Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы педагогической интеграции обучения старшеклассников в процессе производства одежды



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Проблемы педагогической интеграции обучения старшеклассников в процессе производства одежды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Интегрированное обучение представляет собой взаимосвязь, объединение частей в целое. Существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя далеко не все виды интеграции. В. Головнев указывает на задачу интегрирования: «…не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь дать ученикам желанное представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция превратится в поверхностную констатацию, пародию на межпредметные связи». А. Католиков отмечает, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся. Они интенсивней готовятся к необычным занятиям: читают дополнительную литературу, собирают необходимый для учебной работы материал в лабораториях. А. Католиков видит социальное и педагогическое значение интегрированных уроков в овладении детьми совокупными знаниями, которые избавят ребят от однородности развития.

Отсутствие интегральных знаний, считает автор, порождает узких специалистов, способных лишь к узковедомственным решениям. Отмечая трудности интегрирования, А. Католиков пишет о том, что учителя часами сидели над программами, выявляя сходные по содержанию темы. Они испытывали сложности в блочном интегрировании в связи с рассредоточенностью тем в различных предметах по месту в программе и по времени их изучения учащихся.

Исследуя процесс интегрирования, А. Католиков выделил два ее вида:

. горизонтальную интеграцию - объединение сходного материала в разных учебных предметах;

. вертикальную интеграцию - объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Очевидно, что горизонтальное интегрирование А. Католикова соответствует третьей форме интегрирования по классификации, предложенной О.И. Мальчиной. Она определяет разные формы учебного процесса, в котором проявляются различные уровни интеграции:

. спецкурсы, в которых объединяются несколько предметов;

. блокирование разных разделов;

. изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов;

. курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.

Проанализировав структуру интеграции, предложенную названными выше авторами, А.А. Ятайкина в своей практической деятельности определила следующие ступени интеграции:

. Тематическая интеграция: 2 - 3 учебных предмета раскрывают одну тему. Этот уровень носит иллюстративно описательный характер.

. Проблемная интеграция: одну проблему учащиеся решают возможностями ряда предметов. Возникает обобщенная ситуация, предполагающая различные пути решения.

. Концептуальная интеграция: концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов.

. Теоретическая интеграция: философское взаимопроникновение различных теорий.

Анализ педагогической, философской литературы позволил выявить, что последний уровень интеграции предполагает использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Если человек умеет увидеть определенную тему, проблему, концепцию, наконец, мир в одновременном сопряжении различных их аспектов и оперирует разными уровнями мышления, это наивысшая степень интеграции, позволяющая ему представить мир как целостную картину бытия. Различные науки, учебные предметы, в частности, «Технология», изучая действительность, пользуются различными средствами постижения различными способами мышления. Если представить содержательную интеграцию во взаимодействии всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопроникновение, взаимопредположение, взаимодополнение, взаимосочетаемость. Вероятно, природа человека интегральна в своей сущности, и эта интегральность в человеке изначальна: и на уровне материальной оболочки, и на уровне осознания, и на уровне мышления. Следовательно, интеграция - единственный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, технологического и естественно научного аспекта. Интегрирование создает целостную картину мира, учит ребенка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. В процессе обучения старшеклассников видное место должно занимать эстетическое образование и эстетическое обучение. Это является неотъемлемой частью методологии гармоничного развития личности как общечеловеческой ценности. Эффективность процесса формирования у школьников эстетических знаний и умений зависит от педагогического профессионализма учителя, его умений использовать образовательный и воспитательный потенциал наполнения трудового, технологического процесса эстетическим смыслом, содержанием воплощения монистической связи и эстетики в создаваемом полезном и красивом изделии. Несмотря на то, что главным критерием оценки человека в нашем обществе являются интеллектуальные и нравственные качества, но в отношении к одежде, к своему облику, к моде эти качества проявляются особенно ярко и наглядно. Глаз радуется, когда видишь людей, одетых со вкусом, то есть в одежде гармонично развиты законы эстетики и технологии обработки изделия. Эстетическая подготовка учащихся должна являться важнейшей сферой его приобщения к человеческим ценностям, составляющим основу культурной среды. Исходя из содержания профессиональной деятельности учителя технологии, указанное приобщение ему необходимо основывать на интеграции знаний из различных областей наук, раскрытия учащимися взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, технологических, педагогических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры. Организовать данный процесс обучения на должном уровне сможет только учитель, который владеет профессиональными исследовательскими умениями и навыками, способен активно и независимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решения педагогических ситуаций.

В наше время, в условиях интенсивного развития конкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания очень актуальна. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. При эстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками, включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательной деятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития. Конечной целью эстетического образования и воспитания является формирование творчески активной личности, личности неповторимой, оригинальной.

В процессе эстетической деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание. «Вообще под эстетическим воспитанием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое воспитание было бы обездушенным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель труда» - говорил А.В. Луначарский.

Анализ педагогической культуры, изучение опыта работы учителей технологии в процессе педагогических практик показывает, что перед педагогом стоит много сложных проблем. Уклонение от шаблона в процессе обучения педагогических, технологических решений, оригинальность, инициативность требует от него постоянного самосовершенствования, высокой работоспособности, находчивости, талантливости и обязательного учета индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Центральное место в эстетическом образовании школьников, развитие у них эстетических творческих способностей занимает эстетический вкус. Он несет на себе большую печать индивидуальности. Именно она превращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, которая способствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.

Развитие эстетического вкуса является важной педагогической задачей включения учащихся в процесс творческого творчества. Он создает гармонию в индивиде, устанавливая ее между чувственно эмоциональной и интеллектуальной жизнью. Изучение литературных источников по эстетике, концепции эстетического образования и воспитания Л.П. Заречной, Ю.К. Борева, Н.М. Конышевой и других позволяет сделать вывод, что система целенаправленно формируемых у учащихся эстетических знаний и умений, их реализация в деятельности способствует развитию эстетического творчества личности, а также направленности на соответствии отраженных результатов работы, гармонии и совершенства объективным процессам и закономерностям.

Процесс эстетического развития личности начинается с формирования у каждого воспитуемого потребности и эстетического восприятия. На начальном этапе эстетического развития личности решающую роль играет педагог. Очень много зависит от того, как он подготовлен к выполнению своей исключительно важной миссии: в какой степени он сам овладел эстетическим богатством, насколько глубоко у него развита способность к тонкому эстетическому восприятию. Избирательность эстетического восприятия состоит в том, что оно из всего многообразия поступающей в наше сознание информации обращает внимание человека, сосредотачивает его на эстетическом содержании. Преимущественно на основе такой информации создается образ предмета, способный вызвать чувственно эмоциональную реакцию. Основными методами, которыми пользуется учитель технологии при обучении старшеклассников производству одежды и которыми также пользуется при формировании эстетических знаний и умений, являются:

. Метод наблюдения. При этом существует несколько правил, которыми следует руководствоваться:

) нужно информировать учащихся, что они будут наблюдать и какой целью;

) наблюдение дел должно быть организовано так, чтобы все учащиеся видели демонстрируемый предмет;

) демонстрация должна позволить учащимся воспринимать предмет по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения;

) в ходе показа нужно стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;

) наблюдение должно позволить учащимся познавать предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

. Также большое значение имеют беседы, рассказы, в них учащиеся могут высказать свое мнение.

. Развитие самостоятельных действий - педагог предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.

. Включение в трудовое воспитание, умение детей познавать красоту труда.

