Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие оперативно - розыскных мероприятий



2020-03-17 231 Обсуждений (0)
Понятие оперативно - розыскных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Ст. 1 ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности» определяет оперативно - розыскную деятельности как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Из этого определения следует, что оперативно - розыскные мероприятия - это составной структурный элемент оперативно - розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. Данные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии следов противоправной деятельности, местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц.

Законодатель в ФЗ «Об ОРД» не расшифровывает сам термин «оперативно - розыскные мероприятия». С тем, чтобы разрешить этот вопрос, необходимо уяснить, что следует понимать под термином «меры», «мероприятия» и словосочетанием «оперативно-розыскные». В русском языке слово «меры» имеет двоякий смысл:

1) средство осуществления чего - нибудь;

2) предел, в котором реализуется что - нибудь.

Как синоним термина «меры» используется слово «мероприятие», то есть организованное действие или их совокупность, имеющие определенную цель.

Необходимо иметь в виду, что слово «оперативность» в русском языке толкуется применительно к термину «операция», который понимается как скоординированные действия, объединенные общей целью.

Иными словами, указанное слово, косвенно подтверждая понимание термина «меры» как совокупности, комплекса действий, одновременно придает им оттенок быстроты и своевременности.

Наконец, если говорить о термине «розыск», то под ним понимается обнаружение после поисков определенного объекта, а применительно к правоохранительной деятельности - предшествующее суду дознание, собирание улик.

Таким образом, под оперативно - розыскными мероприятиями можно понимать «комплекс оптимальных по времени, скоординированных действий, объединенных целью поиска улик (предметов, обстоятельств и т.п.), свидетельствующих о факте совершения преступления, указывающих на виновных в содеянном и позволяющих разоблачить их».

Также под оперативно- розыскными мероприятиями можно понимать совокупность отдельных оперативно - розыскных действий, объединенных целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств и направленных на решение задач ОРД.

Как уже отмечалось ранее, из определения оперативно - розыскной деятельности следует, что оперативно-розыскные мероприятия как структурный элемент оперативно-розыскной деятельности осуществляется как гласно, так и негласно. Гласно, т.е. должностные лица оперативных подразделений имеют право официально представлять интересы соответствующего государственного органа, либо выступать от его имени. В то же время тоже самое должностное лицо может осуществлять свои полномочия негласным путем. Как осуществлять свои полномочия: гласно либо негласно должностное лицо или гражданин, содействующий проведению оперативно - розыскной деятельности, определяет в зависимости от конкретной ситуации, цели, которую необходимо достигнуть в конечном итоге. Проведение оперативно - розыскных мероприятий негласно говорит о том, что гласные меры проведения оперативно - розыскных мероприятий не привели к определённому результату, который должен был быть достигнут. Ещё одной причиной проведения оперативно - розыскных мероприятий негласно является то, что пресечь и раскрыть некоторые тяжкие преступления при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно.

Для каждого оперативно - розыскного мероприятия характерны специфические черты, которые в своей совокупности раскрывают его сущность. Все они условно могут быть сведены в две основные группы:

определяющие правовую природу (правовой характер) оперативно - розыскных мероприятий;

определяющие структуру таких мероприятий.

Правовая природа (правовой характер) оперативно - розыскных мероприятий обуславливается рядом типичных для них признаков, носящих юридический характер и тем самым предопределяющий правовые свойства этих мероприятий. К основным признакам, в частности, относятся следующие:

оперативно - розыскные мероприятия имеют свою правовую основу.

Их осуществление регулируется предписаниями законов и других нормативными правовых актов. В них определяются цели (задачи) таких мероприятий, основания, условия и порядок их проведения и т.д.;

результаты оперативно - розыскных мероприятий всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия или связаны с наступлением таких последствий;

оперативно - розыскные мероприятия порождают, изменяют и прекращают определенные правоотношения, возникающие в сфере оперативно - розыскной деятельности органов, уполномоченных на осуществление такой деятельности;

проведение оперативно - розыскных мероприятий зачастую связано с разбирательством юридического факта;

предмет и объекты познания указанных мероприятий лежат в сфере правовых явлений;

служебная функция оперативно - розыскных мероприятий и решаемые путем их проведения задачи относятся к правовой форме деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью;

юридическая обязанность по организации и проведению таких мероприятий возложена исключительно на субъектов, специально уполномоченных на то нормативными правовыми актами;

принятие решений о проведении оперативно - розыскных мероприятий и непосредственное их выполнение всегда связаны с совершением соответствующими должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление ОРД, типичных для юридических форм деятельности операций с нормами права;

контроль и прокурорский надзор за организацией и проведением оперативно - розыскных мероприятий носят юридический характер.

Рассматривая оперативно - розыскные мероприятия с позиции системного подхода, можно выделить в нем следующие взаимосвязанные элементы: объект, цель, сочетание определенных действий, субъекты его проведения, комплекс организационных приемов, повышающих его эффективность.

