Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




оперативный розыск сбор информация

Оперативно - розыскные мероприятия, перечисленные в ст.6 ФЗ об ОРД включают в себя комплекс оперативно - розыскных действий, проведение которых имеет зачастую значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Кроме того, для обеспечения наступательности в борьбе с преступностью от оперативных работников требуется наряду с быстрым реагированием на различные криминальные ситуации соответствующая организационная подготовка специальных сил и средств.

Как уже отмечалось ранее, для принятия оперативным работником решения о проведении ОРМ должны быть поводы и основания. Поводами могут являться поступившие к оперативному сотруднику источники сведений о признаках противоправного деяния (события, процесса, явления) которые входят в сферу оперативно - розыскных отношений. Поводы могут выступать в письменной форме (оперативно - служебной документы, поручения следователя и др.) и устной в случаях необходимости быстрого реагирования на развитие криминальной ситуации.

Основание - это содержащиеся в поводах фактические данные о непосредственных признаках общественной опасности и противоправности деяниёя, требующие оперативного реагирования.

Основаниями для проведения оперативно - розыскных мероприятий являются:

)наличие возбужденного уголовного дела;

) ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения:

о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

) поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

) запросы других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность;

) постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

) запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Анализ оперативно - розыскного законодательства показывает, что оперативно - розыскные мероприятия разделяются на группы, первая из которых прямо направлена на разрешение криминальных задач (ч.1 ст.7), вторая - косвенно (ч.2 ст.7 ФЗ об ОРД).

Перечисленные выше основания относятся к первой группе.

Вторая группа оснований, как уже отмечалось выше, касается проблемы разрешения криминальных задач косвенным путем. Это означает, что ч.2 ст.7 ФЗ об ОРД дает право вести сбор информации об определенных объектах ОРД в профилактических целях.

Органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений (вторая группа оснований):

о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну - в данном случае оперативным путем выясняется надежность гражданина для того, чтобы в будущем избежать утечки сведений, разглашение которых может повлечь или нанести ущерб с особо тяжкими последствиями для правопорядка и безопасности нашей страны.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне регулируется ст. 21 раздела IV Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993г. В абзаце 3 ч.3 этой статьи говорится, что указанные лица, которых предполагается допустить к сведениям, составляющим государственную тайну, являются объектами оперативно - проверочных мероприятий, которые проводят органы ФСБ в РФ с письменного согласия этих граждан.

о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды - проверка указанных граждан проводится органами ФСБ оперативно - розыскным путем в целях обеспечения безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных мегаполисов и промышленных центров, а также безопасности (п.3 ч.1 ст.12 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» от 3 апреля 1995 г.).

Проведение ОРМ среди подобных кандидатов важно для того, чтобы исключить доступ на эти объекты граждан, которые в силу медицинских показаний могли бы стать причиной аварии, катастрофы, повлекшей непоправимые последствия.

Кроме того, важно исключить доступ на эти объекты лиц, склонных к совершению преступлений, основанных на террористических методах.

о допуске к участию в оперативно - розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления, т.е. лица, подлежащие назначению на должность в оперативные структуры различных ведомств и тем самым получающие по своему служебному положению доступ к сведениям, относящимся к государственной тайне, а также к секретной информации. В этом случае порядок допуска к участию в ОРД или к оперативной информации определяется:

) статьей 21 Закона РФ «О государственной тайне» (если должностное лицо предполагается допустить к сведениям, указанным в разделе 5 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне),

) ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД, определяющими процедуру допуска к работе в оперативных структурах различного профиля; к работе в учебных заведениях, на кафедрах ОРД; в различных лабораториях научно - исследовательских учреждений и учебных заведений органов, осуществляющих ОРД, изучающих вопросы организации и тактики оперативно - розыскной деятельности,

) нормативными актами Министерства юстиции, Генерального прокурора, Верховного Суда РФ, регламентирующих порядок допуска сотрудников соответствующих ведомств, правомочных принимать решения вопросов, касающихся ОРД.

об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий - сбор информации в данном случае необходим для того, чтобы гарантировать безопасность оперативных служб, а также исключить утечку информации и наступление иных негативных последствий. Здесь речь идет о гражданах, с которыми устанавливаются конфиденциальные отношения, а также гражданах, которым планируется предоставить статус внештатных сотрудников того или иного оперативно - розыскного органа.

Целью проверки в этом случае является выявление соответствия вышеуказанных лиц определенным требованиям, установленным ведомственными нормативными актами, регулирующими порядок -установления сотрудничества с названными категориями лиц;

по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность - здесь речь идет об обеспечении собственной безопасности путем создания надлежащих условий для функционирования оперативно - розыскных подразделений, обеспечения защиты жизни, здоровья и имущества их сотрудников, оказывающих им содействие граждан, а также членов семей и близких упомянутых лиц от преступных посягательств.

