Анализ программного содержания образовательной области «Технология» и методические возможности его интегрированного изучения на занятиях по изготовлению одежды в V - XI классах
В логике изучения проблемы интегрированному использованию технологических, эстетических и естественнонаучных знаний явилась необходимость дифференцированного анализа содержания обучения технологии обработки ткани и изготовления одежды на втором и третьем этапе обучения школьников в образовательной области «Технология». Исходные данные представлены в таблицах №1, 2, 3 приложения №1, 2, 3. Анализ данных приложения №1 показывает, что в структуру и содержание обучения учащихся 5-7 классов входят следующие образовательные модули: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Уход за одеждой, ремонт одежды», «Конструирование, моделирование и изготовление фартука», «Конструирование, моделирование и изготовление поясного изделия», «Конструирование, моделирование и изготовление плечевого изделия». В ходе анализа содержания представленных в тексте модулей технологической подготовки школьников установлено, что у них формируются знания и умения по распознаванию текстильных волокон, их химического состава и физико-химических свойств; знания и умения по подготовке универсальной швейной машины к работе. При изучении модуля «Рукоделие» у учащихся 5-7 классов формируются знания и умения по подбору материалов для лоскутной пластики, подготовке их к работе; знания и умения по распознаванию различных видов вышивки и технологии выполнения ручных и счетных швов. Анализ содержания модулей «Конструирование, моделирование и изготовление изделий» показывает, что учащиеся 5-7 классов приобретают знания и умения по построению чертежей основ изделию, моделированию и технологии изготовления. Анализ данных приложения №2 показывает, что в структуру и содержание обучения учащихся VIII-IX классов входят также модули, как: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Художественная обработка ткани», «Конструирование, моделирование и изготовление женского легкого платья», «Конструирование, моделирование и изготовление женской блузки». На данном этапе технологической подготовки у школьников углубляются знания и умения по материаловедению, машиноведению, художественной обработке ткани, конструированию, моделированию и изготовлению изделия, сформированные на предыдущем этапе обучения в образовательной области «Технология». Нами выявлена прямая преемственность содержания и структуры всех образовательных модулей. В то же время, в отличие от обучения учащихся технологии обработки ткани в V-VII классах, где изучается технологический процесс изготовления поясных изделий и ночной сорочки, учащиеся V-VII овладевают знаниями и умениями по конструированию, моделированию и изготовлению плечевых изделий женского платья и блузки. Анализ данных приложения №3 показывает, что у учащихся X-XI классов формируются знания и умения по следующим образовательным модулям: «Развитие прикладного искусства», «Дизайн и формообразование», «Принципы композиции», «Цвет», «Конструирование, моделирование и изготовление поясного изделия», «Объемное проектирование», «Проектирование и изготовление изделия». Следуя логике предмета исследования, считаем целесообразным проведение системного анализа формируемых у учащихся с V по XI класс технологических знаний и умений с целью выявления методических возможностей реализации интегрированного обучения школьников изготовлению одежды. Дифференцированный анализ таблиц, представленный в приложении №1, 2, 3 позволил нам сгруппировать выявленные технологические знания и умения, и представить их в виде условных интегрированных групп. После этого нами была разработана сводная таблица интегрированных знаний и умений, формируемых у учащихся V-XI классов в процессе их обучения технологии обработки ткани, которая представлена в тексте.
Сводная таблица интегрированных знаний и умений, формируемых у учащихся 5 - 11 классов в процессе их обучения технологии обработки ткани
В ходе анализа нами выявлена преемственность в группах эстетических, технологических, естественнонаучных знаний и интегративная сущность эстетических, технологических и естественнонаучных знаний. Она состоит в том, что в технологическом процессе обработки ткани, изготовлении одежды объективно заложена реализация естественнонаучных закономерностей, а также закономерностей эстетики. На уроках технологии учитель, объясняя новый материал, использует интегративные связи технологических, эстетических и естественнонаучных знаний. Это делает материал более доступным, обширным, у учащихся формируются умения, которые способствуют развитию творческого мышления, пространственного мышления. Например, изучение технологического блока «Элементы материаловедения» развивает у учащихся понятие о взаимосвязи технологии с такими предметами, как химия, физика. Изучение технологического блока «Проектирование и изготовление изделия» построено на интегративной связи технологии с черчением, физикой, математикой, эстетикой, экономикой. В процессе освоения способов художественной обработки швейных изделий, у школьников вырабатываются умения обеспечивать эстетический вид изделия, его художественное качество и выразительность посредством решения технологических задач. Условные технологические блоки «Вязание на спицах», «Вязание крючком», «Вязание узлов и узоров в технике макраме и фриволите», «Вышивание крестиком по рисованному контуру» и т.д. охватывает особое направление в формировании школьников технологических знаний и умений. Они расширяют технологические и эстетические представления учащихся о волокнистых материалах, их свойствах и технологических возможностях формообразования. Использование на уроках технологии научных знаний по эстетике способствует повышению эффективности учебного процесса. Анализ научных источников по теории дизайна позволяет сделать вывод, что изделие только тогда может считаться красивым, когда его содержание и форма находятся в органическом единстве. Но многообразие назначений изделий, условий их употребления предопределяет сложную структуру формы и ее условное деление на функциональную, конструктивную, эстетическую. Решение этой задачи основывается на комплексном использовании естественнонаучных, эстетических и технологических знаний и умений формообразования, системы композиционных закономерностей». В данный период времени современное производство и сфера обслуживания нуждаются в творческих работниках, которые будут способны к осуществлению различных видов научно-технической деятельности и в то же время разработке творческих проектов. Мы можем сделать вывод о том, что интеграция естественнонаучных, технологических, эстетических знаний на уроках технологии просто необходима, ведь при этом осуществляется процесс формирования творческой личности, гармонично и всесторонне развитой. Любой процесс труда, в частности процесс производства одежды помимо своего практического назначения, пронизан также творческим содержанием, которое выражается в эстетической сущности творческого процесса. Гармонизированная форма или гармонизированное изделие является носителем эстетического содержания. Необходимость комплексного использования естественнонаучных, эстетических знаний в процессе создания материальных ценностей вытекает из объективных свойств любого изделия и геометрических элементов формы: точек, линий, граней, поверхностей. Все эти свойства и элементы раскрываются при изучении естественнонаучных дисциплин, но одновременно являются носителями эстетических закономерностей. На органической взаимосвязи математики, физики, химии, биологии, черчения и эстетики основывается формообразование и гармонизация любого изделия. Однако, создание изделия невозможно без технологии. Проанализировав процесс трудовой подготовки на втором и третьем этапе, мы доказали, что он должен основываться на интегрированном использовании технологических, эстетических и естественнонаучных знаний.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |