описание когнитивных, аффективных и конативных аспектов потребительского поведения в постпокупочном процессе:
когнитивные аспекты:
сравнение (потребитель сравнивает приобретенный товар с уже приобретаемым ранее);
формирует мнение относительно приобретенного товара (если мнение будет положительным, то в дальнейшем покупатель может предпочитать покупать товар только этой марки), качества соответствия заявленным характеристикам;
аффективные аспекты:
Удовлетворенность/неудовлетворенность (если потребитель будет полностью удовлетворен данным товаром то, может возникнуть приверженность к этой марке, если же неудовлетворен товаром то, в другой раз будет приобретать товар другой марки.
конативные аспекты:
потребление товара (=> Удовлетворенность/неудовлетворенность товаром)
описание распределения ролей субъектов, участвующих в постпокупочном процессе:
Модели распределения ролей участников постпокупочного процесса.
Матричная модель распределения ролей. Сегмент 2.
Участники предпокупочного процесса
| Роли участников
|
| Инициатор
| Критик
| Советчик
| Предписант
| ЛПР
| Финансист
|
Представители референтных групп
| Друзья (знакомые)
|
| +
| +
|
|
|
|
| Другие потребители
|
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лица, заинтересованные в покупке
| Женщина (Потребитель)
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
| Родственники
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель анализа поведения потребителя в постпокупочном процессе.
Сегмент 2.
Контрольные вопросы
| Анализ процесса потребления
| Анализ процесса формирования и выражения реакции на товар
|
Что?
| Купленный товар (велосипед) потребитель использует, хранение возможно (товар не теряет свои свойства).
| Удовлетворенность: Благоприятные отзывы, рекомендации другим потребителям; Неудовлетворенность: Предъявление претензий фирме; Отказ от предъявления претензий фирме; Неблагоприятные отзывы другим потребителям; Относительное удовлетворение: Сообщение другим потребителям об относительном удовлетворении;
|
Сколько?
| Товар чаще всего потребляется в единичном объёме.
| Уровень удовлетворенности: потребитель удовлетворен в высокой степени, результат превзошел ожидания; потребитель в целом удовлетворен, результат соответствует ожиданиям; потребитель неудовлетворен, результат не соответствует ожиданиям;
|
Как?
| Способ потребления: можно потреблять в магазинах (тест-драйв), а также можно сделать заказ и взять в специализированных местах велосипед напрокат, но в основном потребитель приобретает товар в магазине и лично пользуется им в течении некоторого времени.
| Если удовлетворен то: может порекомендовать другим покупателями, близким людям, знакомым, давать благоприятные отзывы и т.д. Если неудовлетворен то: может предъявить претензии фирме; отказаться от предъявления претензий; больше не совершать покупку в данной марки; давать неблагоприятные отзывы другим потребителям;
|
Где?
| Места потребления товара - спортивные и вело-магазины, интернет магазины Длительное хранение товара.
| -Может предъявить претензии фирме; давать неблагоприятные отзывы другим потребителям;
|
Когда?
| Временные характеристики потребления: потребляется после покупки (на улицах города). Временные характеристики хранения: товар хранится долго, так как не теряет свои свойства.
| Выразить свою реакцию: при удовлетворенности - положительная; при неудовлетворенности - отрицательная;
|
Кто?
| Товар потребляет непосредственно самим покупателем (для данного сегменты - это женщина в возрасте от 15 до 35 лет, средний уровень дохода).
| Выразителем реакции может быть непосредственно сам потребитель; Свою реакцию может выразить: фирме (магазину); близким; другим потребителям; знакомым;
|
Факторы, о которых зависит интенсивность потребления: 1. от степени удовлетворенности данным товаром;
Факторы, от которых зависит удовлетворенность потребителя: 2. качество товара; 3. уровень обслуживания; 4. соответствия товара ожиданиям потребителя;
Верификация
"Паспортичка" анкетируемого:
. Укажите ваш пол.
А) мужской
Б) женский
. Сколько вам лет? (отнести к соответствующему диапазону)
А) 7-15 Б) 15-35
В) старше 35
. Какой среднемесячный доход на одного члена вашей семьи?
А) до 25 000р. Б) 25 000 - 60 000р. В) свыше 60 000р.
. Как часто Вы пользуетесь велосипедом?
) 1 раз в сезон
) Несколько раз в месяц
) Я и сейчас на велосипеде
Глубинное интервью для сегментов 1 и 2
Вопросы анкеты.
1) Специфика потребности
|
|
Какие велосипеды Вы предпочитаете? Тип: шоссейные, горные, туристические, спортивные? Какие марки Вам симпатичны?
|
|
Для каких целей вам нужен велосипед (повседневное катание, для отдыха)?
|
|
Каким Вы видите "идеальный велосипед"?
|
|
Достаточен ли для Вас ассортимент, представленный на рынке Санкт-Петербурга?
|
|
Страна производства имеет для Вас значение? Если да, то велосипеды каких стран предпочитаете?
|
|
2) Факторы, детерминирующие потребность
|
|
Почему вы начинаете задумываться о покупке велосипеда? Что вас толкает на мысль о покупке?
