Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проектирование модели интегрированного обучения старшеклассников производству одежды



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Проектирование модели интегрированного обучения старшеклассников производству одежды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Научно-технический прогресс раскрыл наиболее приоритетное направление научного и технологического познания окружающего мира. Подготовка в образовательной области «Технология» учащихся, раскрытие технологического применения законов природы в различных сферах человеческой жизни является ничем не заменимым компонентом образования, а, следовательно, всестороннего развития личности. Если учесть, что не менее 70% времени, отводимого на усвоение программы курса «Технология», предназначается на практическую деятельность учащихся, то становится понятным то обстоятельства, что образовательная область «Технология» не может быть освоена учащимися в полной мере без использования в процессе обучения междисциплинарных связей. Процесс обучения на уроках «Технологии» интегрированный. Интегрированное обучение вносит системообразующее начало в предметное обучение, обеспечивая целостность процесса обучения, выполнения в нем обобщающих функций, способствуя повышению научного уровня обучения. Знания по физике, математике, химии, биологии являются естественнонаучной основой функционирования швейного производства. Научное обоснование важности их применения в процессе трудовой подготовки учащихся дано в научных трудах таких известных ученых, как Р.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев, М.А. Жиделев, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин, С.М. Шабалов. Исследования показывают, что общенаучные дисциплины являются теоретической базой для изучения специальных дисциплин: основ конструирования, технологии швейного производства, основ прикладного искусства, технической эстетики.

Как известно, в 10-11 классе программа по технологии представляет собой профильное и углубленное обучение, изучение предмета. Учащиеся старших классов осуществляют поиск будущей профессии. В этот период они делают основные опыты в выбранных ими группах профессии. В 11 классе они уже способны сделать сознательный выбор будущей профессии. В старших классах на основе умения работать с обобщенными планами решается задача формирования более сложных умений: производить сравнение, изложение одних и тех же вопросов в различных литературных источников, высказывать по ним свои суждения, работать с каталогом, составлять библиографию по интересующим вопросам и т.п. Выработке этих умений способствуют такие виды учебной деятельности как написание рефератов, подготовка докладов и сообщений к учебным конференциям.

Мы предлагаем собственную программу обучения, которая основывается на интегративной основе естественнонаучных технологических, эстетических знаний в процессе производства одежды в 10-11 классах. Представленная нами программа направлена на дальнейшую подготовку девушек и вступлению в самостоятельную жизнь. Разработанный нами интегративный курс рассчитан на то, чтобы дать учащимся опережающее технологическое образование, для которого характерен высокий уровень функциональной грамотности, необходимая профессиональная подготовка, а также технологическая подготовка. Так как в старших классах могут проявиться профессиональные склонности учащихся, и поэтому программой обучения должно быть предусмотрено изучение основ промышленного производства швейных изделий, проведение экскурсии на современное предприятие. Во время экскурсии учащиеся знакомятся с содержанием труда представителей различных профессий швейного производства: рабочих, обслуживающих оборудование, инженеров-технологов, художников-модельеров и др. Педагогической целью экскурсии является практическое ознакомление учащихся с новинками швейных промышленных технологий, а также с миром труда и профессий по широкому профессиональному полю. Мы считаем, что экскурсия имеет большое познавательное и развивающее значение для старшеклассников, стоящих на пороге профессионального выбора. Для того, чтобы составить собственную программу, мы воспользовались тематическим планом. Наша программа представлена в виде таблицы.

 

Предпосылки модельного построения процесса интегрированного обучения старшеклассников технологическим, естественнонаучным знаниям в авторской учебной программе по изготовлению одежды в X-XI классах

Тематический план экспериментальной программы интегрированного обучения учащихся 10-11 класса в процессе технологии обработки ткани Интегративные связи технологии с эстетикой и естественнонаучными предметами

Кол-во учебных часов

1 2 3

4

КЛАСС

1. Развитие материальной культуры и прикладного искусства: Взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с технической эстетикой, интегративная связь математики, физики, эстетики, технологии

4

  а) История развития прикладного искусства  

2

  б) Основные направления прикладного искусства  

2

2. Зарождение и становление дизайна: Взаимосвязь основ технологических, эстетических и естественнонаучных знаний, интегративная связь технологии и эстетики (изделие должно иметь эстетический вид и отвечать требованиям технологии обработки узлов.

4

  а) История дизайна. Дизайн как воплощение основ эстетических, технологических и естественнонаучных знаний. Алгоритм дизайна.  

