Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стадии развития коллектива (по Лутошкину)



2020-03-17 490 Обсуждений (0)
Стадии развития коллектива (по Лутошкину) 0.00 из 5.00 0 оценок




«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:

  • ребята мало знают друг друга;
  • нет общих интересов;
  • нет общих дел;
  • отсутствует авторитетный центр;
  • группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  • в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  • дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  • во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  • у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  • большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  • члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  • приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  • хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  • не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

Типы организаторов

  • Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений. Часто начинает со слов: «Представляете…»
  • Мыслитель Логически мыслит, прослеживается стройность в рассуждениях, стремится найти закономерности в работе. Внешние стороны отодвигаются на второй план. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.
  • Практик Привлекает собственным примером. Больше показывает как делать. Коллектив садится ему на шею.

Признаками стиля детского коллектива можно считать:

  • мажор — постоянную бодрость, готовность детей к действию;
  • ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • дружеское единение его членов;
  • ощущение защищенности (ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого);
  • активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;
  • привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах как для детского коллектива, так и для коллектива вожатых.

Вся работа в лагере должна быть построена на демократических началах. Если воспитанники не гордятся своим коллективом - эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива - гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.

Из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей, где кто-то кому симпатизирует и наоборот, рождается через некоторое время сообщество детей, возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни.

«Мы» - это то, что присуще только одному определенному коллективу, в отличие от других таких или совсем других коллективов. Существуют понятия «мы», а все вокруг - «они».

Для временных детских объединений - это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива.

Существуют определенные условия, при которых эта общность может возникнуть. Во-первых, надо иметь так называемую материальную основу: определенное количество детей, носителей этого понятия «мы». Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать. Необходима цель совместной деятельности.

У детского временного коллектива есть свои идеалы, нормы и правила поведения, специфические формы организации коллектива, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу. Все это - центры объединения, то есть те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе происходит осознание общности, создается чувство «мы».

 

 



2020-03-17 490 Обсуждений (0)
Стадии развития коллектива (по Лутошкину) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (490)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)