Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава III . Использование медиации в системе образования



2020-03-17 297 Обсуждений (0)
Глава III . Использование медиации в системе образования 0.00 из 5.00 0 оценок




III. 1.Медиация в образовательном процессе

Все больше в России уделяется внимание созданию служб примирения. Исходя из специфики работы служб примирения выделяют школьные службы примирения (СШБ), службы примирения, которые работают с несовершеннолетними. Рассмотрим по порядку, опираясь на нормы существующих документов по формировании служб примирения.

Профессионалами медиации разработаны теоретические основы медиации в образовательном учреждении. Рассмотрим основополагающие основы. В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений всех типов, учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования, ВУЗов. 

В школьную службу примирения (ШСП) обязательно входят учащиеся-медиаторы и взрослый куратор. 

В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:

а) учащиеся;

б) педагогические работники образовательного учреждения;

в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.

 Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком. 

Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения. Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях. 

Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.

Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.

Допускается, чтобы стороны конфликта были направлены администратором на предварительную встречу с медиатором (где проясняется ситуация конфликта и рассказывается о медиации), но встреча между сторонами проходит только добровольно. 

Куратор должен получить согласие от родителей медиаторов-школьников на их участие в работе службы примирения. 

Служба примирения должна разработать положение, которое должно быть утверждено администрацией образовательного учреждения. Также возможно внесение дополнений о службе примирения в устав образовательного учреждения и другие документы. 

 Если в результате конфликта стороне нанесён материальный ущерб, то присутствие взрослого на встрече в качестве соведущего обязательно, а куратору рекомендуется пригласить на встречу родителей, либо получить разрешение родителей на участие их детей в данной медиации.

По аналогии службы примирения могут создаваться в общежитиях, спецшколах и в иных образовательных учреждениях.

Как уже отмечалось, в процессе школьной медиации могут быть задействованы школьники. Причем это позволит не только подготавливать медиаторов, но и покажет школьникам-участникам процесса медиации, как негативно конфликты влияют на взаимоотношения, какие последствия могут наступать, а также научат школьников избегать конфликтных ситуаций, находить решения и т.д.

И при выборе претендентов на соответствующие должности необходимо опираться на соответствующие разумные принципы.

Куратором медиации должен быть выбран человек, который:

• Сам заинтересован в развитии восстановительных практик в школе и принимает их ценности.

• Имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях.

• Пользуется авторитетом у учителей и учеников.

• Может отстаивать свое мнение перед администрацией.

• Может организовать неформальную группу школьников.

• Готов продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех лет) работать со службой примирения.

Из этого следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать, поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе новый подход куратор делает сам. 

Определенной спецификой отличается отбор школьников-медиаторов в службу примирения.  

Отбор участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому все заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому, что участники тренинга получат много важных навыков для себя, но медиаторами для других не станут. 

При наборе возможны следующие проблемы: 

• На тренинг присылали «активистов» школы, которые во участвуют в разных делах    школы и у них не остается времени на проведение медиаций. Они уже самоутвердились и в целом бесконфликтны. Поскольку конфликты им не очень интересны, то после тренинга они благодарят и уходят. 

• На тренинг присылали «трудных» подростков на «перевоспитание». Часть из них втягивается в работу, но в основном им непривычно работать медиаторами с другими.

Алгоритм отбора школьников-медиаторов.

Обычно набор проходит так: куратор обходит старшие классы (обычно это восьмые и десятые, поскольку у них нет экзаменов) и задает им два вопроса. 

Первый вопрос предполагает анонимный ответ и звучит примерно так: «К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать». 

Второй вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя».

В результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то назвали 3-4 человека, то значит, способности к решению чужих конфликтов у него скорее всего есть, а если и ему самому это интересно – то это кандидат на базовый семинар по восстановительной медиации.

Со списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они могли внести свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников (например, кто-то из учащихся перегружен, ему далеко ездить или еще что-то). Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и потенциальных медиаторов, и самих учеников школы.

Мнение куратора об участниках также имеет большое значение, поскольку именно ему работать в будущем с этими подростками и создавать из них команду. Если куратор считает, что с кем-то из медиаторов он не сработается, то лучше этого подростка не приглашать (по крайней мене в начале, пока команда службы примирения только создается). 

После тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил, что будут медиаторами - приносят разрешение от родителей. Если родители не дают разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет причину отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить (например, что это не  психологическая работа или сколько времени примерно времени будет занимать работа в службе примирения).

Необходимо понимать, что при медиации по уголовным делам в отношении несовершеннолетних нужно применять процедуры медиации с учетом соответствующей специфики.

В данном случае важно рассматривать медиацию с точки зрения лучшего обеспечения интересов ребенка (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Европейской конвенцией о правах детей). 

