попыток манипуляции, распространения дезинформации и т. д.). Успех переговоров обусловлен, прежде всего, мобилизацией интеллекта спорных сторон. • Примирительная процедура - комплекс медиативных мероприятий, направленных на выявление интересов, противоречивость которых привела к конфронтации, с последующим разрешением конфликта посредством выработки свода правил, определяющих поведение спорных сторон. Производится констатация обстоятельств с конкретизацией прав и обязанностей сторон по перемещению материальных ресурсов и нематериальных благ. Не предусматривается изменение установленных обстоятельств. • Принятие решения — это результат оценки проблемной ситуации с формулированием алгоритма последующих действий, ведущих к выходу из ситуации. Обеспечивается работой интеллекта, структура которого включает в себя специфические и неспецифические (регуляторные и эмоциогенные) образования мозга. Мобилизация функционального потенциала эмоциональных механизмов мозга облегчает работу интеллекта. • Пространство конфликта - комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на динамику конфликта. Внутренние факторы: противоречия интересов и мотиваций спорных сторон, провоцирующие конфликт. Внешние факторы: социальные, экологические и экономические обстоятельства, определяющие развитие конфликта. • Противоречия - противоположные мнения сторон по поводу решений и действий в условиях общих актуальных жизненных проблем. По мере напряжения переходят из зоны дискуссии в зону полемики и далее в зону конфликта. • Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в гармонизации его функционального состояния и в гармонизации информационно - эмоциональных отношений с окружающими. Обеспечивается переформированием контекстов, используемых клиентом для оценки жизненной ситуации. Применяется психологический инструментарий, повышающий объективность анализа состояния клиента и облегчающий мобилизацию его функционального ресурса в процессе принятия и выполнения оптимальных решений. • Соглашение—взаимоприемлемое разрешение противоречий в общей проблемной ситуации, когда ни одна из сторон спора не считает себя проигравшей. Обусловлено переходом спорных сторон от состояния противодействия к конструктивному сотрудничеству. Сопровождается эмоциональной разрядкой в отношениях спорных сторон. Допускается как формальное (с соблюдением установленного порядка), так и неформальное (в произвольном виде) одобрение принятого решения. • Согласительная процедура - комплекс медиативных мероприятий по выявлению ожиданий спорных сторон с последующей интеграцией ожиданий и определением позиций сторон, обеспечивающих урегулирование конфликта. Допускается изменение позиций, если такое изменение способствует толерантности и партнерскому взаимодействию сторон. • Споры - столкновение противоречий, обладающих свойством эскалации напряжения в континууме дискуссия-полемика- конфликт. • Толерантные отношения—это такое взаимодействие сторон, которое характеризуется конструктивным сотрудничеством и партнерством в достижении общих целей. Стороны пренебрегают негативной эмоциональной составляющей отношений, принимая решения по общим проблемам. • Функциональный ресурс семьи - это показатель способности семьи преодолевать кризисы, формировать гармоничные внутрисемейные взаимоотношения, разрешать возникающие противоречия, а также оказывать поддержку членам семьи при решении личных проблем. • Эмоциональный интеллект — условно выделяемая область интеллекта, характеризуемая способностью оценивать собственное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей. Облегчает налаживание партнерских взаимоотношений в рамках эффективного конструктивного сотрудничества.
Словарь Агрессия — индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе. Антагонизм — непримиримое противоречие. Антипатия — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности. Арбитр — третья сторона в конфликте. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе. Внутриличностный конфликт — конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов. Враждебность — психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению. Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы). Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы — внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот. Групповые конфликты — конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность—группа» или «группа-группа». Групповые нормы — правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения. Групповые санкции — принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы. Диагностика конфликта — исследование конфликта с целью определения его основных характеристик. Динамика конфликта — ход развития конфликта по этапам и фазам. Инцидент — 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Институционализация конфликта — установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом. Инцидент конфликта – третья стадия типично развивающегося социального конфликта, предшествующая инциденту. Интерес — то, что побудило участника конфликта занять свою позицию. Катарсис — термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис — это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзацобъекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.). Компромисс — стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки. Конгруэнтность — адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию. Консенсус — общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок. Конфликт — отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами. Конфликтогены — слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния. Конфликтногенность – предрасположенность социального субъекта к конфликтным ситуациям, детерминированная системой факторов экономического, политического, психофизиологического, экологического, духовно-культурного и иного характера. Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте. Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер). Лидерство — способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера. Маргиналы — неадекватные, не приспособившиеся к социальным условиям люди. Медиатор — профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта. Медиация — переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника — медиатора. Межличностные конфликты — противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий. Мотивы — истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту. Образ конфликтной ситуации — субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта. Поведение конфликтное — агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне. Позиция — то, о чем заявляют субъекты конфликта. Посредник — третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы. Предмет конфликта — то, из-за чего возник конфликт. Предупреждение конфликта — деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме. Прогнозирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии. Проекция — осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других. Противоборство — взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба. Разрешение конфликта — вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта. Регрессия — реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными. Регулирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Ригидность — отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке. Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе. Соперничество — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником. Сотрудничество — стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Социальный конфликт – противодействия социальных субъектов, обусловленные противоречием их интересов и осознанием этого противоречия. Социальная напряженность — психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий. Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким. Статус социальный — общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей. Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему. Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д. Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок). Управление конфликтом — целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию. Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Уступка — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника. Уход — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |