Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий и их классификация



2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наряду с основаниями законодатель определяет и условия, от которых зависит возможность проведения ОРМ (ст.8 Закона об ОРД). Под условиями проведения ОРМ понимают совокупность принципов и правил, обеспечивающих корректирование, с одной стороны, - личности, имеющей право на тайну личной жизни, а с другой общества и государства, заинтересованных в эффективной борьбе с преступностью, своевременном выявлении, предупреждении и пресечении тяжких и особо тяжких преступлений, угроз интересов России.

В соответствии с оперативно - розыскным законодательством (ч.1 ст.8 ФЗ об ОРД) не является препятствием для проведения ОРМ гражданство, национальность, пол, место жительства, должностное и социальное положение лица, его принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения. В ст.19 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех граждан перед законом и судом.

В связи с этим в отношении каждого лица при наличии законных оснований может проводиться оперативно - розыскная деятельность. Исключением из этого предписания являются специальные упоминания в федеральных законах в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией РФ (ст.91,98,122) неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, прокуроры и Уполномоченный по правам человека.

Согласно ст.91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно - процессуальной и оперативно - розыскной неприкосновенности Президента; в ч.1 ст.93 Конституции РФ допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления.

На основании ст.98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводится не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права.

Неприкосновенность судей закреплена в ст.122 Конституции РФ. В соответствии со ст.16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» проникновение в жилище либо в служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут производится только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении этого судьи, ограничивающие указанные права, могут проводится только в случае возбуждения против него уголовного дела. Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав.

Неприкосновенность прокуроров прокуроров и следователей прокуратуры закреплена в Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995 г.). В ст.42 Закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. При получении оперативных сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который в целях проверки может поручить провести необходимые ОРМ.

Уполномоченный по правам человека также имеет неприкосновенность в течение всего срока полномочий, что вытекает из ст.12 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Неприкосновенность Уполномочено распространяется на его жилое и служебное помещение, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.

Оперативно-розыскные мероприятия можно классифицировать по различным признакам.

Оперативно-розыскные мероприятия, можно разделить в зависимости о допустимости их осуществления в ОРД:

1) не ограничивающие конституционных прав человека и гражданина,

2) ограничивающие конституционные права человека и гражданина.

Также оперативно - розыскные мероприятия можно разделить на три группы по следующему критерию:

мероприятия, которые могут проводится оперативным сотрудником самостоятельно, без получения какого - либо разрешения (данные мероприятия не ограничивают конституционных прав граждан). К ним относятся:

опрос;

наведение справок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

исследование предметов и документов;

наблюдение;

отожествление личности;

. мероприятия, требующие вынесения постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность. К ним относятся:

проверочная закупка;

контролируемая поставка;

оперативный эксперимент;

оперативное внедрение;

Постановление утверждается начальником оперативно - розыскного органа и согласования с судом и прокурором не требует. Перечень руководителей, которые правомочны утверждать такие постановления, определены соответствующими ведомственными актами.

Проведение оперативного эксперимента возможно только при условии, если речь идет о выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжкого или особо тяжкого преступления.

При проведении проверочных закупок, контролируемых поставок, оперативного внедрения и оперативного эксперимента сотрудникам органов, осуществляющих ОРД, разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества (ст.36 ФЗ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

Запрещается осуществление ОРМ, ограничивающие права граждан, в целях сбора информации, необходимой для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; допуске к работам, связанным с эксплуатацией опасных объектов; допуске к участию в ОРД; об установлении с лицом отношений сотрудничества; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность (пп.8-11 ст.6 ФЗ об ОРД), без судебного решения при наличии письменного согласия должностного лица или гражданина.

. мероприятия, требующие судебного разрешения (они в наибольшей степени ограничивают конституционные права и свободы человека, поэтому проводятся только при наличии разрешения суда). К ним относятся:

негласное обследование жилого помещения;

прослушивание телефонных переговоров;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

снятие информации с технических каналов связи.

Наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с условиями проведения оперативно - розыскных мероприятий, относящихся к третьей группе.

Известные сложности возникают с определением условий проведения ОРМ, ограничивающих право граждан на неприкосновенность их жилища. Не все ясно с установлением того, что является жилищем, а также «нарушением его неприкосновенности». Сложность данного вопроса в известной степени обуславливается тем, что в ряде нормативных правовых актов (ст.139 УПК России, п.10 ст.5 УПК России, п.9 постановления Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» и др.) термин «жилище» от 5 сентября 1986 г. трактуется по - разному. В научных источниках его также понимают неоднозначно.

В равной мере значительные трудности представляет определение того, что следует понимать под нарушением права граждан на неприкосновенность их жилища. Здесь возникает много вопросов, на которые законодательные акты не дают четких ответов.

Также возникает много вопросов и с условиями проведения таких ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, в случаях, когда проведение данных мероприятий не терпят отлагательства.

Из рассматриваемой нормы Закона (ч.3 ст.8) следует, что её применение возможно лишь в случаях, когда преступные деяния ещё не произошли, а только могут совершиться. Допустимо ли и правомерно ли проведение таких мероприятий (без предварительного получения соответствующего решения суда), если тяжкое преступление уже совершено, и его раскрытие без их осуществления невозможно или затруднительно?

Правомерны ли уже проведенные оперативно - розыскные мероприятия, если дальнейшее их осуществление судом санкционировано не будет и возможно ли использование результатов таких мероприятий в процессе расследования по уголовному делу? Поскольку проведение названных мероприятий основано на Законе, то они носят правомерный характер. Поэтому их результаты в соответствии со ст.11 Закона могут быть использованы в доказывании по уголовному делу.

Определенные вопросы вызывает законодательное регулирование условий осуществления оперативного эксперимента. Я согласна с авторами, которые считают, что ограничение применения оперативного эксперимента борьбой только с тяжким преступлениями (ч.8 ст.8 Закона) не позволяет эффективно бороться с другими опасными и распространенными посягательствами, например, с коммерческим подкупом (ст.204 УК России), получением и дачей взятки (ч.1 с.290 и ч.1 ст.291), незаконной выдачей и подделкой рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств и психотропных веществ (ст.233) и т.д. поэтому было бы целесообразно снять указанное ограничение и в Законе предусмотреть возможность проведения оперативного эксперимента в целях борьбы с преступлениями любой категории тяжести.

Закон устанавливает также исключения, при которых допускают проведение ОРМ, нарушающих конституционные права граждан (т.е. относящихся к третьей группе) без предварительного получения постановления судьи, в случаях:

не терпящих отлагательства, если они могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления руководителя оперативно - розыскного органа с последующим уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (во всех случаях в течение 48 часов орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение);

возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц (по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание телефонных переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов).

Этот перечень мероприятий, объединенных в трех группах, является исчерпывающим. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего федерального закона.

Вместе с тем в научной литературе на основе изучения практики высказывается мнение о продуктивности изложения в ст.6 ФЗ об ОРД исчерпывающего перечня ОРМ. Ограниченный перечень ОРМ в определенной мере сковывает инициативу оперативных работников и их творческих подход к решению задач борьбы с преступностью, тормозит развитие оперативно - розыскной тактики, внедрение новых, не предусмотренных Законом, но основанных на достижениях науки и техники, форм и методов ОРД.

Некоторые ученые предлагают дополнить обозначенный перечень ОРМ, выработанных оперативно - розыскной практикой (заграждение, засада, создание легендированной организации, цензура корреспонденции осужденного, захват с поличным и др.).

В число закрепленных в Конституции РФ прав граждан входят право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Соответственно перечисленные права граждан могут быть нарушены в результате проведения данных мероприятий. Оперативно - розыскное законодательство предусматривает два обязательных условия для мероприятий данной группы:

а) наличие соответствующей информации - о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния (или лицах, его подготавливающих, совершающих) по которому производство предварительного следствия обязательно (ч.2 ст.151 УПК РФ); о событиях и действиях, создающих угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ;

б) наличие судебного решения - в форме письменного постановления судьи (об итогах рассмотрения ходатайства оперативно - розыскного подразделения в суде для получения разрешения на проведение оперативно - розыскного мероприятия, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на частную жизнь).

Ст.5 ФЗ об ОРД устанавливается запрет на проведение ОРМ:

а) в интересах какой - либо политической партии, общественного или религиозного объединения;

б) принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, а также общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

Рассмотрим применение конкретных оперативно - розыскных мероприятий на примере розыска лиц, без вести пропавших.

К таким лицам относятся лица, исчезнувшие внезапно, беспричинно, местонахождение и судьба которых для окружающих неизвестна. В категорию без вести пропавших также входят несовершеннолетние, ушедшие из дома, специализированных детских учреждений, из центров временной изоляции; психически больные, ушедшие из дома или медицинского учреждения, а также утратившие связь с близкими родственниками. Розыск таких лиц относится к компетенции ОВД, которые обязаны немедленно реагировать на информацию о безвестном исчезновении граждан. Подобные заявления регистрируются дежурным по ОВД в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

После этого заполняется формализованный бланк протокола - заявления. В целях проверки подобных сообщений в общем порядке проводятся первоначально опросы граждан, владеющих возможной информацией об обстоятельствах исчезновения и иными сведениями, имеющими значение для успешного поиска. Пропавшее лицо проверяется по учетам бюро регистрации несчастных случаев (БРНС), задержанных и арестованных медвытрезвителей, спецприемников. О приметах пропавшего ориентируются наряды патрульно - постовой службы, в том числе и на транспорте.

В случае необходимости осуществляется выезд дежурной следственно - оперативной группы к последнему месту жительства пропавшего для осмотра его жилища, прилегающей местности и проверки мест его возможного нахождения.

При безвестном исчезновении лица в пути следования различными видами транспорта или на объектах обслуживания ОВД на транспорте неотложные розыскные действия осуществляются их дежурными частями. Если принятыми мерами будут установлены признаки, дающие основания полагать, что разыскиваемый пропал вследствие совершенного в отношении него преступления, организуются оперативно - розыскные мероприятия по его раскрытию, установлению и задержанию виновных. К числу таких признаков можно отнести:

отсутствие намерений к отъезду и причин для сокрытия от близких и родных, ухода из дома на длительное время;

отсутствие заболевания, которое могло бы спровоцировать скоропостижную смерть или потерю памяти;

наличие острых и длительных конфликтов в семье;

наличие преступных связей и угроз в адрес пропавшего лица;

наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

несообщение либо неоправданно запоздалое сообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы близким родственниками;

исчезновение с автотранспортом либо связанное с отторжением собственности, обменом жилья и т.д.

Розыскное дело на без вести пропавшее лицо заводится ОВД, на территории обслуживания которого точно установлено последнее местопребывание пропавшего.

Лица, пропавшие без вести при криминальных обстоятельствах, объявляются в федеральный или межгосударственный розыск немедленно, одновременно с заведением оперативно - поискового или розыскного дела. Во всех остальных случаях - по истечении трех месяцев с начала объявления местного розыска. Такие лица могут объявляться и в международный розыск, если получены данные о выезде за пределы России. В данной ситуации могут осуществляться ряд ОРМ: оперативный опрос, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров фигурантов оперативной разработки, использование информационно - справочных систем, объектом учета которых являются лица, без вести пропавшие, и т.д.

Следовательно, условия проведения ОРМ - это специальные правила, выполнение которых способствует эффективности осуществления конкретного ОРМ и гарантирует соблюдение принципов ОРД.

Все ОРМ можно разделить на несколько групп. Одним из основных принципов деления ОРМ является принцип деления в зависимости от допустимости их осуществления в ОРД: не ограничивающие конституционных прав человека и гражданина и ограничивающие конституционные права человека и гражаднина.

Характерной чертой всех выше перечисленных мероприятий является их целенаправленность, внутренняя структурированность, специфические формы осуществления, легитимность и законность. Рассмотрим данные черты подробнее.




2020-03-17 228 Обсуждений (0)
Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия проведения оперативно - розыскных мероприятий и их классификация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)