Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура коллективно - творческого дела



2020-03-17 267 Обсуждений (0)
Структура коллективно - творческого дела 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура КТД может в принципе не меняться, но вот содержание, вкладываемое в эту структуру, должно ориентироваться на личность. Рассмотрим с этой точки зрения традиционную структуру КТД.

1. Коллективное целеполагание.

Главные моменты этого этапа – изучение вожатой интересов и запросов ребят и осознанный совместный выбор цели. Чтобы предстоящая деятельность соответствовала не просто интересам воспитанника, а интересам его развития, вожатый должен уметь создать не просто ситуацию выбора, но ситуацию выбора разумного, творческого. Для этого вожатому необходимо иметь не только установку на сотрудничество, но и владеть богатым арсеналом идей, форм и методов воспитания.

Выделим основные вопросы, реализуемые на этапе коллективного целеполагания:

  1. Диагностика уровня интересов и потребностей воспитанников.
  2. Осознание и принятие ребятами общей цели предстоящей деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности, и работающей на развитие личности и на радость и пользу людям.
  3. Позиция вожатого как координатора личностных интересов и «носителя» идей, ведущих к обсуждаемой цели.

2. Коллективное планирование.

  1. Если коллективное планирование проводиться в форме мозгового штурма, то при обсуждении предложений ребят важно не только подчеркнуть, чьи предложения оказались самыми приемлемыми и конструктивными, но и отметить ребят чье предложение, самое фантастическое, самое краткое и т.д.
  2. Если во время коллективного планирования дается время на «штурм» и наработка идей ведется в микрогруппах, то выступающий от микро группы может не только назвать автора идеи, но и тех, кто был организатором обсуждения, кто был самым активным его участником и т. д.
  3. Если коллективное планирование ведется на совете дела (после предварительной работы в микрогруппах), то так же отмечаются авторы предложений от микрогруппы. Затем, после составления программы, сценария и заданий, когда все наработки доводятся до остальных ребят организации, нужно сообщить им, кто и какую лепту внес в эти наработки.
  4. Можно провести коллективное планирование в форме защиты творческих программ не только от микрогрупп, но и авторских. Коллектив участвует в оценке и выборе предложенных программ, причем победившей среди них дается имя ее автора.
  5. Коллективное планирование может быть проведено в форме деловой игры. В этом случае важно заинтересовать каждого участника его ролью, но не увлекаться игровой стороной, а работать на выработку конкретных идей.

3. Подготовка КТД

Самое важное на этом этапе – распределение поручений. Здесь должны сочетаться добровольность, заинтересованность и желание ребят. Поэтому иногда целесообразнее давать поручения не микрогруппам, а временным группам по интересам. Мастерство вожатого в том, чтобы заинтересовать этими заданиями как можно больше ребят, помочь им определиться, поверить в свои силы.

Состав совета дела и групп подготовки не должен оставаться постоянным в течение года. Хотя это гораздо легче идти по накатанной колее: хорошо справились в прошлый раз – пусть успех повториться.

Во-первых, каждому неплохо попробовать себя и в роли генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Это предоставляет ребятам гораздо большие возможности для самовыражения. Во-вторых, однообразие деятельности притупляет интерес к ней. А если кто-то в который раз хочет быть в совете дела, то можно предложить ему какое-то другое задание.

Вожатый должен видеть на этом этапе каждого, учитывая его интересы и нравственные качества и направляя его желания. Это, конечно, далеко не самый легкий путь. Но именно он может сделать процесс подготовки не менее, а подчас и более интересным и значимым для ребят, чем само дело.

4.Проведение КТД.

Так же как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент деятельности ребят, необходимо соблюдение следующих принципов:

  1. Добровольность и заинтересованность.
  2. Возможность выбора в самореализации.
  3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.
  4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).
  5. Внимание к каждому (со стороны самих ребят и со стороны взрослых).
  6. Сотрудничество друг с другом и со взрослыми.

Заинтересованность ребят, несомненно, способствует и необычность обстановки, которую создает КТД: раскрепощенность (но не разболтанность), свободное общение, своеобразное оформление помещения, где находиться организация, музыкальный фон, освещение – все это играет огромную роль в психологическом настрое ребят.

Возможности для выбора и самореализации закладываются непосредственно в содержание КТД. И здесь приходиться ломать привычные формы. Возможны следующие пути:

  1. Переход от групповых форм к добровольному личностному выбору.
  2. Ориентация КТД на конкретных ребят.
  3. Выбор таких форм КТД, в которых предусмотрены возможности не только для коллективного самовыражения, но и для личностного.

5. Коллективный анализ.

В структуре КТД этот этап играет очень важную роль, особенно, если иметь в виду рефлексию личности. Поэтому, если традиционно коллективный анализ был направлен в большей степени на саму деятельность, то теперь акцент на личностный анализ должен быть гораздо сильнее.

«Разговор по кругу». Эта форма коллективного анализа самая сложная. Не каждому легко, особенно без привычки, заставить себя задуматься и высказать свое мнение, не повторенное за другим. Возможно, ребятам поможет то, что они могут отвечать не на все предложенные вопросы, а по выбору:

  • Мне понравилось сегодняшнее дело, но …
  • Мне оно не понравилось, но …
  • Я бы хотел сказать спасибо…
  • Кому мы принесли радость и пользу?
  • Что я открыл в себе в людях?
  • Как я оцениваю свое участие?
  • Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?
  • Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или кого-то? и т.д.

«Анкетирование». Этот метод обратной связи может быть мощным средством рефлексии, если вопросы подобраны продуманно, если ребята отвечают на них не наспех, с уверенностью, что их откровенность не будет наказана.

«Время на штурм». Это самый оперативный метод коллективного анализа, в котором проводится обсуждение по микрогруппам в течение короткого времени, а затем микрогруппы делятся впечатлениями.

«Газета-ветерок». Все сказанное выше записывается на листах бумаги, которые затем наклеиваются на общий лист и вывешиваются на стенде. Можно оставить в газете место «Уголок несогласия», где может высказывать каждый «несогласный».

«Цветопись». Здесь для более глубокого анализа вместе с уровнями настроения можно предложить ребятам и набор причин, влияющих на настроение, и они выбирают соответствующее.

Типы КТД

  1. Путешествия («Заочное путешествие», «Научно исследовательская экспедиция по родному краю», «Университет таинственных явлений»).
  2. Защиты («Защита фантастических проектов», «Парад - алле», «Защита профессии»).
  3. Эстафеты (журнал – эстафета, кольцовка песен, «Рисованный фильм»).
  4. Лотереи (концерт «Ромашка», театр миниатюр, «Робинзонада»).
  5. Бои («Морской бой», «Что? Где? Когда?», аукцион, КВН, «Поэтические сражения»).
  6. Ролевые игры («Рыцарский турнир», «Фабрика смеха», «Творческий суд»).
  7. КТД общения (круг знакомства, орлятский «Огонек», «Школа этикета»).

И т.д. ... Собстенно, КТД в детском лагере отличаются от остальных дел, мероприятий, игр не столько профилем деятельности, а сколько формой их организации и проведения.



2020-03-17 267 Обсуждений (0)
Структура коллективно - творческого дела 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура коллективно - творческого дела

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)