Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Распределение этапов в медиации по стадиям



2020-03-17 728 Обсуждений (0)
Распределение этапов в медиации по стадиям 0.00 из 5.00 0 оценок




 КАРТА МЕДИАЦИИ

Лаврова Н.М., Лавров В.В.

 

 

Формулирование запроса и целеполагание медиации

Типология конфликтов по характеру возникновения и разрешения

Лавров В.В., Лаврова Н.М.

 

А. Типология конфликтов в соответствии с провоцирующим фактором

Типы провокации конфликта Способ урегулирования конфликта
I Противоположность интересов в общей проблемной ситуации. Поиск совпадающих ожиданий спорных сторон и формулиро­вание соглашения.
II Негативное влияние социально-экономических факторов на поведенческие установки. Перевод конфликта в закрытую форму, мобилизация спорных сторон на сопротивление не­гативным внешним влияниям.
III Последствия поступков, обу­словленных ошибкой в оценке и прогнозе ситуации. Мобилизация интеллекта опор­ных сторон на исправление ошибки и преодоление послед­ствий ошибочных действий. Переговоры с акцентом на личную ответственность.

Б. Типология конфликтов в соответствии со способом урегулирования

Типы раз­решения конфлик­та Достигаемый результат Полезно приме­нять в условиях, когда: Вредно исполь­зовать в усло­виях, когда:
I Избегание решения проблемы в основе конфлик­та Отсутствует обострение  конфликта. Решение проблемы перено­сится в буду­щее. Со време­нем проблема может потерять актуальность, и конфликт угасает. Однако при этом остает­ся i негативный эмоциональный «осадок». Конфликтная проблема не имеет большой важностей,   не  требует немед­ленного реше­ния, не угрожа­ет постоянным повторением Конфликт за­трагивает жизненно важные интересы и со­храняет посто­янную актуаль­ность.
II     Согласо­вание пра­вил дальнейших действий Стороны кон­фликта гаран­тируют сохране­ние статус-кво; и обещают не причинять друг другу вреда. При этом одна сторона оказы­вается в выи­грышном поло­жении, а другая - в положении проигравшего, что чревато не­предсказуемо­стью развития конфликта Стороны кон­фликта исчер­пали ресурсы разрешения конфликта в свою пользу. Прогнозируется Изменение ситу­ации с неопреде­ленной перспек­тивой. Сторона кон­фликта, ока­завшаяся в проигрыше, способна в будущем решить конфликт в свою пользу после накопления ресурсов.
III Внешний арбитраж Решение обще­признанного ар­битра диктует урегулирование конфликта в соответствии с установленны­ми законами, правилами по­ведения и нор­мами справед­ливости. Арбитр обеспечивает контроль выпол­нения решения. Не исключается ситуация с про­игравшей сто­роной. Каждая из сто­рон конфликта обладает высо­ким ресурсом и способна свои­ми действиями причинить со­пернику и окру­жающим боль­шой вред. Несправед­ливость реше­ния арбитра вследствие ошибки или вовлеченности в конфликт, а также отсут­ствие у арбитра достаточных ресурсов для контроля за выполнением решения могут провоцировать обострение кон­фликта.
IV Согласо­вание ин­тересов Стороны разре­шают конфликт при содействии посредника (медиатора), помогающего найти согласо­ванное реше­ние. Стороны взвешивают свои интересы и ожидания, обсуждают их и находят равно­весный вариант. Отсутствует про­игравшая сто­рона. Стороны кон­фликта обла­дают равными возможностями добиваться ре­шения пробле­мы в свою поль­зу и не готовы рисковать ради победы в кон­фликте. Неверная оцен­ка конфликту­ющими сторо­нами своих и чужих ресур­сов приводит к разрушению соглашений и переводит кон­фликт на но­вый уровень.
  V Переход к партнер­ским отно­шениям   Складываю­щиеся партнер­ские отноше­ния уменьшают актуальность конфликт­ной ситуации. Возникший спор разрешается без конфронтации. Отсутствуют победитель и побежденный, поэтому отноше­ния не омрача­ются негативны­ми эмоциями. Более того, спо­ры в условиях партнерства способствуют мобилизации личностного и группового по­тенциала спор­ных сторон.   Существует пер­спектива дли­тельного взаи­модействия, есть общие цели и интересы, важ­ность которых превосходит те, что затронуты в конфликтной ситуации.   Неверная оцен­ка сторонами своих и чужих ресурсов, а так­же наличие у сторон целей, противореча­щих партнер­ству, вызывает разрушение партнерства и углубляет кон­фликты.  

Определение терминов, используемых при составлении карты медиации

• Гармоничные отношения - функциональные связи, обе­спечивающие обмен информацией с позитивной эмоциональной насыщенностью. Отсутствие негативной эмоциональности спо­собствует повышению ресурса взаимодействия сторон. Стороны оказывают друг другу поддержку во всех случаях, даже если не совпадают цели их деятельности.

• Договор — формализованный тип соглашения сторон при урегулировании противоречий. Выражается в конкретизации прав и обязанностей сторон по перемещению материальных ресурсов и нематериальных благ. Заключается после переговоров сторон и обеспечивается, прежде всего, мобилизацией их интеллекта. Завершается выработкой совместно одобренного документа.

• Закрытый конфликт — участники такого конфликта прене­брегают мнением посторонних лиц, выстраивая свои отношения. Сведения о конфликте не распространяются за пределы зоны спорных сторон.

• Запрос на медиацию - формулировка, отражающая комплекс­ный смысл общих ожиданий участников конфликта от разрешения конфликта. Включается отдельным пунктом в раздел соглашения по проведению процедуры медиации, посвященный изложению предмета спора. Определяет целеполагание работы медиатора.

• Интересы спорных сторон — комплекс поведенческих моти­ваций, вовлекающих спорные стороны в конфликт (где мотивация, по сути, есть программа действий по удовлетворению актуальной потребности).

• Инцидент — реальное или воображаемое одной из сторон событие, обозначающее момент перехода противоречий в зону конфликта.

• Карта медиации — схема алгоритмов медиации в пере­ходе от систематизации интересов спорных сторон к выяснению

ожиданий от урегулирования спора и далее к формулированию запроса на медиацию и определению вариантов взаимоприемле­мого соглашения.

• Конфликт — отношения сторон, характеризующиеся раз­рушением конструктивного сотрудничества вследствие напря­жения противоречий, обусловленных несовпадением интересов и мотиваций поведения в проблемной ситуации, общей для сторон. Вместе с обострением разногласий деструктивные отношения про­воцируются негативными социально-экономическими влияниями, а также поступками, совершенными сторонами вследствие при­нятия ошибочных решений.

• Конфронтация - взаимоотношения сторон конфликта по­сле перехода от скрываемого и сдерживаемого противостояния к явному активному противодействию.

• Кризисы семьи — это нормативные, то есть обусловленные переходом семьи из одной стадии жизненного цикла в другую, и не­нормативные, то есть возникающие на любой стадии ситуации напря­жения противоречий с угрозой разрушения семейной целостности.

• Медиатор — нейтральная сторона (дееспособное физическое лицо), организующая коммуникацию спорных сторон в процессе до­стижения соглашения при урегулировании конфликта. Соблюдая принципы непредвзятости, добровольности, конфиденциальности и доверительности, действует на профессиональном или непро­фессиональном уровне на основе медиативной компетенции, то есть опираясь на жизненный опыт, личностные качества и навыки общения, обеспечивающие способность управлять коммуникацией спорных сторон и оказывать им содействие в принятии жизненно важных решений.

• Медиация - содействие независимого посредника в уре­гулировании конфликта и в формулировании соглашения, вос­станавливающего конструктивное сотрудничество и толерантные отношения спорных сторон. Обеспечивается формированием условий для плодотворной коммуникации сторон. Осуществляется помощь спорным сторонам в оценке собственных позиций, а также в определении алгоритмов принятия жизненно важных решений по выходу из конфликта. На стадии премедиации с тщательным соблюдением норм законодательства устанавливаются пред­посылки взаимодействия сторон. На стадии постмедиации по просьбе спорных сторон отрабатывается перспектива гармонизации отношений с возможным привлечением психологического консультанта и психотерапевта.

• Ожидания спорных сторон - комплекс мотиваций, отражаю­щих стремление участников конфликта к достижению соглашения и преодолению противоречий.

• Открытый конфликт—формирование и развитие такого кон­фликта происходит под влиянием социума, в котором находятся стороны конфликта. Сведения о конфликте распространяются за пределы зоны спорных отношений.

• Переговоры — обмен информацией между спорными сторо­нами в процессе решения конфликтной проблемы, заключения соглашения и формулирования договора. Наличие посредника (медиатора, содействующего урегулированию спора), обладающего коммуникативными навыками, облегчает достижение результата, поскольку снижается влияние негативных факторов (в частности, неверного понимания контекстов, попыток манипуляции, распро­странения дезинформации и т. д.). Успех переговоров обусловлен, прежде всего, мобилизацией интеллекта спорных сторон.

• Примирительная процедура - комплекс медиативных мероприятий, направленных на выявление интересов, противо­речивость которых привела к конфронтации, с последующим разрешением конфликта посредством выработки свода правил, определяющих поведение спорных сторон. Производится конста­тация обстоятельств с конкретизацией прав и обязанностей сторон по перемещению материальных ресурсов и нематериальных благ. Не предусматривается изменение установленных обстоятельств.

• Принятие решения — это результат оценки проблемной ситуации с формулированием алгоритма последующих дей­ствий, ведущих к выходу из ситуации. Обеспечивается работой интеллекта, структура которого включает в себя специфические и неспецифические (регуляторные и эмоциогенные) образования мозга. Мобилизация функционального потенциала эмоциональ­ных механизмов мозга облегчает работу интеллекта.

• Пространство конфликта - комплекс внешних и внутрен­них факторов, влияющих на динамику конфликта. Внутренние факторы: противоречия интересов и мотиваций спорных сторон, провоцирующие конфликт. Внешние факторы: социальные, экологические и экономические обстоятельства, определяющие развитие конфликта.

• Противоречия - противоположные мнения сторон по поводу решений и действий в условиях общих актуальных жизненных проблем. По мере напряжения переходят из зоны дискуссии в зону полемики и далее в зону конфликта.

• Психологическое консультирование - профессиональная помощь клиенту в гармонизации его функционального состояния и в гармонизации информационно - эмоциональных отношений с окружающими. Обеспечивается переформированием контек­стов, используемых клиентом для оценки жизненной ситуации. Применяется психологический инструментарий, повышающий объективность анализа состояния клиента и облегчающий мо­билизацию его функционального ресурса в процессе принятия и выполнения оптимальных решений.

• Соглашение—взаимоприемлемое разрешение противоречий в общей проблемной ситуации, когда ни одна из сторон спора не считает себя проигравшей. Обусловлено переходом спорных сторон от состояния противодействия к конструктивному сотрудниче­ству. Сопровождается эмоциональной разрядкой в отношениях спорных сторон. Допускается как формальное (с соблюдением установленного порядка), так и неформальное (в произвольном виде) одобрение принятого решения.

• Согласительная процедура - комплекс медиативных меро­приятий по выявлению ожиданий спорных сторон с последующей интеграцией ожиданий и определением позиций сторон, обеспе­чивающих урегулирование конфликта. Допускается изменение позиций, если такое изменение способствует толерантности и партнерскому взаимодействию сторон.

• Споры - столкновение противоречий, обладающих свой­ством эскалации напряжения в континууме дискуссия-полемика- конфликт.

• Толерантные отношения—это такое взаимодействие сторон, которое характеризуется конструктивным сотрудничеством и партнерством в достижении общих целей. Стороны пренебрегают негативной эмоциональной составляющей отношений, принимая решения по общим проблемам.

• Функциональный ресурс семьи - это показатель способ­ности семьи преодолевать кризисы, формировать гармоничные внутрисемейные взаимоотношения, разрешать возникающие противоречия, а также оказывать поддержку членам семьи при решении личных проблем.

• Эмоциональный интеллект — условно выделяемая область интеллекта, характеризуемая способностью оценивать собствен­ное эмоциональное состояние и состояние окружающих людей. Облегчает налаживание партнерских взаимоотношений в рамках эффективного конструктивного сотрудничества.

 

Словарь

Агрессия — индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Антагонизм — непримиримое противоречие.

Антипатия — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр — третья сторона в конфликте.

Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт — конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов. Враждебность — психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция — объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы — внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты — конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность—группа» или «группа-группа».

Групповые нормы — правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции — принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы. Диагностика конфликта — исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта — ход развития конфликта по этапам и фазам.

Инцидент — 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Институционализация конфликта — установление четких норм и правил конф­ликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управле­нию конфликтом.

Инцидент конфликта – третья стадия типично развивающегося социального конфликта, предшествующая инциденту.

Интерес — то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Катарсис — термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после мо­литвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, об­легчение после психического напряжения. Катарсис — это освобождение от от­рицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает ос­вобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзацобъекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс — стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность — адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус — общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт — отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация — накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены — слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.

Конфликтногенность – предрасположенность социального субъекта к конфликтным ситуациям, детерминированная системой факторов экономического, политического, психофизиологического, экологического, духовно-культурного и иного характера.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер — член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформаль­ный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство — способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Маргиналы — неадекватные, не приспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор — профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация — переговорный процесс по разрешению конфликта с участием по­средника — медиатора.

Межличностные конфликты — противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы — истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Образ конфликтной ситуации — субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное — агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция — то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник — третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта — то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта — деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция — осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство — взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта — вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регрессия — реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта — вид деятельности субъекта управления, направ­ленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сто­рону разрешения.

Ригидность — отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке вос­приятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соперничество — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество — стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальный конфликт – противодействия социальных субъектов, обусловленные противоречием их интересов и осознанием этого противоречия.

Социальная напряженность — психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус — реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный — общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Структура конфликта — совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Толерантность — терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т.д.

Трансакция — единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом — целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Установка конфликтная — предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход — стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

 



2020-03-17 728 Обсуждений (0)
Распределение этапов в медиации по стадиям 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Распределение этапов в медиации по стадиям

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)