В процессе создания одежды, то есть в процессе труда, человек переосмысливает и преобразует не только объект, но и самого себя. Труд не тождествен механической работе, которую способны совершать природные силы. Продукты труда есть материальное выражение духовных потенций, и осуществление сознавательных целей. Обратившись к эстетическому становлению личности, мы обнаруживаем здесь специфическое воплощение общих закономерностей развития человека в труде. Очень важное значение в процессе создания продукта труда имеет производственная среда. Создание наиболее благоприятных условий для деятельности предполагает эстетическое совершенствование сферы производства. Красота изделия - это не внешняя характеристика формы, а показатель совершенства, надежности конструкции, ее высшей целесообразности. Повседневная жизнь человека проходит среди вещей, которые обслуживают его во всех сферах существования. Самое близкое к человеку - одежда. Эстетика костюма имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. В конструкции одежды, её декоре и технологии воплощены наиболее ценностные и оптимальные художественные конструкторские и технико-технологические изделия. В создании одежды давно выявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний. Процесс производства одежды должен основываться на законах тектоники, ритма, пропорции, симметрии и т.д. В процессе производства одежды учитель технологии должен обучить учащихся умело использовать композиционные элементы, а также правильно подбирать ткань в зависимости от модели изделия, то есть определять фактуру материала. Это очень важно, так как фактура материала имеет большое значение для определения степени объемности изделия, ее массы, плотности. Усиление фактурной поверхности увеличивает объем, плотность, тяжесть изделия, а гладкие материалы, наоборот, придают одежде легкость и зрительное уменьшение объема.

Таким образом, мы может сделать вывод, что эстетическое воспитание, вследствие которого у учащихся формируются определенные эстетические знания, выполняет следующие задачи:

. Оно начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям.

. Во-вторых, задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний эстетического восприятия.

. Состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества личности, которые превращают индивида в активного создателя, творца эстетических ценностей.

Исследование показало, что эстетическое образование и воспитание находится в тесной взаимосвязи с технологическим образованием. «Многоплановость и полуструктура их взаимосвязи вытекает из диалектической сущности монизма технологии и эстетики, единой нравственной основы эстетического и технологического освоения мира человеком». Технологическая деятельность человека во всех ее формах помимо утилитарного, практического назначения выполнена эстетическим содержанием. Это объясняется тем, что она невозможна без образного мышления, без построения идеального образа будущего продукта. Взаимосвязь технологической и эстетической сторон выражается в форме. Её создание представляет собой согласование отношений и связей. Нарушение технологического процесса приводят к искажению его формы и внешнего вида.

Нарушение технологического процесса приводит к искажению его формы и внешнего вида - художественного качества изделия, определяемого гармоничностью, согласованию. Обучение старшеклассников интегрированному использованию технологических, эстетических знаний подразумевает также, что в обязанности учителя входит развитие технологического мышления у учащихся и познания ими технологической культуры. В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. В широком плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе эффективной преобразовательной деятельности, а в узком плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания себя и окружающего мира. Технологическая культура определяет цели и задачи подрастающего поколения. В данной культуре большую роль играет эстетика, которая способствует воспитанию эстетического отношения к процессу и результатам преобразовательной деятельности. Интегральным выражениям уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий материального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной деятельности. Развитие технологического мышления старшеклассников наиболее интенсивно осуществляется в учебном процессе, в процессе овладения ими технологическими знаниями. Технологическое мышление взаимосвязано с умственной активностью, т.е. с высокой работоспособностью, повышенной любознательностью, умением решать сложные задачи. Как известно, технологическое мышление формируется на уроках технологии. «Технология» - есть основа подготовки неординарно мыслящей личности, способной ориентироваться в социуме, включиться в свободное технологическое пространства, в мир труда и профессии. Под формированием технологического мышления понимается гибкость ума, широта мышления, гибкость ума - это независимость, быстрота и последовательность мысли. Широта мышления - это умение охватить широкий круг запросов. В процессе производства одежды, в создании новой оригинальной одежды формирование учителем у учеников гибкости ума и широты мышлений имеет большое значение. Обладая технологическим мышлением, учащиеся умеют распознать, различать, оценивать продукт труда, умеют изобретать, придумывать, находить новые способы решения задач, анализировать свою работу. Учебный план современной школы все более наполняется интегрированными курсами. Учитель чувствует, что он сегодня должен давать все больше знаний, формировать новое понимание мира. Причем все интегрированные курсы включают проведение специализированной, интеллектуально напряженной работы, как процесс технологического мышления. «Современные школы, дающие технологические знания, - это, в основном, элитарные меритократические, насыщающие учебный процесс массивом интегративных знаний». Интегрированность технологических, эстетических, естественнонаучных знаний - единство знаний - это один из основополагающих принципов в технологическом образовании, когда «различные учебные разделы в учебном плане выражают в зависимости от тех областей, к которым они относятся, различные подходы к действительности и формам ее изучения к организации и преобразовании реального мира. То есть, как с точки зрения теории, так и практического обучения, представляется целесообразным обеспечить взаимосвязь данных знаний с целью достижения более обоснованного и конкретного подхода к действительности. Само понятие «интегрированность» свидетельствует о том, что ни одни знания не являются совершенно автономными и изолированными. Принцип взаимозависимости различных знаний сегодня становится абсолютным правилом в системе образования. Этот процесс, составляющий сегодня основное направление в области теории познания, предъявляет новые требования к содержанию образования и становление новых критериев, позволяющих выделить области исследований. Школа - это учреждение, которое способно внедрять любое новшество, активно реагировать на изменение в окружающей среде. Главное - не упустить время перемен, чтобы каждый выпускник мог бы непринужденно интегрироваться в обществе и найти свое место в нем.