2

  б) Дизайн одежды  

1

  в) Профессия дизайнера  

1

3. Формообразование  

4

  а) Понятие формы и процесса формообразования. Структура формы. Интегративная связь физики, химии, математики, технологии и эстетики

2

  б) Теоретические аспекты формообразования. Принципы формообразования.  

2

4. Практическая работа  

2

5. Композиция:  

4

  а) Понятие о композиции. Средства композиции. Элементы композиции. Взаимосвязь технологии с математикой. Интегративная связь технологии, эстетики, предметов естественнонаучного цикла

2

  б) Центр композиции. Закономерности и приемы его выделения. Основной закон композиции и свойства композиции.  

2

6. Практическая работа  

2

7. Цвет Интегративная связь технологии и эстетики

2

  а) Цвет - как средство композиции.  

2

8. Практическая работа  

2

9. Моделирование, конструирование в технологии пошива поясного изделия Взаимосвязь технологии с эстетикой, черчением, математикой. Интегративная связь технологии и эстетики, а также с предметами естественнонаучного цикла

28

  а) Моделирование и конструирование брюк  

8

  б) Технология пошива брюк   20  
  ИТОГО: 43  

КЛАСС

 
1. Последовательность выполнения проекта Создание проекта включает в себя использование эстетических, технологических и естественнонаучных знаний, причем они должны находиться в интегративной взаимосвязи 4  
  а) Понятие творческого проекта. Задачи творческого проекта.   2  
  б) Последовательность выполнения творческого проекта. Содержание этапов творческого проекта.   2  
2. Техника выполнения проектной графики Интегративная связь технологии, эстетики, экономики и предметов естественнонаучного цикла 4  
  а) Модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся.   2  
  б) Основные требования к проектированию изделий. Экономическое обоснование.   2  
3. Практическая работа   6  
4. Защита проекта Связь технологии, эстетики, черчения 4  
5. Объемное проектирование   2  
6. Практическая работа   10  
  ИТОГО:   22  

 

В первый раздел 10 класса: «Развитие материальной культуры и прикладного искусства» мы включили две темы:

. История развития прикладного искусства.

. Основные направления прикладного искусства.

На каждую тему мы распределили по два часа учебного времени. Составляя план урока первой темы, учитель, раскрывая историю развития прикладного искусства, должен опираться на взаимосвязь декоративно-прикладного искусства с технической эстетикой, то есть показать влияние эстетических знаний на развитие прикладного искусства. Раскрывая сущность второй темы, преподаватель должен дать краткую характеристику об основных направлениях прикладного искусства: вышивка, макраме, ришелье, фриволите, вязание на спицах, вязание крючком и т.д. Самое главное, он должен акцентировать внимание учащихся на том, что любое изделие декоративно-прикладного искусства должно иметь эстетический вид, художественное качество и достигать выразительность решения технологических задач, воплощения технологических знаний и умений. В ходе этого учитель технологии формирует у учащихся эстетические знания и умения, воспитывает эстетическую культуру. Наряду с этим педагог, объясняя данную тему, интегрирует не только эстетические, технологические, но и естественнонаучные знания. Ведь на органической связи математики, эстетики, технологии основываются гармонизация изделия, объективно заложена природная основа прекрасного. Раздел «Зарождение и становление дизайна» способствует воспитанию технологической культуры, развитию творческих способностей, мотивации к самостоятельной художественно-творческой дизайнерской деятельности. Если мы обратимся к определению дизайна: «Дизайн - это чертеж, проект, рисунок, это творческая деятельность, целью которой является научно-обоснованная система целенаправленных действий и решении по формированию элементов окружающей среды и их гармонизации для полного удовлетворения жизненных потребностей современного человека», то мы можем сделать вывод, что учитель технологии будет раскрывать понятие дизайна, как воплощение основ эстетических, технологических, естественно-научных знаний. То есть содержание данного раздела включает в себя технологический, эстетический аспекты формирования личности учащихся в процессе создания изделия. Подготовка девочек - интегративный процесс, который рассчитан на обеспечение системы знаний учащихся в области дизайнерской деятельности. Тема: «Дизайн одежды требует раскрыть понятие одежды, художественное проектирование одежды, художественное конструирование, где педагог объединяет знания эстетические, технологические и опирается на знания естественных наук. Создавая любое изделие, задача дизайнера состоит в том, чтобы оно имело эстетический вид, обладала эстетическими качествами, отвечало требованием технологии обработки отдельных узлов.

Раздел «Формообразование» включает в себя две темы:

1. Понятие формы и процесса формообразования. Структура формы.

2. Теоретический аспект формообразования. Принципы формообразования.

Процесс формообразования - процесс создания одежды, поиск в процессе художественного проектирования решений изделия, как единство формы и содержания. Учитель должен сформулировать у учащихся понятие о гармонизированной форме, которая является носителем эстетического содержания. Создание красивой вещи, формы невозможно без эстетического вкуса, эстетических знаний и умений, которые обеспечивают эстетическую ценность изделию, его художественное качество. Но изделие только тогда считается красивым, если его форма и содержание находятся в органичном единстве. Многообразие назначений изделий предопределяет сложную структуру формы и ее условное деление на функциональную, конструктивную, эстетических. Решение этой задачи основывается на комплексном использовании естественно-научных, технологических и эстетических знаний и умений формообразования. Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела - способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему предметному миру, на основе интегрированного использования технологических, эстетических, естественнонаучных знаний, научить их понимать основные закономерности формообразования. Получив необходимые знания, учащиеся приобретают умение и навыки. Они способны под руководством учителя выполнить практическую работу. По данному разделу на практическую работу отводится два часа учебного времени. Учащиеся, используя принципы формообразования и с учетом формообразующих факторов, составляют эскизы предметов, несложных изделий с целью получить простую, функциональную, конструктивную, эстетически значимую форму.

Раздел «Композиция» является одним из объемных, обширных по своему содержанию среди блока «Введение в художественное конструирование». Мы предлагаем, согласно нашей программе, на изучение данного раздела выделить 4 часа учебного времени. В этом разделе две темы:

1. Понятие о композиции. Композиция костюма. Средство композиции. Элементы композиции.

2. Центр композиции. Закономерности и приемы его выделения. Основной закон композиции и свойства композиции.

На первую тему мы выделили два часа учебного времени. На этом занятии педагог раскрывает сущность композиции, так как процесс гармонизации формы изделия, как произведения, соединяющие отдельные части в одно гармоническое целое. Также преподаватель дает понятие о композиции костюма. К выразительным средствам композиции относятся:

1. пропорции и отношения;

2. масштабность;

.   контраст и нюанс, тождество;

.   симметрия и асимметрия, диссимметрия;

.   ритм и метр;

.   динамика и статика.

С первым средством композиции - пропорция - учащиеся познакомились еще в пятом классе на уроках математики. То есть мы можем сделать вывод о том, что здесь наблюдается взаимосвязь естественно-научных знаний с технологическими знаниями и эстетическими.

Пропорция - как термин технологии - соотношение, причем соотношение целого между его частями. Учитель технологии должен раскрыть понятие простых и иррациональных отношений. К иррациональной пропорции относится золотое сечение, основоположником которого явился Леонардо да Винчи. Принцип золотого сечения можно наблюдать в природных объектах, во всех художественных творениях.

Понятие второго средства композиции - масштабность - включает в себя соотнесение размеров массы предметов и их деталей с размерами человеческого тела. Верно угаданная масштабность формы костюма, обеспечивает удобство пользования, делает фигуру человека изящной, легкой, а одежда приобретает эстетический вид. Воспринимая композицию, зритель сравнивает ее элементы друг с другом. Противопоставление отдельных компонентов композиции могут строиться по трем возможным вариантам: контраст, нюанс, тождество. Объясняя эти понятия, учитель также может использовать интеграцию естественнонаучных знаний, эстетических и технологических. Например, контраст мы наблюдаем в одежде, как различие между двумя однородными свойствами. В природе мы тоже можем привести пример контраста: черная земля и белый снег. Одним из условий равновесия человеческой фигуры является ее симметричность, это качество лежит в основе строения в любой живой форме: тело животного, растения.

Французский математик Рене Декарт высказался за пользу симметрии: «Восприятие закономерности всегда приносит удовлетворение, сообщает некоторую уверенность, даже бодрость». Из закона единства и борьбы противоположностей следует, что истинную гармонию можно постичь только в единстве противоположностей, а значит, сущность прекрасного определяет единство симметрии, а качество противоположного ей - асимметрии. Асимметрия - нарушение всякой симметрии. Диссимметрия - частичное нарушение симметрии. Ритм, как средство композиции, представляет собой закономерное чередование соизмеримых, чувственно ощутимых элементов формы. Признаки ритма мы наблюдаем как в одежде, что делает ее более красивой, элегантной, изящной, наполняет эстетическими качествами, так и во всякой организованной форме, встречающейся в природе - растительном мире, среди минералов, в прикладном искусстве. Учитель говорит учащимся о том, что ритм - это неотъемлемое явление в жизни человека. В природе - смена дня и ночи, времен года. Метр - частный случай ритма. Метрическое чередование сообщает композиции не только устойчивость, уравновешенность, но и монотонность. Динамика характеризует композицию, в которой присутствует развитие, изменение, определяемая направленность. В природе - в формах груши, луковицы - тоже существуют направленные движения. Статика - это качество, противоположное динамики, представляющее собой отсутствие зрительного движения.

Раскрывая сущность элементов композиции, учитель раскрывает сущность понятия объема, плоскости, линии, цвета, звука, движения и т.д. Элементами композиции костюма являются форма, материал, фактура, декор. Форму характеризует ее структура, размер, масса. На вторую тему раздела «Композиция» отводится два часа учебного времени. Преподаватель дает определение центра композиции. Раскрывает сущность закономерностей и приема выделения композиционного центра. Основной закон композиции заключается в построении гармонического единства всех составных частей художественного произведения, единство функциональной, конструктивной и образной форм. Композиция имеет четыре свойства: выразительность, целостность, законченность, уравновешенность. В качестве наглядности учитель технологии может использовать сводную таблицу, включающую в себя средство композиции, элементы композиции, приемы композиции и ее свойства.

По данному разделу на практическую работу отводится два часа учебного времени. Учащиеся под руководством учителя создают композицию, учитывая свойство композиции, законы композиции, используя средство композиции. Данная работа основывается на интегрированном использовании знаний физики, химии, математики, биологии, технологических знаний и эстетических знаний.

На восьмой раздел: «Цвет», в который входит одна тема: «Цвет - как средство композиции», отводится два часа. Цвет играет огромную роль в жизни человека. Цвет является средством выразительности к композиции одежды. Учитель объясняет детям, на какие группы делятся цвета, какие цвета относятся к ахроматическим, а какие к хроматическим. Для удобства объяснения педагог использует цветовой круг. Хроматические цвета характеризуются светлотой, насыщенностью. Хроматические цвета бывают теплые и холодные. Теплые цвета зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают ее недостатки. Холодные цвета придают фигуре стройность, скрывают недостатки, зрительно уменьшают фигуру. Различные цвета вызывают у человека различные чувства: влияют на настроение, самочувствие, воздействуют на работоспособность. Существуют различные рекомендации и методики подбора цветовой гаммы в одежде для различных типов людей: можно подбирать к цвету глаз, кожи и т.д. В композиции одежды могут использоваться сразу несколько цветов. Классической цветовой композицией считается сочетание трех цветов - резко контрастных или сближенных, однотонных. Цвет композиции одежды должен быть строго продуман и основан на общей гармонии, учитывающий требования моды и индивидуальные особенности человека. В ходе практической работы дети выполняют эскиз модели, используя цветовые сочетания. Это задание они должны выполнить за два часа.

Последний раздел - самый основной по представленной нами программе за 10 класс - «Моделирование, конструирование и технология пошива поясного изделия» На этот раздел отводится 24 часа. Первый этап работы - моделирование и конструирование брюк. Здесь учащиеся под руководством учителя моделируют брюки, которые будут потом шить и конструируют их. Учащиеся изучают и анализируют фигуру человека как объект моделирования и конструирования, историю и функциональную структуру брюк. В данной теме мы наблюдаем взаимосвязь технологии с черчением, математикой.

Вторая тема «Технология пошива брюк» включает в себя пооперационный процесс обшива изделия, где учитель использует технологическую карту, отдельные узлы обработки брюк. В данной теме сочетаются технологические знания с эстетическими.

Дидактический процесс технологической подготовки учащихся необходимо строить на расширение форм самостоятельной аналитико-синтетической деятельности учащихся, углубление научной основы содержание технологических знаний и умений, его направленности на развитие общенаучного, технологического, творческого мышления, технологической культуры. Поэтому у учащихся необходимо формировать научные представления о технологическом процессе изготовления швейных изделий как о функционально законченной системе взаимоотношений средств и предметов труда.

В результате таких отношений производится швейное изделие, являющееся для человека одним из предметов первой необходимости. Технологические операции выполняются в определенном порядке. В логике технологической последовательности их построение реализуется содержательно-смысловые и интеллектуально-логические способы деятельности. Это определяет логический характер взаимосвязи технологических операций в структуре технологического процесса создания одежды.

Выявление взаимосвязей технологических операций обработки деталей и узлов, из сборки при изучении, органично связано с необходимостью формирования у учащихся четких представлений, что от их соблюдения зависит само получение заданного изделия, реализация функции системы, то есть технологического швейного процесса.

Обратимся теперь к программе 11 класса. Первый раздел: «Последовательность выполнения проекта» включает две темы:

1. Понятие творческого проекта. Задачи творческого проекта.