Когда медиация встроена в правоприменительную практику в отношении несовершеннолетних, медиатор осуществляет свою деятельность во взаимодействии со специалистами социальных и психологических служб. 

Желательно, чтобы медиатор изучил социально-психологические аспекты личности правонарушителя, его социальной ситуации и окружения, предоставленные в отчетах других служб.

Отчет о результатах медиации предоставляется в суд вместе с отчетом социального работника или педагога-психолога. Допускается, что это может быть единый документ. 

Юридические последствия медиации в отношении несовершеннолетних правонарушителей дополняются (по сравнению со взрослыми) возможностью использования норм, касающихся применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Медиатор обязан учитывать юридические особенности, связанные с несовершеннолетием участников медиации. В частности, медиатор приглашает к участию или заручается согласием на проведение медиации законного представителя несовершеннолетнего, а также информирует его о сущности, задачах, юридических последствиях медиации.

При принятии решения о передаче дела на медиацию необходимо учитывать обстоятельства, ставящие стороны в особенное (неравное) положение. Это может происходить из-за явного несоответствия возраста, зрелости и интеллектуальных способностей сторон. В этом случае медиатору необходимо создать условия для полноценного участия в медиации данных лиц, либо принять решение о введении ограничений.

В случае медиации криминальных конфликтов с участием несовершеннолетних для процесса медиации приобретает особую значимость вопрос о ресоциализации, воспитательном эффекте и о том, «что нужно сделать, чтобы подобного не повторилось» .

Медиатор, помимо наличия общей подготовки по медиации, должен быть компетентен в юридических вопросах в отношении той категории случаев, с которой он работает.

 

III. 2. Обучение медиаторов

Сам процесс медиации является социально значимым и необходимым. Вместе с этим, необходимо отметить, что лица, участвующие в процессе медиации – это не просто честные и справедливые люди (хотя и это немаловажно), но специалисты, обладающие специальными навыками и умениями.

Медиатор не обязательно должен иметь специальное образование (педагога, психолога и т п., хотя подобные базовые знания будут только способствовать успешной работе медиатора), но обязательно должен пройти подготовку в качестве медиатора. 

В вопросе анализа подготовки медиаторов целесообразно различить некоторые аспекты.

Как указывалось ранее, в качестве медиаторов (в школьной службе примирения) могут участвовать сами школьники.

В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).

Уровень подготовки таких специалистов со временем будет расти, но изначально самостоятельной работой медиатора школьники не могут становиться.

Сам медиатор также должен пройти обучение как медиатор, освоить навыки медиации, побыть помощником медиатора и впоследствии работать в этой сфере.

Руководителем (куратором) службы примирения может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора образовательного учреждения.

Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по договору на возмездной или безвозмездной основе.

Тренер по медиации должен быть практикующим медиатором, обладать практическим опытом и обладать соответствующим багажом знаний.

Основные этапы подготовки взрослых медиаторов должны включать в себя: 

1. Теоретическое обучение медиации, включая специфику восстановительной медиации и знание нормативных и иных документов, регламентирующих порядок медиации;

2. Прохождение тренингового курса по освоению основных навыков медиации;

3. Самостоятельное проведение серии медиаций и последующем контролем с более опытными медиаторами или в кругу других медиаторов, а также написание отчетов по проведенным медиациям. 

Формы подготовки медиаторов службы медиации могут разрабатывать самостоятельно.

Медиатор должен знать специфику работы с обидчиками и пострадавшими в той области, в которой он работает. 

Необходимо отметить, что сам процесс обучения медиаторов должен опираться на образовательный процесс обучения, с осуществлением соответствующих процедур обучения, самообучения, проверки соответствующих знаний и т.д.

В современной российской действительности сложились два основных процесса обучения медиаторов:

- теоретическое обучение в учебных заведениях, имеющих лицензию на образовательную деятельность, с выдачей документа об образовании, повышении квалификации (полученных знаний);

- практические семинары, фокус-группы, тренинги с рассмотрением практических кейсов (на основе реально рассмотренных процедур примирения).

Подготовка слушателей, обучение базовым знаниям медиации осуществляется различными учебными центрами, учебными заведениями, в т. ч. высшего образования. В качестве примера можно привести учебные центы дополнительного образования, ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)» (ранее Негосударственная образовательная организация высшего профессионального образования некоммерческое партнерство «Тульский институт экономики и информатики»), которая в 2014 году осуществило подготовку и выпуск группы специалистов с повышением квалификации, выдав свидетельство о повышении квалификации по программе «Медиация. Базовый курс» (120 часов).

Необходимо отметить, что в современном мире развиваются дистанционные формы обучения, обучение с применением интернет технологий. Несомненные плюсы в таких формах обучения очевидны, однако они же имеют и ряд недостатков. Достаточно сложно по электронным средствам связи провести тренировку разрешения конфликтной ситуации, провести практическое занятие с участием всех сторон медиации (в учебном плане).

Именно поэтому, по мнению автора, при подготовке медиаторов целесообразно использовать не только дистанционные формы обучения, но и использовать практические занятия в очной форме. 

Отдельные программы повышения осуществляются без глубокого погружения в практику процесса медиации.

Ряд общественных организаций или служб примирения проводят  тренинги и круглые столы, опираясь на реальный опыт медиации, но не обладают лицензией на образовательную деятельность

Подобные мероприятия организуются общественными организациями (в т. ч. с финансированием посредством грантов), существующие службы примирения и т.д. Однако по причине отсутствия лицензии на обучение документов о повышении квалификации медиатора не выдают.

Наиболее оптимальным при подготовке медиаторов является случай, когда организация осуществляет (или напрямую взаимодействует, имеют информационные контакты) процедуры медиации и имеет возможность обучать медиаторов, выдавая соответствующий документ об образовании.

С целью развития медиации и иных форм альтернативного урегулирования конфликтов в 2011 году был создан международный образовательный консорциум в сфере медиации и альтернативного разращения споров.

Некоммерческое партнерство «Сибирский центр конфликтологии», в лице директора Марата Александровича Авдыева, действующего на основании Устава, Общественное объединение «Союз медиаторов», в лице директора Белесова Абдигаппара Куздибаевича, действующего на основании Устава, Общественное объединение «Международный правозащитный центр» в лице директора Жакупова Жандильды Ажигаелиевича, действующего на основании устава, Учебно-практическое учреждение "Центр медиации и переговоров" в лице генерального директора Власовой Лилии Владимировны, действующей на основании Устава,АНО «Новый Сибирский Институт», в лице ректора Вавилиной Надежды Дмитриевны, действующей на основании Устава, Частное учреждение «Центр медиации Коснанайской области», в лице директора Ахмединовой Куралай Кенесовны, Межрегиональная общественная организация Общественный центр "Судебно - правовая реформа", в лице Президента Максудова Рустема Рамзиевича, действующего на основании Устава, Частное учреждение "Центр социального партнерства и медиации" в лице директора Оразбаевой Ширин Иранбековны, действующей на основании устава, а также Новосибирский Государственный Технический Университет Кафедра социальной работы и социальной антропологии (СРСА) в лице заведующего кафедрой Д.Соц.Н., Профессор: Осьмук Людмилы Алексеевны, заключили Договор о создании международного образовательного консорциума № 1 от 29.04.2011 г.

В рамках этого консорциума быль отснят учебный фильм «Стань медиатором, заработай на выгодных сделках и мировых соглашениях!»

В целях исполнения Консорциума стороны определяют следующие сферы взаимного сотрудничества:

1. Укрепление межрегиональных связей между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, Украинской Народной Республики, Кыргызской Республики, Республики Таджикистанна основе организации Международных проектов, стажировок, выставок искусства, турниров и фестивалей с последующим углублением этих связей до реализации совместных научных, инновационных, исследовательских проектов;

2. Внедрение современных технологий образования для повышения интеллектуального, творческого потенциала, граждан стран, где находятся участники Консорциума;

3. Международные стажировки - взаимный обмен студентами, аспирантами пост-доками. по направлениям конфликтология, социология, психология, юриспруденция и др.;

4. Проведение научных, научно--прикладных исследований и конференций;

5. Распространение информации о деятельности Консорциума, о предлагаемых учебных мероприятиях и графиках, об имеющихся программах и тренерах (преподавателях);

6. Пропаганда новых социальные технологии, включая медиацию и АРС (альтернативного разрешения споров) ADR (Appopriate Dispute Resolution) в разрешении конфликтов путем создания учебных фильмов, мультфильмов, образовательных сайтов, образовательных каналов в сети Интернет, на телевидении и радио;

7. Издание и распространение литературы, обобщающей работу Сторон. Размещение новостей о медиации, спорах, конфликтологии на сайте Медиатор.РФ и в новостной рассылке;

8. Разработка стандартов и правил, этических и профессиональных кодексов;

9. Создание образовательных каналов в сети Интернет;

10. Взаимодействие с государственными органами регулирования деятельности по разрешению споров и конфликтов, экспертиза проектов в данной области;

11. Разработка и создание учебно-методических пособий, курсов, методические рекомендаций, правила, сборники, настольные и электронные игры,

12. Консорциум выпускает научные сборники с публикациями

13. Консорциум производит обмен опытом и знаниями, накопленными Сторонами в соответствующих сферах деятельности, посредством участия представителей сторон в научно - методических семинарах, научно - практических конференций, летних школах, фестивалях и других мероприятиях, организуемых любой из Сторон.

Необходимо отметить, что в России на уровне нормативного документа разработаны принципы подготовки медиаторов. Таким документом является Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 N 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.03.2011 N 19973). Данный документ разработан на основе Постановления Правительства РФ от 03.12.2010 N 969 "О программе подготовки медиаторов".

Программа подготовки медиаторов является дополнительной профессиональной образовательной программой профессиональной переподготовки.

Программа служит основой для разработки и утверждения организациями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку медиаторов (далее - организация), специализированных учебных программ.

Программа осваивается по очной форме обучения.

Программа состоит из трех образовательных программ повышения квалификации:

1. "Медиация. Базовый курс".

2. "Медиация. Особенности применения медиации"(к прохождению данной образовательной программы слушатели допускаются только после успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс". Данная образовательная программа должна быть завершена слушателем в течение пяти лет с момента завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс").

3. "Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов"(слушатели допускаются к прохождению данной образовательной программы не только после успешного завершения образовательной программы "Медиация. Особенности применения медиации", но и завершения образовательной программы "Медиация. Базовый курс").

Каждая из трех образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией и выдачей документа о повышении квалификации, форма которого определяется организацией. Указанные документы заверяются печатью организации.

Структура и содержание Программы представлены примерным учебным планом по каждой образовательной программе, модулями и темами в рамках каждой образовательной программы.

В модулях и темах по образовательным программам раскрывается рекомендуемая последовательность обучения, указывается распределение академических часов по темам.

Результатом обучения по Программе предполагается получение слушателями знаний, умений, приобретение навыков, необходимых для ведения деятельности в качестве медиатора на профессиональной основе, преподавания медиации.

Освоение Программы должно быть завершено в течение пяти лет с момента успешного завершения обучения по образовательной программе "Медиация. Базовый курс".

Как уже говорилось, внимание к развитию медиации в нашей стране уделяется немало внимания.

Развитие медиации приведет к позитивным социальным результатам.

III. 3. Проект создания объединения медиаторов образовательного процесса при НП «Центральная экспертная палата»

В предыдущих параграфах данного исследования показана актуальность и значимость разработки и внедрения организаций, связанных с развитием негосударственного урегулирования конфликтов, в частности служб примирения.

Вопросами развития медиации занимаются многие общественные организации, некоммерческие организации, учебные учреждения и т.д.

Больших успехов в этом деле добились такие организации как Межрегиональная общественная организация Центр «Судебно-правовая реформа», Всероссийская ассоциация восстановительной медиации, Ассоциация кураторов служб примирения и медиаторов города Москвы и др.

Зачастую развитие передовых технологий в различных сферах деятельности начинается с наиболее крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург. Развитие медиации тому не исключение.

Например, в Москве функционирует Городская служба примирения (Положение о ее создании утверждено протоколом №01-15 заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 15 апреля 2015г.).

Развитие медиации в регионах осуществляется на постоянной основе. Органы власти оказывают содействие развитию медиации.

Общественным организациям выделяются гранты на развитие в регионах медиации, в т. ч. в образовательном процессе.

В настоящее время прорабатывается идея по формировании при взаимодействии с Некоммерческим партнерством «Центральная экспертная палата» (далее – НП «ЦЭП») объединить усилия некоммерческих организаций, органов власти с целью организации медиаторов и организации службы примирения в Тульской области, также является актуальным и организация обучения медиаторов, внедрения примирительных процедур в различные сферы экономических взаимоотношений.

НП «Центральная экспертная палата» выбрано не случайно в качестве предполагаемой основы создания объединения медиаторов, т.к. имеет более чем 10 летний опыт осуществления деятельности в качестве негосударственного урегулирования конфликтов – третейский суд при НП «ЦЭП».

Однако окончательный вопрос по созданию объединения медиаторов на базе НП «Центральная экспертная палата» зависит не только от отдельных сподвижников развития медиации в Тульском регионе, но и органов власти и иных некоммерческих организаций.

Необходимо отметить, что в настоящее время особое внимание уделяется развитию примирительных процедур в школах, а также при совершении уголовных правонарушений подростками.

 

Развитие медиации в образовательном процессе в средних специальных учреждениях, а также в высших учебных заведениях также необходимо современному обществу. Каждое направление медиации будет иметь свою некоторую специфику, однако внедрение медиации в средних специальных учреждениях, высших учебных заведениях может опираться на теоретические основы, разработанные и внедренные в других направлениях примирительных процедур.



2020-03-17 297 Обсуждений (0)
Глава III . Использование медиации в системе образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава III . Использование медиации в системе образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)