В условиях научно-технического прогресса, который раскрыл технологию как наиболее приоритетное познание окружающего мира, общая научная подготовка учащихся, раскрытие технологического применения законов природы в различных сферах человеческой жизни, является обязательным компонентом образования. Управление технологическим процессам требует научных знаний. Освоение технологии обработки тканей на современном уровне невозможно без использования научных знаний. Необходимость связи технологических знаний с естественнонаучными компонентами была доказана в научной концепции технологической подготовки школьников Атутова П.Р. Знания по физике, химии, биологии, являются естественнонаучной основой функционирования швейного производства. Подготовка учащихся к труду на современном уровне невозможно без научного обеспечения специальным знаниями, умениями, навыками. Следовательно, учитель технологии должен иметь основательную общенаучную подготовку. Исследование показало, что общенаучные дисциплины, среди которых главной является физика, представляет собой теоретическую базу для изучения специальных дисциплин, и, в первую очередь, основ конструирования и технологий швейных изделий. Таким образом, технология должна быть интегрирована с естественнонаучным образованием, что позволит всем учащимся проникнуть в суть технологической среды и подготовки их к использованию научно-технических навыков, необходимых для вступления в мир профессий. Интегрированное обучение является одним из видов проблемного обучения, так как учителю технологии приходится строить учебный план на основе синтеза знаний различных областей наук. В интегрированном обучении отражаются аспекты модульного обучения, когда при подготовке занятия узловые вопросы темы выступают единицами модулей, как снежный ком, обрастающий различными аспектами, обеспечивающими решению учебной задачи. Интегрированное обучение в настоящее время применяется во всех страх мира.

% учебных программ Франции основывается на интеграции математики с технологией Англии и Америки, интеграции естественных наук с технологией. В Китае ежегодно на интегрированное обучение в классе отводится 100 учебных часов. Методика интегрированного обучения в России строится не на простом междисциплинарном взаимодействии, а на органическом проникновении в каждую тему знаний естественных, общественных, общетехнических наук. При разработке плана конспекта урока на основе инновационного интегрированного подхода к раскрытию темы учителю необходимо структурировать узловые вопросы темы, то есть разбить ее содержание на 2-3 модульные единицы, сохраняя при этом четкость и единство дидактической цели, организационную четкость урока и традиционную для трудового обучения структуру урока. Например, в 10 классе основной школы, согласно с программой по технологии учащиеся занимаются моделированием и конструированием брюк с застежкой спереди.