|
|
Распределите по важности с 1 места по 6-е: a. качество b. цена c. бренд d. дизайн e. функционал f. безопасность
|
|
Чем для Вас важен велосипед? Как Вы думаете, какое мнение вызывает велосипедист на улицах города?
|
|
Что может помешать совершению покупки? Влияет ли место продажи данного товара? Как влияет цена? Имеет ли значение неодобрение со стороны близких и родственников?
|
|
3) Предпокупочное поведение
|
|
Где предпочитаете выбирать велосипед? Вам требуются внешние источники информации? Какие?
|
|
Какую сумму готовы потратить на приобретение?
|
|
В каких местах Вы предпочитаете приобретать велосипед (магазины, интернет, рынок)?
|
|
Сколько времени Вам необходимо, чтобы определиться с выбором велосипеда?
|
|
Подвержены ли Вы внешнему влиянию со стороны родственников, друзей, семьи при выборе велосипеда?
|
|
4) Покупочное поведение
|
|
До совершения покупки Вы определитесь с выбором, или выбор происходит в процессе покупки?
|
|
Что может помешать совершить покупку (недостаток ассортимента, высокая цена, мнения ближайшего окружения)?
|
|
Важен ли для вас уровень обслуживания в магазине, где будете приобретать велосипед?
|
|
5) Постпокупочное поведение
|
|
В течение какого времени Вы собираетесь пользоваться приобретенным велосипедом?
|
|
Пользуетесь ли Вы сервисом? Если да, то это сервис от магазина, где приобретался велосипед или в сторонний велосервис?
|
|
Чье мнение может повлиять на итоговое впечатление от покупки?
|
|
Если Вас удовлетворяет приобретенный товар, планируете ли Вы в последствии приобретать велосипеды той же марки?
|
|
В сегменте 1 было взято 3 глубинных интервью, в сегменте 2 - 4. Ответы потребителей каждого сегмента сводим в итоговые таблицы.
Сводные таблицы.
Сегмент 1
критерий сегментирования №сегмента
| Пол
| Возраст
| Уровень дохода
| |
1
| м
| 35-50
| высокий
| |
Признак
| Сводная таблица
|
Факторы, детерминирующие потребность
| Совершенно однозначным стимулом к покупке служит спортивное предназначение велосипеда. Если у потребителей уже сложились определенные стереотипы по поводу различных марок велосипедов, то выбор падает на престижные марки высшего ценовогодиапазона. Препятствия для совершения покупки незначительные.
|
Предпокупочное поведение
| Наиболее предпочтительна информация из журналов и интернета. При выборе велосипеда наиболее важным является тип и ценовой уровень.
|
Покупочное поведение
| Потребитель данного сегмента обычно идет уже вполне определившийся с запросами. Но на его финальное мнение может повлиять мнение друзей и консультантов.
|
Постпокупочное поведение.
| Результат оценивается по тому, как в велосипеде воплощены его технические характеристики. В оценке результата участвуют друзья, иногда родственники. Потребители склонны к приверженности к той или иной марке.
|
| | | | | |
Сегмент 2
критерий сегментирования №сегмента
| Пол
| Возраст
| Уровень дохода
|
2
| ж
| 15-35
| средний
|
Признак
| Сводная таблица
|
Факторы, детерминирующие потребность
| Стимулом к покупке служит "идея" велосипеда, как способа провождения времени. У потребителей не сложились определенные стереотипы по поводу различных марок велосипедов. Основным препятствием для совершения покупки является финансовые барьеры, поэтому потребители в основном приобретают недорогие велосипеды начального уровня.
|
Предпокупочное поведение
| Наиболее предпочтительна информация из журналов и Интернета. При выборе велосипеда наиболее важным является его внешний вид (дизайн и цвет).
|
Покупочное поведение
| Потребитель данного сегмента обычно определяется с конкретным выбором уже на месте покупки. На его мнение влияет мнение родных, друзей.
|
Постпокупочное поведение.
| Результат оценивается по тому, как в велосипеде воплощены его характеристики. В оценке результата участвуют друзья, знакомые. Потребители не склонны к приверженности к той или иной марке.
|
Заключение
Итак, подводя итог данной работе можно отметить:
Поведение потребителей на рынке зависит как от внешних факторов, к которым относятся: культура, социально-экономические классы, социальные группы, семьи, место и время покупки, а также марка, цена, реклама, так и от индивидуальных: опыт, мотивы, отношения, процесс принятия решения и т.д.
Потребитель удовлетворяет свои потребности в соответствии с определенной иерархией:
-физиологические потребности (потребность в комфорте),
-потребности самосохранения (безопасность, защита),
-социальные потребности (помогает поддерживать имидж человека, принадлежность к определенной группе, а также статус человека),
- Потребности в познании (желание приобрести новый опыт в вождении),
- потребности в уважении (самоуважение, признание, статус),
-потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация).
Процесс моделирования конечного потребителя осуществляется по следующим этапам:
) осознание потребности,
) поиск и оценка информации,
) принятие решения о покупке
) оценка правильности выбора.
велосипед рынок потребитель сегмент
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1999.
2. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. - М.: Финпресс, 1998.
. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1991.
. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000.
. Соловьева Д.В. Курс лекций по дисциплине "Моделирование в маркетинге". Электронная версия. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. - С. - Пб.: Питер, 1999.