2. Последовательность выполнения творческого проекта.

На каждую тему отводится по два часа учебного времени. В первой теме учитель раскрывает сущность творческого проекта, как учебного процесса, ориентированного на творческую самореализацию развивающейся личности. Метод проектов в учебно-воспитательном процессе представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий-проектов.

Преподаватель раскрывает задачи метода проектов:

. формирование у учащихся технологической грамотности, технологической образованности, творческого мышления и т.д.

Действия учителя должны быть направлены на то, чтобы сформировать у учащихся адекватную самооценку, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Вторая тема данного раздела включает в себя десять этапов выполнения творческого проекта. Учитель объясняет учащимся сущность каждого этапа: его цели, задачи. Последним этапом является защита проекта. Педагог нацеливает детей на то, чтобы их будущее проектируемое изделие отвечало не только технологическим требованиям, но и имело эстетический вид, художественную выразительность, отличалось индивидуальностью выполнения. Процесс проектирования - ценностно-ориентированная деятельность по созданию красоты. Учителю необходимо научить школьников критически оценивать каждый этап творческого проекта, ход технологического процесса, а также объективно оценивать работы товарищей.

Второй раздел «Техника выполнения проектной графики» состоит из двух тем:

1. Модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся

2. Основные требования к проектированию изделий. Экономическое обоснование проекта.

Первая тема включает в себя деятельность учителя и деятельность учащегося. Учитель раскрывает детям их задачи в процессе выполнения творческого проекта: с чего должен учащийся начать и к чему в итоге должен прийти. Объясняя учащимся материал второй темы, учитель раскрывает сущность тех требований, которые должны будут выполнить учащиеся, проектируя свое изделие. Преподаватель рассказывает ученикам, как правильно сделать экономическое обоснование своего творческого проекта. Основную часть работы ребенок выполняет самостоятельно дома. На практическую часть в классе отводится 6 часов учебного времени. Учащиеся выясняют у учителя неясные для них моменты в процессе выполнения проекта. Завершающим этапом творческого проектирования и самым главным является защита проекта. Учащиеся представляют на защиту свои готовые изделия, документально оформленная последовательность выполнения проекта, его экономическое обоснование и т.д. Учитель оценивает работу учащихся: оценивает само изделие, также оценивается оформление проекта.

При выполнении проекта используются знания следующих областей наук: биология, математика, материаловедение, моделирование, рисование, технология, химия, физика, черчение, экономика, эстетика. Таким образом, раздел «Творческий проект» реализуется на интегрированном использовании знаний из перечисленных выше предметов.

Пятый раздел «Объемное проектирование» включает в себя процесс создания объемного изделия. Данный процесс объясняется учителем технологии в течение двух уроков. На практическую работу по данному разделу отводится десять часов. Учащиеся, следуя принципам проектирования, создают объемное изделие.

Проанализировав представленную нами программу за X-XI класс, мы можем сделать вывод, что практически каждая тема может быть реализована на интегративной основе.

Опираясь на исследования Заречной Л.П., Заречного А.В., Коган М.С., Еремина М.Е., Пармон Ф.М., Козлова Т.В., раскрывающих сущность монизма технологических и эстетических категорий в различных видах предметно-преобразующей деятельности человека, нами был классифицирован данный тип интеграции как монистический. Проведенный нами анализ технологических, эстетических, математических знаний, используемых в ходе конструирования, моделирования и изготовления одежды, позволил выявить механизм их взаимодействия в технологическом процессе и определить данный тип интеграции как структурно-содержательный. Он характеризуется предшествующими, настоящими и последующими междисциплинарными связями содержания обучения. А также анализ взаимодействия технологических и эстетических знаний, математических знаний позволил определить нам в процессе производства одежды данный тип интеграции как структурно-содержательный, характеризующийся предшествующими, настоящими и последующими междисциплинарными связями содержания обучения.

В процессе выполнения операций конструирования, моделирования, пошива одежды нами выявлено органическое взаимодействие монистических и структурно-содержательных типов интеграции, их комплексное использование во всей технологической цепочке изготовления изделия, перенос комплексных конструкторско-технологических знаний и умений в другие технологические операции. Это дает основание о выделении следующего типа интеграции технологических знаний и умений - интегративно-комплексного.

Выделенные типы педагогической интеграции знаний и умений учащихся позволяют оптимизировать процесс овладения школьниками моделированию, конструированию и изготовлению различного ассортимента швейных изделий.

 

 




2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Проектирование модели интегрированного обучения старшеклассников производству одежды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проектирование модели интегрированного обучения старшеклассников производству одежды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)