Освоение студентами практических умений
Студенты должны освоить следующие практические умения: -методику расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии живота больного с заболеваниями: «Функциональная диспепсия. Хронические гастриты. Язвенной болезни желудка и ДПК»; -интерпретировать общий анализ крови, биохимические показатели (АЛТ, АСТ, билирубина), ФГДС, УЗИ органов брюшной полости «Функциональная диспепсия. Хронические гастриты. Язвенной болезни желудка и ДПК»; -уметь сформулировать предварительный диагноз; - знать лекарственные препараты из группы: спазмолитиков, ингибиторов протонной помпы (ИПП); Мануальные навыки: Цель: оценить умения студента в обследовании больного при заболеваниях органов пищеварения, владение методами общеклинического обследования.
Диагностика Эндоскопическая диагностика относится к основным методам диагностики ХГ. Позволяет выявить: форму ХГ (поверхностный, атрофический, ги-пертрофический); распространенность процесса, стадию заболевания (обострение, ремиссия). Предварительное введение некоторых красителей (1% метиленовая синь), различно окрашивающих нормальную и измененную слизистую оболочку желудка, повышает точность эндоскопической диагностики (хромоскопия). Гастроскопия важна при проведении дифференциальной диагностики хронического гастрита от язвенной болезни, злокачественных новообразований желудка. Морфологическое исследование гастробиоптатов имеет решающее значение в диагностике различных форм ХГ. Наиболее точная картина может быть получена при изучении не менее 5 биоптатов: по 2 из антрального и фундального отделов и одного из области угла желудка. Рентгенологическая диагностика. Метод не позволяет выявить основные формы ХГ, но с его помощью возможна диагностика особых форм ХГ (полипозного, гипертрофического, в т.ч. болезни Менетрие, антрального ригидного), исключение язвы, полипов, рака и других заболеваний желудка, выявление нарушений тонуса и моторно- эвакуаторной функции желудка. Лабораторная диагностика. 1. Общий анализ крови в норме, у больных с АМАГ и диффузной формой хронического гастрита, ассоциированного с Н.р. (в случаях резкой атрофии слизистой оболочки тела желудка) могут быть признаки В12-дефицитной анемии. 2. У больных с АМАГ определяется высокий уровень гастрина в крови (норма до 100 нг/л ). 3. Иммунологический анализ крови: определяются антитела к обкладоч-ным клеткам и внутреннему фактору Кастла при АМАГ и к Н.р. при ХГ, ассоциированном с Н.р. 4. Метод интрагастральной рН-метрии: абсолютным критерием выраженности АМАГ считается отсутствие снижения внутрижелудочного рН ниже 6,0 после субмаксимальной стимуляции гистамином. Уменьшение рН до 2,0 после стимуляции свидетельствует о наличии умеренно выраженного АМАГ. 5. Определение Н.р. другими методами (морфологический, цитологический, уреазный, бактериологический, дыхательный, определение Н.р. в кале).
Пример формулировки диагноза: Функциональная диспепсия, синдром эпигастральной боли. Хронический неатрофический гастрит с высокой степенью обсемененности Helicobacter pylori (3+), умеренно выраженной нейтрофильной и мононуклеарной инфильтрацией. Основной DS: Язвенная болезнь желудка с локализацией по малой кривизне, язвы 0.5х0.5 см и 0.8х1.0 см, обострение.
Основной DS: Язвенная болезнь 12-перстной кишки, ассоциированная с Нр, с локализацией по передней стенке, язва 0.7х0.8 см, обострение. Осложнение: Рубцово-язвенный стеноз привратника.
Основной DS: Язвенная болезнь 12-перстной кишки, ассоциированная с Нр, язва 0.6х0.6 см.
Текущий контроль освоения темы занятия ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1. Соотношение понятий хронический гастрит и функциональная диспепсия. 2. Роль геликобактера в этиологии гастрита и ЯБ. 3. Классификация хронических гастритов и функциональной диспепсии. 4. Лечение хронического гастрита и функциональной диспепсии. 5. Клиническая характеристика язвенной болезни желудка и ДПК. 6. Показания к назначению 7 и 10-дневных схем эрадикации Нр (Маастрихские рекомендации, 2011). 7. Стоматологические проявления при заболеваниях желудка и ДПК. 8. Осложнения ЯБ. Кровотечение, оказание неотложной помощи.
Критерии оценОК ― оценка «отлично» выставляется студенту, если он грамотно, последовательно, логически стройно и исчерпывающе излагает материал, при этом в его ответе тесно увязывается теория и практика; не испытывает затруднения с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний; ― оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопросы, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач; ― оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала; ― оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Больной 22 лет обратился с жалобами на боли в эпигастральной области, возникающие на натощак, а также ночью, заставлявшие его проснуться и облегчаемые приемом молока. Примерно с 16 лет его беспокоила периодическая изжога. Время от времени весной или осенью возникали боли в подложечной области. Около 2-недель назад боли возобновились. Объективно: умеренная болезненность в эпигастральной области. Анализы крови и мочи без отклонений от нормы.
Вопросы: 1. Сформулируйте предварительный диагноз 2. Составьте план дополнительных исследований Ответы к ситуационной задаче: 1. Язвенная болезнь 12-перстной кишки в фазе обострения 2. Группа крови, резус фактор, анализ кала на скрытую кровь, железо сыворотки крови, ретикулоциты, сахар крови, гистологическое исследование биоптата, цитологическое исследование биоптата, уреазный тест (CLO-тест и др.), УЗИ печени, желчных путей и поджелудочной железы – однократно, эзофагогастродуоденоскопия с прицельной биопсией и щеточным цитологическим исследованием – двухкратно. Критерии оценОК ― оценка «отлично» выставляется студенту, если студент последовательно, грамотно решил предложенные задания, правильно применяя теоретические и практические знания, ― оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент решил предложенные задания, используя программный материал, допустил не существенные неточности и/или нарушил последовательность, антропометрические исследования выполнил, без ошибок, допустил небольшие неточности в подготовке заключения; ― оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент при решении предложенных заданий допустил неточности, не отражающимися на качестве работы, не способен применить знания смежных дисциплин. ― оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не выполнил предложенные задания.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |