Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Малый бизнес в рыночной экономике



2020-03-17 289 Обсуждений (0)
Малый бизнес в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Маркетинг малый бизнес

Малые предприятия играют важную роль в экономике любой страны. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все её звенья. Другая важнейшая функция небольших фирм - поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение научно-технических достижений.

Сегодня становится всё более ясным огромное значение сектора малого предпринимательства в России. Его доля уже сейчас составляет, оценочно, не менее 90% по числу предприятий и 30-50% по занятости и производству продукции и услуг. В Тульской области насчитывается 40952 индивидуальных предпринимателя, из них 25884 осуществляет свою деятельность в сфере оптовой и розничной торговли [8, с.209]. Малое предпринимательство для области стало массовым явлением, обеспечивая решение как экономических, так и социальных проблем. Малые предприятия находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможности на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ к каналам сбыта, освоение новой продукции, обучение кадров, приобщение к современным информационным технологиям, получение финансовой поддержки и др. И поэтому именно для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию «рыночного поведения». В большинстве случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний.

Маркетинг как концепция управления деятельностью предприятия в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим компаниям не только держаться на плаву, но и успешно функционировать в рыночной среде.

Поэтому для современного предпринимателя актуальной является проблема применения маркетинга. Способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности - это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе.

Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является раскрытие сущности и особенностей маркетинга в малом бизнесе и нахождение путей повышения эффективности маркетинга для конкретного предприятия малого бизнеса.

Основными задачами исследования, проводимого в работе, являются:

· оценка комплекса маркетинга, применяемого на малом предприятии;

·   получение данных на основе проведения анкетирования, которые позволят дать оценку деятельности малого предприятия, а также определить, какие меры необходимо предпринять для его улучшения с целью наибольшего удовлетворения покупателей и максимизации прибыли;

·   проведение анализа сильных и слабых сторон малого предприятия для нахождения оптимального пути развития бизнеса (SWOT-анализ);

·   показать значимость маркетинговых инструментов, с помощью которых малое предприятие сможет повысить свою экономическую эффективность;

·   нахождение конкретных способов повышения эффективности маркетинга на предприятии.

Объектом исследования в ВКР является маркетинговая деятельность, осуществляемая на предприятиях малого бизнеса города Тулы.

Предметом исследования являются пути повышения роли маркетинга в развитии малого предприятия, функционирующего в сфере торговли.

При написании ВКР использовались материалы российских и зарубежных авторов, публикации в журналах «Маркетинг в России и зарубежом», «Российское предпринимательство», «Эксперт», «Российская бизнес-газета», «Управление персоналом», «Маркетинг ПРО», «Деньги и кредит», «Журнал для акционеров», статистические данные по РФ и Тульской области, методические материалы, а также данные, полученные в результате проведения анкетирования и анализа конкурентов.

 

 


Сущность и особенности маркетинга в сфере малого бизнеса

Малый бизнес в рыночной экономике

 

Для современной рыночной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монополизации экономики, средних и малых предприятий, которые возникают в отраслях, где не требуется значительных капиталов, объемов оборудования и кооперации множества работников. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от масштаба деятельности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, большой долей основных средств среди издержек предпринимателя. В этих отраслях сосредоточен в основном крупный бизнес. К ним относится автомобильная, фармацевтическая, химическая, металлургическая промышленность, большинство предприятий добывающих отраслей. Наиболее высокими темпами растут отрасли определяющие НТП, так как в них быстрее, чем в других аккумулируются финансовые, производственные и людские ресурсы. Количество индивидуальных предпринимателей Тульской области по видам экономической деятельности на 1 января 2011 года представлено на Рисунке 1.1:

 

Рис. 1.1. Количество индивидуальных предпринимателей Тульской области.

 

Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие [15, с.109].

Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан.

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве [17, с.163].

Как показывает мировая практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно- правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

· численность персонала;

·         размер уставного капитала;

·         величина активов;

·         объем оборота (прибыли, дохода).

Основной причиной роста малого бизнеса в развитых странах является структурная перестройка и неудовлетворенный спрос на рабочую силу в ряде отраслей. Наиболее квалифицированная часть безработных не найдя работу создает свои собственные мини-предприятия, которые обеспечивают им занятость и приемлемый доход. В 90 годы в эти процессы начали активно включаться женщины и молодежь, для которых создание собственного бизнеса являлось единственной альтернативой безработице.

Большую роль в росте числа малых предприятий играет стремление молодых преуспевающих менеджеров среднего звена попробовать реализовать полученные в рамках большой компании навыки и попробовать себя в качестве предпринимателя. Ряд квалифицированных работников создают небольшие предприятия стремясь застраховаться на случай снижения заработной платы или увольнения.

Третья причина роста числа малых предприятий - это неудовлетворенный спрос на товары в ряде отраслей.

Рост гибкости производства и динамизм потребностей в 90-е годы привели к тому, что крупный бизнес оказался не в состоянии сам полностью производить весь ассортимент необходимой продукции [28, с.231]. В результате остались незакрытыми значительные ниши в общественном производстве, такие как деловые и информационные услуги. По прогнозам специалистов около половины работающих в сфере услуг будут заняты сбором, анализом, синтезом, хранением и поиском информации. В этой области оптимальны небольшие предприятия.

В современных условиях активно идёт процесс сокращения технологического оборота. <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>К таким отраслям относится фармацевтическая промышленность, информационные технологии. В этих отраслях вложения в разработку не успевают быстро окупиться. Появление новых продуктов происходит как правило через каждые два-три года, в то время как предыдущий защищенный патентом <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> продукт полностью окупается в течении 5-7 лет. В таких случаях фирмы используют продажу лицензий <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> на использование технологий более мелким фирмам. Такой прием называется джинерика. <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> Другой метод получил распространение в фирмах производящих программные продукты. Так, например, "Microsoft" часто прибегает к -клон мейкерству [31, с.98] <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>. Создавая новый программный продукт на английском языке, она не занимается ни переводом, ни приспособлением этих программ к языку и условиям пользования в других странах. Эти вещи делают небольшие фирмы. Они заключают с фирмой-производителем договор, приспосабливают программы к местным условиям и затем сами занимаются распространением этих усовершенствованных копий. Все это создает нишу для роста и развития малого бизнеса.

Выведение на рынок принципиально нового продукта всегда связано с повышенным риском. Крупный бизнес не всегда может себе позволить начать производство до того, как не определиться рыночная привлекательность нововведения. Малый и средний бизнес выступают в качестве полигона, на котором крупные фирмы осуществляют опробацию идей [14, с.112]. Реализуется это как правило в форме создания венчурных фирм <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>.

Большую роль в возрастание роли малого и среднего бизнеса играет такое явление как снижение оптимальных объемов производства <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>. В 50-60гг. ХХ века началось активное дробление спроса и предложения, индивидуализация потребностей и соответственно специализация производства. В конце ХХ века произошло становление среднего класса <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>, рост уровня доходов, уровня образования. Начали активно внедряться новые технологии профессионального обучения. Все эти явления привели к небывалому росту свободного времени, дифференциации потребностей и индивидуализации потребления. В результате в ряде отраслей обрабатывающей промышленности произошло снижение оптимальных размеров производства и усилило позиции малых предприятий.

По мере насыщения рынка и удовлетворения первичного спроса у значительной категории потребителей падает интерес к массовой продукции <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>. На первый план выходит товар уникальный, производимый мелкими сериями или даже штучно. Если покупают, например, одежду, то такую, которой ни у одного соседа нет, мебель - с учетом конкретной архитектуры и дизайна дома, построенного по индивидуальному проекту. Откликаясь на диверсификацию спроса <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>, многие отрасли страны стали переходить к мелкосерийному производству <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> и сокращению глубины переработки продукции <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>, что, естественно, сместило акценты в пользу небольших, но хорошо оборудованных предприятий [30, с.251]. Крупная фирма сосредотачивает теперь свою деятельность только на важнейших операциях, отдавая в руки подрядчиков - второстепенные.

К важнейшим факторам, влияющим на развитие малого бизнеса относятся:

· политическая обстановка в обществе;

·         состояние экономики страны;

·         политика государства в области экономики;

·         меры поддержки малого бизнеса; правовое обеспечение малого бизнеса;

·         налоговая политика;

·         финансово-кредитная политика;

·         уровень жизни населения;

·         цивилизованность предпринимательства.

Малый бизнес неоднороден. В зависимости от конкурентной стратегии можно выделить два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее.

Жизнеобеспечивающее <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> - малое предприятие, способное обеспечить владельцу приемлемый доход. Это как правило мельчайший бизнес с числом занятых 1-2 человека. Он является формой самозанятости или дополнительного заработка. Его часто называют также традиционным малым бизнесом. Доля таких предприятий велика в странах с небольшими внутренними рынками.

Для сравнения в США - стране с большим внутренним рынком доля традиционного бизнеса 39% а, в таких странах как Италия и Япония, мелкие средние компании доминируют в ряде отраслей, особенно, таких как обрабатывающая промышленность [38, с.106]. Велика доля традиционного бизнеса и в странах, где рыночная экономика недостаточно развита.

Традиционный бизнес преобладает в производственном и бытовом обслуживании, оптовой и розничной торговле (парикмахерские, небольшие кафе, стоматологические кабинеты, магазины). Нишей <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> традиционного малого бизнеса являются отрасли обслуживающие локальные потребности <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>

Быстрорастущее <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>малое предприятие <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html> - это малый бизнес придерживающийся стратегии высокого роста и стремящееся получить высокую отдачу от вложений. Конечной целью такого предприятия является превращение в современное крупное эффективное предприятие. Эффективное функционирование быстрорастущего предприятия редко возможно без активной помощи государства и крупного бизнеса. Этот вид малого бизнеса активно развивается в сфере информационных услуг и инновационного бизнеса.

Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса [27, с.297]. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия - это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика не может функционировать и развиваться. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма [34, с.81]. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Чем устойчивее позиции малого бизнеса в экономике и чем активнее его участие в рыночной конкуренции, тем сильнее противодействие, которое он оказывает тенденции к монополизации рынка, изначально присущей крупному бизнесу [15, с.201]. Способность к быстрому восприятию и распространению технических новшеств, а нередко и к самостоятельной деятельности в сфере НИОКР делает этот сектор полноправным участником инновационного процесса. Обеспечивая преобладающую часть рабочих мест и выплачивая налоги, он служит главной опорой социальной политики государства. В периоды спада конъюнктуры именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, поглощая растущую безработицу и смягчая удары, наносимые кризисом отдельным отраслям и регионам. Однако уязвимость рыночных позиций малого бизнеса, обусловленная сравнительной слабостью его финансовой базы, требует от государства оказания этому сектору активной и многосторонней поддержки, без чего использование имеющегося у него потенциала становится невозможным.

Малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством [41, с.52]. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них.

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов <http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/glossary.html>, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средств друзей и близких. Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм. Например, в Индии число малых фирм составляет чуть более 12 миллионов, в Японии - 9 миллионов. Малый бизнес в США даёт почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

 



2020-03-17 289 Обсуждений (0)
Малый бизнес в рыночной экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Малый бизнес в рыночной экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)