Поводом для принятия мер по обеспечению собственной безопасности является наличие реальной угрозы жизни, здоровью, имуществу данных лиц; воспрепятствование исполнению служебных обязанностей оперативных работников либо принуждение к изменению характера этих обязанностей из мести или иных низменных побуждений.

В случае возникновения тайной угрозы оперативное подразделение принимает специальные меры по обеспечению безопасности перечисленных выше лиц. К таким оперативно - розыскным мероприятиям по обеспечению собственной безопасности относятся: обследование помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи. Их проведение в этом случае разрешается без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменном форме;

о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность - в данном случае оперативно - розыскные мероприятия проводятся для проверки достоверности тех сведений, которые содержатся в документах, представляемых этими кандидатами на указанные должности лицензионную службу ОВД, согласно ст. 6,11,12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Основания также можно разделить на фактические и юридические (формальные).

Фактические основания - это объективные непосредственные причины проведения ОРМ, представленные в виде фактической информации о признаках конкретных противоправных деяний или указаний законодателя.

По характеру причины среди фактических оснований различают:

необходимость решения задачи предупреждения совершения преступления и поиска латентных преступлений (ст.1, 2);

наличие данных о совершении преступления (ч.1 ст.7);

наличие фактических данных о безвестном отсутствии лица (п.4 ч.1 ст.7);

необходимость соблюдения административно - правовых режимов (ст.5, ч.1 и 2 ст.7);

необходимость исполнения международного договора России (п.6 ч.1 ст.7).

Юридические основания - это предусмотренные оперативно - розыскным законодательством или иным нормативным актом и поступившие к оперативному работнику источники фактической информации (как правило, документально оформленные), которые должны содержать сведения о фактическом основании для проведения ОРМ.

К их числу относятся: наличие возбужденного уголовного дела (ч.1 ст.7), поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (ч.3 ст.7).

На стадии предварительного расследования тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Именно в этих целях законодатель разрешает органам, осуществляющим ОРД, органам предварительного следствия одновременно проводить следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия. Это еще называется оперативно - розыскным сопровождением по уголовным делам.

Если преступник сразу не установлен, то одновременно с возбуждением уголовного дела заводится оперативно - поисковое дело (ОПД) и составляется план оперативно - розыскных мероприятий. ОПД должно быть документально оформлено в срок не позднее 10 дней с момента возбуждения уголовного дела. В оперативно - поисковом деле концентрируются документы и материалы по выявлению и оперативной проверке лиц, причастных к совершению неочевидного преступления.

Если уголовное дело возбуждено следователем, прокурором, то оперативные службы могут проводить ОРМ только при наличии данного им письменного поручения (ч.2 ст.14 ФЗ об ОРД). В этом документе излагается фабула дела, а также перечень фактических данных, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор и тактика проведения конкретного ОРМ не входит в компетенцию следователя: это дело оперативных работников.

Поручение следователя может выступать в качестве основания для проведения ОРМ при условии, если оно дано по уголовному делу, находящемуся в его производстве.

При отсутствии отдельного поручения следователя оперативный сотрудник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых ОРМ. О ходе и результатах своей деятельности в этом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе. Активность оперативного сотрудника не должна сковываться отсутствием документа, подписанного следователем, и всецело зависеть от квалификации последнего, от его знаний о возможностях негласных методов раскрытия преступлений.

Значимость четкого и полного урегулирования оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий именно на законодательном уровне очевидна и вряд ли нуждается в каком-либо аргументировании. Однако на сегодняшний день это регулирование не лишено существенных недостатков и не отвечает потребностям практики.

Пробелы правового регулирования оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий стали еще очевиднее после принятия и вступления в силу в 2002 г. Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации. Он содержит ряд нормативных положений, непосредственно относящихся к вопросам организации и осуществления оперативно - розыскной деятельности в целом и оперативно - розыскных мероприятий, в частности. Отдельные из них, по сравнению с предписаниями УПК РСФСР, по - новому регулируют решение некоторых из этих вопросов. Отдельные нормы Кодекса не согласуются с предписаниями ФЗ об ОРД, сформулированы не совсем четко, в какой - то мере даже противоречиво.

Например, п.3 ч.1 ст.7 ФЗ об ОРД говорит о том, что основаниями для проведения ОРМ являются «поручения органам дознания» и «определения суда» по уголовным дела, находящимся в их производстве. Но данное положение не согласуется с УПК РФ. Названные субъекты полномочиями на дачу органам дознания поручений и вынесения определений о проведении ОРМ не наделены (ст.29, 40 и др. УПК РФ).

Следовательно, основания для проведения ОРМ четко определены в ст. 6 ФЗ об ОРД. Однако ряд норм, содержащихся в ФЗ об ОРД и иных нормативных правовых актов (например, УПК РФ), противоречат друг другу, что говорит о необходимости пересмотра данных норм и внесении изменений в данные нормативные правовые акты.

 




2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основания для проведения оперативно - розыскных мероприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)