В конструкцию изделия могут быть внесены дополнительные конструкционные элементы. А в технологии могут применяться различные способы технологической обработки деталей. Если разбить процесс изготовления застежки брюк на три модуля, то к первому модулю можно отнести обработку застежки. Здесь используется взаимосвязь технологии с математикой, а также с черчением. Второй модуль - это изготовление застежки-гульфика. В данном модуле помимо технологии действуют законы физики, математики, черчения. Еще Макаренко заметил, что процесс обучения трудовой деятельности изготовления изделий делится на технологические операции, трудовые приемы движения. Но в то же время заметил, что если бы в методике удалось таким образом структурировать не только систему действий, но и систему восприятий и применения на практике учебного материала, то это было бы значительной педагогической победой учителя. Самому Макаренко это не удалось, но в последующих исследованиях это сделали Кузьмина, Мамова, Батышева. Проблема интегрированного обучения нашла дальнейшее развитие и продолжение. В реализации обучения одним из узловых вопросов являлся вопрос о сформированной системе научных знаний, практических умений и навыков. Целью интегрированного обучения является мобилизация учащихся к активной аналитике - синтетической деятельности, то есть анализ выделения главного обобщения и перенос полученных результатов в другие технологические ситуации. Интегративный подход к изложению темы включает также научную организацию и приемы безопасной работы. Третий модуль - это окончательная обработка гульфика.

В основе интегрированного обучения актуализируется и повышается значимость триединой дидактической цели: образовательной, воспитательной, развивающей. Идет ориентация на зону как «ближнего», так и перспективного развития учащихся. Таким образом, мы может сделать вывод, что в интегрированном подходе необходимо приучать ребенка к научному обоснованию на межпредметной основе каждой конструкторско-технологической ситуации.

Изменения в содержании учебных предметов, в частности, предмета «Технологии», или изменения в содержании процесса обучения, можно отнести к интегративным процессам. Им присущи следующие признаки:

интеграция строится как взаимодействие разнородных ранее разобщенных элементов;

интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов;

педагогическая целенаправленность и относительная самостоятельность интегративных процессов;

интегративные процессы имеют свою логико-содержательную сторону;

интегративные процессы имеют свою собственную структуру.

Основу интегративных процессов определяют уровни интеграции содержания обучения. Философский аспект выделения уровня интеграции, как отмечает А.Д. Урсул, заключается в том, что процесс развития целостности проходит пять ступеней: совокупность, комплексность, упорядоченность, организация, система. Описанию уровней в педагогической науке посвящены работы С.Я. Батышева, В.С. Ильина, А.Л. Беляевой. А.Л. Беляева выделяет четыре уровня интеграции: общепроизводственный, общеотраслевой, общепрофессиональный, частнопрофессиональный. Как правило, мы исходим из трехуровневой градации интегративного процесса, предложенной Ю.С. Тюниковым. Первый уровень - низкий, «интеграция по точкам, так как при изменениях в исходном содержании учебного предмета, учебный предмет сохраняет свои прежние качества». Второй уровень - средний, «интеграция по тематическим линиям». В содержательном процессе учебный процесс становится многофункциональным. Элементы исходного предмета, участвующие в интеграции, имеют двойственный характер, обеспечивают нужды своей системы и системы, создаваемой вновь. Третий уровень - высокий, происходит синтез целостного образования.

Интегративные процессы здесь сопровождаются перестройкой ранее сложившегося содержания или синтезом совершенно нового содержания, выходящего за рамки уде имеющихся предметов. При построении интегративных процессов, необходимо, с одной стороны, рассмотреть разнородные элементы в их взаимосвязи, а с другой - определить структурную сложность, расчлененность самих процессов, последовательность и преемственность перехода от одного этапа к другому. В рамках каждого из целостных объединений складывается своя специфическая структура интегративных процессов. Структура интегративного процесса обусловлено особенностями построения программного учебного материала.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что интегрированный урок - это особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Они целесообразны в тех случаях, когда знание одних предметов необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета. В технологическом процессе реализуются законы физики, математики, биологии, химии, а также эстетики, которая, как и естественные науки, отражает действительное свойство предметов и явлений. В процессе создания изделия мы наблюдаем монистическое единство технологии, эстетики с естественнонаучными законами.

 



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Проблемы педагогической интеграции обучения старшеклассников в процессе производства одежды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы педагогической интеграции обучения старшеклассников в процессе производства одежды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)