Объектами оперативно - розыскных мероприятий являются лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступление, а также граждане, которые скрываются от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного наказания и лица, без вести пропавшие. Кроме того, к числу объектов, на которые направлена ОРД, относятся сокриминальные события и явления, которые могут содержать фактические данные о подозреваемом лице.

Наряду с этим в ч.2 ст.7 ФЗ «Об ОРД» обозначен довольно специфический круг объектов, сбор сведений о которых необходим для профилактических целей. В их число входят:

1) граждане, в отношении которых решается вопрос о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды;

2) лица, в отношении которых решается вопрос о допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате её осуществления;

)   лица, с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения конфиденциального сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий;

)   лица, сбор сведений о которых необходим для принятия решения по обеспечению безопасности сотрудников органов, осуществляющих ОРД;

)   граждане, обращающиеся в органы внутренних дел с просьбой о выдаче разрешений на частную детективную или охранную деятельность.

Цель ОРМ - это прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цели осуществляется посредством сбора конкретной информации для решения частных (промежуточных) задач.

Эффективность проведения ОРМ во многом зависит от умелого сочетания оперативным сотрудником определенных действий, включающих приемы конспирации и способы сбора, фиксации, проверки и использования фактических данных. Одной из особенностей ОРМ является использования приемов маскировки (например, присутствие оперативного работника на месте его проведения или зашифровка его личности и целей мероприятия).

Ст. 12 ФЗ «Об ОРД» отмечает, что сведения об использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, а также об организации и тактике их проведения составляют государственную тайну. В связи с этим особое значение приобретает конспирация, которая заключается в проведении ОРМ таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц и лиц, подготавливающих и совершающих преступления, тактику оперативно - розыскных действий, применяемые силы, средства и методы.

Наиболее проблемным является определение субъектов ОРМ. Традиционно к ним относят только оперативных работников. Отдельные авторы в числе таких субъектов называют также сотрудников других (неоперативных) подразделений органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность; лиц, содействующих названным органам на гласной и конфиденциальной основе; специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, и привлекаемых к проведению оперативно - розыскных мероприятий. Некоторые авторы (Атмажитов В.М., В.Г. Бобров) считают, что помимо вышеперечисленных к субъектам также относятся руководители органов, уполномоченных на осуществление оперативно - розыскной деятельности, а при соответствующих обстоятельствах - следователь, прокурор, судья и должностные лица правоохранительных организациях и правоохранительных органов иностранных государств.

Отнесение указанных лиц к субъектам оперативно - розыскных мероприятий обуславливается следующими причинами. Во - первых, названные лица имеют право давать обязательные для исполнения поручения, указания и делать запросы, которые, согласно ФЗ «Об ОРД» (ст.7), являются основанием для проведения оперативно - розыскных мероприятий. Во - вторых, в решении вопроса о проведении оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д., непосредственное участие принимает судья. Именно он санкционирует осуществление таких мероприятий. В - третьих, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, в том числе при проведении ими оперативно - розыскных мероприятий, возложен на прокурора (ст.29, 30 Закона о прокуратуре, ст. 21 Закона Об ОРД). Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно - розыскной деятельности» от 25 апреля 2000 г. определено, что такого надзора прокурор должен обращать внимание на «законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно - розыскных мероприятий», «соответствие оперативно - розыскных мероприятий целям и задачам оперативно - розыскной деятельности», «возможность осуществления только тех оперативно - розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом», «наличие оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом» и т.д. 

В соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ «Об ОРД» сотрудники оперативных подразделений вправе использовать в процессе осуществления оперативно - розыскных мероприятий:

информационные системы, включающие оперативные, справочные и криминалистические учеты, различные массивы информации (картотеки, автоматизированные банки данных, информационно - поисковые системы), созданные на базе ЭВМ;

видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку для наглядной фиксации информации о противоправной деятельности лиц, а также фактов и явлений, связанных с определенным криминальным событием;

Технические и иные средства получения информации как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры), так и специально изготовленные для негласного получения информации.

Перечень специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. №770.

Существуют случаи, когда участие оперативного работника в проведении в ОРМ по различным причинам затруднено, поэтому для решения оперативно - тактических задач им пожжет использоваться помощь (гласная или негласная) иных лиц. Привлечение указанных лиц к участию в данных мероприятиях должно осуществляться в специально установленном законом порядке, что регулируется ст. 17 ФЗ «Об ОРД», либо посредством достижения с ним согласия о конфиденциальном сотрудничестве.

Таким образом, из всего вышеизложенного, следует, что оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Для проведения ОРМ необходимы основания, которые перечислены в ст. 6 ФЗ об ОРД. Рассмотрим подробнее основания для проведения ОРМ.

 




2020-03-17 231 Обсуждений (0)
Понятие оперативно - розыскных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие оперативно - розыскных мероприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)